интегрированный урок Икн , марийского(государственного) языкаи географии по теме " Моя Родина- Марий Эл"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Любовь Анатольевна Мочалова

Данный урок посвящен  расширению знаний детей о природе марийского края. Воспитании любви и уважения к марийскому народу.Развитии речи детей,желании изучать культуру, природу родного края.Помогает дать знания о Республике Марий Эл в области географии, ИКН и марийского государственного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_ikn_i_geografii.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок ИКН, марийского языка   и географии по теме «Моя Родина – Марий Эл»

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  Расширить знания детей о природе Марийского края. Дать знания о Республике Марий Эл в области географии, ИКН и марийского языка..  

РАЗВИВАЮЩАЯ:  Продолжить формирование умений и навыков

работы с различными картами, текстом учебника, интерактивной доской, мультимедийными учебниками и другими источниками информации. Учить детей ориентироваться по карте Республики Марий Эл, развивать речь детей, желание изучать культуру, географию и природу  края, в котором мы живём.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Воспитывать любовь и уважение к марийскому народу, гордость к своей малой Родине, желание сохранить и преумножить богатства марийского края.

ОБОРУДОВАНИЕ:       Компьютер, интерактивная доска, мультимедийные

                                           учебники, атласы, контурные карты, учебники.

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Вводное слово учителя:                                       - Сообщение темы, цели, задач урока.

3. Этап усвоения новых знаний.

Вопрос учителя:

– Сегодня на уроке мы будем говорить о Марий Эл. В переводе на русский язык?

– Марийский край.

Начнем рассказ о нашей Родине по плану:

    1. История края.

    2.Географическое положение.

    3.Рельеф и полезные ископаемые.

    4.Климат.

   5.Внутренние воды.

   6.Природные зоны.

   7.Народы и культура.

1) История края.

– А каким был марийский край в древности?

– И насколько древний марийский край?

– 400 лет

– Самым древним городам Козьмодемьянску и  Йошкар-Оле более 400 лет.

– У марийцев в древности не было своей письменности, и поэтому о прошлой жизни мы можем в основном судить по записям иностранных путешественников и из русских источников.

– Послушайте, каким предстал в древности марийский край путешественникам, и попробуйте найти ответ: «На сколько древний марийский край?»

– Итак, отправляемся в путешествие в прошлое :

…«Народ черемисов живет в лесах под Нижним Новгородом. У них свой язык… Этот народ населяет обширные пространства от Вятки и Вологды до реки Камы…

Черемисы живут по обе стороны Волги, большею частью без домов, в простых избах, питаются скотоводством, медом, дичью, являются превосходными стрелками из лука.

… Те из них, что живут направо от Волги, именуются «нагорными», так как они живут на высоте: на горах или между горами. Живущие слева именуются «луговыми» от «лугового сена», ведь здесь ввиду низкой и сырой почвы, много прекрасных лугов и полей, где собирается в большом количестве сено…Собственное имя черемис – мари (мужчина)… Породы они финской и говорят они своим собственным, с финским наречием сходным языком. Но за неимением букв нет у них ни письменных, ни печатных дел……Черемисы есть народ мужественный и возрастной. При том смиренный, незлобивый и нековарный.

- Современная республика (гимн, герб, флаг).

2)Географическое положение.

- Определение географического положения Республики по картам атласа и интерактивной доске.

- Практическая работа с контурными картами по определению границ РМЭ.

3) Рельеф и полезные ископаемые.

    – Одним из главных и любимых героев в легендах марийского народа является богатырь Онар, который был настолько велик, что шаги его равнялись нескольким стам метрам или километрам. Шагая по лесам, полям, лугам, Онар время от времени встряхивал землю со своих лаптей. И на тех местах образовались «холмы Онара». А что на самом деле представляют эти холмы?                                                                                                                                                       – Покажите эти холмы и назовите их.

– Марийско - Вятский увал.

- Какие ещё формы рельефа есть на территории нашего края?

- Назовите полезные ископаемые края.

– Глина, песок, торф, известняк…

Практическая работа с контурными картами.

4)Климат.

- Определение климата Республике по климатической карте.

5)Внутренние воды.

   – И куда бы человека не занесло за его долгую жизнь, всегда он возвращается к своим истокам, родной земле. Организм человека состоит из воды на 90%. Ученые установили, что человек, не знавший места своего рождения, возвращается на свою родину, потому что в воде заложены данные о родине, месте рождения.

– Ребята, а марийский край можно назвать водным?

– Родниковый край.

– Родник созвучен со словом Родина, источник жизни.

– Наш марийский поэт Сергей Григорьевич Чавайн одно из своих стихотворений так и назвал.

Ой, ты, край родимый мой!

Рощи, ельник молодой,

Воды светлые, поля,

Разве вас забуду я!

Славлю я тебя, Элнет,

Твоих сосен краше нет,

Всей душой я вас люблю,

       Эту песню вам пою!...

- Практическая работа с физической картой Марий Эл по определению рек.

– А вы знаете легенду об образовании озер? Вот послушайте:

    Вот одна из них – о Юмо, керемете и прекрасной дочери Юмо. По марийским преданиям Юмо – добрый дух, кереметь – бог зла.

Юмо долго наслаждался счастливой и спокойной жизнью на небе. Была у него красавица дочь. В нее был давно влюблен брат Юмо кереметь. Дочь Юмо каждый день спускалась на землю выгонять и пасти коров. Однажды она познакомилась с юношей, жителем земли, полюбили они друг друга. В этот же день голубоглазая девушка вернулась вечером домой без венка, отдала она венок юноше. Очень скоро они поженились и через нее люди породнились с небом. Прошел год, два, три, Юмо думает, что никогда не увидит дочь, но однажды…вслед за стадом по дорожке пришли счастливые супруги, упали перед Юмо на колени, повинились, рассказали, все как было. Добрый Юмо простил, устроил пир, дал в приданное всю землю, назвал человека своим сыном. Не примирился с этим кереметь. Затеял ссору на пиру с нареченным сыном, а затем сбросил его на землю.

Там, где падали осколки праха земного человека, вырастали прекрасные леса. Там, где падали частички голубых глаз – появлялись прекрасные озера – чистые и прозрачные, словно слеза.

В республике много озёр разного происхождения.

- Провальные озера (Табашинское, Карась, Яльчик, Кичиер).

- Пойменные (Мадарское, Мазарское).

- Междонные  (Сорочья)

- А какие озера встречаются с названием рыб?

- Щучье, Карась.

- Отгадайте ребусы и узнайте памятник природы Марий Эл.

О ' Я

Р

 ' П

Оз. Таир

Р. Ноля

Р. Рутка

Оз.Шап

6)Природные зоны.

- Работа с интерактивной доской по характеристике природной зоны смешанных лесов Марий Эл.

Блиц-опрос:

– Отгадайте животных марийского края!

– Самое крупное животное марийских лесов,

   изображено на гербе  г.Йошкар-Олы.

– Лось.

– На свинью похож, в лесу живет.

 Кабан.

– Всю зиму спит, весной на пасеку спешит.

– Медведь.

– Лесной богатырь таскает тяжелее себя.

– Муравей.

– Можно ли Марий Эл назвать «Кладовая природы»?

– Марийские леса…Они не зря славятся на все Поволжье, на всю Россию. Это самый крупный лесной массив на Волге.

Леса – наши легкие, и хвойные, и лиственные леса выделяют в атмосферу особые вещества – фитонциды, которые убивают микробы. Главное природной богатство республики – содержание немалых запасов древесины. Это родной дом для множества зверей, кладовая всевозможных ягод, грибов, лекарственных растений.

– Огромные запасы подземных вод.

– Край родников, минеральных источников воды и грязи (берега реки Илети, Юшута).

– И чтобы сберечь, это бесценное достояние учеными объявлены памятниками природы лесные массивы (рощи, боры, отдельные деревья), болота, озера, реки, водные источники.

– А какие памятники природы вы знаете?

– Национальный парк «Марий Чодра»,заповедник «Большая Кокшага», заказники, озера (21) «Таир», реки, луга, болота, Деревья – долгожители (200-300-500 лет).

– И только от нас, от наших действий зависит, останется ли эта кладовая природы другим поколениям.

– А какую роль в охране природы вы можете оказать?

6) Народы.

- Республику Марий Эл заселяют многочисленные народы:

мари -  42,9%

русские -  47,5%

татары -   6%

чуваши-   1%

и др.

- Культура Марий Эл.

- Рассказ о замечательных поэтах Республики Марий Эл Валентине Колумбе и Йыване Кырля .

4.        Этап закрепления нового материала.

- Вопросы викторины.

1)День рождения Марий Эл:                                                                                                      а) 4 ноября                                                                                                                                б) 7 ноября                                                                                                                                в) 12 декабря

2)Марийский народ приобрел независимость:

а) 1917г.                                                                                                                                     б) 1920г.                                                                                                                                                 в) 1922г.

3)В марийском флаге чередуются:                                                                                         а) белый, синий, красный                                                                                                           б) синий, белый, красный

4)Столицей Марий Эл является:                                                                                             а) Козьмодемьянск                                                                                                                         б) Волжск                                                                                                                                     в) Йошкар- Ола

5.        Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению.

География

Дать характеристику реке Илеть по типовому плану.

ИКН и марийский язык

Найти в различных источниках информации биографии поэтов Марий Эл. Презентация  МОя Родина –   Марий Эл».ppt

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 11 классе "Медленно история листается...все стареет - Родина не старится!"

«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ…ВСЕ СТАРЕЕТ – РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!»ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ XX BЕKA...

Интегрированный урок в 6 классе (математика + география) по теме: "Масштаб"

Интеграция дает возможностьпоказать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам.планировать предметные цели и результаты обучения на уровне учебных действий, которым...

Интегрированный урок по английскому языку и географии в 10 классе по теме "Великобритания"

Интегрированный урок по английскому языку и географии в 10 классе. Адресован преподавателям английского языка, географии, учащимся старших классов....

Конспект интегрированного урока по обществознанию, краеведению и географии для 10 класса на тему "Развитие городского самоуправления в 19 и 21 в.в."

В уроке приведены сведения о развитии городского самоуправления в г. Павловский Посад Московской области в 19 и 21 веке. Материалы урока могут быть использованы для проведения классного часа по патрио...

Интегрированный урок по английскому языку и географии для учащихся 5х классов по теме «Путешествие по Северной Америке»

Интегрированный урок по английскому языку и географии для учащихся 5х классов по теме «Путешествие по Северной Америке»...

план-конспект урока по марийскому (государственному) языку по теме "Моя семья"

Цель: развитие устной речи – диалогической и монологической, навыков правильного письма слов, словосочетаний и предложений; закрепление лексического материала по пройденной теме.Задачи:1....

Технологическая карта и анализ открытого интегрированного урока в 5А классе (биология, география, экология) на тему «Вода и человек»

Технологическая карта и анализ открытого интегрированного урока в 5А классе (биология, география, экология) на тему «Вода и человек»...