Национально-региональный и этнокультурный компоненты в содержании образования
материал по теме
Этнокультурный компонент обеспечивает включение личности в диалог с полиэтническим окружением, позволяет выявить в народных культурах не только национально особенное и уникальное, но и общее, универсальное. Иными словами, этнокультурный компонент обуславливает знание других национальных культур. И, как указывает В. Д. Шадринов, «жить и знать - вот в чем глубинные различия в организации педагогического процесса по отношению к родным культурам».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nac.-region._i_etnokult.komponent_v_soderzhanii_obrazoa..docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
Национально-региональный и этнокультурный компоненты в содержании образования
Из опыта работы Эреджеповой Р.А., учителя русского языка и литературы МКОУ «СОШ №14» аула Эдельбай Благодарненского района Ставропольского края
а. Эдельбай
Этнокультурный компонент обеспечивает включение личности в диалог с полиэтническим окружением, позволяет выявить в народных культурах не только национально особенное и уникальное, но и общее, универсальное. Иными слова ми, этнокультурный компонент обуславливает знание других национальных культур. И, как указывает В. Д. Шадринов, «жить и знать - вот в чем глубинные различия в организации педагогического процесса по отношению к родным культурам».
По нашему мнению, содержание общего образования в полиэтническом Российском государстве должно включать в себя следующие взаимо связанные компоненты:
1. Национально-региональный компонент, обеспечивающий каждому
представителю молодого поколения возможности этнической самоидентификации и знакомства с имеющимся ближайшим (региональным) этнокультурным окружением.
2. Этнокультурный компонент, создающий условия для вступления
личности в диалог с разнообразными этнокультурами и позволяющий через российскую культуру входить в мировую.
3. Федеральный компонент, способствующий интеграции личности в
современное мировое цивилизованное пространство и приобщению к
общечеловеческим ценностям.
Этнокультурный компонент предполагает организацию содержания образования на основе диалога культур, выступающего действенным усло вием, как национального развития, так и гармонизации межэтнических отношений. Диалоговый подход позволяет идти от родной культуры к россий ской и далее - к мировой. Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий культурный уро вень.
Проведенный нами анализ литературы, а также практики работы шко лы и организация собственной опытно-экспериментальной работы свиде тельствуют о реализации разных моделей национально- регионального и этнокультурного компонентов в содержании образования. При этом в од ном образовательном учреждении могут одновременно функционировать несколько моделей.
Информация об этнокулътурах находится во всех образовательных об ластях.
Однако, безусловно, основу полиэтнического образования составляют гуманитарные дисциплины. Именно в них концентрируется квинтэссенция национальной культуры.
Наиболее эффективный путь включения детей в родную этнокулътуру — это изучение языка и литературы. Язык есть не только средство об щения и выражения мысли, но и аккумуляция ценностей культуры. В языке отражается опыт народа, его история, материальная и духовная культура. Русско-национальное двуязычие в общеобразовательной шко ле реализуется по следующей схеме: в качестве первого языка выступает русский, помимо этого учащимся предоставляется возможность выбора формы изучения другого государственного языка - либо в обязательном порядке, либо на факультативной основе. Изучение языков титульных эт носов способствует как развитию русско-национального двуязычия и расширению сферы функционирования титульных языков, так и воспита нию у русскоязычного населения уважительного отношения к иной этнокультуре, служит целям консолидации общества.
В учебный план школы введены специальные курсы (многопредмет ная модель), темы (модульная модель) факультативные занятия и курсы по выбору. Например, «Литературное наследие туркмен России», «Туркмен ские поэты и писатели» «Русское правописание», «Литература Ставропо лья», «Эпистолярный жанр».
Кроме того, на занятиях рассматриваются литературные произведе ния, помогающие познать культурные традиции и ценности народов, а так же затрагивающие проблемы межнациональных отношений: «Изображе ние христианских праздников и традиций как средство раскрытия характе ров главных героев рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»; «Про блемы толерантности в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»; «Тради ции и обычаи народов Кавказа в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме «Беглец»; «Проблемы межнациональных отношений в произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»; «Гуманизм по эзии Расула Гамзатова».
Мною разработан для шестиклассников цикл уроков «Отражение иде алов в литературных произведениях и произведениях устного народного творчества». На первом уроке этого цикла по теме «Отражение идеалов в сказаниях и легендах разных народов» учащиеся работали с текстами «Сказание о белгородском киселе» и «Сказание о герое Муртазали» (Дагестан ский эпос). В ходе занятия дети выполняли задание по карточке, в которой нужно было подчеркнуть те слова, которые, по их мнению, отражают вы сокие моральные качества людей. Далее детям предполагалось назвать ка чества и черты характера людей, которые отражены в данных произведени ях, подтвердить их наличие примерами из текстов и сопоставить представ ления об идеалах у разных народов. В качестве домашнего задания уча щимся предлагалось выполнить одно из трех заданий: написать мини-сочинение «В чем современность идеи сказаний?»; составить рассказ на тему «Почему в сказаниях разных народов представления об идеалах сход ны?»; составить книжку - словарик со словами, отражающими высокие моральные качества людей.
На втором уроке учащиеся работали с произведениями современных писателей, с содержанием которых познакомились самостоятельно: «Уро ки французского» В. Распутина, рассказы Ф. Искандера «Дедушка», «Пер вое дело». На первом этапе урока детьми были сделаны небольшие сооб щения о жизни и творчестве писателей. Затем они провели исследователь скую работу, основными задачами которой были: привести примеры из текстов произведений, характеризующие любовь к родным местам, уваже ние к старшим, отношение подростков друг другу, к учебе; выявить общие высокие моральные качества людей, которые ценят разные народы; опре делить, какие качества людей отражены в рассказах Ф. Искандера.
Третий урок этого цикла назывался «Отражение человеческих идеа лов в пословицах и поговорках разных народов». В качестве домашнего задания детям было предложено подобрать пословицы и поговорки, от ражающие высокие моральные качества и осуждающие отрицательные качества людей.
Важно также отметить, что в школу поступают дети, плохо владеющие русским языком. Языковые проблемы затрудняют усвояемость учебного материала, обуславливают трудности в коммуникации, общении, препят ствуют успешной адаптации к учебной и социальной среде и взаимопони манию со сверстниками и педагогами. С целью преодоления языковых про блем на уроках ввожу применение социальной модели, выражающейся в организации дополнительных, коррекционных групповых и индивидуаль ных занятий с детьми по обучению русскому языку.
Весьма важным подспорьем в обучении языку являются игровая, теат ральная и музыкальная виды деятельности. Собственно все эти виды выс тупают стимулами овладения ребенком русским языком, как средством удовлетворения социальных потребностей.
Детям необходимо показать, что языки могут быть похожими, род ственниками, а могут и отличиться друг от друга. С этой целью использую привлекательные и понятные детям фольклорные произведения, напри мер, сказки.
Используя потенциал полиэтнического окружения и принцип сравне ния, имею возможность наглядно и доступно познакомить своих воспитан ников с одним из ведущих признаков народа - языком и показать разнооб разие этнических культур, их сходств и различий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 г.Улан-Удэ
В статье говорится о реализации этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 города Улан-Удэ...
Мещерова Е.В., учитель химии "РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ"
Мещерова Е.В., учитель химииРЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ Лю...
Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образования.(Теоретические заметки)
Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образованияспособствует формированию личности выпускника как достойного представителя города, умелого хранителя,пользователя и создателя...
Национально-региональный компонент – важное составляющее содержания современного школьного образования.
В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несе...
"Самооценка уровня готовности учителя по включению этнокультурного компонента в содержание и процесс обучения". Статья.
Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал....
Участник проблемной группы "Этнокультурный компонент в структуре содержания ДО, НОО, ООО, СОО и дополнительного образования детей "
Участник проблемной группы "Этнокультурный компонент в структуре содержания ДО, НОО, ООО, СОО и дополнительного образования детей "...
Этнокультурный компонент в содержании исторического образования как фактор развития функциональной грамотности школьников
История как наука заставляет искать нас ответы на общечеловеческие вопросы. Чему нас учит прошлое? Что нас ждёт в будущем? Краеведение помогает ответить на эти важные вопросы, даёт материал для вдумчи...