"Формирование коммуникативной компетенции учащихся"
статья на тему

Харламова Елена Андреевна

 

Формируя у учащихся коммуникативную компетенцию,мы формируем их коммуникативную культуру, являющуюся основой общей культуры личности, основной компонентом культуры, которой обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью. А что может быт главнее?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_ped._kon-cii.doc30 КБ
Microsoft Office document icon ped._koncepciya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Защиту своей педагогической концепции мне хотелось бы начать с известных слов Н. А. Добролюбава:

«Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизится к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им»

Именно нам, учителям – словесникам, доверена важнейшая и труднейшая миссия – научить детей умело пользоваться несметными сокровищами «великого, могучего» русского языка, научить их умело владеть родным языком.

Только сегодня, к большому сожалению, понятие «владение языком» ограничивается уровнем знания основных языковых явлений и правил и правописной грамотностью учащихся.

Весьма печально, что практика преподавания русского языка до сих пор в значительной мере ориентирована на формирование представлений о русском языке, его правилах и законах, на усвоение норм орфографии и пунктуации. При этом совершенно игнорируется коммуникативная функция слова. В популярных ныне учебниках русского языка для старшеклассников читаем: «Книга поможет в совершенствовании навыков правописания, в практическом повторении всего того, что было раньше изучено» Опять обобщать, повторять и закреплять пройденный материал? А как же научить детей наслаждаться языком, общаться, вести деловые разговоры, выступать перед аудиторией, дискутировать, оформлять деловые бумаги, писать рефераты?

Нельзя сказать, чтобы проблема правильного словоупотребления и искусства речи никого не волновала. Напротив, для очень многих овладение грамотой и красивой речью – необходимое условие их профессионального роста, успеха в жизни. Так было всегда. Всем нам так или иначе хотелось бы излагать свои мысли точно, ярко, убедительно. А умения - то как раз часто и не хватает!

Можно быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, но не уметь употреблять слова, грамматические конструкции в конкретных условиях общения.

Научить писать без ошибок, на мой взгляд, не трудно. Нормальные, ординарные способности позволяют ученику овладеть этим. А вот научить детей грамотно и красиво общаться на родном языке – задача гораздо более сложная и весьма актуальная.

Не случайно, формирование коммуникативной компетенции (на ряду с лингвистической и языковой) – сегодня считается важной задачей преподавания русского языка в школе.

Что же включает в себя понятие «коммуникативная компетенция»? Это «ЗУН, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, соответствующего целям, сферам, обстановке общения» (Е. И. Быстрова). Таким образом, главная наша задача сегодня – в процессе обучения русскому языку формировать развитую языковую личность, то есть, говоря словами Ю. Н. Караулова «субъекта, обладающего совокупностью способностей и свойств, позволяющего ему осуществлять сугубо человеческую деятельность  - говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие цели и условиям коммуникации, извлекать информацию из текстов, воспринимать речь».

В связи с этим главной характеристикой моей педагогической концепции является антропоцентризм,  центром которого как раз и выступает языковая личность, ее речевые и мыслительные способности.

Работая по традиционной программе Т. А. Ладыженской и М. Г. Баранова, я очень остро ощутила отсутствие цельной системы по развитию речи учащихся, что заставило меня начать формировать собственную систему работы в этом важном направлении, основой которой стала программа «Речь», разработанная ведущими специалистами ПГПУ им. Белинского.

Чем же она привлекла мое внимание?

Прежде всего, направленностью на формирование у учащихся обобщенных умений текстовосприятия и текстообразования, которые определяют уровень развития языковой личности.

Текст становится основной единицей обучения и одновременно воспитания: в качестве образца и источника речевой деятельности выступают классические образцы художественной прозы, поэзии, драматургии, своего рода эталоны русской литературной речи, помогающие нам заложить у формирующегося человека интерес к подлинно прекрасному и богатому русскому литературному языку. Этим, мне думается, предотвращается разрыв между языком русской классической литературы и современной литературной речью, которая все больше испытывает давление небрежной и вульгарной бытовой речи.

Не мною доказано, что правильное, точное, полное восприятие авторского текста (образца) предполагает конструирование собственного текста, адекватного данному. Поэтому совершенствуя умения текстовосприятия,  мы создаем условия для формирования умений тектообразования. (Этот подход я постараюсь отразить на конкурсном уроке.)

В этом плане эффективно работает используемая мною методика обучения школьников ориентироваться в речевых ситуациях, учитывать задачу общения, чтобы выбрать оптимальные языковые средства. С этой целью определена посильная для учеников последовательность жанров: сначала идет овладение речевым жанром в устном воплощении, а затем в письменном, что, несомненно, будет способствовать формированию «жанрового ожидания», одного из показателей коммуникативной компетенции школьников.

То есть основным в моей концепции является текстоцентрический подход, неразрывно связанный с коммуникативно – деятельстным подходом в обучении языку. Если мои ученики научатся составлять текст (или устные высказывания) в соответствии с коммуникативной намерениями и с учетом особенностей адресата, я смогу считать тогда свою миссию исполненной.

Важность своей работы я вижу в том, что, формируя у учащихся коммуникативную компетенцию, я тем самым формируются их коммуникативную культуру, являющуюся основой общей культуры личности, основной компонентом культуры, которой обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью. А что может быт главнее?



Предварительный просмотр:


Районный конкурс

«Учитель года - 2002»

Моя педагогическая концепция

Выполнила: учитель русского языка и литературы средней школы № 1 п. Первомайский

Оренбургского района

Харламова Елена Андреевна

2002 год


В современных условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, радикальных перемен в области просвещения особую остроту приобретает проблема филологического образования в школе. Известно, что в переломные исторические эпохи родной язык и литература становятся символами национального самосознания. Школа должна стать в полной мере социальным институтом русской нации, обеспечивающим сохранение и развитие русского языка и культуры.

Преподавание русского языка осуществляется сегодня в условия деформации русского языка, расшатывания его норм. Резко снижается общая и речевая культура, грамотность населения. Отмечается снижение мотивации к изучению языка, падение интереса к чтению художественной литературы.

В сложившейся ситуации в качестве важнейших целей филологического образования выступают следующие:

  1. Овладение речевой деятельностью – рецептивной, помогающей изучить человеческую культуру, и продуктивной, развивающей творческий потенциал языковой личности;
  2. Воспитание чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;
  3. Изучение системы родного языка – ее современного состояния и истории – как средства развития лингвистического мышления, языкового чутья, коммуникативной компетенции (по Е. А. Быстровой).

Основополагающим принципом филологического образования сегодня является коммуникативность, предполагающая формирование навыков общения разного уровня – от эмпатии (способности сопереживания другому лицу) до диалога культур, как синхронного, так диахронического.

Урок русского языка на современном этапе должен быть прежде всего уроком развития речевой деятельности и мышления учащихся. Данное требование обусловлено спецификой самого учебного предмета, социальная функция которого раскрывается в коммуникативной функции языка.

От понимания учителем задач в организации речевой деятельности учащихся зависит  в конечном итоге и совершенствование учебного процесса, и воспитание общей культуры школьника, и формирование его личностных образований. В процессе обучения существует ряд проблем, сопряженных с развитием речевой деятельности: неумение учащихся выразить свои мысли в устной и письменной форме, отсутствие целостной системы работы по развитию речевой деятельности учащихся с учетом ее сущностных свойств и структурных компонентов.

Не случайно, формирование коммуникативной компетенции, (предполагающей овладение различными видами речевой устной и письменной деятельности; культурой речевого поведения), наряду с формированием языковой и лингвистической компетенции является, ведущим направлением в обучении русскому языку.

Следует отметить, что Н. М. Шанский, говоря об актуальных проблемах в обучении русскому языку, первой задачей называет «научение школьников свободной речевой деятельности». Он пишет: « Поскольку реализация языковой системы происходит в речи, курс русского языка предполагает развитие и совершенствование у учащихся всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение). В соответствии с этим он должен содержать те языковые факторы, законы и правила, которые позволили бы свободно, грамотно и выразительно общаться на русском языке, то есть должен включать в себя все знания, умения и навыки, которые необходимы для того, чтобы правильно и хорошо говорить, слушать, читать и писать на русском языке».

Таким образом, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование высоконравственной интеллектуально развитой языковой личности, то есть «субъекта, обладающего совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность – говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие цели и условиям коммуникации, извлекать информацию из текстов, воспринимать речь». (Ю. Н. Караулов)

В этом плане весьма актуальна и продуктивна антропоцентрическая концепция обучения русскому языку, центром которой как раз и выступает языковая личность, ее «речевые и мыслительные способности порождать и воспринимать речевые высказывания» (В. И. Кодухов), единицей обучения становится текст.

Обучать школьников, следуя антропоцентрической системе, можно и по ныне действующей программе М. Г. Баранова и Т. А. Ладыженской. В эту программу органично вводится начатая мною сравнительно недавно система работы по развитию связной речи учащихся, базирующаяся на программе «Речь», разработанной преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Составленная с учетом имеющихся в методиках русского языка традиционных подходов к работе по развитию речи школьников, она направлена на формирование у них обобщенных умений текстовосприятия и текстообразования, которые определяют уровень развития языковой личности.

Исходя из того, что предметом филологии является «весь человеческий мир, но мир организованный, увиденный через текст» (С. С. Аверинцев), важнейшей характеристикой всех предметов филологического цикла является ориентированность на текст, раскрытие «того духовного мира, который скрывается за словами» (Л. В. Щерба).

Текст – основа филологического образования. На базе текста изучается «язык в действии»,  формируются лингвистические умения, языковая и коммуникативная компетенция, развивается дар слова, рождается «языковая индивидуальность ученика» (М. М. Бахтин).

Не случайно, текст становится основной единицей обучения: авторский текст как образец речевой деятельности и текст учащихся как продукт, результат их речевой деятельности.

Программа «Речь» предлагает для работы тексты художественных произведений, изучаемых попутно на уроках литературы, что является попыткой интеграции уроков русского языка и литературы, так как сближение задач речевого и литературоведческого развития школьников является важным условием в постижении искусство слова.

Как же формируется у школьников текстовосприятие?

  1. Начинается работа с анализа собственно информационных текстов (учебно – научный, официально – деловой), так как эти тексты допускают только одну интерпретацию, а употребление в них слов полностью определяется их словарными значениями. Мотивирующим фактором становятся формирующаяся языковая компетентность учащихся.
  2. Учащиеся работают с оценочно – информационным текстом. Сначала школьники исследуют небольшие по объему тексты – пословицы, поговорки, афоризмы, а затем – образцы публистического стиля.
  3. Работа с образно – оценочно – информационным (художественным) текстом, на основе которого формируется высшее качество хорошей речи – образность, то есть особенность слов создавать наглядно – чувственные картины реальной действительности. Слово всегда открыто для восприятия и использования его творчески.

Развитие языковой личности непрерывно движется от «красивых образов – к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни - к абсолютной красоте». (Платон)

Правильное, точное, полное восприятия авторского текста предполагает конструирование собственного текста, адекватного данному. Поэтому совершенствуя умения тектовосприятия, мы создаем условия для формирования умений текстообразования.

Выделим основные умения текстовосприятия:

  1. расчленение на главное и второстепенное;
  2. обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков;
  3. установление логики движения текста, последовательности смысловых блоков;
  4. моделирование и комбинирование языковых единиц в целях понимания и запоминания;
  5. формулировка вопросов по тексту и поиск в нем ответов на эти вопросы.

К необходимым условиям, при которых учащиеся успешно овладевают умениями текстообразования, отнесем следующие:

  1. Формирование потребности (мотивации) в общении, желания учащегося поделиться с другими тем, как воспринимается и оценивается им ситуация или события.
  2. Обучение школьников различным видам речевой деятельности.

К общим коммуникативным умениям относятся:

  1. Умение раскрыть тему и основную мысль текста;
  2. Умение собирать и систематизировать материал;
  3. Умение строить высказывания в определенной композиционной форме, соответствующей заданному типу и стилю речи;
  4. Умение совершенствовать написанное (редактировать).

На основе моделирования создаем типовые коммуникативные умения и обучаем учащихся:

  1. Конструировать словосочетания;
  2. Объединять слова и словосочетания в предложения, оптимально используя возможности прямого и обратного порядка слов, членов предложения;
  3. Варьировать различные средства связности;
  4. Членить текст на фрагменты, абзацы;
  5. Корректировать написанное (соблюдать единство стиля, жанра).

В этом плане эффективно работает используемая мною методика обучения школьников ориентироваться в речевых ситуациях, учитывать задачу общения, чтобы выбрать оптимальные языковые средства. С этой целью определена посильная для учеников последовательность жанров: сначала идет овладение речевым жанром в устном воплощении, а затем в письменном, что, несомненно, будет способствовать формированию «жанрового ожидания», одного из показателей филологической состоятельности школьников.

Итак, умения учащихся создавать собственные тексты очень важны, так как «мышление ребенка развивается в зависимости от речи» (Л. С. Выготский) и именно текст играет роль «установки» на речевое развитие. Текстоцентрический подход неразрывно связан с коммуникативно – деятельностным подходом в обучении языку. Если учащиеся научается составлять текст в соответствии с коммуникативными намерениями и с учетом особенностей адресата, есть основание полагать, что будет получен ожидаемый результат.

Обучая учащихся написанию творческих работ, уделяя большое внимание языковому анализу текста,  тем самым формируем коммуникативную компетенцию, а значит коммуникативную культуру учащихся.

Коммуникативную культуру можно рассматривать через совокупность культурообразующих компонентов. Первым среди них является эмоциольная культура, или культура чувств, представляющая собой адекватное реагирование на окружающую действительность. Второй компонент - это культура мышления, представляющая в виде специфических форм познавательной деятельности, направленной на восприятие и порождение текстов. Третий  компонент – культура речи, являющаяся объектом изучения языкознания.

С. И. Ожегов писал: «Высока культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка… Но  высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще в умении найти на только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)».

Итак, культура речи – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. В этом плане культура речи отражает состояние речевой культуры языковой личности, его рече-языковые способности и личностные свойства.

Таким образом, коммуникативная культура – это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, который обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью. В этом отношении моя педагогическая концепция весьма гармонично вписывается в образовательную модель нашей школы «Экология. Человек. Гармония», основной целью которой и является формирование личности, свободной, жизнелюбивой, талантливой, обогащенной научными знаниями и готовой к созидательной творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Формирование коммуникативных компетенций учащихся с помощью ситуативных упражнений

Использование элементов психолингвистики при формировании коммуникативных компетенций, примеры ситуативных упражнений, позволяющих добиться успешных результатов....

Комплексный анализ текста краеведческого содержания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся и подготовки к ЕГЭ

Развитие учебного процесса в современной школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют определенные знания и умения, а компетенции, то есть умения, непосредст...

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции  учащихся на уроках литературы...

Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Чтобы успешно вести работу над ошибками нужно определиться с классификацией и условным обозначением их...