Комплексный анализ текста краеведческого содержания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся и подготовки к ЕГЭ
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Развитие учебного процесса в современной школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют определенные знания и умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Задача учителя-словесника – формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся. Одним из наиболее эффективных и результативных средств формирования названных компетенций, как показывает практика, является комплексный анализ текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_analiz_teksta_kraevedcheskogo_soderzhaniya.doc | 63 КБ |
komp._analiz_fedin.ppt | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный анализ текста краеведческого содержания как средство
формирования коммуникативной компетенции учащихся и подготовки к ЕГЭ
Работа с текстом на уроках русского языка – составная часть реализации личностно ориентированного обучения, она способствует формированию мировоззрения, жизненной позиции, коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования. Развитие речетворческих навыков, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность в речевом самосовершенствовании учащихся – к таким результатам может привести систематическая, правильно организованная комплексная работа с текстом. Своими наблюдениями и методическими находками по организации этой работы мне и хочется поделиться.
Главная цель комплексного анализа текста – обучение учащихся правилам, технологии построения текста
Основными организационными формами комплексного анализа текста, применяемыми мной в практике, являются:
- коллективная работа класса под руководством учителя;
- один из этапов подготовки к изложению;
- форма самостоятельной работы учащихся;
- обобщение изученного или проверка знаний, умений и навыков учащихся;
- подготовка к ЕГЭ.
Для комплексного анализа учащимся предлагаются небольшие тексты: миниатюры или фрагменты больших текстов, обладающие автономностью и признаками целого текста.
Важно разъяснить ученикам логику комплексного анализа: от содержания текста – к языковым средствам, которыми это содержание выражено.
В решении других вопросов организации комплексного анализа текста можно исходить из широко известного высказывания Л.С. Выготского, который утверждал, что слово приобретает свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретает свой смысл только в контексте абзаца, абзац – в контексте книги, книга – в контексте всего творчества автора. Исходя из этого, стараюсь подбирать для комплексного анализа произведения или фрагменты из них таких авторов, личность и творчество которых уже известны учащимся или изучаются в данный момент на уроках литературы. Если это условие не может быть выполнено, то работе с текстом предваряю небольшое пояснение, короткое слово об авторе текста и произведении, из которого взят фрагмент. Возможно использование портрета писателя, выставки его книг и короткого комментария, мультимедийной презентации. Психологами доказано: если читающий видит портрет автора, то он лучше воспринимает и запоминает текст.
В психологии различают три ступени понимания текста: первая – прочитал текст и не все в нем понял; вторая – прочитал текст и понял только то, что в нем есть; третья – прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет. Талантливый читатель всегда старается подняться на третью ступень понимания текста, т. е. читать не только текст, но и подтекст, «между строк». Такое «общение» с текстом – одна из составляющих коммуникативной компетенции. В этом учитель и должен помочь ученику.
Комплексный анализ текста – исследовательская, творческая работа, поэтому единого плана анализа быть не может: каждый художественный текст неповторим, своеобразен. Важно, чтобы учитель уделил достаточно времени и внимания разработке заданий, направляющих деятельность школьников, подошел к этому творчески.
Комплексная работа с текстом как форма самостоятельной работы или проверки знаний, умений и навыков учащихся проводится обычно на уроках повторения, обобщения и систематизации изученного (в начале, в конце учебного года или четверти, полугодия, после изучения темы, раздела), а в 10-11 классах может быть основной формой проведения занятий. К одному тексту предлагается много разнообразных заданий речеведческого и языкового характера. Это дает ученику возможность выбора (выполняются не все задания к тексту), что создает предпосылки для восприятия учебной ситуации как естественной. Разнообразные вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам.
Задания к тексту, ориентированные на работу по орфографии и пунктуации, разные виды разбора (конкретный материал для разбора предлагается выбрать ученикам самостоятельно), могут быть использованы для домашнего задания. Таким образом, самостоятельно выполняя домашнюю работу, ученик продолжает общаться с текстом, с тем, что происходило на уроке: от текста, к предложению, к слову… Даже словарные диктанты могут включать материал, отобранный из анализируемого текста. Принцип тематического единства, на котором происходит организация работы, важен для создания развивающей речевой среды, которая приобщает к культуре.
Как мы видим, целенаправленное систематическое использование художественного текста, его анализ может повысить уровень коммуникативной культуры и навыков правописания у учащихся. Но встаёт вопрос, какой же текст может заинтересовать учеников?
Проведенный опрос учащихся 10А и 11А дает представление о том, использованию каких текстов на уроках русского языка они отдают предпочтение:
это прозаический текст (84 %) художественного (51 %) или публицистического (46 %) стиля о природе и экологических проблемах, о человеческих взаимоотношениях, об истории и культуре нашей Родины, родного края, о жизни и творчестве выдающихся людей, в том числе земляков (темы расположены по степени важности с точки зрения учащихся).
Говоря о критериях отбора текстов, отмечу, что нужно использовать тексты разных стилей и, возможно, даже отдавать предпочтение стилю публицистическому, во-первых, потому, что тексты именно публицистического стиля в основном даются в задании части С ЕГЭ, подготовка к которому должна начинаться как можно раньше; во-вторых, они служат образцом того, как при помощи слова можно выражать не только мысли, но и чувства, проявлять себя как личность.
Так как на протяжении многих лет я занимаюсь литературным краеведением, то использую для анализа и тексты краеведческой направленности. Убеждена, что именно они способны помочь изменить отношение учащихся к русскому языку, показать и раскрыть богатство и красоту родного края, задеть чувственную сторону души и привить любовь не только к своему краю, но и к языку, увлечь возможностью лингвокраеведческого исследования.
Интересным и заслуживающим внимания мне представляется опыт использования краеведческих текстов и для подготовки к ЕГЭ. Для этого требуется разработка заданий для анализа текста не в традиционной форме, а в формате ЕГЭ. Работа кропотливая, но активность ребят на таких уроках, их интерес и активная познавательная деятельность оправдывают затраченное время.
Пребывание в нашем городе в эвакуации в годы войны таких мастеров слова как Б.Л. Пастернак, Л.М. Леонов, М.В. Исаковский, К.А. Федин и другие, произведения, созданные ими в Чистополе или о Чистополе, дают разнообразный материал для использования на уроке. Немаловажно, что, работая с их текстами, учащиеся многое узнают о годах Великой Отечественной войны, буквально погружаются в атмосферу тех лет, ближе знакомятся с писательскими судьбами, историей города и его жителей.
Так на одном из уроков работа была организована по фрагменту статьи К.А. Федина «Молодежи Чистополя», опубликованной в 1942 году в местной газете «Прикамская коммуна». Задания для комплексного анализа предлагались в формате ЕГЭ.
Молодежи Чистополя
1) Далекий городок на изгибе красочной многоводной реки. 2) Пароходы, то скопляющиеся около пристаней, то исчезающие в дали от берегов. 3) Задумчивые сизоватые сумерки, бурно-огненные немые закаты, медленно гаснущие в воде.
4) Кажется, все спокойно и мирно в этом уединенном краю. 5) Но вглядитесь в первого встречного человека – пусть это будет ученик ремесленной школы, бегущий к началу работы за своим станком, пусть – колхозник, чуть свет привезший воз хлеба на склад, пусть – молодая девушка из Энского завода, - вглядитесь в любого человека: как все озабочены, как торопится каждый к своей цели, как серьезны и значительны их взгляды.
6) Нет, жизнь этого далекого городка не так тиха, не так безмятежна!
7) Не надо обладать каким-либо особым глазом, чтобы прочесть на любом лице юноши, пожилого человека, девушки или женщины одну и ту же глубоко переживаемую мысль: война! 8) Идет Отечественная война, и я – ее участник, я нахожусь в строю необъятной армии, которая обороняет родину от врага.
9) Да, здесь, в этом далеком городке, за сотни километров от фронта, много и много сил отдается на помощь великому делу обороны страны от жестокого, хищного врага.
10) И как в огне боевого фронта, как в больших, прославленных городах, так и здесь – в первом ряду, в голове каждого дела находится наша молодежь. 11) Она самоотверженна, она неутомима, она смела, кровь ее нетерпелива и душа ее горяча.
12) Наш далекий городок на Каме дает Красной Армии каждый день, каждый час свою долю оружия, свою долю огня. 13) От нашей молодежи зависит, чтобы доля эта возрастала изо дня в день.
14) От нашей молодежи зависит, чтобы волжский и камский флот, неустанно помогавший обороне Сталинграда, получил необходимую опору в работе механического завода.
15) От нашей молодежи зависит, чтобы усталые бойцы после кровавых схваток с врагом на фронте, вздохнув на минуту, получили сытный обед и могли бы продолжить свое дело.
16) От нашей молодежи, от наших девушек зависит, чтобы раненые в госпиталях поправлялись лучше и скорее.
17) Да, в нашем далеком городке повсюду найдется место, где молодежь может применить свои силы, отдать их на защиту Родины.
18) От всех вас, от каждого юноши и от каждой девушки зависит очень, очень много. 19) Вы все – участники войны, и ваши усилия на заводе, на камском судне, на колхозной пашне, в воинской части или в ремесленной школе приближают день и час победы.
(По К.А. Федину)
А29. Какое утверждение не совпадает с позицией автора?
1) Жизнь далекого от фронта городка тиха и безмятежна.
2) В этом далеком городке много сил отдается великому делу обороны страны.
3) В нашем далеком городке повсюду найдется место, где молодежь может применить свои силы, отдать их на защиту Родины.
4) От каждого юноши и от каждой девушки зависит очень многое.
А30. Какие типы печи представлены в предложениях 1 – 6?
1) описание и повествование 3) рассуждение и повествование
2) описание и рассуждение 4) повествование
В1. Из предложений 15 – 16 выпишите слово, образованное НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИМ способом (переход из одной части речи в другую).
В2. Из предложений 10 – 11 выпишите все местоимения.
В3. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 6 – 9 найдите сложное предложение, обе части которого односоставные безличные предложения.
В5. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с вводным словом.
В6. Среди предложений 15 – 18 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
В7. Среди предложений 9 – 12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения.
В8. Публицистический пафос статьи Константина Федина создается особой структурой и тональностью речи, в основе которых использование ______ («задумчивые сумерки», «немые закаты», «уединенный край») и _____ (особенно яркий пример использования – предложение 12). Специфику текста формируют _____ (предложения 13 – 16) и многочисленные ____ (предложения 1, 6, 9, 12, 17), создающие определенный ритм.
Список терминов:
1) вопросно-ответная форма
2) риторический вопрос
3) метафора
4) сравнение
5) эпитет
6) вводные слова
7) анафора
8) эпифора
9) лексический повтор
Часть В содержит задания повышенной трудности, их выполнение требует практических навыков работы с текстом, его исследования с точки зрения использования определенных синтаксических конструкций, изобразительных средств, способов связи предложений в тексте.
Но исследовательская деятельность учащихся на уроке этим не ограничивается. Краеведение и интересно тем, что является интегративной отраслью знаний. Развитию познавательного интереса, навыков работы с научной и научно-популярной литературой (т.е. формированию исследовательской компетенции) способствует создание историко-краеведческого комментария, без которого невозможно глубокое понимание содержания текста, а значит и написание сочинения-рассуждения по нему (часть С).
Для успешного выполнения этого задания необходимо не только понимание смысла прочитанного и наличие собственной позиции по поднятой в тексте проблеме, но и владение фоновым материалом. Как показывает практика, далеко не всегда это так.
С чего же начинать? Что может помочь ученикам показать в сочинении свою эрудицию, начитанность, жизненный опыт?
В первую очередь, сведения об авторе исходного текста. Это предполагает работу со справочной литературой и книгой «Чистопольские страницы», которая содержит информацию о жизни и творчестве писателей в Чистополе в 1941-1943 годах.
Следующий этап – историко-краеведческий комментарий самого текста. На это были направлены опережающие индивидуальные задания, полученные учащимися и предполагающие уже элементы именно исследовательской деятельности. Для успешной самостоятельной работы учащихся важно дать рекомендации по использованию конкретной литературы и материалов СМИ.
Обратимся к тексту:
5) Но вглядитесь в первого встречного человека – пусть это будет ученик ремесленной школы, бегущий к началу работы за своим станком, пусть – колхозник, чуть свет привезший воз хлеба на склад, пусть – молодая девушка из Энского завода, - вглядитесь в любого человека: как все озабочены, как торопится каждый к своей цели, как серьезны и значительны их взгляды.
Комментарий ученика: 1) Ремесленная школа - учебное заведение, где получали рабочую специальность. На базе ремесленного училища № 5 было впоследствии организовано ПТУ № 5, просуществовавшее до нынешнего года.
В 1941-1945 годы именно ремесленное училище было основным поставщиком рабочих кадров на предприятия города, которых стало больше, а почти все рабочие были призваны в действующую армию.
2) Энским назывался второй московский часовой завод, эвакуированный в Чистополь и приступивший к выпуску военной продукции уже в феврале 1942 года. Оборонным заводам обычно присваивали номера, которые не афишировались. Большую часть рабочего коллектива составляла молодежь допризывного возраста и даже подростки. Многие из тех, кто составил рабочую элиту часового производства в послевоенные годы, начали свою трудовую деятельность именно в годы войны.
14) От нашей молодежи зависит, чтобы волжский и камский флот, неустанно помогавший обороне Сталинграда, получил необходимую опору в работе механического завода.
Комментарий ученика: Здесь, скорее всего речь, идет о судоремонтном заводе. В начале войны к Чистопольскому судоремонтному заводу были присоединены Калачинский и Сталинградский, эвакуированные в город, завод стал крупнейшим центром по ремонту судов в регионе и выполнял очень важные оборонные заказы, обслуживая Камскую и Волжскую речные флотилии, поддерживавшие связь со Сталинградом и его обеспечение.
На заводе работало очень много молодежи.
16) От нашей молодежи, от наших девушек зависит, чтобы раненые в госпиталях поправлялись лучше и скорее.
Комментарий ученика: В 1941 г. на территории Чистополя было развернуто 3 госпиталя. Младший медперсонал состоял в основном из местных девушек. За каждым госпиталем были закреплены различные предприятия и организации, которые помогали с ремонтом зданий и помещений, снабжали питанием, решали множество других вопросов. Пионеры устраивали для раненых концерты, писали письма, читали газеты.
Результаты проведенных микроисследований не только помогут ученикам прокомментировать сформулированную ими проблему текста, не будут лишними при раскрытии авторской позиции и аргументации собственного мнения, но и расширят представление школьников о жизни тылового города в годы войны, истории предприятий их родного города.
Использование краеведческого материала на уроках русского языка как предмета исследования является действительно эффективным. Умелый отбор текстов позволяет создать благоприятную речевую среду, которая способствует совершенствованию чувства языка, развивает творческие и исследовательские способности учащихся, способствует формированию коммуникативной компетенции. Материалы о малой родине помогают общению, так как привлекают учащихся больше, чем абстрактные примеры из учебников. Наконец, через интерес к родному краю, к малой родине, возникает интерес к родному языку, который вырастает в интерес, понимание и любовь к Родине.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Константин Александрович Федин 1892 - 1977
Дом № 81 по ул.Бутлерова, в котором жил К.А. Федин жил с октября 1941 г. по май 1942 г. и с октября 1942 г. по январь 1943 г.
Все для фронта, все для победы!
5) Но вглядитесь в первого встречного человека – пусть это будет ученик ремесленной школы , бегущий к началу работы за своим станком, пусть – колхозник, чуть свет привезший воз хлеба на склад, пусть – молодая девушка из Энского завода , - вглядитесь в любого человека: как все озабочены, как торопится каждый к своей цели, как серьезны и значительны их взгляды. 14) От нашей молодежи зависит, чтобы волжский и камский флот, неустанно помогавший обороне Сталинграда, получил необходимую опору в работе механического завода. 16) От нашей молодежи, от наших девушек зависит, чтобы раненые в госпиталях поправлялись лучше и скорее.
Михаил Скороходов, будущий автор романа «Крутые горы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"
Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...
Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...
"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "
Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...
Работа над текстом на уроках русского (родного) языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только ...
"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"
Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...