Социальный проект "Частичка Родины моей"
проект (9 класс)
Социальный проект направлен на изучение культурного наследия Республики Хакасия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chastichka_rodiny_moey.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс
«Радуга талантов»
Номинация «Радуга проектов»
Социальный проект:
«Частичка Родины моей»
Автор: Ткацкий Дмитрий Александрович,
ученик 10 класса, Зелевская Ярослава Сергеевна, ученица 9 класса МБОУ «СОШ №18»
г.Абакана Республики Хакасия
Руководители: Ткацкая Марина Михайловна,
Деревягина Надежда Николаевна, Дерябина Ирина Александровна
Абакан, 2022
1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
«С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…». Эти слова из известной песни знакомы нам с самого детства. На наш взгляд, она начинается с родного дома, где мы родились и выросли, со скромных улочек, по которым бегали и ходили в школу, с самой школы, где нас учили и учат талантливые учителя, с соседей, просто жителей того района, являющегося для нас малой родиной. Мы с вами живем в краю причудливых гор и дремучей тайги, откуда берут начало красивейшие реки Сибири: Абакан и Енисей, Томь и Чулым; широких курганных степей, хранящих многовековые тайны истории. Хакасия – один из древнейших регионов человеческой цивилизации. И.А.Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего». Да, если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет свое будущее. Именно поэтому велика роль изучения культурно-исторического наследия Республики Хакасия. В связи с этим, мы, команда проекта (учителя русского языка и литературы, учитель музыки, учащиеся 5, 6, 10 классов), собираемся организовать в школе научно-исследовательскую деятельность по изучению культуры, истории, литературы Хакасии. В рамках реализации проекта мы предполагаем работу научно-исследовательского кружка «Моя малая Родина», проведение фестиваля учебно-исследовательских и творческих работ учащихся школ г.Абакана и Республики Хакасия, постановку литературно-музыкальных композиций по мотивам произведений поэтов и писателей Республики Хакасия, а также спектакля в школьном театре на русском и хакасском языках. По результатам работы планируем выпуск сборника в типографии с тезисами работ всех участников Фестиваля и специального выпуска школьной газеты «Россияда», посвященному данной проблеме.
2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, КОМАНДЫ ПРОЕКТА
2.1. Информация об организации.
Школа №18 открыла свои двери 21 марта 1961 года. В 2011 году ей исполнилось 50 лет. Это школа культурологической направленности. С 1997 года по 2005 год в ней действовал эксперимент «Русская школа», основными задачами которого были: наращивание культурного потенциала подрастающего поколения и воспитание любви к Родине. С 2006 года школа стала работать над новой темой «Социокультурологический подход к процессу обучения и воспитания учащихся как фактор успешного развития периферийного образовательного учреждения». Из формулировки самой темы очевидно патриотическое, культурное и нравственное воспитание обучающихся. С 2020 года школа работает по инновационной программе «Пути повышения качества образования через духовно-нравственную, патриотическую и физкультурно-оздоровительную деятельность». Цель всей деятельности образовательного учреждения: наращивание культурного потенциала подрастающего поколения, воспитание патриотизма.
Задачи:
- Через всю систему педагогической деятельности способствовать культурному развитию и просвещению обучающихся.
- Учить обучающихся творчески мыслить, прививать способность к исследованию ситуаций межкультурного общения.
- Воспитывать стремление к новым национально-культурным знаниям.
Число сотрудников: 40человек, обучающихся в школе на апрель месяц: 605 человек.
2.2. Информация о деятельности организации.
Школа №18 города Абакана – уникальное образовательное учреждение, пожалуй, единственное не только в городе, но и в Республике Хакасия, где на протяжении многих лет ведется целенаправленная работа культурологической направленности. Мы ГОРДИМСЯ тем, что в нашей школе есть:
- Школьный драматический театр, репертуаром которого являются как произведения русской литературы, так и хакасской. Свое существование театр начал в 1998 году, является ежегодным победителем как городских, так и республиканских мероприятий. Школьный пресс-центр «Россияда» - победитель конкурса «Сто классных проектов» учебном получивший грант в 100 тысяч рублей. На средства гранта было приобретено оборудование: ноутбук, принтер, фотокамера, поставлена красивая дверь в кабинет. Оборудование до сих пор в хорошем состоянии, оно нам послужит для реализации нынешнего проекта.
В школе имеются необходимые условия и возможности для реализации проекта: компьютеры, черно-белые принтеры.
3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Развитие любого общества зависит от духовно-нравственного, патриотического, интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Никогда ранее проблема духовного и интеллектуального развития подрастающего поколения не вставала так остро, как сегодня.
Многие острые проблемы, в частности, нравственное, патриотическое и интеллектуальное оскуднение общества, обсуждаются на государственном уровне. 2022 год Указом Президента РФ В.В.Путина объявлен Годом год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России! В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Данная проблема остро встала перед сегодняшним образованием. Данный проект проблему во всем обществе, конечно, не решит. Но он поможет нам приобщить детей к изучению культуры, истории, литературы родного края. Для этого при реализации проекта подбираются очень интересные, продуктивные формы работы: исследования, участие в работе Фестиваля, публикация собственных исследований в сборнике. Согласитесь, даже взрослому человеку приятно будет, если его какую-то статью где-то опубликует. Ребенок, учащийся школы, увидит свой интеллектуальный труд в печатном издании. При реализации проекта предусмотрен и творческий подход – эстетическое воспитание путем создания и воплощения литературно-музыкальных композиций и спектаклей в школьном театре.
Нами было проведено анкетирование среди учащихся 1- 11 классов на знание культуры, литературы и истории Республики Хакасия. Вопросы были составлены соответственно возрасту. Результат получился, мягко говоря, неутешительным. Результаты представлены в таблице:
Всего обучающихся в школе | Прошло анкетирование | Ответили правильно на половину вопросов анкеты | Ответили полностью на все вопросы анкеты | Показали незнание всех вопросов |
841 | 741 | 130 | 15 | 45 |
Исходя из выше изложенного, возникает потребность в изучении данного вопроса и особенно хочется обратиться к словам В.Ф.Базарного, известного педагога и мыслителя: «Ценности вырастают на почве культуры, а культура всегда национальна, она творится народами, каждый из которых уникален. Христос сравнивал человеческую жизнь с деревом. Если у дерева оторвать корни от родной земли, во что он превратится? Мы должны питаться соками своей национальной почвы – дом родной, малая Родина, Отечество. С них мы возрастаем, и ветви тогда уже могут растекаться по всему космосу. Оторвался – погиб. Только та школа сохраняет духовно-нравственное и телесное здоровье своих воспитанников, которая природосообразна. И таковой может быть только школа, в которой главным содержанием образования являются ценности. Образы, идеалы и традиции национальной культуры народа, органически сложившиеся в его историческом развитии, ибо в них – самые главные истоки нашей человеческой природы – природы духовно-социальной». Надеемся, что после реализации проекта наша школа будет именно таковой!
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: знакомство с культурно-историческим наследием Республики Хакасия посредством вовлечения в исследовательскую и творческую деятельность обучающихся школ города Абакана и Республики Хакасия.
Задачи:
- Организовать исследовательскую работу на базе школы №18 посредством ведения кружка «Моя малая Родина» для учащихся 5-7 классов.
- Провести Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся школ города Абакана и Республики Хакасия на базе школы №18.
- Опубликовать тезисы исследовательских и творческих работ учащихся в сборнике.
- Выпустить специальный выпуск школьной газеты «Россияда» по данному вопросу.
- Организовать проведение литературно-музыкальных композиций по мотивам произведений поэтов и писателей Республики Хакасия для учащихся школы и жителей микрорайона «Южный»
- Показать в школьном драматическом театре спектакль на русском и хакасском языках
- Организовать сотрудничество с ХАКНИИЯЛИ, Союзом писателей и художников Республики Хакасия.
5. СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
Проект условно можно разделить на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап:
На данном этапе будет осуществлена подготовка к реализации проекта по следующим направлениям:
- Организационное заседание команды проекта.
- Закупка необходимого оборудования, расходных материалов.
- Начало ведения кружка «Моя малая Родина».
- Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции.
- Собирание материала в школьную газету.
- Создание Положения о Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся, рассылка данного Положения на электронные адреса образовательных учреждений г.Абакана и Республики Хакасия.
Основной этап.
- Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции.
- Ведение кружка «Моя малая Родина».
- Собирание материала в школьную газету.
- Проведение литературно-музыкальной композиции. Предполагаемое количество зрителей- 200 человек (будут приглашены жители микрорайона, учащиеся школы №18).
- Организация и проведения литературного вечера. Предполагаемое количество участников – 200 человек.
- Выпуск школьной газеты «Россияда» (тираж – 200 печатных экземпляров, предполагается, что газета будет распространяться не только печатным вариантом, но и в электронном виде).
- Подготовка к Фестивалю исследовательских и творческих работ.
- Работа над сборником исследовательских и творческих работ обучающихся
- Печать сборника в типографии.
- Печать школьной газеты в типографии.
- Библиотечный урок по имеющимся книгам по истории, культуре и литературе Хакасии, консультация.
- Посещение библиотек г.Абакана учащимися кружка для написания исследовательских работ.
Заключительный этап:
- Ведение кружка «Моя малая Родина».
- Организация и проведение Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся школ г.Абакана и Республики Хакасия. Данный Фестиваль – это итоговое мероприятие по проекту. Он позволит представить результаты работы команды проекта, а также позволит учащимся других школ представить свои исследования. Данный Фестиваль предполагает заочное и очное участие. Заочное участие предусмотрено для учащихся школ Республики Хакасия, а очное – для учащихся г.Абакана. Это обусловлено тем, что школа физически не сможет принять всех желающих: нет актового зала, школа небольшая. Но, несмотря на это, все учащиеся, независимо от формы участия, имеют возможность опубликовать свои тезисы исследований в сборнике, а также представить свои творческие разработки в электронном и печатном видах.
Фестиваль будет происходить следующим образом. В сентябре месяце всем образовательным учреждениям будет разослано Положение о проведении Фестиваля «С чего начинается Родина». В данном Положении будут определены следующие номинации для участников:
- Я – исследователь. На нее будут представлены исследовательские работы учащихся 5-11 классов школ г.Абакана и Республики Хакасия. Будут работать следующие секции:
- Секция «Литература Республики Хакасия».
- Секция «Расскажу об известных ученых Республики Хакасия».
- Секция «Культура Республики Хакасия»
- Секция «История Республики Хакасия».
- Секция родного языка (на хакасском языке).
- Творческие работы учащихся (для 1-11 классов):
- Дорогие сердцу пейзажи (рисунки о Хакасии).
- Фотоработы «Родина моя, милая хакасская земля».
- Декоративно-прикладное творчество.
- Стихи, сказки, рассказы собственного сочинения о Хакасии.
Фестиваль не предполагает соревновательного участия. Каждый его участник получит грамоту об участии, сборник исследовательских и творческих работ в электронном виде. Печатные сборники будут отправлены в библиотеки г.Абакана и подарены тем школам, которые примут наиболее активное участие. Данный Фестиваль – это не только заключительное мероприятие проекта, но самое важное мероприятие, посвященное Году культуры в России. На него будут приглашены представители Союза писателей и художников Республики Хакасия, сотрудники ХАКНИИЯЛИ, жители микрорайона. По завершении работы Фестиваля в школьном театре состоится премьера спектакля по мотивам произведений хакасских писателей и поэтов на русском и хакасском языках «Алаахтыртхан Хорхло» («Одураченный Хорхло»).. Афиша данного спектакля будет изготовлена членами драматического кружка. В течение нескольких дней после Фестиваля данный спектакль будет показан учащимся коррекционных школ, ветеранам.
- Заключительное заседание команды проекта, подготовка к написанию содержательного отчета.
- Награждение памятными сувенирами членов команды проекта. Чаепитие.
- Написание содержательного и финансового отчетов, сдача их в Центр социальных программ (руководитель проекта).
- Написание статьи в газету «Хакасия» о реализованном проекте ( с разрешения Центра социальных программ).
- Выставка рисунков, фотографий, декоративно-прикладного творчества в выставочном зале школы.
- Фотовыставка «С чего начинается Родина» (По результатам работы над проектом).
6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дата | Мероприятия | Результаты | Механизмы измерения результатов |
1.09.22-30.12.2022 | Работа кружка «Моя малая Родина» | Кружок будут посещать дети 5 классов в кол-ве 20 человек | Журнал посещения кружка |
24.09.2022 | Литературно-музыкальная композиция «Поем тебя, Хакасия моя» (по мотивам произведений поэтов и писателей Республики Хакасия» | Композицию посмотрят учащиеся школы, а также будут приглашены жители микрорайона | Книга отзывов и впечатлений, фотоотчет |
15.10.2022 | Библиотечный урок | Для учащихся, планирующих свое участие в Фестивале | Справка-подтверждение от библиотекарей школы №18 и филиала №2 библиотеки г.Абакана |
29.10.2022 | Литературный вечер «Я гордо пал за зори на Земле, за Родину, за край золотоликий…». Тема Родины В творчестве Георгия Суворова. | Улица Суворова есть в микрорайоне «Южный». Совместно с партнером проекта Мешкаускене Е.А. будут организованы встречи с жителями этой улицы. Композицию посмотрят учащиеся школы, а также ветераны ВОВ. | Книга отзывов и впечатлений, фотоотчет |
12.11.2022 | Конкурс чтецов «Стихи поэтов Хакасии» | Будут читать стихи не только учащиеся школы, но и детского сада «Незабудка», находящегося рядом со школой | Фотоотчет |
27.11.2022 | Презентация сборника научно-исследовательских и творческих работ учащихся школ г.Абакана и Республики Хакасия (тезисыданных работ будут высланы раньше, чем пройдет Фестиваль. Это делается для того, чтобы на Фестивале подарить уже готовые сборники» | Данной деятельностью будут охвачены учащиеся школ г.Абакана и Республики Хакасия | Сборник |
17.12.2022 | Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся школ г.Абакана и Республики Хакасия | Данной деятельностью будут охвачены учащиеся школ г.Абакана и Республики Хакасия | Книга отзывов и впечатлений, фотоотчет |
10.12.2022-20.12.2022 | Выставка рисунков, фотографий и декоративно-прикладного творчества | Будет организовано посещение выставки учащимися школ г.Абакана, жителями микрорайона, детского сада «Незабудка» | Фотоотчет |
21.12.2022-15.01.2023 | Фотовыставка по итогам работы над проектом | Будет организовано посещение выставки учащимися школ г.Абакана, жителями микрорайона, детского сада «Незабудка» | Фотоотчет |
График работы кружка «Моя малая Родина» на период 01.09.22 -30.12.22 года
Наименование кружка | График и периодичность | Возраст и количество детей/участников | Ответственный |
Научно-исследовательский кружок «Моя малая Родина» | 1 раза в неделю по 1 часу Вторник – 13:50-14:50 | 11-13 лет, 20 человек | Ткацкая М.М. Деревягина Н.Н. Дерябина И.А. |
7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка результатов будет проводиться следующим образом:
- Нами будет выпущен сборник тезисов исследовательских и творческих работ учащихся школ города Абакана и Республики Хакасия в рамках запланированного Фестиваля (предполагаемый тираж – 50 печатных экземпляров, электронный вариант – всем желающим).
- Планируется выпустить специальный выпуск школьной газеты «Россияда» по данной проблеме и буклеты «Природные достопримечательности Хакасии»
- Планируется проведение двух литературно-музыкальных композиций по мотивам произведений поэтов и писателей Республики Хакасия, а также одного спектакля на русском и хакасском языках (охват 400 человек)
- Ведение научно-исследовательского кружка 1 раз в неделю в течение всего года, даже после реализации гранта. (20 человек).
- Проведение повторного анкетирования среди учащихся 1-11 классов и анализ представленных результатов. (учащиеся всей школы – 605 человек)
Мы надеемся, что учащиеся нашей школы и других школ в результате вовлечения в исследовательскую и творческую деятельность приобретут необходимые знания культурно-исторической направленности, пополнят свое ученическое портфолио научными достижениями. О нашей проведенной работе будет известно во всей Республике Хакасия, т.к.электронные сборники будут отправлены по электронной почте во все образовательные учреждения Республики Хакасия, а печатные сборники будут переданы библиотекам города. В дальнейшем предполагается отправить данные материалы на Международные и Всероссийские конкурсы.
8. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Данный проект возник не на пустом месте. С 1998 года школа определила для себя культурологическую направленность и смело движется в этом направлении. Поэтому после окончания проекта работа в этом направлении не закончится, а наоборот, мы приобретем необходимые знания и умения в плане исследовательской деятельности. Приобретенное оборудование, расходные материалы не только обогатят материальную базу школы, но и помогут в дальнейшем на более качественном уровне решать образовательно-воспитательные задачи. Нам всегда в решении данных вопросов помогала Администрация города Абакана в лице старосты жилого района «Южный". Поэтому данное направление работы продолжится и после реализации проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Голос Родины моей малой.
Тема урока: Голос Родины моей малой.Цель урока: формирование образа Родины средствами различных видов искусств.Задачи урока:Образовательные:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать му...
Проект "Здесь Родины моей начало"
Данный проект создан по краеведению. В проекте показана совместная работа учителей и учащихся по созданию районной краеведческой энциклопедии, которую мы назвали "Здесь Родины моей начало"....
Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...
Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...
Социальный проект Прошлое и настоящее малой родины моих предков
История забытых деревень Воронежской области...
Социально-значимый проект: Здесь Родины моей начало
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей...
внеурочное занятие по направлению "Я и моя Родина" для воспитанников 7 класса школы 8 вида "Белоствольная березка - символ Родины моей"
тема занятия: "Белоствольная березка - символ Родины моей"...