Проект "Здесь Родины моей начало"
методическая разработка по краеведению (10 класс) по теме
Данный проект создан по краеведению. В проекте показана совместная работа учителей и учащихся по созданию районной краеведческой энциклопедии, которую мы назвали "Здесь Родины моей начало".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdes_rodiny_moey_nachalo.doc | 320 КБ |
Предварительный просмотр:
На областной конкурс проектов
инновационной деятельности
классных руководителей
«Воспитание оренбуржца XXI века»
Номинация: «Воспитательная деятельность во внеурочное время»
«Здесь родины моей начало»
Проект создания школьной краеведческой энциклопедии Тюльганского района
Классный руководитель
10а класса, учитель литературы высшей категории, руководитель литобъединения «Тюльганские
родники» МОУ «Лицей№1» п.Тюльган Оренбургской области
Антосюк Любовь Михайловна
Тюльган
2010
Аннотация проекта
Название и адрес организации:
МОУ «Лицей №1» п.Тюльган Оренбургской области, учащиеся 10а класса, члены литобъединения «Тюльганские родники»
Адрес:
462010 Оренбургская область, п.Тюльган, ул. Горького 11
Название проекта:
«Здесь родины моей начало» (школьная краеведческая энциклопедия Тюльганского района)
ФИО руководителя проекта:
Антосюк Любовь Михайловна.
Запрашиваемая сумма: 30000 рублей
Срок реализации проекта: 9 месяцев
Цель проекта:
Создать и выпустить школьную краеведческую энциклопедию для широкого использования в учебной и внеклассной работе, в дополнительном образовании. В дальнейшем пополнять энциклопедию новыми работами.
Задачи проекта:
- Организовать разновозрастные группы учащихся для работы над проектом;
- Определить тематическую направленность краеведческой энциклопедии;
- Использовать в работе краеведческие исследовательские работы учащихся;
- Привлечь к исследовательской деятельности широкий круг учащихся;
- Воспитывать чувство гордости за свой край, за людей, живущих здесь;
- Развивать творческую активность, умение работать в команде;
- Обучить всех ребят навыкам оформительской работы на компьютере.
Проект направлен на формирование гражданственного и патриотического сознания учащихся, реализацию творческого потенциала учащихся, воспитание любви к родному краю, к людям, живущим здесь, а также на повышение социальной активности подростков и старшеклассников.
Деятельность по проекту:
В проекте будут участвовать 5 разновозрастных групп ребят по 5 человек под руководством ответственных (учителя, занимающегося исследовательской деятельностью), а также учеников – консультантов 10а класса. Эти группы работают по направлениям: литературное краеведение, география края, биоэкологическое краеведение, этнография, история края. Используя исследовательские работы ребят, продолжая работать над исследованиями краеведческого характера, собирая информацию, дети готовят к выпуску и выпускают школьную краеведческую энциклопедию Тюльганского района «Здесь родины моей начало». Она будет выпущена в форме большой папки со съемными цветными ламинированными листами формата А-4. Первичное количество страниц - 50. Энциклопедия ежегодно будет пополняться. Съемными листами энциклопедии можно будет пользоваться на уроках, на классных часах, при подготовке к мероприятиям.
Ожидаемые результаты:
Выпущенная энциклопедия будет конкретным продуктом деятельности самих ребят, так как их исследовательские работы не будут лежать в папках на полках и на дисках в кабинете. Учебная деятельность перейдет в практическую. Дети получат хороший навык исследовательской деятельности, а также оформительской. Пользоваться энциклопедией будут учителя и учащиеся нашей школы (500 человек), в перспективе – учащиеся и учителя тюльганских школ и жители района.
2. Постановка проблемы
Работая над проектом, мы выделили такую проблему:
С 2003 года учащиеся нашей школы занимаются исследовательской деятельностью.
Работа проводится в рамках УНО (ученического научного общества), интегрированного спецкурса для 7- 9 класса «Человек и экосистема» (литература, биология, экология), в литобъединении «Тюльганские родники». Накопилось много материала краеведческого характера. У каждого руководителя есть свой наработанный материал. Но нет его обобщенности и возможности использовать учителями разных предметов для различных целей, например, для организации районного праздника, праздника к юбилею школы, классных часов по теме «Малая родина», и т.д. Кроме того, учащиеся должны видеть, что их труд не напрасный, он необходим и полезен.
Возникла необходимость собрать имеющийся богатый краеведческий материал в одно целое, т.е. в энциклопедию. Также возник вопрос, в каком виде ее выпустить, чтобы можно было ею широко пользоваться.
После выпуска энциклопедии ею могут пользоваться учителя и учащиеся всех школ Тюльганского района. Через 3 года (в течение которых энциклопедия будет пополняться) возможно её тиражирование.
Причины, побудившие представить проект на конкурс:
- необходимость для работы в школах иметь такой справочник по нашему району,
- хороший уровень подготовленности учащихся (призовые места в конкурсах),
- профессионализм и эрудиция преподавателей, которые уже несколько лет занимаются исследовательской деятельностью, обучались на курсах,
- поддержка своей деятельностью общероссийского национального проекта «Образование», национальных проектов развития туризма, рекреационных зон, проекта патриотического воспитания подрастающего поколения Оренбургской области на 2005-2010 годы.
3. Цель и задачи проекта
Для создания краеведческой школьной энциклопедии поставлены цели и задачи:
Цель:
Организовать работу групп детей и их руководителей и консультантов по изучению и сбору информации для школьной краеведческой энциклопедии Тюльганского района «Здесь родины моей начало».
Задачи:
- Создать разновозрастные группы учащихся и привлечь руководителей и консультантов для работы над проектом;
- Определить тематическую направленность краеведческой энциклопедии;
- Использовать в работе краеведческие исследовательские работы учащихся;
- Привлечь к исследовательской деятельности широкий круг учащихся;
- Воспитывать чувство гордости за свой край, за людей, живущих здесь;
- Развивать творческую активность, умение работать в команде;
- Обучить всех ребят навыкам оформительской работы на компьютере;
- Воспитывать умение работать в коллективе, быть ответственным за свое дело.
4. Деятельность в рамках проекта
Стратегия и методы
I этап. Работа с детьми.
Отбор участников проекта
Для осуществления проекта в школе объявлен набор в группы экологического, этнографического, географического, истории края и литературного краеведения. Преимущество отдается тем учащимся, которые уже умеют заниматься исследованием, кто свободно работает на компьютере (это члены литобъединения «Тюльганские родники»), но принимаются и другие желающие. В группах по 5 человек. Консультанты в группах – учащиеся 10а класса.
Подготовка учащихся к работе
На организационном собрании руководящий совет объявляет цель и задачи работы. Разрабатываются разделы и тематика будущей энциклопедии. Каждый учащийся выбирает понравившуюся тему для разработки. Возможна работа в парах.
Выбор темы
Учащимся предоставляется возможность выбирать тему для разработки из имеющихся или предложить свою.
Направления | Темы |
Литературное краеведение Руководитель – Антосюк Л.М. Консультант – ученица 10а класса Стрижак Настя | «Литературный путеводитель Тюльганского района. Поэты-земляки». «Тюльганский район в творчестве русских писателей» «К 20-летию детского литературного объединения «Тюльганские родники» «Юные поэты и писатели-тюльганцы» «История районной газеты «Прогресс» «Ташлинское дворянское гнездо. Пушкин и Е.Тимашева». |
Этнография Руководитель – Юлдашева Г.К., Консультант – ученица 10а класса Аминова Венера | «Русские и башкиры – союз навеки». «История башкирского костюма» «История русского костюма» «Народные ремесла Тюльганского района» «Быт башкирского народа» «Быт русского народа» «Культурные традиции тюльганцев» «История оренбургского пухового платка» |
География края Руководитель – Старцева Е.А. Консультант – ученица 10а класса Старцева Настя
| «Летопись исчезнувших деревень района» «Топонимика сел района» «Географическое положение района» «Экономико-географическая характеристика района» «Природные жемчужины района» «Национальный состав жителей района» «Рекреационные зоны района» |
История края Руководитель – Колчина О.Н. Консультант – ученица 10а класса Колчина Анна | «История возникновения Тюльганского района. К 50-летию поселка Тюльган». «Тюльганцы – герои и ветераны войны» «Тюльганцы в Афганистане и Чечне» «Судьба церквей Тюльганского района» «Памятные даты Тюльганского района» |
Биоэкологическое краеведение Руководитель – Тягина И.А. Консультант – ученица 10а класса Богданова Света | «Природные памятники Тюльганского района» «Экологическое состояние района» «Редкие растения и животные края» «Экологическое состояние парка посёлка Тюльган» «Экология и здоровье жителей района» |
История МОУ «Лицей №1» п. Тюльган Руководитель – Антосюк Л.М. Консультант – Макшанова Таня | Одаренные дети лицея. Медалисты лицея. «Рекорды Гиннеса» в лицее. Знаменитые выпускники лицея. Спортивные рекорды лицея. Победители олимпиад и конкурсов. Достижения учителей лицея. Участники и победители региональных и российских конкурсов. Ветераны педагогического труда. |
Разработка собственного варианта решения проблемы
Выбрав тему, учащиеся используют уже имеющиеся ученические исследовательские работы, или ищут и собирают информацию, или сами выполняют исследовательскую работу. Вместе с консультантом - десятиклассником макетируют страницу будущей энциклопедии.
II этап. Работа руководителей проекта
Ответственные за группы – руководители групп. Это преподаватели
литературы – Антосюк Любовь Михайловна
биологии и экологии – Тягина Ирина Алексеевна
географии – Старцева Елена Александровна
технологии – Юлдашева Гульшат Калеевна
истории – Колчина Ольга Николаевна
Руководители решают организационные вопросы, вместе с десятиклассниками-консультантами ведут консультации с учащимися по подготовке материалов, планируя каждый этап работы. Разрабатывают стандарты оформления энциклопедии, критерии оценки ученических работ. Организуют необходимые поездки, встречи. Подводят итоги работы в форме презентаций, круглых столов, заседаний и т.д. Награждают учащихся.
III этап. Работа с партнерами в социуме.
Работа с партнерами начинается с установления сотрудничества. Целью сотрудничества являются консультации с точки зрения достоверности некоторых материалов, помощи в нужных вопросах. Группам необходимо сотрудничество с работниками библиотек, редакции газеты «Прогресс», со специалистами районной и поселковой администрации,
с частными предпринимателями.
Методы работы
Для достижения цели используем методы:
Групповая работа, работа в парах.
В группе с ребятами (по 5 человек) работает консультант-десятиклассник. Эти учащиеся уже несколько лет занимаются исследовательской деятельностью, имеют хороший опыт. И теперь они помогают другим детям реализовать план.
Работа с литературой:
- Накопление материала:
- изучение литературы и источников
- ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях
- консультация
- наблюдение
- Осмысление собранного материала:
- сравнение
- измерение
- анализ и синтез
- обобщение
- аналогия
- моделирование
3. Проверка и уточнение фактов:
- критика
- уточнение сделанных выводов
- корректировка
- обсуждение результатов
- эксперимент
- проверка на практике.
Практический метод:
Анкетирование, социологический опрос, беседы, фотосъемки.
Механизм реализации проекта
Реализация проекта будет осуществляться поэтапно. На каждом этапе руководители групп и консультанты работают по скоординированному плану.
I этап. Организационный. Цели и задачи работы. Определение тем в группах. Установление сотрудничества с библиотекой, администрацией, газетой «Прогресс». Встречи детей с сотрудниками. Подготовка ресурсов. |
II этап. Разработка тем. Сбор информации. Обработка имеющихся исследований в группах. |
III этап. Консультации с учащимися. Работа над исследованиями. Подбор информации, иллюстративного материала. Макетирование детьми страниц энциклопедии. |
IV этап. Участие детей в работе районного семинара «Одаренные дети». Подготовка к защите работ. Отбор детьми материала для энциклопедии. Макетирование детьми страниц энциклопедии. |
V этап. Презентация новых исследовательских работ. Макетирование детьми страниц энциклопедии. Компьютерная обработка страниц энциклопедии. |
VI этап. Выпуск энциклопедии. Детская презентация в лицее, в районной библиотеке. Рефлексия. Материальное поощрение детей - участников. |
Ресурсы и источники
Ресурсы | Источники |
Компьютеры Принтер Сканер Краска Бумага белая Бумага цветная Проектор Ламинатор + ризограф Фотоаппарат цифровой Плёнка ламинаторная Флэш – диск Материальное поощрение детей Папка для энциклопедии Организация поездок по району Проектор Диски | Лицей №1 требуется требуется требуется Частный предприниматель Каратун М.П. Требуется Лицей №1 Лицей №1 требуется требуется требуется требуется требуется требуется Лицей №1 требуется |
5. Календарный план – график работ по проекту
Этапы, сроки | Содержание работы |
Сентябрь 1 этап | Организационный. Цели и задачи работы. Определение тем в группах. Установление сотрудничества с библиотекой, администрацией, газетой «Прогресс». Встречи детей с сотрудниками. Подготовка ресурсов. |
Октябрь 2 этап | Разработка тем. Сбор информации. Обработка имеющихся исследований в группах. |
Ноябрь 3 этап | Консультации с учащимися. Работа над исследованиями. Подбор информации, иллюстративного материала. Макетирование детьми страниц энциклопедии. |
Январь-февраль 4 этап | Участие детей в работе районного семинара «Одаренные дети». Подготовка к защите работ. Отбор детьми материала для энциклопедии. Макетирование детьми страниц энциклопедии. |
Март 5 этап | Презентация новых исследовательских работ. Макетирование детьми страниц энциклопедии. Компьютерная обработка страниц энциклопедии. |
Май 6 этап | Выпуск энциклопедии. Детская презентация в лицее, в районной библиотеке. Рефлексия. Материальное поощрение детей - участников. |
6. Ожидаемые результаты проекта
Энциклопедия будет иметь такой вид.
Материал печатается на твердой цветной бумаге. Страницы иллюстрированы рисунками, фотографиями, схемами, картами.
Энциклопедия будет выпущена в одном экземпляре. Ежегодно будет пополняться. В дальнейшем возможно тиражирование. Пользоваться могут учителя и ученики по необходимости как любым другим справочником в библиотеке в читальном зале.
Издание такого пособия должно стать культурным явлением в нашем районе.
7. Оценка результатов
1. Критерии оценки исследовательских работ для энциклопедии и их защита:
- Постановка задач: четкость формулировки цели и причин выбора темы, пути достижения цели………………………………. 5 баллов.
- Решение задачи: четкость формулировок, логичность изложения, самостоятельность суждений, оригинальность, творческий подход, личное отношение к данному вопросу, возможность использования идей и результатов проекта в разных областях знания …
25 баллов.
- Оформление………………………………………………… 10 баллов.
- Защита: ясность, логика и краткость изложения (не более 10 мин), владение словом, умение заинтересовать аудиторию, техническое обеспечение …………………………………………………. 10 баллов.
2. Для оценки результатов проекта проведем анкетирование.
Анкета
- Нужна ли школьная краеведческая энциклопедия?
- Актуальны ли материалы энциклопедии?
- Интересны ли материалы?
- Будете ли вы использовать в своей работе подобные материалы?
- Стоит ли тиражировать энциклопедию?
- Могли бы вы принять участие в ее составлении?
- Какие разделы вы хотите предложить еще?
3. Сбор отзывов о прочитанной энциклопедии.
4. Мнение Районного отдела образования, работников библиотек.
- Рефлексия.
Рефлексия ««Я», «Мы», «Дело» после проекта»
Ф. И. ______________________________________________________________________________________
Группа _______
Я
Как чувствовал себя в процессе работы_________________________________________________________
Было ли мне комфортно ______________________________________________________________________
С каким настроением работал _________________________________________________________________
Доволен ли собой____________________________________________________________________________
Мы
Насколько комфортно мне работалось в малой группе ____________________________________________
Я помогал товарищам________________________________________________________________________
Они помогали мне ___________________________________________________________________________
Авторитетен ли я в теме исследования __________________________________________________________
У меня были затруднения в работе с группой____________________________________________________
Дело
Я достиг цели работы________________________________________________________________________
Мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы, практики, просто интересен (подчеркни)
В чём затруднился___________________________________________________________________________
Почему____________________________________________________________________________________
Как мне преодолеть свои проблемы_____________________________________________________________
8. Устойчивость проекта
Проект будет иметь дальнейшее развитие. В 2013 году осенью нашей школе исполнится 20 лет. Над этим изданием мы будем кропотливо работать, чтобы представить его к юбилею школы.
Дальнейшее финансирование и продолжение работы планируется за счет
- спонсорской помощи предпринимателя Каратуна М.П.,
- партнерства со специалистами районной администрации,
- помощи администрации лицея №1,
- сотрудничества с редакцией газеты «Прогресс»
При заинтересованности в изданной энциклопедии возможно сотрудничество с учащимися школ района и пополнении материалов новыми данными. В дальнейшей работе, при тиражировании школьной краеведческой энциклопедии Тюльганского района «Здесь родины моей начало», будет использован имеющийся в школе ризограф.
9. Распространение результатов
Информация о результатах данного проекта будет распространяться через презентацию в районной библиотеке, в школьной библиотеке, а также в статьях рекламного характера в газете «Прогресс».
Изданная энциклопедия будет использована в МОУ «Лицей №1» п.Тюльган, учителя и учащиеся других школ могут использовать съёмные листы энциклопедии из библиотеки лицея.
10. Управление проектом
Проект
Антосюк Л.М.
Организационная часть Практическая часть
Руководители групп Руководители групп
и консультанты и консультанты
Организационный. Цели и задачи Подготовка ресурсов.
работы. Определение тем. Обработка имеющихся исследований.
Установление сотрудничества с Подготовка работ к защите.
библиотекой, администрацией, Компьютерная обработка
газетой «Прогресс». материалов.
Разработка тем. Сбор информации. Обеспечение материальными
Организация семинара ресурсами.
«Одаренные дети». Материальное поощрение
Организация презентации участников.
энциклопедии.
11. Краткое резюме исполнителей проекта
В осуществлении проекта заняты:
Руководитель проекта: Антосюк Любовь Михайловна
Ответственные в группах:
Антосюк Любовь Михайловна – учитель литературы высшей категории, образование высшее, победитель ПНП «Образование» 2006 года, 16 лет ведет детское литературное объединение «Родники», 5 лет возглавляет школьный краеведческий клуб «Истоки», 6 лет занимается исследовательской деятельностью в ученическом научном обществе.
Тягина Ирина Алексеевна – учитель биологии и экологии высшей категории, образование высшее, победитель ПНП «Образование» 2006 года, 16 лет возглавляет ученическое экологическое объединение «Ремиза», 7 лет занимается исследовательской деятельностью в ученическом научном обществе.
Юлдашева Гульшат Калеевна – учитель технологии высшей категории, образование высшее, победитель ПНП «Образование» 2008 года, 6 лет ведет этнографический кружок в составе клуба «Истоки». 3 года занимается исследовательской деятельностью с учащимися.
Старцева Елена Александровна – учитель географии высшей категории, образование высшее, 6 лет ведет курс географии края в клубе «Истоки», 3 года занимается исследовательской деятельностью с учащимися.
Колчина Ольга Николаевна – учитель истории высшей категории, образование высшее,
6 лет ведет курс истории края в клубе «Истоки», 3 года занимается исследовательской деятельностью с учащимися.
Консультанты-учащиеся 10а класса:
Стрижак Настя,
Старцева Настя,
Колчина Анна,
Аминова Венера,
Богданова Света,
Макшанова Таня.
12. Бюджет проекта
Наименование | Стоимость руб | Количество шт. | Всего руб | Имеется у партнера | Имеется у заявителя | Требуется руб. |
Компьютеры Проектор MITSUBISHI Ламинатор EXLA4 + Ризограф RISO KS800 Принтер hp d4163 Сканер Canon Принтерная краска - цветная - чёрная Бумага белая Бумага цветная Плёнка ламинаторная Фотоаппарат цифровой Флэш-диск Диски Папка для энциклопедии Материальное поощрение детей Организация поездок по району | 23355 26776 49000 4500 2349 900 300 120 250 800 6000 800 10 200 100 5100 | 6 1 1 1 1 1 1 1 1 2 п 1 1 60 1 60 | 1401300 26776 49000 4500 2349 1200 120 250 1600 6000 800 600 200 6000 5100 | 120 | 140130 26776 49000
| 4500 2349 1200 250 1600 6000 800 600 200 6000 5100 |
Запрашиваемая сумма ____30000___________________________________ рублей
Имеющиеся средства __216 026_(двести шестнадцать тысяч двадцать шесть) рублей
Общая сумма __246026______________________________________ рублей
Деятельность руководителей проекта и групп добровольная.
Комментарий к планируемым расходам.
Для осуществления проекта необходимы 6 компьютеров (для каждой группы по одному, учитывая, что некоторые учащиеся имеют компьютеры дома). Компьютеры необходимы для оформления исследовательских работ и страниц энциклопедии.
Сканер нужен для иллюстрирования страниц энциклопедии.
Принтер – для оформления работ в печатном виде.
Проектор необходим для презентаций и рекламы энциклопедии.
Флэш – диск нужен для перенесения фотографий, иллюстраций и материалов в компьютер.
Диски необходимы для детей, чтобы содержать на них информацию и работать дома.
Цветная и чёрная краска нужны для оформления страниц энциклопедии и исследовательских работ учащихся.
Белая бумага необходима для работ учащихся. Цветная – для страниц энциклопедии.
Ламинатор и плёнка ламинаторная нужны для ламинирования страниц энциклопедии в целях сохранности.
Цифровой фотоаппарат необходим для изготовления качественных фотографий в энциклопедию, что позволит не использовать фотобумагу.
Папка для энциклопедии нужна качественная, с крупным зажимом.
Для сбора некоторых материалов необходимы поездки по району.
В целях поощрения учащихся необходимы финансовые средства для приобретения сувениров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...
Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...
Конкурсно-игровая программа "Здесь Родины моей начало!"
Разработка (сценарий и презентация) конкурсно-игровой программы "Здесь Родины поей начало!" содержит конкурсные задания на знание географии, флоры и фауны республики Татарстан....
" Здесь родины моей начало"
Сценарий встречи с почетными жителями Кемеровской области в рамках интерактивной пресс-конференции " Детский взгляд на взрослы...
Внеклассное мероприятие "Здесь Родины моей Начало"
Внеклассное мероприятие "Здесь Родины моей начало"...
Социально-значимый проект: Здесь Родины моей начало
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей...
Здесь Родины моей начало ( игра в формате Своя игра)
игра создана в формате Своя игра ( с исчезающими окнами). Содержание игры посвящено истории г.Николаевска-на-Амуре....