«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»
статья (5 класс)
Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение.
Одними из принципов педагогического процесса являются “создание учащимся оптимальных трудностей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей” а также “выбор оптимальных средств обучения и воспитания”, “достижение прочности, осознанности и действенности результатов обучения и воспитания”.
Проблемное обучение можно рассматривать с позиций педагогики, психологии, а также в методологическом аспекте. При психологическом подходе главными являются те внутренние изменения, которые происходят с учащимися в процессе обучения. При педагогическом подходе изучается организация учебного процесса, обеспечивающая эти изменения. Соответствующие методические приемы, средства являются составляющими такого сложного явления, которым является обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_primeneniya_tehnologii_problemnogo_obucheniya.docx | 49.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»
Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение.
Одними из принципов педагогического процесса являются “создание учащимся оптимальных трудностей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей” а также “выбор оптимальных средств обучения и воспитания”, “достижение прочности, осознанности и действенности результатов обучения и воспитания”.
Проблемное обучение можно рассматривать с позиций педагогики, психологии, а также в методологическом аспекте. При психологическом подходе главными являются те внутренние изменения, которые происходят с учащимися в процессе обучения. При педагогическом подходе изучается организация учебного процесса, обеспечивающая эти изменения. Соответствующие методические приемы, средства являются составляющими такого сложного явления, которым является обучение.
Приведем педагогическую трактовку понятия. “Проблемное обучение – вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется познавательный интерес”, “в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умение и развитие мыслительных способностей”.
Вся деятельность педагога базируется на определенных требованиях и закономерностях, называемых принципами обучения. Одним из них является принцип доступности, заключающийся в том, что “изучаемый материал должен быть по трудности доступен, но также должен требовать затраты определенных усилий для его усвоения. Легкость снижает мыслительную активность и интерес к обучению. Излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха вызывает потерю уверенности в себе, убивает всякий интерес к обучению. Обучение должно учитывать уровень развития учащихся и одновременно содействовать его повышению”.
Проблемное обучение, как никакая другая форма учебной организации, отражает положение о том, что “педагогическая деятельность своеобразна… средствами труда, чтобы получить психологический продукт, педагог включает ученика, воспитанника в различные виды деятельности, в общение, ставит его в позицию взаимодействия с различными объектами таким образом, чтобы он при этом вынужден был самостоятельно формулировать задачи и более или менее самостоятельно их решать, чтобы он переживал радость побед и огорчения от неудач, самостоятельно искал выход из затруднений и тупиков”.
Функциями проблемного обучения являются: воспитание навыков творческого усвоения знаний, воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы, формирование и накопление опыта творческой деятельности, формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных.
В основе проблемного обучения лежит разработанный в психологии деятельностный подход. “Учение – это система познавательных действий учащихся. Учащийся выполняет внешнюю предметную и внутреннюю психическую деятельность. Вся его деятельность и условия, на нее влияющие, учитываются и упорядочиваются таким образом, чтобы у него эффективно образовывались желаемые качества”. Принципы организации эффективного учебного процесса обеспечивает, в частности, проблемное обучение, которое в психологии трактуется как “организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания… В проблемном обучении путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося…
Правила создания проблемных ситуаций.
1. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия: а) задание основывается на тех знаниях и умениях которыми владеет учащийся; б) неизвестное, которое нужно открыть составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия, общие условия выполнения действия; в) выполнение проблемного задания должно вызывать у учащегося потребность в усваиваемом знании.
2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению материала.
4. Проблемное задание может вызвать проблемную ситуацию при определенных условиях.
5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
Урок бурятского языка в рамках ФГОС
Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения.
Требования стандарта нового поколения
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
2. Развитие личности учащихся.
3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:
1. Предметные результаты.
2. Личностные результаты, такие как:
- формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;
- осознание возможностей самореализации средствами языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
3. Метапредметные результаты включают в себя:
- развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.
ФГОС второго поколения наряду с результатами учебного процесса предполагают также:
- социализацию;
- расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
- освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.
Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Поэтому появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований стандарта нового поколения. Тогда станет понятно, что нужно изменить в деятельности учителя и ученика при подготовке современного урока.
От традиционного к современному
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Что означает - важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
И сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Формирование универсальных учебных действий
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.
Требования к современного уроку в условиях стандарта второго поколения
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло лишь смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ведь ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
В связи с этим, можно определить следующие требования к современному уроку:
- четкое формулирование цели;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
- выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- создание условий успешного учения учащихся.
Как подготовить современный урок
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Выделяются следующие пять типов уроков:
- уроки изучения нового учебного материала;
- уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
- уроки обобщения и систематизации;
- комбинированные уроки;
- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Рождение любого урока нужно начинать с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, можно предложить ребятам использовать листочки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - я не смог выполнить задание). Показ листочка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. Учащиеся размещают выбранные листочки на доске при помощи магнитов, и, таким образом, строят так называемое дерево успеха, которое наглядно демонстрирует уровень личных достижений. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Этот этап на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.
Таким образом, современный урок будет результативным, если
- На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.
- Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
- Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
- Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
- Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.
- На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.
«Высшим пилотажем» в проведении урока и идеальным воплощением новых стандартов на практике будет урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Эффективность метода проблемного обучения на уроках иностранного языка
«Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»
(Р.Декарт).
Этот мудрый афоризм очень точно выражает сущность проблемного обучения. Другими словами, основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.
Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение используется как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников.
Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь».
Таким образом, проблемное обучение на уроках бурятского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы.
Список использованных источников
Литература:
- Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. – М.: ГУ ВШЭ, 2001.
- Народное образование, № 1330, 2003стр.100 Статья Ю.Борисова, И. Гребенев
- Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// Вестник образования. Специальный номер. 1 полугодие, 2009. С – 6-21
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.
- Поташник М.М., Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
- Проблемные задания на уроках английского языка, Еврошкола, 2001, В.В. Сафонова
Интернет-ресурсы
- Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.isiorao.ru/
- ФГОС второго поколения // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/blogs/61808
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка
В данной работе содержится теоретическая и практическая информация о применении технологии проблемного обучения на уроках английского языка....
Применение технологии проблемного обучения на уроке английского языка
Технология проблемного обучения получила применение в наше время. Когда я познакомилась с её методикой ведения я поняла , что современный урок должен строиться именно по этой технологии . Я привели пр...
Применение технологии проблемного обучения на уроках иностранного языка
Данная статья и презентация об использовании активных методов обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а значит, о том,как на уроках создается атмос...
Применение технологии проблемного обучения на уроках иностранного языка
Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и пр...
Особенности применения технологии проблемного обучения на уроках физики
Проблемное обучение предоставляет большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учащихся; оно раз...
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
laquo;ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»...
«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»
Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение.Одними из принципов педагогического процесса являются “созд...