Исследовательская работа "Святые места Прибайкалья"
проект (8 класс)
Исследовательская работа посвящена изучению истории возникновения и существования православных храмов на территории Прибайкалья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_vystupleniya_na_npk_po_zashchite_issledovatelskoy_rabotysvyatye_mesta_pribaykalya.docx | 20.5 КБ |
monastyri_pribaykalya.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Наша работа посвящена истории возникновения и развития Святых обителей Прибайкальского района Республики Бурятия: Свято-Троицкому Селенгинскому мужскому монастырю и Сретенскому женскому монастырю в селе Батурино. Тема выбрана не случайно. Изучение истории родного края, истории своей малой родины, дает возможность нам, молодому поколению приобщиться к героическому прошлому и провести связующую нить между поколениями. Кроме того, сведения на эту тему систематизированы не окончательно, а те, которые мы имеем, зачастую противоречивы, в работах историков присутствуют различные мнения по одному и тому же вопросу.
Целью нашего исследования является изучение фактического, историко-архивного материала, связанных с историей и современной жизнью монастырей Прибайкальского района Республики Бурятия.
Нами были поставлены следующие задачи:
- Определить основные этапы становления и деятельности Свято-Троицкого Селенгинского и Сретенского монастырей;
- Оценить вклад Святых обителей в культурно-духовное наследие бурятского народа;
- Систематизировать исторический материал в рамках Истории Бурятии.
Для решения задач нами использованы методы: анализ исторического материала, его систематизация, анализ работ историков Бурятии, анализ исторических и архивных документов.
Объектом и предметом исследования являются история становления, возрождения и современная жизнь Святых обителей Прибайкальского района Республики Бурятия.
Практическая значимость работы заключается в пополнении фактического материала по курсу «История Бурятии»; использование исторических документов для разработки лекционного материала в изучении истории Бурятии и России.
Издревле монастыри были оплотом духовности русского народа, великой его силой, духовными культурными центрами. Наша Забайкальская земля также была украшена дивными святыми обителями и взрастила святых отцов.
В XX столетии все это было бездарно утрачено. С лица Земли Русской исчезли многие-многие святые обители, от иных остались оскверненные развалины, тысячи монахов и монахинь расстреляны или сгинули в лагерях.
«По вере, да дано вам будет…», говорится в Святом Евангелии. И русский народ понес тяжелое наказание - началась Великая Отечественная война, которая унесла миллионы человеческих жизней, стерла с лица земли многие села и города, принесла много горя и страданий русскому народу. Мало кто знает, что день, который выбрала фашистская Германия для вероломного нападения на Русскую землю 22 июня 1941 года – это День всех Святых, величайший Православный праздник .
НО Россия выжила в тяжелые годы лихолетья! Выжила, благодаря мужеству и стойкости русского народа. Выжила она и благодаря искренней и горячей молитве матерей и глубокой вере в Победу и истинность Православия.
Основная часть работы состоит из 3 параграфов, которые рассказывают о Даурской миссии в Забайкалье, о становлении и жизни Свято-Троицкого и Сретенского монастырей.
В 1681 году по благословению Патриарха Иоакима и по решению царя Федора Алексеевича в Забайкалье была направлена первая православная миссия, в современной литературе именуемая Даурской.
Возглавил Даурскую миссию, в составе которой было двенадцать человек, игумен Феодосий, человек высокодуховной жизни, который и стал основателем Свято-Троицкого монастыря. Об этом свидетельствуют архивные источники 30-х годов XVIII века. Известный историк Г. Ф. Миллер нашел отписку одного сподвижника строителя монастыря Феодосия, в которой докладывает: «...прибыли мы с ним, игуменом Феодосием, на всю сторону Байкал-моря, на Селенгу-реку и построили его (монастырь) в 1683 году». В данном случае речь здесь идет не о начале, а об окончании строительства первой церкви монастыря — Троицкой,(в честь иконы святой Троицы), что и вводит в заблуждение некоторых исследователей.
Кроме Троицкой церкви, на территории монастыря была построена Петропавловская церковь(1797 год) во имя апостолов Петра и Павла, каменная церковь– Никольская. В апреле 1710 года была заложена церковь во имя всех святых (Всесвятская). Это была самая красивая церковь из всех храмов монастыря. В 1785 году на месте Троицкой церкви был сооружен новый каменный храм, ставший главным культовым сооружением монастыря. Над главным въездом была построена в 1835 году надвратная Михайловская церковь.
После революции деятельность монастыря была прекращена, он практически полностью был разорен. В своей работе мы даем полную хронологию событий жизнедеятельности монастыря со дня его основания .
26 декабря 2006 года, Священный Синод Русской Православной церкви постановил возродить старейший монастырь на восточном берегу Байкала. В настоящее время возобновилась деятельность монастыря, ведется реставрация помещений Никольской, Троицкой, Михайло-Архангельской церквей. К сожалению, не сохранилась церковь Всесвятская. Возобновлена деятельность духовной общины. В настоящее время Свято-Троицкий Селенгинский монастырь стал одним из духовных центров Забайкальской земли в Прибайкальском районе Республики Бурятия.
К молодым монастырям в Забайкалье относится Сретенский женский монастырь в селе Батурино Прибайкальского района.
Святая обитель расположена в живописном месте в шестидесяти четырех километрах от города Улан-Удэ по трассе Усть-Баргузин.
Вначале на территории, где ныне находится монастырь, была деревянная приходская церковь села Батурино, известная еще с XVIII века. Идея строительства церкви каменной родилась в 1811 году. В богоборческие времена, в 1931 году прошлого столетия, это чудесный храм, как и множество других был закрыт, а его помещение использовалось под сельский клуб до 70-х гг XX века. 14 мая 1999 года в жалком, разгромленном виде, без куполов и крестов, храм, наконец-то, был возвращен Русской Православной церкви. Благодаря стараниям братьев Пруидзе в церкви прошли реставрационные работы, 28 ноября 1999 года состоялось его освящение.
Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий, увидев реставрированный храм, решил основать в Батурино женскую обитель. Открытие монастыря состоялось 8 марта 2000 года.
Святые обители Прибайкальского района выполняют свою святую задачу - сохранение культурно-исторического наследия Российского государства и воспитание духовной нравственности жителей Прибайкалья. Это два мощных, глубоких духовных центра Забайкальской земли. В работе обоснована необходимость сохранности исторического наследия, которое оказывает влияние на формирование бережного отношения и уважения к исторической памяти народа.
Сегодня русский народ возвращается к Святой вере наших предков, снова возводятся храмы, строятся новые или возрождаются, уцелевшие от полного разрушения монастыри, где снова звучат молитвы . В настоящее время строится новый Православный храм в селе Татаурово, уже возведены стены. Неоценимую помощь в строительстве нового храма на Прибайкальской земле оказывает Троицко-Селенгинский монастырь. И пророчески звучат слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (скончался 2009г): «Русское монашество обретает силу. А значит выстоит и Россия. Народ, у которого есть вечные непреходящие ориентиры – непобедим!»
Позвольте закончить свое выступление стихотворением собственного сочинения о своей малой и великой Родине.
Стихотворение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Монастыри являются хранителями Православной веры, училищами благочестия, неложными путеводителями христианской жизни...» Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II .
Наша работа посвящена истории возникновения и развития Святых обителей Прибайкальского района Республики Бурятия: Свято-Троицкому Селенгинскому мужскому монастырю и Сретенскому женскому монастырю в селе Батурино Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь Сретенский женский монастырь в селе Батурино
Цель исследовательской работы: изучение фактического, историко-архивного материала, связанных с историей и современной жизнью монастырей Прибайкальского района Республики Бурятия.
Задачи исследования: Определить основные этапы становления и деятельности Свято-Троицкого Селенгинского и Сретенского монастырей; Оценить вклад Святых обителей в культурно-духовное наследие бурятского народа ; Систематизировать исторический материал в рамках Истории Бурятии.
Методы исследования: анализ исторического материала ; с истематизация исторического материала; анализ работ историков Бурятии; анализ исторических и архивных документов; Беседы со священнослужителями монастырей; Наблюдение за жизнью и возрождением монастырей Прибайкальского района;
Объект и предмет исследования: история становления, возрождения и современная жизнь Святых обителей Прибайкальского района Республики Бурятия.
Освоение Сибири. Даурская миссия
Даурская миссия Сибирь вошла в состав Русского государства в период конца XVI - XVII веков. Россия явилась в Забайкалье к бурятам и тунгусам «с предложением дружбы, торговли и благоустройства, с воззванием к истине ...». (П. А. С ловцов ) В XVII веке Забайкалье глубоко осваивается русскими землепроходцами, совершившими великий подвиг. Начинается новая глава Даурской (Забайкальской) земли. Большую роль в хозяйственном и духовном освоении далекого сурового края сыграли монастыри — Посольский Преображенский, Нерчинский Успенский, Свято-Троицкий Селенгинский . В 1681 году по благословению Патриарха Иоакима и всего Освященного собора и по решению царя Федора Алексеевича в Забайкалье была направлена первая православная миссия, в современной литературе именуемая Даурской миссией.
Цель миссионеров: « Приехав в Дауры , в Селенгинском и в иных даурских городах и острожках иноверцев всяких к вере истинной православной христианской призывать, поучая от Божественных Писаний со всяким тщанием и прилежанием, безленностно , и крестить во имя Отца и сына и Святого Духа, и приводить к тому иноверцев, без тщеславия и гордости, с благоучительным намерением, без всякого озлобления…, чтобы от каких слов… иноземцев чем не отлучить, а святого дела не отвратить ».
Самой первой православной монашеской обителью к востоку от Байкала стал Троицкий Селенгинский монастырь, основанный на левом берегу реки Селенга 11 мая 1681 года. Троицко-Селенгинский монастырь возник на перекрестке дорог Большого Московского тракта и дороги в Селенгинский «город», на юг в сторону Монголии и Китая, на север — в итанцинские и баргузинские пределы. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь - самый крупный в Забайкалье и один из значительных в Сибири был основан в 1681 году. Первым миссионерам было велено: «где приищут— построить монастырь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить (в) православную веру иноземцев ...» Основан по благословению самого Патриарха и являвшийся резиденцией главы Даурской духовной миссии.
* Троицкая церковь была построена на месте часовни на реке Селенга и закончена в 1683—1684 годах. Свое название церковь получила в честь иконы Святой Троицы * В 1797 году на месте Никольского храма построили новую деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла ( Петропавловская ). Почти сто лет простоял этот храм. В 1895 году его ремонтировали. Позже на этом месте возвели каменную церковь, получившую свое первоначальное имя— Никольская . * В апреле 1710 года по челобитью архимандрита Мисаила , «по самой нужде», рядом с западными воротами была заложена церковь во имя всех святых ( Всесвятская ). * В 1785 году «усердием» майора Карпова, вероятно архитектора или чиновника, от которого зависело строительство и финансирование, на месте Троицкой церкви был сооружен новый каменный храм, ставший главным культовым сооружением монастыря . Свято-Никольский храм. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Буряти и Надвратная Михайло-Архангельская церковь Свято-Троицкого монастыря
Первый Иркутский епископ Иннокентий ( Кульчицкий ) проживал в Свято-Троицком монастыре 5 лет Миссионер Архимандрит Мелентий
Свято-Троицким Селенгинским мужским монастырем со времени его основания управляли 40 настоятелей. Игумен Феодосий – основатель монастыря, управлял до 1692 г. Архимандрит Мисаил (Трусов)- решал вопросы строительства монастыря Даниил Савиллов с 1847 года настоятель Троицкого монастыря, писал исторические очерки о монастыре. Архимандрит Израиль . Был настоятелем с 1829-1834гг. Сослан в Соловецкий монастырь, где умер в 1863г
Хронология жизни и деятельности монастыря: 1681-1921 г. - культурно - просветительская деятельность монастыря; 1921г. - ликвидация монастыря; 1921-29г.-образован детский дом; 1932-36г. - санаторий юных пионеров; 1936-38 г. - детская психколония Облздрава ; 1938-98 г. - Троицкая психиатрическая больница; 1999-2010 г. - возрождение Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря;
Сретенская церковь в селе Б атурино Прибайкальского района На территории Батуринской церкви находится могила декабриста И. Ф. Шимкова
Вначале на территории, где ныне находится монастырь, была деревянная приходская церковь села Батурино, известная еще с XVIII века. Идея строительства церкви каменной родилась в 1811 году. Закладка фундамента состоялась в 1813 году, а само строительство здания началось не ранее 1818 года, и только в сентябре 1829 года была торжественно освящена нижняя теплая церковь, а еще через семь лет, в августе 1836 года – верхний. В богоборческие времена, в 1931 году прошлого столетия, это чудесный храм, как и множество других был закрыт. 4 мая 1999 года в жалком, разгромленном виде, без куполов и крестов, храм, наконец-то, был возвращен Русской Православной церкви.
Благодаря стараниям благодетелей, братьев Георгия, Геннадия и Евгения Пруидзе в церкви прошли реставрационные работы, и через несколько месяцев разрушенный храм вновь приобрел былое великолепие.28 ноября 1999 года состоялось его освящение благочинным Бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии РПЦ о. Олегом (Матвеевым). На освещении присутствовал президент Республики Бурятия Л. В. Потапов Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий , увидев реставрированный храм, решил основать в Батурино женскую обитель Открытие первого монастыря состоялось 8 марта 2000 года. Определением Священного Синода от 19 апреля 2000 года монастырь был официально утвержден. На Забайкальской земле, в Прибайкальском районе республики воссияла новая звезда, согревая в теплых лучах благодати многие и многие души .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...
Роль и место исследовательской работы на уроках русского языка
В статье говорится о роли и месте исследования на уроках русского языка....
Научно-исследовательская работа "Говоры Прибайкалья в Русских сказках Восточной сибири"
Данная работа посвящена исследованию говоров Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири, выявлены фонетические, синтаксические и морфологические особенности говоров....
Сохраним леса Прибайкалья.
Классный час...
Методическая разработка занятия по художественной керамике "Животный мир Прибайкалья"
Материал данной методической разработки представлен в виде учебного занятия из серии «Загадочное Прибайкалье» и включает в себя краткий обзор окрестностей Байкала, а так же поэтапное выпол...
Исследовательский проект "Место заимствований в современном русском языке"
Исследовательский проект "Место заимствований в современном русском языке" представляет собой исследования о немецких заимствованиях в русском языке...
Статья "Прибайкалье в период Великой отечественной войны"
Участие в научно- практической конференции "Историческое наследие моей малой родины" (статья "Прибайкалье в период Великой отечественной войны, увековечивание памяти прибайкальцев- геро...