Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)
опыты и эксперименты ( класс) на тему

Ледяйкина Людмила Анатольевна

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия

(из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

Всем известно, что ключевое предназначение учителя состоит в воспитании гражданина России. Академик Д. С. Лихачев писал: «Любовь к Родине дает смысл жизни… Любовь к своей стране и своему народу - это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких неудач» [3]

Эта мысль отражена и в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В нём говорится, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности» [1].

 

В связи с вышесказанным, закон РМ «Об образовании в Республике Мордовия» внес свою поправку: в Мордовии обеспечивается подготовка выпускников образовательных учреждений на уровне не ниже требований государственных образовательных стандартов, в том числе в части их регионального (краевого) компонента. Образовательная деятельность в Мордовии направлена на воспитание гражданственности и патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование способностей к саморазвитию личности и создание условий для ее самореализации, укрепление ценностей здорового образа жизни [2].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический семинар25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия

(из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

Всем известно, что ключевое предназначение учителя состоит в воспитании гражданина России. Академик Д. С. Лихачев писал: «Любовь к Родине дает смысл жизни… Любовь к своей стране и своему народу - это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких неудач» [3]

Эта мысль отражена и в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В нём говорится, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности» [1].

В связи с вышесказанным, закон РМ «Об образовании в Республике Мордовия» внес свою поправку: в Мордовии обеспечивается подготовка выпускников образовательных учреждений на уровне не ниже требований государственных образовательных стандартов, в том числе в части их регионального (краевого) компонента. Образовательная деятельность в Мордовии направлена на воспитание гражданственности и патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование способностей к саморазвитию личности и создание условий для ее самореализации, укрепление ценностей здорового образа жизни [2].

С 2006 года в учебный план школ введен новый предмет «Эрзянский язык», а одной из главных задач школы является воспитание у подрастающего поколения любви к родной стране и малой родине. И я считаю, что это очень важное введение, т.к. наблюдая за нашими учениками, мы - учителя, приходим к выводу, что происходит смена нравственных ценностей и «угасание» патриотических чувств, вследствие чего недостаточно значимыми стали традиции и обычаи малой родины и даже семьи.

Как известно, современные дети находятся под огромным влиянием средств массовой информации и Интернета, а интерес к национальной культуре сводится к музыке, мультфильмам, ток-шоу и т.д. Именно поэтому очевидна роль учителя мордовского (мокшанского, эрзянского) языка, который,  обращаясь к достижениям и успехам нашей малой родины, способствует воспитанию языковой компетенции, развитию национального самосознания школьника, его общекультурной и этнической идентичности, воспитанию качеств гражданина и патриота.

Следует отметить, что введение регионального компонента в школьную программу осуществляется не только включением в учебный план предмета «Эрзянский язык», но и  изучением тем, связанных с культурой Мордовского края, по разным предметам.

Наряду с такими предметами, как русский язык, литература, история, огромные возможности в области краеведения у уроков эрзянского языка. Необходимость обучения эрзянскому языку с учетом этнокультурного компонента продиктовано тем, что понимание иной культуры возможно только на основе знания своего региона. Отсутствие знаний как той, так и другой является причиной недопонимания, источником конфликтов и кризисов в процессе межкультурной коммуникации.

Использование этнокультурного компонента на уроках эрзянского языка позволяет помочь учащимся осознать богатство культурного наследия своего региона. Поэтому при изучении каждой темы я стараюсь обращать внимание детей на актуальные факты современной действительности родного края и, конечно же, города Саранска. Использование этнокультурного компонента формирует устойчивый интерес к культуре Мордовского края.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно констатировать, что этнокультурный компонент должен обеспечить освоение школьниками национальной культуры в её единстве с общемировой культурой; воспитание культуры межнационального общения, патриотизма, интернационализма, веротерпимости, толерантности.

В муниципальном общеобразовательном учреждении «СОШ № 8» г.о. Саранск работа по приобщению обучающихся к мордовским языкам и культуре мордовского народа проводится с 2006 года, и я хочу поделиться своим опытом реализации этнокультурного компонента в обучении эрзянскому языку.

Во-первых, все уроки разработаны в соответствии с Программами по изучению эрзянского языка школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, и использование этнокультурного компонента отражено в моем календарно-тематическом планировании. Например, для изучения во 2 классе включены следующие разделы: «Моя семья», «Мордовская семья», «Мордовский край - край многонациональный», «Наша родина», «Праздники», «Мордовские народные сказки»; в 3 классе - «Мой город Саранск»,  «Моя малая Родина», «Культурное наследие» и др.; в 4 классе –  «Типичная еда моей семьи», «Мордовские народные игры» и др.; в 5 классе – «Погода в Мордовии», «Знакомство с периодической печатью», «Писатели и поэты Мордовии» и др.; в 6 классе –  «Праздники мордвы» и др., в 7 классе «Красота эрзянского языка» и т.д.

Основной целью моей работы по реализации этнокультурного  компонента  является приобщение школьников к эрзянскому языку, культуре мордовского народа в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Наиболее важным я считаю начальный этап работы – знакомство с родителями и изучение их социального состава, настроя и ожиданий от изучения эрзянского языка.  Для этого проводятся анкетирование и индивидуальные беседы. Все это помогает наладить контакт, правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей, что является немаловажным в обучении национальным языкам нашей республики. В дальнейшем родители становятся активными участниками образовательно-воспитательного процесса. Так, родители учащихся 5-го класса помогли мне в оформлении кабинета эрзянского языка. Был создан национальный уголок, где размещены куклы в национальной одежде, государственная символика, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д. Кроме того, на каждом уроке я создаю и использую «Мини-музеи национального быта», где дети, в зависимости от темы и цели урока, получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы мордовского быта, изделия старины и т.д. В экспозиции таких музеев размещаются и прялка, и люлька, и старинные утюги, и ухваты, сундук, лапти, горшки и т.д.

При обучении эрзянскому языку наиболее эффективной я считаю технологию языкового погружения. Так, в кабинете создана развивающая среда, стимулирующая общение на эрзянском языке: стенд «Эрзянь келесь теке сэнь менелесь»; портреты писателей Мордовии; государственная символика, названия к экспонатам, демонстрационно-дидактические материалы на эрзянском языке и т.д.

Обучению эрзянскому языку и народной культуре способствуют электронные образовательные ресурсы, которые всё активнее внедряются в образовательный процесс. Так, при проведении занятий я использую  мультимедийные  презентации, видеоролики, фильмы о городах и селах Республики Мордовия, мультипликационные фильмы, интерактивные тесты, электронные тест - тренажеры и т.п.

Особо хочется подчеркнуть проектную деятельность обучающихся по таким темам этнокультурного компонента, как «Мой город сегодня» (альбом фотографий с различными видами г. Саранск), «Мой город завтра» (проект города будущего), «Добро пожаловать в г. Саранск» (путеводитель для туристов), «Животный мир мордовского края» и др. Всё это способствует овладению учащимся коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитию способностей школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.

В рамках реализации этнокультурного компонента не менее важным является развитие культуроведческой компетенции. Поэтому в своей работе я активно внедряю направление, условно называемое «Мир Мордовии», которое  направлено на ознакомление с культурой, природой родного края, растительным и животным миром Республики Мордовия. Дети с удовольствием выполняют различные творческие задания: разгадывают и сами составляют кроссворды, шарады и ребусы; сочиняют и отгадывают загадки; представляют пейзажные зарисовки; рисуют иллюстрации к мордовским сказкам; создают презентации о родном крае и городе; демонстрируют мастерство национальной вышивки, бисероплетения, резьбы по дереву и т.д.

Указанные формы работы по реализации этнокультурного компонента мы активно используем в факультативной работе. Факультатив «Родники народной мудрости» ведётся с 2013 года, и в рамках этого факультатива дети развивают свой кругозор, углубляют знания о родном крае, языке и культуре мордовского народа.

Уверена, что внеклассные мероприятия - огромное поле деятельности для использования этнокультурного компонента. Дети в восторге от таких мероприятий, как «День урожая и День благодарения: история и традиции», литературная гостиная «Писатели и поэты Мордовии», встречи с известными спортсменами Мордовии.    Просмотр фильмов о Саранске на эрзянском языке

Я стараюсь воспитывать любовь к эрзянскому языку и культуре не только на уроках и внеклассных мероприятиях, но даже и на переменах, где я провожу с детьми  познавательные беседы, провожу  игры. Например, дети с удовольствием играют в такие игры, как «Чакшкесэ (Горшочки)», «Саразкесэ (Курочки)» и т.п.

Мы участвуем во всех праздниках нашей республики, особенно в народных (Инечи – Пасха, Роштова – Рождество, Мастя – Масленица и т.д.). Каждый год проводим мероприятия, посвященные Международному дню родного языка, 21 февраля. Учитывая, что наша республика является многонациональной, в таких мероприятиях одинаково чествуются русский, мордовские, татарский языки, а также языки  и культура других народов, проживающих на территории Мордовии. И, конечно, особо празднуется День мордовских языков 16 апреля.

В рамках реализации этнокультурного компонента мы проводим различные экскурсии и целевые прогулки. Так, ежегодно посещаем Республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, национальный краеведческий музей и другие музеи республики.

Кроме того, мы посещаем театры, этнокультурные центры, различные выставки, являемся активными читателями библиотек г. Саранска и участвуем во многих мероприятиях, проводимых на их базе. Особенно часто посещаем библиотеку им. К. Чуковского.

Хочу отметить активную совместную деятельность детей и родителей, при помощи которых я сама часто организовываю различные выставки. Например, выставку семейных фотографий «Монь раськем» (Моя семья), книжную выставку «Моя Мордовия», выставку рисунков и поделок и т.д.

Таким образом, региональный компонент включен во все виды моей деятельности как учителя эрзянского языка, а также во все виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную и творческую, затрагивает все образовательные области, при этом учитывается как интеграция самих образовательных областей, так и интеграция регионального содержания с обязательной частью программы.

Учащиеся должны не просто знать эрзянский язык, они должны уметь применять полученные знания на практике, составлять краеведческие маршруты, пользуясь картой города; рассказать о памятниках города, его достопримечательностях. В дальнейшем мы планируем выпустить небольшой путеводитель для туристов по городу Саранску. А также у ребят есть желание написать книгу о выдающихся жителях республики Мордовия.

Таким образом, целостный смысл изучения истории, культуры, достопримечательностей Мордовского края через эрзянский язык заключается в воспитании нравственной позиции гражданина по отношению к родному краю, городу посредством языка, что может стать мотивирующим началом в выборе профессии и специальностей, непосредственно связанных с изучением и развитием городского округа Саранск и Республики Мордовия.

В целях обмена опытом работы на базе нашей школы ежегодно проводятся обучающие семинары для учителей города, республики и мордовской диаспоры, участником которых я непременно являюсь.

Я люблю свою малую родину, горжусь, что живу в таком богатом во всех смыслах крае и стараюсь, чтобы мои ученики чувствовали такие же теплые чувства к своей малой родине. Изучение родного края на эрзянском языке воспитывает гордость и интерес, любовь и патриотизм. Осваивать мир нужно с близкого - малой родины, затем страны, и исходя из этого смотреть на весь мир.  И мы очень надеемся, что проводимая нами работа по обучению школьников эрзянскому языку поможет воспитать личность, заинтересованную в сохранении и развитии этноисторических ценностей своего народа, активизации гражданской позиции, которая послужит основой для успешной социализации ребенка в глобализирующемся мире.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz42cGyeeEc

2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. – Режим доступа : http://base.garant.ru/70535556/#block_1000#ixzz42cHpm4Ux

3. Лихачев, Д. С. Земля родная / Д. С. Лихачев. – М., 1983. – С. 38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение введения этнокультурного компонента в образовательный процесс

Основу педагогического процесса в русскоязычной школе должны составлять принципы позитивного отношения к этнокультурам. На первый план выходит формирование в рамках уроков и внеурочной деятельности эт...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Презентация "Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе " (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

ЛедяйкинаЛюдмила Анатольевна,учитель эрзянского языкаТема:«Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия» П...

Описание педагогического опыта работы учителя немецкого языка МОУ « Cредняя общеобразовательная школа № 25» г. о. Саранск Летучевой Юлии Васильевны

Данный материал содержит информацию по теме "Особенности обучения четырем видам речевой деятельности на уроках немецкого языка в начальной школе", мои исследования  и наблюдения  по даной те...

Обобщение педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Покровская основная школа" Атяшевского района Республики Мордовия Сыркиной Елены Дмитриевны "Повышение грамотности"

В настоящее время учащиеся школ  допускают большое количество ошибок при выполнении письменных работ.  Это связано с тем,что дети перестали уделять должное внимание художественной лите...

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...

МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗО)

Метод учебного проекта в робразовательном процессе: традиции и новаци в организации проектной деятельности обучащихся...