ПРОГРАММА реализации регионального содержания по русскому языку и литературе «АБРАМОВСКИЕ СТРОКИ
методическая разработка (5, 6 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Устьпаденьгская основная школа – школа четырех Героев»
«Утверждаю»
Приказ №_____ от « » августа 2017г.
______________ С.П.Минина
ПРОГРАММА
реализации регионального содержания
по русскому языку и литературе
«АБРАМОВСКИЕ СТРОКИ»
Разработчик программы:
Черныш Н.В.,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
д. Усть-Паденьга
2017г.
ВВЕДЕНИЕ
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский
«Малая родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать.
Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли»
В.Г. Распутин
«….Я родился в самом красивом месте России, для меня, конечно, красивейшем. В Архангельской области, на реке Пинеге. В краю белых ночей и бескрайних лесов.
В краю былин и сказок. Я переполнен Россией, на которой держится вся наша городская жизнь. Мы в городе, может быть, только плоты в этом народном море, которое называется Россия.»
Ф.А.Абрамов
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года обозначены основные задачи, среди которых достаточно значимыми являются следующие:
- обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью;
- формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.
Всё вышесказанное обусловливает необходимость введения в учебный процесс национально-регионального компонента, позволяющего изучать особенности своего региона, традиции своего народа, культурное и литературное наследие родного края, что является первостепенной задачей реформирования современного образования. Именно такой подход к организации процесса обучения способствует воспитанию не только патриотов России, но и патриотов малой родины.
Разработанная программа направлена на организацию урочной и внеурочной деятельности по реализации регионального содержания в преподавании русского языка и литературы в условиях ФГОС на уровне основного общего образования.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
О региональном содержании образования в контексте ФГОС основного общего образования в нашем регионе методической литературы очень мало. Это сборник материалов «Региональное содержание образования в контексте ФГОС основного общего образования: литература, математика, география, обществознание, биология: Архангельская область / ав.-сост.Т.В.Молодцова [и др.]; отв. За выпуск Т.Ю.Артюгина. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. – 30с. Также на сайте АО ИОО размещены региональные методические письма (методические рекомендации) по преподаванию русского языка и литературы для школ – «пилотных площадок» по введению ФГОС ООО, где затрагиваются вопросы реализации регионального содержания этих предметов.
Так в данных письмах даны конкретные рекомендации по региональному содержанию (далее РС) на уроках литературы в 5 и 6 классе.
«Распределение учебных часов по литературе в 5 классе по ФГОС ООО необходимо осуществлять, ориентируясь на нормы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Распределение учебных часов по предмету «Литература» в 5 классе
Общее количество часов | Из них | ||||
уроки по региональному содержанию | уроки по теории литературы | уроки внеклассного чтения | аудиторные творческие работы | контроль уровня литературного образования | |
105* | не менее 5 | не менее 4 | не менее 5 | не менее 4 работ | не менее 2 работ |
При составлении рабочей программы с учётом норм распределения учебных часов, отражённых в таблице 1, учителю необходимо обратить особое внимание на нижеследующие положения.
1. Количество учебных часов, отведённых на реализацию регионального содержания в 5 классе общеобразовательных учреждений, работающих по ФГОС ООО, уменьшено на 2 часа. В образовательных учреждениях Архангельской области, работающих по ФБУП 2004 года, на изучение регионального компонента по литературе в 5 классе отводится 7 часов. Материалы регионального содержания по литературе в 5 классе по-прежнему могут быть включены в рабочую программу учителя и изучаться школьниками отдельным блоком, а могут быть рассредоточены по всему курсу литературы пятого класса, логически «увязаны» с темами авторских программ, входящих в тот или иной учебно-методический комплект.
При этом уменьшение учебных часов в процессе корректировки рабочей программы учителя по региональному содержанию предмета «Литература» в 5 классе может быть произведено за счёт двух тем:
- малые формы фольклора; пословицы, поговорки, частушки, загадки;
- жизнь и творчество Б.В. Шергина; сказки о Шише, «Рифмы».
Исключение предложенных тем регионального содержания обусловлено, во-первых, достаточно подробным изучением малых форм северного фольклора и произведений Б.В. Шергина в начальной школе при работе по учебно-методическому комплекту «Морянка». Во-вторых, малые формы фольклора широко рассматриваются практически во всех учебно-методических комплектах по литературе для 5 класса, что позволяет включать в непосредственное содержание урока и фольклорные материалы Архангельской области. Творчество Б.В. Шергина дополнительно изучается в региональном аспекте в 6 и 7 классах («Детство в Соломбале», «Миша Ласкин», «Для увеселения»).»
И для 6 класса:
«Распределение учебных часов по литературе в 6-м классе по ФГОС ООО необходимо осуществлять, ориентируясь на нормы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Распределение учебных часов по предмету «Литература» в 6 классе
Общее количество часов | Из них | ||||
уроки по региональному содержанию | уроки по теории литературы | уроки внеклассного чтения | аудиторные творческие работы | контроль уровня литературного образования | |
105 часов | не менее 6 | не менее 5 | не менее 5 | не менее 4 | не менее 2 |
При составлении рабочей программы с учётом норм распределения учебных часов, отражённых в таблице 1, учителю необходимо обратить внимание на нижеследующие положения.
1. Количество учебных часов, отведённых на реализацию регионального содержания в 6 классе общеобразовательных учреждений, работающих по ФГОС ООО, уменьшено на 1 час. В образовательных учреждениях Архангельской области, работающих по ФБУП 2004 года, на изучение регионального компонента по литературе в 6 классе отводится 7 часов. Материалы регионального содержания в 6 классе по-прежнему могут быть включены в содержание рабочей программы учителя отдельным блоком, а могут быть рассредоточены по всему курсу литературы для 6 класса, логически «увязаны» с темами авторских программ, входящих в тот или иной учебно-методический комплект.
При этом уменьшение учебных часов в процессе корректировки рабочей программы учителя по региональному содержанию предмета «Литература» в шестом классе может быть произведено за счёт изучения лирических произведений Н.М. Рубцова. Исключение предложенной темы регионального содержания обусловлено прежде всего тем, что творчество Н.М. Рубцова входит в инвариантную (обязательную для изучения) часть примерной программы по литературе для основного общего образования: «Н.М. Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «В горнице». Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие». Как правило, авторские программы по литературе предлагают для изучения и другие лирические произведения Н.М. Рубцова».
Также в вышеупомянутом сборнике материалов опубликована статья Артюгиной Т.Ю, кандидата педагогических наук, доцента, ученого секретаря АО ИОО «Региональное содержание по литературе для основного общего образования в Архангельской области», в которой даны цели изучения РС по литературе, специфика процесса изучения РС по литературе, требования к личностным, метапредметным и предметным результатам изучения РС по литературе и приводятся конкретные произведения для изучения [ 2, стр. 5-10].
Т.о., РС по литературе в методических материалах раскрыто достаточно полно.
Русский язык.
Самородова Н.В., канд. филол. наук,
доцент кафедры теории и методики
предмета АО ИППК РО
Методические рекомендации по преподаванию русского языка в 5 классах общеобразовательных школ, осуществляющих обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
5. В предмете «Русский язык» не предусмотрено выделение часов на региональное содержание. Однако учитель вправе привлекать для проведения лингвистического анализа тексты регионального содержания.
Аналогичное разъяснение и в Методических рекомендациях для 6 класса.
В этих же письмах (по другим предметам) мы видим следующую рекомендацию:
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. При этом следует отметить, что объем реализации регионального содержания по ФГОС ООО нормативно-правовыми документами не регламентируется и определяется образовательными организациями самостоятельно. Учитель может планировать региональное содержание в рабочей программе в разделе «Содержание курса (учебного предмета)», увязывая его с изучаемыми темами по своему усмотрению и включать данное содержание в урок».
Таким образом, учителю предоставляется большая самостоятельность и возможность творческого подхода к реализации РС на уроках русского языка и литературы, что я предполагаю отразить в своей программе, в которой обобщается опыт работы по знакомству обучающихся с писателем Ф.А. Абрамовым и его литературным наследием.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | «Реализация регионального содержания по русскому языку и литературе «АБРАМОВСКИЕ СТРОКИ» |
Разработчик программы | Черныш Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьпаденьгская ОШ» |
Инновационная составляющая программы | Основной идеей программы является создание комплексной, целенаправленной системы работы по реализации регионального содержания в процессе преподавания русского языка и литературы в условиях ФГОС на уровне основного общего образования посредством изучения творчества Ф.А.Абрамова. |
Цель программы | Создание комплексной системы работы по реализации регионального содержания в процессе преподавания русского языка и литературы в условиях ФГОС на уровне основного общего образования посредством изучения творчества Ф.А.Абрамова. |
Задачи программы | 1. Обобщить имеющийся педагогический опыт введения регионального содержания в образовательный процесс на основе знакомства с творчеством Ф.А.Абрамова на уроках русского языка и литературы. 2. Разработать содержание программы и календарно-тематическое планирование в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования. |
Направленность программы | Обучающиеся 5 - 6 классов МБОУ «Устьпаденьгская ОШ» |
Срок реализации программы | 2017-2018 уч.год 2018-2019 уч.год |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свой родной край, за наших земляков через воспитательный потенциал рассказов Ф.А.Абрамова; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение в совместной деятельности определять цель урока, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки - ведение листа самооценки работы на уроках;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в парах и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем прочитанных рассказов Ф.А.Абрамова, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать художественное литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, посыл автора произведения; характеризовать его героев;
- умение работать с текстом как художественного стиля (путем смыслового чтения), так и публицистического стиля (путем ознакомительного чтения);
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием опорных слов, отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- умение аргументировано, эмоционально формулировать своё отношение к прочитанному.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Ф.А. Абрамов «Алые олени»
Ф.А.Абрамов «ГДЕ ЛЕТО С ЗИМОЮ ВСТРЕЧАЮТСЯ?»
Ф.А.Абрамов «Трава – мурава». Рассказы:
Вкус Победы
Отрыжка войны
Родное гнездо
Стены помогли
Сколько на Пинеге сказок
Веник
На Мезень- реке
Афанасий, соври-ко
Не та фамилия
Почему ряб маленький
Умные лещи
Офимьин хлебец
В День Победы
Сыновья и внуки
Зарок блокадницы
Из войны
Не зря имя деда дали
Взапятки посмотрю
Родное пепелище
Лучшее лекарство
Бобер-хозяин
Мухомор
Валенки
Есть, есть такое лекарство
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программа рассчитана на 34 часа: 17 часов в 5 классе, 17 часов в 6 классе.
5 КЛАСС.
Тема «Наедине с природой»
Задачи:
- Познакомить обучающихся с биографией Ф.А.Абрамова
- Проанализировать рассказы писателя о природе, о красоте северного края, об отношении человека к природе.
- Продолжить работу по обучению написанию подробных изложений: формированию умений связной речи, умений воспринимать мысли, впечатления, чувства автора и передавать информацию в устной и письменной форме.
№п/п | Предмет | Тема урока | Учебный материал | Комментарии |
1-2 сентябрь | Литература | «Наедине с природой» | видеофильм «Наедине с природой» https://vimeo.com/24305130 | Видеофильм создан по мотивам рассказов Абрамова. Очень поэтичный видеоряд. Продолжительность фильма – 51 мин. |
Литература | Знакомимся с Ф.А.Абрамовым | Интернет-урок http://fabramov.ru/Biography.html | Урок планируется по материалам сайта. Проводится в онлайн-режиме. | |
3-4 октябрь | Русский язык. Р/р | Изложение «Кончилось лето» | Карточка с текстом. Опорные слова. | Изложение по подготовленному плану. |
Русский язык. Р/р | Изложение «Алые олени» | Карточка с текстом, с вопросами. Опорные слова | Изложение по вопросам с использованием опорных слов. | |
5-6 ноябрь | Литература (вн.чт.) | Знакомство со сборником Ф.А.Абрамова «Алые олени» | 2 сборника «Алые олени» Карточки для групповой работы Скан для презентации | Урок-путешествие «Времена года». Работают 4 группы «Лето», «Осень», «Зима» и «Весна» |
Литература (вн.чт.) | Где лето с зимой встречаются? | Урок – защита проекта «Абрамовские времена года». Группы с предыдущего урока подготовили к защите проекта: «Лето» - мультимедийный гербарий. «Осень» - муз. номер «Осенины» (к рассказу «Сентябрь»). «Зима» - «Зимний вернисаж» (выставка рисунков к рассказам зимнего цикла). «Весна» - группа подготовила заклички-веснянки, провела игру «Горелки». Защита проекта сопровождалась выразительным чтением рассказов цикла. | ||
7. Декабрь. | Русский язык. Р/р | Изложение «Серебряные сполохи» | Карточки с текстами Опорные слова М/м презентация | На уроке проводится дополнительная работа по сравнению текстов различных стилей. |
8-9 Январь. | Литература Вн.чт. | Ф.А.Абрамов «Превыше всего» | Конспект урока М/м презентация | |
Литература Вн.чтение | Ф.А.Абрамов «Бобер-хозяин» | Карточка с текстом. | На урок был приглашен учитель биологии, который рассказал о популяции бобров в Шенкурском районе. | |
10-11 Февраль. | Литературный праздник «Он так любил березы и космеи…» | Конспект мероприятия. М/м презентация | ||
12-13 Март. | Русский язык. Р/р. | Изложение «Капель» | Карточка с текстом Картинный план | |
Русский язык. Р/р. | Изложение «Дождались» | Карточка с текстом и заданиями Опорные слова Карточка для групповой работы М/м презентация | ||
14-15 Апрель. | Литература Вн.чтение | Образ весны в произведениях Ф.А.Абрамова | Конспект урока | |
Литература Вн.чт. | Природа и человек в рассказах Ф.А.Абрамова | Конспект урока. Карточка с текстом. | ||
16. Май. | Литература - ИЗО | «Чтобы красота не пропала» | http://fabramov.ru/Photo_krasota.html | Виртуальная онлайн - экскурсия по абрамовским местам. Рассматриваем и обсуждаем замечательные фото А.Алина. Начинают делать свои наброски к прочитанным в учебном году рассказам |
17. Май. | Обобщающий урок по теме «Наедине с природой. Ф.А.Абрамов» | Выставка рисунков. Викторина по выставке «Узнай рассказ» Рефлексия «Письмо в Абрамовское лето…» |
6 КЛАСС.
Тема «Трава – мурава»
В 6 классе знакомство с творчеством Ф.А.Абрамова акцентируется на его книге «Трава-мурава» [Абрамов Ф. А. Трава - Мурава/ Ф.А.Абрамов – С.-Пб.:Издательский Дом «ГАМАС», 2008.-160с.:ил.]
1 урок (сентябрь)
Литература (вн. чтение)
Тема Ф.А.Абрамов. «Трава – мурава»
2 урок (сентябрь).
Русский язык. Р/р. (завершение темы 5 класса по русскому языку – обучающие изложения)
Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану «Первый глухарь»
Далее знакомство с рассказами Ф.А.Абрамова на уроках русского языка предполагается в сочетании литературного анализа текста с формированием у обучающихся орфографической и пунктуационной зоркости и работой по теме урока. Планирование данного блока программы зависит от рабочей программы педагога, опирающейся на выбранную авторскую программу по русскому языку.
В планировании данной программы используется авторская образовательная программа по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).
№ п\п | Тема урока | № урока по КТП | Рассказ Ф.А.Абрамова. |
1. | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. | 11 | «Родное гнездо» |
2. | Прямая речь. Диалог. | 12 | «Отрыжка войны» |
3. | Стили речи. | 17 | На Мезень - реке. |
4. | Гласные в приставках пре и при | 56-59 | «Афанасий, соври-ко» |
5. | «Умные лещи» | ||
6. | Разносклоняемые имена существительные | 70-71 | Не зря имя деда дали. |
7. | Несклоняемые имена существительные | 74 | «Не та фамилия» |
8 | Разряды имен прилагательных | 99-102 | "Лодочка" |
9 | Разряды местоимений | 155 | «Зарок блокадницы» |
10 -11 | Итоговый контроль по теме. Комплексный анализ текста. | 181-182 | «Вкус Победы» Дидактический материал для комплексного анализа текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) разработан в ходе учебно-исследовательской работы «Комплексный анализ текста. По произведениям Ф.А.Абрамова» (Клементьева М., научный руководитель – Черныш Н.В.) |
В феврале (ко дню рождения Ф.А.Абрамова) запланировано 2 урока литературы:
1. Литературно - музыкальный урок «Родниковое слово»
2. Урок поэзии «Федору Абрамову посвящается» (по материалам учебно – методического пособия «Воспитательный потенциал произведений Федора Абрамова: учеб.-метод.пособие для учителя / Т.В.Молодцова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2002. – 71с. ISBN 5-85151-120-6/
СТР. 26-70
В мае, в преддверии Дня Победы, запланирован урок литературы (вн.чт.) «Ф.А.Абрамов. О войне и о Победе». (технологическая карта урока прилагается).
Итоговый (17/34 урок) программы – открытый урок для ШМО учителей – предметников МБОУ «Устьпаденьгская ОШ».
ЛИТЕРАТУРА.
Электронные ресурсы:
1.«Региональные методические письма (методические рекомендации) по преподаванию русского языка и литературы для школ – «пилотных площадок» по введению ФГОС ООО». Электронный ресурс. Режим доступа http://ippk.arkh-edu.ru/management/fgos/list.php?SECTION_ID=8987
(ост.ссылки – в материалах к урокам)
- Абрамов Ф. А. Трава - Мурава/ Ф.А.Абрамов – С.-Пб.:Издательский Дом «ГАМАС», 2008.-160с.:ил.
- «Воспитательный потенциал произведений Федора Абрамова: учеб.-метод.пособие для учителя / Т.В.Молодцова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2002. – 71с. ISBN 5-85151-120-6/
- «Региональное содержание образования в контексте ФГОС основного общего образования: литература, математика, география, обществознание, биология: Архангельская область / ав.-сост.Т.В.Молодцова [и др.]; отв. За выпуск Т.Ю.Артюгина. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. – 30с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
реализация регионального компонента на уроках литературы
Планирование регионального материала на уроках литературы в 7 -11 классах...
Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.
Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.Задачи:1. Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с ...
Рабочая программа спецкурса «Диалектная лексика в говоре села Куйтун» по реализации регионального компонента образовательного стандарта
Наше село самобытное.Здесь живут старообрядцы. Проведение научно-исследовательской работы по лингвистическому краеведению в течение многих лет позволили создать и реализвывать эту программу....
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...
Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"
В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...
Календарный план реализации программы деятельности региональной инновационной площадки на 2020-2021 учебный год
Календарный план реализации программы деятельности региональной инновационной площадки на 2020-2021 учебный год«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, сам...