ПРОГРАММА по предпрофильной подготовке « Выбор профессии» для 9 класса
рабочая программа (9 класс)

Агапчева Раиса Емельяновна

Программа предпрофильной подготовки «Выбор профессии» состоит из двух модулей: 1 модуль- «Здоровье и выбор профессии», 2 модуль- «Выбор профессии». На каждый модуль отводится по 34 часа. Всего на изучение программы курса « Выбор профессии» отведено 68 часов. Данный курс изучается за счет урочных часов учебного плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vybor_professii._9_klass.docx71.64 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОГРАММА

по предпрофильной подготовке

« Выбор профессии»  

для 9 класса

на 2019-2020 учебный год

Педагог: Агапчева Р.Е,

                                                      учитель биологии и химии высшей категории

                                           Пояснительная записка

Программа предпрофильной подготовки «Выбор профессии» состоит из двух модулей: 1 модуль- «Здоровье и выбор профессии», 2 модуль- «Выбор профессии». На каждый модуль отводится по 34 часа. Всего на изучение программы курса « Выбор профессии» отведено 68 часов. Данный курс изучается за счет урочных часов учебного плана.

                     Модуль1 «Здоровье и выбор прфессии»

     

           Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека. Проблема  здоровья подростков в современном обществе  имеет острую социальную значимость .Именно в школе должны решаться задачи своевременного формирования ответственного отношения к здоровью.

Данный курс  актуален  в современных условиях, так как каждому  подростку  важно знать основы  сохранения  и укрепления своего здоровья. Обучающиеся  должны  обладать навыками  исследования  своего  здоровья, умениями  формирования  и укрепления здоровья на практике. Полученные знания способствуют формированию социально активной личности, помогут правильному  выбору  профессии.    

Новизна курса:  предлагается  целостная система приемов и методов учебной деятельности, позволяющая  сохранить здоровье школьников.  Содержание курса предполагает формирование навыков по самооценке здоровья, а также обучение выбору профессии в соответствии со своим здоровьем

Курс  предпрофильной подготовки модуля  «Здоровье  и выбор профессии» разработан на основе  нормативно-правовых документов:

  -Конституция Российской Федерации ;

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;    

  -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный № 19644                                                                                                                      - Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);                                                                                                                     - Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России/(А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков);-3-е изд.-М.:                                  Просвещение,2013 г;                                                                                                               -Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р.                                                                                                                            -Стратегия развития  воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Правительством РФ, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г.

  -Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»

-Закон Самарской области от 22.12.2014 №133-ГД «Об образовании в Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 09.12.2014)                                                                                                                               -  Стратегия социально-экономического и социокультурного развития Самарской области (приоритетное направление «Образование»);

-СанПин 2.4.2.2821-10

«Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189 (в редакции изменений №3,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81)

-.Устав ГБОУ ООШ с. Заволжье

- Правила внутреннего распорядка в ГБОУ ООШ с. Заволжье.

-Локальные акты ГБОУ ООШ с. Заволжье

Программа  модуля «Здоровье и выбор профессии»  составлена на основе примерной программы: «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»(утверждена приказом МО РФ от 18.07.2002 № 2783) ,на основе программы для общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера», 8-9 классы, М. «Просвещение», 2017 год (авторский коллектив: С.Н.Чистякова, М.А.Холодная, В.А. Власов и др.), образовательной программы основного общего  образования;

- Программы Лопуги Е. В.«Культура здоровья» М.- «Просвещение», 2018г;

- Авторской  программоы по экологии человека для 8 класса М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.П. Лукина. Программа курса «Экология человека. Культура здоровья 8 кл.» М. : Вентана-Граф 2019г.

Место курса модуля  в учебном плане:

На изучение модуля  «Здоровье и выбор профессии» в 9 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа.  Данный курс модуля  изучается за счет урочных часов учебного плана.

Общая характеристика курса  «Здоровье и выбор профессии»

Содержание курса расширяет и углубляет биологические и гигиенические сведения  основного учебника биологии: вводятся новые понятия о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии, содержит сведения о способах сохранения и укрепления своего здоровья,   Курс ориентирован  на выбор профессии обучающимися  в соответствии с  ресурсами здоровья  своего организма.

.Цель :

формирование культуры здоровья, ценностного  отношения  обучающихся к своему здоровью  как  к основному фактору успеха в профессиональном  становлении  личности;  ориентирования  на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего здоровья.

 Задачи

Образовательные:

-формирование знаний о физическом, психическом, социальном здоровье  человека;

-углубление анатомических, физиологических и гигиенических  знаний обучающихся о различных системах органов;

- обучение навыкам  профилактики  заболеваний человека,  оказания первой  помощи;

-приобретение, закрепление практических навыков здорового образа жизни и  здоровьеразвивающих  стереотипов поведения;

-определение резервов своего организма;

-обучение ориентированию  на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма;                                                                                                                 -ознакомление с медицинскими профессиями.                                        Воспитательные:                                                                                                             -воспитание  чувства ответственности за своё здоровье и за здоровье окружающих;                                                                                                                    -желания быть здоровым душой и телом;                                                                          -стремления  формировать своё здоровье  в соответствии с приобретёнными  знания и умениями,  с законами природы и жизненными принципами;                                                                                             -формирование мотивации  и стремления быть здоровым;                                              -воспитание  важных качеств личности: взаимопомощи, милосердия, уважения к себе и окружающим людям.                                                                     Развивающие:                                                                                                                    -приобретение и развитие  навыков самосовершенствования  своего здоровья;                                                                                                                             -развитие творческого потенциала;                                                                                -достижение гармонии душевных и физических качеств обучающихся.

Программа выстроена  в соответствии со следующими принципами:

- безопасности;  

- приоритета  заботы о здоровье обучающихся ;

- единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья;

-непрерывности и преемственности;

-соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;

- формирования ответственности учащихся за свое здоровье;

-гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих  педагогических воздействий.

и развивающих  педагогических воздействий.

Организация образовательного процесса

Формы организации занятий:                                                                                  беседы,  доклады, лекции, дискуссии, наблюдения, практические, исследовательские  работы (фронтально, в группах и индивидуально) ,  мини-проектаы, презентации, групповые соревнования, индивидуальные консультации, игровые занятия, тренинги, мастер-классы, экскурсии.

Виды деятельности обучающихся:

- работа с источниками информации: литературными источниками, с иитернет-ресурсами;

-работа с полученной информацией, формулирование  собственных оценочных суждений;

- умение вести аргументированную защиту собственной позиции;

- выполнение заданий логического характера;

-составление и анализ ситуативных заданий;

-выполнение  познавательных и практических ситуативных заданий;

-моделирование реальных жизненных  ситуаций;

-освоение социальных ролей через участие в игровых, тренинговых заданиях.

Образовательные технологии, применяемые на занятиях курса:

- технология сотрудничества,

- проблемно-исследовательское обучение,

- «мозговой штурм» (технология групповой творческой деятельности);

- технология деятельностного метода;

Формы контроля и  оценки УУД:

- фронтальный опрос (беседа);

- индивидуальная проверка;

- применение полученных знаний в различных ситуациях;

-самостоятельная работа;

-творческая работа;

- тестовые задания;

-логические вопросы после  заданий.

Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).

Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе, учитель, эксперты.

                                 

        Результаты  усвоения  обучающимися содержания программы

Личностные результаты:

-включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты:

-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;

-организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;

-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

Предметные результаты:

-знать факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье, мотивы здорового образа жизни, отрицательное влияние вредных привычек, пути формирования здорового образа жизни;

-знать особенности своего организма, оценивать резервы здоровья;

-представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

-выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья;

-выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;

-расширять свой опыт по  развитию основных физических качеств, повышению функциональных возможностей основных систем организма;

-умение выбирать профессию в соответствии со своими резервами здоровья.

                         

                        Учебно-тематическое планирование

Виды учебных занятий

Кол-во часов

1

Тематические уроки

15

2

Уроки-практикумы

10

3

Экскурсии

6

4

Мастер-классы от профессионалов

3

Итого:

34

             

            Содержание  модуля  «Здоровье и выбор профессии»

* Введение. Здоровье и профессиональная деятельность человека. Здоровый образ жизни-основа для правильного выбора профессии.

*Беседа специалиста о влиянии здоровья на профессиональрый выбор

Экскурсия в ПРБ

*Здоровье физическое и психическое. Взаимосвязь компонентов здоровья.

*Риски здоровья в современном обществе . Здоровье человека в современном обществе. Вредные факторы здоровья,  профилактика их влияния на организм человека.  Влияние  вредных для здоровья факторов на профессиональное становление личности.

Практическая работа  « Анализ рисков здоровья человека в Приволжском районе и в с.Заволжье»

*Экология и здоровье. Экологическая ситуация в стране, Самарской области, Приволжском районе, с.Заволжье.  Влияние экологических факторов на здоровье и на профессиональный выбор.  

*Экологически обусловленные заболевания. Их характеристика,  Экологически обусловленные заболевания нашего края, профилактика. Охрана природы-залог здоровья населения.

*Ваше здоровье – в ваших руках. Здоровый образ жизни.  Способы формирования своего здоровья. Культура здоровья и профессиональная карьера  человека.

*Формула здоровья. Составляющие формулы здоровья. Важность всех компонентов здоровья.  

Практическая работа « Составление обучающимися  индивидуальной формулы  здоровья»

*Оценка резервов организма. Оценка показателей здоровья. Понятие о резервах здоровья человека. Показатели  здоровья, их характеристика. Влияние резервов здоровья  человека на профессиональное становление личности. Выбор профессии обучающимися в соответствии с резервами своего  здоровья.  Практическая работа «Оценка резервов  и показателей здоровья обучающихся»

*Эмоциональная составляющая здоровья.  Виды эмоций ,их зарактеристика. Понятие об эмоциональном здоровье. Взаимосвязь с физическим здоровьем.

*Стрессы и здоровье. Стрессоустойчивость организма. Понятие о стрессе. Положительное и вредное влияние стрессов на здоровье человека. Стрессоустойчивость организма.

*Здоровье и движение. Влияние двигательного режима на здоровье обучающихся. Гиподинамия.  Формы оздоровительного движения.  Практическая работа « Составление обучающимися индивидуального  оптимального двигательного режима  для сохранения здоровья»

* Почему мы спим? Здоровье и сон. Правила здорового сна.

* Что такое «биоритмы человека». Биоритмы человека и здоровье.  Практическая работа  «Ознакомление обучающихся  с  работой биологических часов организма»

* Понятие о здоровом питании. Правила здорового  питания.  Пищевой рацион. Режим питания.

Практическая работа « Составление пищевого рациона школьника»

*Овощи и фрукты в питании. Важная роль овощей и фруктов для здоровья. Правила сохранения витаминов в овощах и фруктах.  Витамины и минеральные вещества.

* Избыток веса и ожирение. Ожирение-проблема современности. Проблемы лишнего веса.  

Практическая работа « Имею ли я лишний вес?»

*Вода-основа жизни.  Вода в организме человека.  Потребности организма в воде. Правильный питьевой режим.

* Что такое иммунитет. Виды иммунитета. Иммунитет-основа здоровья. Правила укрепления  иммунитета.

*Вирусные и бактериальные болезни современности. Профилактика.  Анализ заболеваний вирусного и бактериального происхождения в Приволжском районе от профессионала.

* Строение кожи. Функции кожи. Кожа-зеркало здоровья . Правила ухода за кожей от профессионала.

* Виды массажа. Техника выполнения массажа.  Правила выполнения детского массажа. Массаж и здоровье.  

Практическая работа «Техника выполнения оздоровительного массажа»

*Строение органа зрения. Оптическая система глаза. Здоровое зрение. Профилактика глазных заболеваний . Взаимосвязь здоровья глаз о профессионального становления.

 Практическая работа «Ознакомление с видами и техникой выполнения упражнений для сохранения хорошего зрения»

*Правильное очищение организма-важная составляющая здоровья.  От каких веществ необходимо очищать организм. Важность очистительных процедур.  Своевременность очищения организма.  Профилоктика нарушений работы органов выделения.

*Красота человека внешняя и внутренняя - и здоровье. Что есть красота человека. Понятие о внешней и внутренней красоте. Красивые образы.  Правит ли миром красота?  Красота и здоровье человека. Как сохранить красоту и здоровье  на долгие годы.

*Косметика современности.  Многообразие косметических средств. Правила выбора и пользования косметикой.   Вред декоративной косметики. Детская косметика.

Практическая работа «Создание натуральных косметических средств для кожи в домашних  условиях»

*Беседа косметолога о создании красивого образа .Умение создавать красивый образ.  Красивый образ о профессиональная карьнра.Секреты и советы от профессионального косметолога.

*Здоровье и одежда. Классификация типов тканей для одежды, их характеристика с позиции влияния на здоровье. Правильный выбор одежды и обуви. Правильный уход за одеждой и  обувью.  Умение правильно и красиво одеваться.  Внешний вид о профессиональная карьера.

*Вредные привычки человека, их характеристика. Вредное влияние  на  здоровье. Умение противостоять. Самозащита от вредных привычек.

* Знакомство с медицинскими профессиями.  Экскурсия в СГМУ

*Экскурсия в Самарский Центр профилактики МЗ

Календарно-тематическое планирование  модуля «Здоровье и выбор профессии»

Темы уроков

Форма контроля

    Дата

Примечание

план

факт

1

 Здоровье и профессиональная деятельность человека

2

Экскурсия в ПРБ: беседа специалиста о влиянии здоровья на профессиональрый выбор

фронтальный опрос

3

Экскурсия в ПРБ: беседа специалиста о влиянии здоровья на профессиональрый выбор

фронтальный опрос

4

Здоровье физическое и психическое

применение полученных знаний в различных ситуациях

5

Риски здоровья в современном обществе

тестовые задания

6

Экология и здоровье

логические вопросы после  заданий..

7

Экологически обусловленные заболевания

самостоятельная работа

8

Ваше здоровье – в ваших руках

тестовые задания

9

Формула здоровья

творческая работа

10

Оценка резервов организма. Оценка показателей здоровья

самостоятельная работа

11

Эмоциональная составляющая здоровья

индивидуальная устная  проверка

12

Стрессы и здоровье. Стрессоустойчивость организма

логические вопросы после  заданий..

13

Здоровье и движение

применение полученных знаний в различных ситуациях

14

Здоровье и сон

самостоятельная работа

15

Биоритмы человека

индивидуальная устная  проверка

16

Правила здорового  питания

тестовые задания

17

Овощи и фрукты в питании. Витамины и минеральные вещества

творческая работа

18

Проблемы лишнего веса

логические вопросы после  заданий..

19

Вода-основа жизни. Правильный питьевой режим

тестовые задания

20

Иммунитет-основа здоровья

творческая работа

21

Вирусные и бактериальные болезни современности. Профилактика

индивидуальная устная  проверка

22

Кожа-зеркало здоровья

применение полученных знаний в различных ситуациях

23

Массаж и здоровье

логические вопросы после  заданий..

24

Здоровое зрение. Профилактика глазных заболеваний  

самостоятельная работа

25

Правильное очищение организма-важная составляющая здоровья

логические вопросы после  заданий..

26

Красота человека внешняя и внутренняя - и здоровье

творческая работа

27

Косметика современности. Правила выбора и пользования.

самостоятельная работа;

28

Беседа косметолога о создании красивого образа

применение полученных знаний в различных ситуациях

29

Здоровье и одежда

творческая работа

30

Вредные привычки человека. Умение противостоять

т

тестовые задания

31

Экскурсия в СГМУ.Знакомство с медицинскими профессиями

фронтальный опрос

32

Экскурсия в СГМУ.Знакомство с медицинскими профессиями

фронтальный опрос

33

Экскурсия в Самарский Центр профилактики МЗ

фронтальный опрос

34

Экскурсия в Самарский Центр профилактики МЗ

фронтальный опрос

                                            Литература для учителя:

1.Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков.– М.: Вентана-Граф, 2015

2.Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье». Книга для учителя.- Воронеж, 2015  

3.Балабанова В.В. Предметные недели в школе:- биология, экология, здоровый образ жизни». –Волгоград  2014

4.Вайнер Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе.- М.: Издательский центр «Академия»,  2017

5.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М.   Психофизиология ребенка.  – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2013

6. Кальченко Е. И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2015

7. Климов, Е. А, Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М.: Знание, 2016

8. Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Просвещение, 2014

9.Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Методическое пособие.- Ульяновск, 2018

10.Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар. Асвета, 2013

11. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии «Человек и его здоровье» .-М., «Просвещение», 2019 г

12. Пугал Н.А. Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и его здоровье.- М.: Владос, 2017

13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2019

14. Шатохина Л.Ф. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса . М. ТЦ «Сфера». – 2018

15. Шатохина Л.Ф. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М. ТЦ «Сфера», 2016

Интернет-ресурсы

                                     Литература для обучащихся:

1.Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков.– М.: Вентана-Граф, 2016

2.Агаджанян Н.А.,  Каткова А.Ю.  Резервы нашего здоровья. -М.: Знание 2014

3. Агаджанян  А. Н.. Ритмы жизни и здоровье. - М.: Знание, 2013

4. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. -Волгоград, «Учитель», 2012

5. Вольк Р. Занимательная энциклопедия. -- М.: Мир книги, 2014

6.Гоголев М.И., Гайко Б.А., Шкуратов В.А. Основы медицинских знаний учащихся. -М.:Просвещение, 2013

7.Гаевая В.В.  За здоровый образ жизни.- Волгоград,  2014

8. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. -М., «Просвещение», 2012

9.Иванченко. В.А. Секреты вашей бодрости. -М.: Знание 2013

10.Кондрашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина,  2015

11.Коростелев  Н. Б. Всем, кто хочет быть здоров. - М.: Молодая гвардия, 2014

12. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар. Асвета, 2012

13. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Издательский центр «Академия», 2019

14. Резанова Е.А., Антонова И.П. и Резанов А.А. «Биология человека» в таблицах и схемах. М., «Издат-школа 2013

15.Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2016

16.Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. - М.: Просвещение, 2018

17.Шишкова Т,Л. Твое питание и здоровье. Школьный справочник.М.:2016

 Интернет – ресурсы

                                 Модуль 2 «Выбор профессии»

 Нынешняя молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате  выпускник  теряет время и веру в свои силы. «Реализация идеи профильности старшей ступени  ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» /«Концепция профильного обучения»/. Важность подготовки к этому ответственному выбору  определяет серьезное значение предпрофильной подготовки  девятиклассников. В 9 классе основной школы ученик должен  получить информацию о возможных путях продолжения своего образования, оценить свои силы и принять ответственное решение о выборе своего индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильного  самоопределения.

Программа  предпрофильной подготовки модуля  « Выбор профессии» разработана на основе  нормативно-правовых документов:

 -Конституция Российской Федерации ;                                                                                        - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;                                                                                                                                       -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный № 19644                                                                                                              -Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р                       -Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Принят Государственной Думой 3 июля 1998 г                                                                                        - Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);                                                                                                                         - Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России/(А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков);-3-е изд.-М.:                                  Просвещение,2013 г;                                                                                                                            -Концепция  Федеральной целевой программы развития  образования на 2016 - 2020 годы.                                                                                                                                         -Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;                            -Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;                                                                                                               - Стратегия развития  воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Правительством РФ, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г.                                                                                                      -Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. №2783.  -Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса»           -Концепции  региональной  системы  профессиональной ориентации  молодежи  и  взрослого  населения  Самарской области /Решение коллегии министерства образования и науки Самарской области от 23.11.2004 No 6/1                 -Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Фед ОУ. Приложение к постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1                                                                                                                   -Закон Самарской области от 22.12.2014 №133-ГД «Об образовании в Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 09.12.2014)                                                                                                                               -  Стратегия социально-экономического и социокультурного развития Самарской области (приоритетное направление «Образование»);                                    -СанПин 2.4.2.2821-10   «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189 (в редакции изменений №3,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81)                                                                                                   -.Устав ГБОУ ООШ с. Заволжье                                                                                                        - Правила внутреннего распорядка в ГБОУ ООШ с. Заволжье.                                           -Локальные акты ГБОУ ООШ с. Заволжье                                                              

Программа  модуля « Выбор профессии»  составлена на основе примерной программы: «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»(утверждена приказом МО РФ от 18.07.2002 № 2783) ,на основе программы для общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера», 8-9 классы, М. «Просвещение», 2017 год (авторский коллектив: С.Н.Чистякова, М.А.Холодная, В.А. Власов и др.), образовательной программы основного общего  образования;                                                                                              

                           Место курса в учебном плане:                                                                                                 На изучение курса « Выбор профессии» в 9 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа в год.  Данный курс изучается за счет урочных часов учебного плана.

             Общая характеристика курса  «Выбор профессии                                                       Курс модуля   содержит систему знаний, позволяющих  обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профессии в средней школе: подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности;  в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.                                                                                    

Цель  курса:  формирование у обучающихся  готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:                                -учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;                             -подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;                                                                       -расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;            -обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;                                                                      -сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;                                                         -обучить планированию профессиональной карьеры.

Технологии, методы, формы обучения

В рамках преподавания курса эффективно используются современные информационные и коммуникативные технологии :личностно-ориентированное обучение, модульная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование таких методических средств, как:                                                          -междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;                                                                                                                               -интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);                              -обучение через опыт и сотрудничество.

Формы деятельности обучающихся

-устные сообщения,

-обсуждения,

- анализ мини-ситуаций,

- работа со словарями, справочниками ,энциклопедиями, Интернет- ресурсами,

- защита презентаций,

- в малых группах,

-проектная работа,

-подготовка сообщений, рефератов,

-исследовательская деятельность,

-информационно-поисковая деятельность,

-профориентационные и ролевые игры,

-практическая работа,

-эвристическая беседа,

-эвристический семинар,

-проблемное изложение учебного материала.

Формы контроля знаний

Тестовые задания; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания  (защита рефератов и проектов, презентации),самостоятельные работы.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, схемы, видеоматериалы. 

               Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать сущность и содержание следующих понятий:

-психологические особенности личности;

-самоопределение;

-профессиональные интересы и склонности, способности;

-классификация, типы и подтипы профессий;

-профессиограмма;

-профессиональная пригодность;

-проектирование профессионального жизненного пути;

-карьера, виды карьеры;

-личный профессиональный план;

-общение;

-самооценка;

-профпригодность;

-компенсация способностей;

-рынок труда.

Уметь:

-раскрывать психологические особенности своей личности;

-выявлять свои способности и профессиональные интересы;

-определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;                                                             -работать с профессиограммами;                                                                                                -ориентироваться в типах и подтипах профессий;                                                                -составлять личный профессиональный план;                                                                             -проектировать свою профессиональную карьеру.

             Содержание программы модуля «Выбор профессии» 

Раздел 1 Психологические особенности личности-10 час

*Что такое самооценка личности. Самооценка и уровень притязаний.        

*Темперамент и профессия. Виды темперамента.  

Практическая работа «Определение темперамента»        

*Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Влияние эмоций на выбор профессии.

*Что такое стресс.        Выработка стрессоустойчивости.

* Мышление. Типы мышления

Практическая работа «Определение типа мышления»        

.*Внимание и память. Виды памяти.        

*Уровень внутренней свободы.        Понятие  и характеристика

*Интересы и склонности в выборе профессии.

 Практическая работа «Анализ интересов обучающихся в выборе профессии        

*Мотивы и потребности.        Понятие о мотивах выбора профессии. Что такое потребности.

*Что я знаю о своих возможностях. Мои возможности для выбора профессии. Практическая работа «Определение моих возможностей для выбора профессии»

Раздел 2 Формула и характеристика  профессий-8 час        

*Многообразие профессий..Классификация профессий. Признаки профессии.

*Формула профессии. Профессия, специальность, должность. 

Практическая работа «Составление формулы профессии»

*Определение типа  будущей профессии. Понятие о профессиограмме. Принципы  её составления. 

Практическая работа «Составление профессиограммы»

*Профессии типа «Человек-Человек».  Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Человек» .

Практическая работа «Анализ профессий типа «Человек-Человек»

*Профессии типа  «Человек-Техника». Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Техника»

 Практическая работа «Анализ профессий типа «Человек-Техника»

*Профессии типа  «Человек-Знаковая система».  Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Знаковая система» 

Практическая работа «Анализ профессий типа «Человек- Знаковая система»

*Профессии типа «Человек-Художественный образ». Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Художественный образ».

 Практическая работа «Анализ профессий типа «Человек- Художественный образ»

*Профессии типа «Человек-Природа».  Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Природа» 

Практическая работа «Анализ профессий типа «Человек-Природа»        

Раздел 3 .Мир профессий. Что влияет на выбор профессии.-16ч

*Характеристика профессионального типа личности .                                      Практическая работа  «Определение профессионального типа личности»

*Творческий потенциал и карьера. Что такое карьера. Влияние творческого потенциала личности на профессиональную карьеру.

*Ошибки в выборе профессии. Типы ошибок.

Практическая работа « Анализ ошибок в выборе профессии»

*Самые востребованные профессии на рынке труда. Новые профессии и профессии исчезающие.

Практическая работа « Анализ  востребованных профессий на рынке труда»»

*Мониторинг рынка труда в России, Самарской области и Приволжском районе

*Экскурсия в Приволжский центр занятости. Беседа специалиста о рынке труда в Приволжском районе

*Методика поиска профессии.

 Практическая работа «Составление личного профессионального плана»

*Выбираем место учебы

*Рейтинг образовательных учреждений  России и Самарской области

*Экскурсия в Самарский колледж дизайна и сервисных технологий

*Экскурсия в Самарский медицинский колледж им.Н.Ляпиной.

*Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем. Правила собеседованию с потенциальным работодателем.

Практическая работа «Подготовка к собеседованию с потенциальным работодателем»

*Эффективное собеседование. Характеристика и правила   эффективного собеседования.

 *Работа над проектом « Я и моя профессия»

*Защита проекта« Я и моя профессия»

                

                  Тематическое планирование курса модуля «Выбор профессии»

n/n

Наименование разделов

КОЛ.ЧАСОВ

Практич,з,

Экскур.

1

Раздел 1 «Психологические особенности личности»                           10ч.

4

2

 Раздел 2. «Формула и характеристика профессий»                       8ч.                        

7

   3

Раздел 3. «Мир профессий. Что влияет на выбор профессии»           16ч.

5

5

Итого:                                                                                                        34ч.

16

5

                           Календарно-тематическое планирование

№ урока

             Дата

                           Тема урока

Приме-чание

Форма контроля

план

факт

1

Раздел 1 «Психологические особенности личности»(10 ч)

Самооценка и уровень притязаний

2

Темперамент и профессия. Определение темперамента.

индивидуальный опрос

3

Чувства и эмоции. .Истоки негативных эмоций.

фронтальный опрос

4

Преодоление стрессовых ситуаций

творческое задание  

5

Определение типа мышления

фронтальный опрос

6

Внимание и память

самостоятельная работа

7

Уровень внутренней свободы

индивидуальный опрос

8

Интересы и склонности в выборе профессии

защита реферата

9

Мотивы и потребности

творческое задание  

10

Что я знаю о своих возможностях

тестовые задания

11

Раздел 2. Формула и характеристика профессий.(8ч)

Классификация профессий .Признаки профессий

индивидуальный опрос

12

Формула профессии. Профессия, специальность, должность.

самостоятельная работа

13

Определение типа будущей профессии

творческое задание  

14

Краткая характеристика профессий и требований к ним.Тип «Человек-человек»

Тестовые задания

15

Краткая характеристика профессий и требований к ним.Тип «Человек-Техника»

Тестовые задания

16

Краткая характеристика профессий и требований к ним.Тип «Человек-Знаковая система»

Тестовые задания

17

Краткая характеристика профессий и требований к ним.Тип «Человек-Художественный образ»

Тестовые задания

18

Краткая характеристика профессий и требований к ним.Тип «Человек-Природа»

защита реферата

19

Раздел 3.Мир профессий.Что влияет на выбор профессии.(16ч)

Определение профессионального типа личности

самостоятельная работа

20

Творческий потенциал и карьера

творческое задание  

21

Ошибки в выборе профессии

Тестовые задания

22

Самые востребованные профессии на рынке труда. Новые профессии и профессии исчезающие

защита реферата

23

Мониторинг рынка труда в России, Самарской области и Приволжском районе

творческое задание  

24

Экскурсия в Приволжский центр занятости. Беседа специалиста о рынке труда в Приволжском районе

фронтальный опрос

25

Методика поиска профессии

творческое задание  

26

Выбираем место учебы

индивидуальный опрос

27

Рейтинг образовательных учреждений  России и Самарской области

творческое задание  

28

Экскурсия в Самарский колледж дизайна и сервисных технологий

29

Экскурсия в Самарский колледж дизайна и сервисных технологий

фронтальный иопрос

30

Экскурсия в Самарский медицинский колледж им.Н.Ляпиной

31

Экскурсия в Самарский медицинский колледж им.Н.Ляпиной

фронтальный опрос

32

Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем. Эффективное собеседование

самостоятельная работа

33

Работа над проектом « Я и моя профессия»

34

Защита проекта« Я и моя профессия»

Защита проекта

                

                              Литература для учителя и обучающихся:

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология.-М.;Владлс,2013

2.Голомшток А.Е. Профориентационная работа в школе.-Калуга,2015

3.Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога.-М.;Просвещение,2014

4.Ефремцева С.А. Тренинг для общения страшеклассников.Киев,2017

5.Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.-М.; 2018

6.Климов Е.А. Путь в профессию.-М.;2013

7.Кривцова С.В., Мухаматуллина Е.Л. Тренинг.Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.М.,2013

8.Основы профессиональной культуры/ под ред. В.Д.Симоненко,-Брянск:Изд-во БГТУ,2017

9.Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию.-М.,Просвещение,2012

10. Прутченков А.С, Трудное восхождение к себе. М., 2015

11. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2017

12. Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации /Под ред. Климова Е.А.. – Пермь, 2012

13. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков/Под ред. Климова Е.А.. – Пермь, 2017

14. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск, 2015.

15. Технология предпрофильной подготовки и отбора в профильные классы: Научно-методические рекомендации. – Брянск: Изд-во Брянского областного центра  профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки молодежи, 2014.

16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2010.

        

                

                

                

                

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"

Программа по предпрофильнойподготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Ч...

Программа предпрофильного курса "выбор профессии"

Предпрофильный курс «Выбор профессии» призван помочь ученику правильно решить проблему профессионального пути....

Программа курса предпрофильной подготовки "Моя профессия - химик" - 9 класс

В презентации представлена программа курса предпрофильной подготовки. Определены цели и задачи курса, приведена тематика каждого занятия....

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Выбор профессии"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу предпрофильной подготовки на 17 часов....

Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)

Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...

Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс

Программа спецкурса п предпрофильной подготовке  "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...

ПРОГРАММА по предпрофильной подготовке «Здоровье и выбор профессии» для 8 класса

Данная программа  актуальна в современных условиях, так как каждому  подростку  важно знать основы  сохранения  и укрепления своего здоровья. Обучающиеся  должны  об...