История нравственного перерождения человека по повести В.Ф.Тендрякова "Подёнка - век короткий"
методическая разработка (10, 11 класс)
Урок поможет осмыслить идейное содержание повести. Предназначен для проведения внеклассного чтения в 10-11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по повести В.Тендрякова «Подёнка – век короткий». История нравственного перерождения человека.
Цели урока:
Образовательные:
- Осмыслить идейное содержание повести.
- Продолжить формирование навыков вдумчивого чтения.
- Продолжить развитие умения анализировать художественный текст, выделять проблемы, формулировать тему и идею урока, аргументировать свое высказывание.
Развивающие:
- Развивать речь, мышление, умение дискутировать с обоснованием своего мнения.
- Совершенствовать умение анализировать, доказывать, формулировать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и умение их оценивать честно и объективно.
- Подтолкнуть ребят внимательнее посмотреть вокруг себя, нет ли рядом человека, который нуждается в их понимании, в их участии, в их сочувствии.
Ход урока.
Слово учителя:
- Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по повести Владимира Фёдоровича Тендрякова «Подёнка – век короткий»
- Мир, в котором живет человек, разнообразен и переменчив. Мир добра и зла, мир жестокости и милосердия. И в этом огромном мире человек – маленькая песчинка. Маленькая песчинка, но великая тайна. А проникнуть в эту тайну нам помогает литература, в частности произведения В.Ф.Тендрякова. Для него характерно столкновение полярных начал, экстремальные ситуации, в которых обнажается сущность персонажей. Начинается всё вроде с мелочей, а затем перерастает в проблему, от которой уже нельзя отмахнуться.
Творчество В.Тендрякова лишний раз доказывает, что в искусстве важно не только что, но и как поведать.
И тогда – в малом проглянет большое, в единичном – закономерное.
И тогда произведения, написанные на «злобу дня», обретают долгую жизнь, становятся тем ориентиром, по которому вымеряют пройденное и прикидывают дорогу вперед.
В.Ф.Тендряков родился в 1923 году в д. Макаровская Вологодской области. Сразу после окончания школы пошёл на фронт. Радист стрелкового полка В.Тендряков участвовал в тяжёлых боях под Сталинградом и Харьковом. Ранение вернуло к мирной жизни. Работает сначала учителем в сельской школе, затем секретарем райкома комсомола, учится в Литературном институте имени Горького.
Основные темы произведений – жизнь колхозной деревни, современной школы, воспитание молодого человека, история страны в наиболее трудные периоды её развития.
Тендряков ставит острейшие вопросы, связанные с жизнью деревни, проблемы двойной морали, образования и воспитания и много других.
Первый рассказ был опубликован в 1947 году. В.Тендряков обрёл собственный голос почти сразу. Известность Тендрякову принесла повесть «Падение Ивана Чупрова» (1953). Здесь он напоминает, что экономические проблемы неотделимы от нравственных. И когда об этом забывают, то это приводит к тяжёлым, необратимым последствиям. Общее признание завоевала и повесть «Не ко двору» (1954), в которой семейный конфликт молодого тракториста Фёдора Соловейкова с ветхозаветным укладом семьи Ряшкиных заставил задуматься над вопросом, заданным Горьким: «Если я только для себя, то зачем я?»
Сложный внутренний мир художника, интеллигента, подростка раскрывается в таких произведениях писателя, как «Свидание с Нефертити», «За бегущим днём», «Ночь после выпуск», «Короткое замыкание», «Расплата», «Подёнка – век короткий».
Критика не раз упрекала писателя в том, что он не создал образ яркого положительного героя.
Действительно, у Тендрякова нет запоминающихся характеров, как Павел Корчагин. Но, как справедливо подчеркнула Ольга Берггоольц, «настоящим писателем-гуманистом может быть и тот, которому отрицательные герои удаются лучше положительных». Не силы зла у Тендрякова определяют смысл бытия; они, в толковании писателя, те опухоли, которые необходимо вырезать, чтобы организм функционировал нормально.
Книги Тендрякова зиждятся на вере в победу добра, на осознании ценности каждого человека, пусть даже он запутался в собственных противоречиях и в данный момент представляет угрозу для общества.
Василий Макарович Шукшин говорил, что человек проверяется тем, как родился, как женился, как умер.
- Как сложилась жизнь и судьба Насти Сыроегиной? В какой момент мы встречаемся с главной героиней?
Работа над содержанием повести:
- Сколько лет Насте? Найдите строчки, как говорит об этом автор.
- О чём же мечтает Настя?
- Где и кем работает главная героиня? Что случилась у неё в свинарнике?
- Что чувствовала Настя, когда вытаскивала мёртвых поросят? Почему?
- Найдите и зачитайте в 5-1 главе, почему Настя с мешком мёртвых поросят пришла к председателю?
- Чем закончилась её затея?
- Какой совет дал Насте Артемий Богданович?
- По каким принципам живёт председатель?
- «Весь мир Кешки, ты одна против всех» - почему так считает Настя?
- Какие противоречивые чувства испытывает Настя?
- Какое решение принимает Настя, когда поросята продолжают умирать?
Почему Настя не говорит председателю, что у неё продолжают умирать поросята? Поверил ли он?
- На что надеялась Настя, когда скрывала, что у неё дохнут поросята?
- Почему Настя всё чаще вспоминает присказку «Умный гору обойдёт»?
- А что такое совесть?
- Посмотрите в приложении 1, согласны ли вы с данными высказываниями?
- А чиста ли совесть у Насти?
- Оправдались ли надежды Насти?
- После летнего опороса, который прошёл обильнее, Настю командируют в Густоборовский район для обмена опытом. Что удивило героиню в этой поездке?
- Почему она не чувствует уважения к себе и испытывает ненависть к Ольге Карповой?
- При встрече Насти Костя вздрогнул: «Ты какая-то… не та…» Что почувствовал её муж?
- Какой жизни хочет Настя?
- Почему же Настя не радуется новому свинарнику?
- Прочитайте главу 20-ю. О чём она? Что тревожит Настю, почему она не может уснуть? Сопоставьте пейзажную зарисовку с состоянием Насти.
- Просмотрите цитаты из произведения и скажите, какие изменения происходят с героиней? Какие чувства испытывает она? По ним легко проследить, как из заботливой свинарки Настя превращается в человека, готового на преступление.
- К какому решению пришла Настя? Легко ли далось оно ей? Почему именно такое решение принимает?
- Смогла ли остаться равнодушной Настя Сыроегина к содеянному?
- Как называет она себя?
- Чем заканчивается повесть?
- Как вы думаете, что дальше будет с Настей? Погибла ли она для людей?
- Почему повесть называется «Подёнка- век короткий»?
Дискуссия:
- Каковы причины нравственного падения Насти?
- Нравственное воспитание человека, чьё это дело?
Слово учителя:
Книги Тендрякова зиждятся на вере в победу добра, на осознании ценности каждого человека, пусть даже он запутался в собственных противоречиях и в данный момент представляет угрозу для общества.
Таковы и Настя Сыроегина, и Лёшка Малинкин («Тройка, семёрка, туз»), и Коля Корякин («Расплата»). Они не погибли для людей, нужно только вовремя протянуть им руку помощи. Не случайно «Подёнка – век короткий» заканчивается авторским призывом: «Люди добрые, спасите Настю».
В.Тендряков создаёт характеры-предостережения, которые учат «беречь честь смолоду»
Биография В.Тендрякова
Влади́мир Фёдорович Тендряко́в (5 декабря 1923, д. Макаровская, Вологодская губерния — 3 августа 1984, Москва) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне. Член Союза писателей СССР.
Родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская (ныне Шелотское сельское поселение Верховажского района Вологодской области) в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. В декабре 1941 года был призван в РККА и направлен в школу младших командиров, по окончании которой получил званиe младшего сержанта-радиста. В июле 1942 года отправлен на фронт. Первое ранение получил под Сталинградом. В августе 1943 года под Харьковом был ранен вторично, на этот раз тяжело и после лечения в госпитале демобилизован в январе 1944 года. Обосновался в Кировской области, работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем был секретарём Подосиновского райкома комсомола.
В 1945 году переехал в Москву. Осенью 1945 года поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешёл в Литературный институт имени А. М. Горького, который окончил в 1951 году. Учился в семинаре К. Г. Паустовского.
Член ВКП(б) с 1948 года.
В студенческие годы начинает писать рассказы, некоторые из которых были опубликованы в период с 1948 по 1953 год в журнале «Огонёк». С 1955 года стал профессиональным писателем, полностью отдавшись литературному труду.
Начиная с 1960-х годов, практически все произведения Тендрякова сталкиваются с советской цензурой. Многие из них были опубликованы только в годы Перестройки, уже после смерти писателя.
С 1964 года являлся членом редакционной коллегии журнала «Наука и религия».
В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
Член правления СП СССР (избран в 1967, переизбирался в 1971, 1976 и 1981 годах).
Скончался 3 августа 1984 года от инсульта. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Приложение 1
Как мы, молодые люди начала третьего тысячелетия, понимаем, что такое совесть?
- Немецкий учёный М.Фасмер соотносит значение слова совесть с понятием, заключённым в глаголе ведать, которое, с его точки зрения, в целом ряде европейских и древнеиндийских языках восходит к словам знать, я знаю, мы знаем, я вижу, знание, знающий.
- Совесть – это «…внутреннее сознание добра и зла… способность распознать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвергающее ото лжи и зла…»
- Наше собственное толкование слова совесть (варианты ответов):
- Обычно говорят, когда ругают: совести у тебя нет, тебе не стыдно. Совесть – это умение осознать, что ты поступил плохо.
- Если ты совершишь дурной поступок, тебе тут же скажут: как тебе только совесть позволила? Но человек не всегда может отчитаться за свои поступки. И только то, как он это переживает, говорит о его совести.
- Совесть – это качество души каждого человека. Например, человек поступил неправильно, жестоко, и он сам это понимает; проходит время, он всё больше убеждается, что поступил неправильно, и начинает действовать – помогает, извиняется и т.д. Совесть диктует человеку поступки, искупающие его вину.
- Говорят, заговорила совесть. Значит, совесть – это что-то живое, действующее.
- Совесть – это чувство человека, которое контролирует отношения между людьми. Совесть заставляет человека посмотреть на свои поступки со стороны. Это внутренний контролёр, помогающий человеку сделать правильный выбор.
- Ключевые слова: ведать, знать, знающий, умеющий; сознание добра и зла, способность распознать качество поступка; умение осознать свой поступок; толчок к размышлениям над собственным поступком; что-то живое, действующее; высший личный судья человека; умение не идти на компромисс с собой в выборе между добрым и злым; внутренний контролёр, помогающий в выборе между добром и злом.
Вывод: Итак, совесть – это высший личный судья человека, знающий, ведающий, как должен поступить человек, чтобы избежать компромисса с самим собой в выборе между добром и злом; это внутренний контролёр, помогающий человеку осознать степень собственной вины и понять необходимость искупления её, если выбор был сделан неправильно.
Бескомпромиссная; звенящая;
Тревожная; честная;
Бунтующая; тревожащая;
Беспокойная; предупреждающая;
Неподкупная; набатная;
Неумершая; зовущая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"
Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...
Характер русского человека и проблема нравственного выбора человека на войне (по повести В.Кондратьева "Сашка")
Конспект урока по современной литературе о Великой Отечественной войне. Как раскрывается характер русского человека на войне......
Урок литературы в 8 классе на тему: «А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель".
В копилку учителю литературы!...
Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников»
Урок внеклассного чтения по призведению В.Быкова "Сотников" Это открытый урок для семинара учителей....
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель...
А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель".
Конспект урока литературы по творчеству А.С.Пушкина....
Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»
Технологическая карта урока составлена на основании рабочей программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...