История нравственного перерождения человека по повести В.Ф.Тендрякова "Подёнка - век короткий"
методическая разработка (10, 11 класс)

Урок поможет осмыслить идейное содержание повести. Предназначен для проведения внеклассного чтения в 10-11 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по повести В.Тендрякова «Подёнка – век короткий». История нравственного перерождения человека.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Осмыслить идейное содержание повести.
  2. Продолжить формирование навыков вдумчивого чтения.
  3. Продолжить развитие умения анализировать художественный текст, выделять проблемы, формулировать тему и идею урока, аргументировать свое высказывание.

Развивающие:

  1. Развивать речь, мышление, умение дискутировать с обоснованием своего мнения.
  2. Совершенствовать умение анализировать, доказывать, формулировать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и умение их оценивать честно и объективно.
  2. Подтолкнуть ребят внимательнее посмотреть вокруг себя, нет ли рядом человека, который нуждается в их понимании, в их участии, в их сочувствии.

Ход урока.

Слово учителя:

     - Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по повести Владимира Фёдоровича Тендрякова «Подёнка – век короткий»

    - Мир, в котором живет человек, разнообразен и переменчив. Мир добра и зла, мир жестокости и милосердия. И в этом огромном мире человек – маленькая песчинка. Маленькая песчинка, но великая тайна. А проникнуть в эту тайну нам помогает литература, в частности произведения В.Ф.Тендрякова. Для него характерно столкновение полярных начал, экстремальные  ситуации, в которых обнажается сущность персонажей. Начинается всё вроде с мелочей, а затем перерастает в проблему, от которой уже нельзя отмахнуться.

     Творчество В.Тендрякова лишний раз доказывает, что в искусстве важно не только что, но и как поведать.

    И тогда – в малом проглянет большое, в единичном – закономерное.

    И тогда произведения, написанные на «злобу дня», обретают долгую жизнь, становятся тем ориентиром, по которому вымеряют пройденное и прикидывают дорогу вперед.

В.Ф.Тендряков родился в 1923 году в д. Макаровская Вологодской области. Сразу после окончания школы пошёл на фронт. Радист стрелкового полка В.Тендряков участвовал в тяжёлых боях под Сталинградом и Харьковом. Ранение вернуло к мирной жизни. Работает сначала учителем в сельской школе, затем секретарем райкома комсомола, учится в Литературном институте имени Горького.

      Основные темы произведений – жизнь колхозной деревни, современной школы, воспитание молодого человека, история страны в наиболее трудные периоды её развития.

      Тендряков ставит острейшие вопросы, связанные с жизнью деревни, проблемы двойной морали, образования и воспитания и много других.

     Первый рассказ  был опубликован в 1947 году. В.Тендряков обрёл собственный голос почти сразу. Известность Тендрякову принесла повесть «Падение Ивана Чупрова» (1953). Здесь он напоминает, что экономические проблемы неотделимы от нравственных. И когда об этом забывают, то это приводит к тяжёлым, необратимым последствиям. Общее признание завоевала и повесть «Не ко двору» (1954), в которой семейный конфликт молодого тракториста Фёдора Соловейкова с ветхозаветным укладом семьи Ряшкиных заставил задуматься над вопросом, заданным Горьким: «Если я только для себя, то зачем я?»

      Сложный внутренний мир художника, интеллигента, подростка раскрывается в таких произведениях писателя, как «Свидание с Нефертити», «За бегущим днём», «Ночь после выпуск», «Короткое замыкание», «Расплата», «Подёнка – век короткий».

      Критика не раз упрекала писателя в том, что он не создал образ яркого положительного героя.

       Действительно, у Тендрякова нет запоминающихся характеров, как Павел Корчагин. Но, как справедливо подчеркнула Ольга Берггоольц,  «настоящим писателем-гуманистом может быть и тот, которому отрицательные герои удаются лучше положительных». Не силы зла у Тендрякова определяют смысл бытия; они, в толковании писателя, те опухоли, которые необходимо вырезать, чтобы организм функционировал нормально.

     Книги Тендрякова зиждятся на вере в победу добра, на осознании ценности каждого человека, пусть даже он запутался в собственных противоречиях и в данный момент представляет угрозу для общества.

     Василий Макарович Шукшин говорил, что человек проверяется тем, как родился, как женился, как умер.

- Как сложилась жизнь и судьба Насти Сыроегиной? В какой момент мы встречаемся с главной героиней?

Работа над содержанием повести:

- Сколько лет Насте? Найдите строчки, как говорит об этом автор.

- О чём же мечтает Настя?

- Где и кем работает главная героиня? Что случилась у неё в свинарнике?

- Что чувствовала Настя, когда вытаскивала мёртвых поросят? Почему?

- Найдите и зачитайте в 5-1 главе, почему Настя с мешком мёртвых поросят пришла к председателю?

- Чем закончилась её затея?

- Какой совет дал Насте Артемий Богданович?

- По каким принципам живёт председатель?

- «Весь мир Кешки, ты одна против всех» - почему так считает Настя?

- Какие противоречивые чувства испытывает Настя?

- Какое решение принимает Настя, когда поросята продолжают умирать?

Почему Настя не говорит председателю, что у неё продолжают умирать поросята? Поверил ли он?

- На что надеялась Настя, когда скрывала, что у неё дохнут поросята?

- Почему Настя всё чаще вспоминает присказку «Умный гору обойдёт»?

- А что такое совесть?

- Посмотрите в приложении 1, согласны ли вы с данными высказываниями?

- А чиста ли совесть у Насти?

- Оправдались ли надежды Насти?

- После летнего опороса, который прошёл обильнее, Настю командируют в Густоборовский район для обмена опытом. Что удивило героиню в этой поездке?

- Почему она не чувствует уважения к  себе и испытывает ненависть к Ольге Карповой?

- При встрече Насти Костя вздрогнул: «Ты какая-то… не та…» Что почувствовал её муж?

- Какой жизни хочет Настя?

- Почему же Настя не радуется новому свинарнику?

- Прочитайте главу 20-ю. О чём она? Что тревожит Настю, почему она не может уснуть? Сопоставьте пейзажную зарисовку с состоянием Насти.

- Просмотрите цитаты из произведения и скажите, какие изменения происходят с героиней? Какие чувства испытывает она? По ним легко проследить, как из заботливой свинарки Настя превращается в человека, готового на преступление.

- К какому решению пришла Настя? Легко ли далось оно ей? Почему именно такое решение принимает?

- Смогла ли остаться равнодушной Настя Сыроегина к содеянному?

- Как называет она себя?

- Чем заканчивается повесть?

- Как вы думаете, что дальше будет с Настей? Погибла ли она для людей?

- Почему повесть называется «Подёнка- век короткий»?

Дискуссия:

- Каковы причины нравственного падения Насти?

- Нравственное воспитание человека, чьё это дело?

Слово учителя:

        Книги Тендрякова зиждятся на вере в победу добра, на осознании ценности каждого человека, пусть даже он запутался в собственных противоречиях и в данный момент представляет угрозу для общества.

      Таковы и Настя Сыроегина, и Лёшка Малинкин («Тройка, семёрка, туз»), и Коля Корякин («Расплата»). Они не погибли для людей, нужно только вовремя протянуть им руку помощи. Не случайно «Подёнка – век короткий» заканчивается авторским призывом: «Люди добрые, спасите Настю».

         В.Тендряков создаёт характеры-предостережения, которые учат «беречь честь смолоду»

                             Биография В.Тендрякова

Влади́мир Фёдорович Тендряко́в (5 декабря 1923, д. Макаровская, Вологодская губерния — 3 августа 1984, Москва) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне. Член Союза писателей СССР.

Родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская (ныне Шелотское сельское поселение Верховажского района Вологодской области) в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. В декабре 1941 года был призван в РККА и направлен в школу младших командиров, по окончании которой получил званиe младшего сержанта-радиста. В июле 1942 года отправлен на фронт. Первое ранение получил под Сталинградом. В августе 1943 года под Харьковом был ранен вторично, на этот раз тяжело и после лечения в госпитале демобилизован в январе 1944 года. Обосновался в Кировской области, работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем был секретарём Подосиновского райкома комсомола.

В 1945 году переехал в Москву. Осенью 1945 года поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешёл в Литературный институт имени А. М. Горького, который окончил в 1951 году. Учился в семинаре К. Г. Паустовского.

Член ВКП(б) с 1948 года.

В студенческие годы начинает писать рассказы, некоторые из которых были опубликованы в период с 1948 по 1953 год в журнале «Огонёк». С 1955 года стал профессиональным писателем, полностью отдавшись литературному труду.

Начиная с 1960-х годов, практически все произведения Тендрякова сталкиваются с советской цензурой. Многие из них были опубликованы только в годы Перестройки, уже после смерти писателя.

С 1964 года являлся членом редакционной коллегии журнала «Наука и религия».

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

Член правления СП СССР (избран в 1967, переизбирался в 1971, 1976 и 1981 годах).

Скончался 3 августа 1984 года от инсульта. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

                                                                                               Приложение 1

Как мы, молодые люди начала третьего тысячелетия, понимаем, что такое совесть?

  1. Немецкий учёный М.Фасмер соотносит значение слова совесть с понятием, заключённым в глаголе ведать, которое, с его точки зрения, в целом ряде европейских и древнеиндийских языках восходит к словам знать, я знаю, мы знаем, я вижу, знание, знающий.
  2. Совесть – это «…внутреннее сознание добра и зла… способность распознать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвергающее ото лжи и зла…»
  3. Наше собственное толкование слова совесть (варианты ответов):
  • Обычно говорят, когда ругают: совести у тебя нет, тебе не стыдно. Совесть – это умение осознать, что ты поступил плохо.
  • Если ты совершишь дурной поступок, тебе тут же скажут: как тебе только совесть позволила? Но человек не всегда может отчитаться за свои поступки. И только то, как он это переживает, говорит о его совести.
  • Совесть – это качество души каждого человека. Например, человек поступил неправильно, жестоко, и он сам это понимает; проходит время, он всё больше убеждается, что поступил неправильно, и начинает действовать – помогает, извиняется и т.д. Совесть диктует человеку поступки, искупающие его вину.
  • Говорят, заговорила совесть. Значит, совесть – это что-то живое, действующее.
  • Совесть – это чувство человека, которое контролирует отношения между людьми. Совесть заставляет человека посмотреть на свои поступки со стороны. Это внутренний контролёр, помогающий человеку сделать правильный выбор.
  • Ключевые слова: ведать, знать, знающий, умеющий; сознание добра и зла, способность распознать качество поступка; умение осознать свой поступок; толчок к размышлениям над собственным поступком; что-то живое, действующее; высший личный судья человека; умение не идти на компромисс с собой в выборе между добрым и злым; внутренний контролёр, помогающий в выборе между добром и злом.

Вывод: Итак, совесть – это высший личный судья человека, знающий, ведающий, как должен поступить человек, чтобы избежать компромисса с самим собой в выборе между добром и злом; это внутренний контролёр, помогающий человеку осознать степень собственной вины и понять необходимость искупления её, если выбор был сделан неправильно.

Бескомпромиссная;                        звенящая;

Тревожная;                                      честная;

Бунтующая;                                     тревожащая;

Беспокойная;                                   предупреждающая;

Неподкупная;                                  набатная;

Неумершая;                                     зовущая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...

Характер русского человека и проблема нравственного выбора человека на войне (по повести В.Кондратьева "Сашка")

Конспект урока по современной литературе о Великой Отечественной войне. Как раскрывается характер русского человека на войне......

Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников»

Урок внеклассного чтения по призведению В.Быкова "Сотников" Это открытый урок для семинара учителей....

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...