Программа элективного курса внеурочной деятельности школьников по бурятскому языку 8-9 класс
методическая разработка (8, 9 класс)
Одним из приоритетных направлений реализации Концепции государственной национальной политики Республики является поддержка и развитие языка, культуры и жизненного уклада народа. Сохранение традиций народной педагогики является важной задачей образовательных организаций.
В процессе введения данного курса, обучающиеся будут приобщаться к истокам национальной культуры, изучать традиции и обряды своего и других народов, смогут использовать их в жизни и быту. Разноплановая и системная работа позволяет воодушевить школьников и вызвать у них интерес к этническим корням, воспитать чувство любви и уважения к языку и культуре своего народа. Также надёжным стержнем учебно-воспитательного процесса может стать идея воспитания учащихся на ценностях бурятской народной педагогики. Большое значение имеет знание традиций и обычаев этнической культуры. Важно сохранить такое качество отношений между учащимися, которое способствовало бы формированию гармонично развитого молодого поколения, воспроизводящего духовную и интеллектуальную силу наций. Традиции бурятского народа составляют один из важнейших компонентов социализации обучающихся, т.к. решают задачи нравственного, физического, эстетического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_8-9_klass_abayhan_geser_ba_aryuuhan_dangina.docx | 580.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
внеурочной деятельности школьников по бурятскому языку
«Абайхан Гэсэр ба Арюухан Дангина»
(Гэсэр-батор и нежная Дангина - красавица)
8-9 класс
Жергаловой Оюны Доржеевны,
учителя бурятского языка и литературы
МАОУ «СОШ №19 г. Улан-Удэ»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по бурятскому языку «Абайхан Гэсэр ба Арюухан Дангина» (Гэсэр-батор и нежная Дангина - красавица) для обучающихся восьмых и девятых классов средней школы разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12. 2012 г. N 273-ФЗ., Закона Республики Бурятия "Об образовании в Республике Бурятия" от 13. 12. 2013 года № 240-V, Федеральных государственных образовательных стандартов ООО (Приказ МОиН России от 17.12.2010 N 1897), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Закона РБ «О языках народов Республики Бурятия» от 10.06.1992 № 221-XII, Государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка на 2014-2020 г.г. от 23.06.2014 № 289», утвержденной в 2009 году МОиН Республики Бурятия, Программы по бурятскому языку как государственному, Устава МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 г. Улан-Удэ ».
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о воспитании высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Процесс нравственного совершенствования человека происходит на протяжении всей его жизни, на базе того, что заложено в школе, в семье. Поэтому немаловажное значение имеет влияние на духовное формирование личности знание традиций и обычаев своего народа. Бурятский народ богат своими традициями, обычаями, историей.
В настоящее время происходит изменение и переосмысление многих сторон общественной жизни – политики, экономики, культуры, меняется система государственного образования, пересматриваются взаимоотношения людей в процессе их деятельности. Традиционная бурятская культура веками в качестве своего ядра имела определенный культурно-хозяйственный тип. Язык и культурно-хозяйственный тип - это главные факторы сохранения самобытности этноса. Если они исчезнут, то что же будет из себя представлять народ? Перед нами стоит угроза утраты национальной самобытности.
Одним из приоритетных направлений реализации Концепции государственной национальной политики Республики является поддержка и развитие языка, культуры и жизненного уклада народа. Сохранение традиций народной педагогики является важной задачей образовательных организаций.
В процессе введения данного курса, обучающиеся будут приобщаться к истокам национальной культуры, изучать традиции и обряды своего и других народов, смогут использовать их в жизни и быту. Разноплановая и системная работа позволяет воодушевить школьников и вызвать у них интерес к этническим корням, воспитать чувство любви и уважения к языку и культуре своего народа. Также надёжным стержнем учебно-воспитательного процесса может стать идея воспитания учащихся на ценностях бурятской народной педагогики. Большое значение имеет знание традиций и обычаев этнической культуры. Важно сохранить такое качество отношений между учащимися, которое способствовало бы формированию гармонично развитого молодого поколения, воспроизводящего духовную и интеллектуальную силу наций. Традиции бурятского народа составляют один из важнейших компонентов социализации обучающихся, т.к. решают задачи нравственного, физического, эстетического воспитания.
Возрождение и развитие бурятской народной педагогики, национальной культуры – это уникальная форма внешкольного вовлечения учащихся в традиционную деятельность: старшее поколение непосредственно передает подросткам и юношеству свой опыт, элементы материальной и духовной культуры. В ситуации активного сотрудничества в полной мере проявляется преемственность поколений, связующая жизненная нить между прошлым и будущим.
Цель и задачи элективного курса
«Абайхан Гэсэр ба Арюухан Дангина»
Курс вводится как система занятий по бурятскому языку во внеурочной деятельности для школьников, желающих изучать традиции и обычаи бурятского народа. В 8 классе предусмотрено 18часов (занятия 2часа в месяц), в 9 классе выделено 18часов (занятия проводятся 2часа в месяц).
Цель курса:
-развитие мотивации учащихся к изучению родного языка через освоение традиций, обычаев, культуры бурятского народа и вовлечение в созидание жизненных ценностей (базовых национальных ценностей).
Задачи курса:
-создание педагогических условий, обеспечивающих мотивацию изучения родного языка, культуры и традиций бурятского народа, развитие языковых способностей;
-формирование у обучающихся уважения и интереса к национальным традициям воспитания и культуре бурятского народа;
-формирование познавательных компетентностей подростков;
-воспитание уважительного отношения к старшему и младшему поколениям;
-создание условий, обеспечивающих использование этнической культуры для эффективного развития творческой личности в определенных сферах ее будущей деятельности;
-повышение информационной и коммуникативной компетентностей учащихся;
Решению поставленных задач будет способствовать взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены значительные возможности самостоятельной работы (использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде). Расширяется спектр общеучебных и специальных учебных умений. Например, умение пользоваться справочником учебника, двуязычным словарем, электронным учебником по бурятскому языку, интернет - ресурсами.
Структура курса. Элективный курс включает следующие модули: 8 класс-18часов: Модуль I. «Юные Арюун Гоохон – цветы и украшение семьи» - 9 часов, Модуль II. «Юные баторы -Гэсэры» - 9 часов.
9 класс -18 часов. Модуль III. «Семь заповедей для девочек и девушек» - 9 часов, Модуль IV. «Девять наук мужчин бурят» - 9 часов.
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные результаты:
- понимание бурятского языка как одной из основных национально-культурных ценностей бурятского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
-использование коммуникативно-эстетических возможностей бурятского языка, основанных на изучении традиций и обычаев бурятского народа;
-формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
-формирование общей культуры и научного мировоззрения;
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
-расширение общего кругозора, эрудиции учащихся;
-положительная динамика развития этнокультурной компетентности старшеклассников.
Метапредметные результаты
- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение на практике полученных знаний, умений и навыков;
- повышение интереса к изучению народной педагогики бурят, истории, художественно-прикладному искусству
- мотивация освоения видов прикладной деятельности, фольклорного искусства, что способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.
-извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, электронные носители информации учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
Предметные результаты
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии, ее использование в собственной речевой практике;
- приобретение и использование знаний о бурятской народной культуре в решении практических задач учебной и исследовательской деятельности.
Ключевые идеи курса:
- Поддержка одарённых школьников;
- Привлечение общественного внимания и интереса к бурятскому языку, народной педагогике бурят в воспитании мальчика-юноши, девочки-девушки, обычаям и традициям бурятского народа;
- сохранение культурного наследия, популяризация родного языка, обычаев и традиций своего народа;
- сохранение и развитие традиционных культур народов, проживающих на территории Бурятии.
Механизмы реализации курса:
- организация туристическо-краеведческого центра, (экскурсии, походы выходного дня, выезды в театр);
– написание родословной (генеалогического древа);
– совместное творчество учащихся и учителей в процессе изучения фольклорных и литературных произведений;
– создание костюмов и рукотворных образцов материальной культуры, например, из бисера, кожи;
– участие в народных праздниках;
– приготовление блюд традиционной бурятской кухни, сувениров и предметов быта;
- участие в трех играх мужей;
Формы проведения занятий: лекционно-семинарские, интегрированные занятия с привлечением преподавателей ИЗО, технологии и физической культуры, практикум, экскурсия, творческий отчет.
Методы контроля: консультация, доклад, защита творческих работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- быт и основные занятия бурятского народа;
- семантически значимые объекты и их функции: очаг, огонь; роль и социально-гендерные функции мужчины-бурята, женщины-бурятки;
- обычаи и традиции бурят;
- основные правила этикета мужчины и женщины;
- традиционные игры трех мужей;
- девять наук мужчины-бурята, семь драгоценностей девушки.
- примеры творчества мастеров серебряных дел Бурятии;
- основы технологий приготовления блюд национальной бурятской кухни.
Учащиеся должны уметь:
- использовать идеи народной педагогики бурят в формировании личной траектории развития и самовоспитания;
- готовить основные бурятские национальные блюда (бууза, боовы, саламат и т.д.);
- использовать основные наставления и правила наших предков в жизни и в быту;
- применять основные приемы художественно-прикладных искусств и народных ремесел в учебно-проектной работе и для решения проектных задач;
- создавать проекты на основе полученных знаний.
Учебный план
Название темы | Л | П | Форма контроля | Часы | |
I | Модуль I. «Юные Арюун Гоохон –цветы и украшение семьи»
| 9 ч. | |||
1.1 | Обычаи и традиции бурятского народа: женщина в бурятской семье | 1 | 1 | ||
1.2 | Роль девушки в традиционной бурятской семье. | 1 | 1 | ||
1.3 | Моя семья, мой род. | 1 | 1 | ||
1.4. | Семь талантов девушки. Возраст девочки. | 1 | 1 | ||
1.5. | Характер и поведение девушки (на примере произведения Ч.Цыдендамбаева «Буряад басаган»). | 1 | 1 | ||
1.6. | Соблюдение правил здорового образа жизни девочки-подростка. | 1 | 1 | ||
1.7 | Бурятская национальная одежда девушек. | 1 | 1 | ||
1.8. | Бурятские национальные украшения девушек. | 1 | 1 | ||
1.9. | Национальная и современная одежда девушки. | 1 | Защита работы из бисера | 1 | |
II. | Модуль II. «Юные баторы- Гэсэры». 8 класс | 9 ч. | |||
2.1. | Роль и значение мужчины в бурятской традиционной семье. | 1 | 1 | ||
2.2. | Значение сына в роду у бурят. | 1 | 1 | ||
2.3. | Родословная моей семьи. | 1 | 1 | ||
2.4. | Мужские имена у бурят. | 1 | 1 | ||
2.5. | Бурятская национальная игра. Три игры мужей. | 1 | 1 | ||
2.6. | Бурятская национальная борьба. | 1 | 1 | ||
2.7. | Конные скачки у бурят. | 1 | |||
2.8. | Стрельба из лука у бурят. Охота бурят. Урок-игра | 1 | 1 | ||
2.9. | Итоговое занятие. Современный мужчина бурят. | 1 | Защита проекта «Современный мужчина бурят» | ||
ИТОГО | 9 | 9 | 18 ч. | ||
IIIюю | Модуль III. «Семь заповедей для девочек и девушек» 9 класс | 9 ч. | |||
3.1. | Женские образы в бурятской литературе. | 1 | 1 | ||
3.2. | Статус женщины в бурятской семье. | 1 | 1 | ||
3.3 | Женщина - продолжательница рода. | 1 | 1 | ||
3.4 | Моя мама-мой идеал | 1 | 1 | ||
3.5 | Дружба, любовь в жизни человека. | 1 | 1 | ||
3.6 | «Серебряный наперсток» - шитье и рукоделие бурят | 1 | 1 | ||
3.7 | Бурятская национальная кухня. | 1 | 1 | ||
3.8 | Влияние традиционной национальной еды на здоровье человека. | 1 | 1 | ||
3.9 | Итоговое занятие. «Я хозяйка» конкурс и защита проекта. | 1 | Защита блюд и творческих работ | 1 | |
IV | Модуль IV. «Девять наук мужчины-бурята» - 9 класс | 9 ч | |||
4.1 | Девять наук мужчины - бурята | 1 | 1 | ||
4.2 | Роль отца в традиционной бурятской семье | 1 | |||
4.3 | Мужчина - глава семьи | 1 | 1 | ||
4.4 | Снаряжение для мужчин | 1 | 1 | ||
4.5 | Конь в жизни мужчины - бурята. | 1 | Защита творческой работы | 1 | |
4.6 | Мой отец - мой идеал. (На примере произведения Э.-Х. Галшиева «Зерцало мудрости»). | 1 | 1 | ||
4.7 | Мужчина - продолжение рода у бурятского народа. ( на примере улигера «Гэсэр») | 1 | 1 | ||
4.8 | Современная бурятская молодежь. Вредные привычки и роль здорового образа жизни. | 1 | 1 | ||
4.9 | Итоговое занятие: «Богатырь Гэсэр и Арюухан Гоохон». | 1 | 1 | ||
Проектная работа | 1 | ||||
ИТОГО: | 5 | 13 | 18ч. |
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Содержание темы | Часы | Примечание |
I | Модуль I. «Юные Арюун Гоохон – цветы и украшение семьи» 8 класс | |||
1.1 | Обычаи и традиции бурятского народа: роль женщины в бурятской семье | Роль и значение женщины в бурятской традиционной семье. | 1 | |
1.2 | Роль девушки в традиционной бурятской семье. | Этапы становления девочки в бурятской семье. | 1 | |
1.3 | Моя семья, мой род. | Знание своей родословной. Составление родословной своей семьи. | 1 | Составление родословной своей семьи презентацией. |
1.4 | 7 талантов девушки. Возраст девочки. | Правила этикета бурятской девушки. Понятие «скромность», умение вести разговор. | 1 | Обряд заплетания косички девочке. |
1.5 | Характер и поведение девушки (на примере произведения Ч.Цыдендамбаева «Буряад басаган»). | Беседа о правилах поведения девочки, девушки, внешний вид, скромность. | 1 | |
1.6 | Соблюдение здорового образа жизни. | Чистота и порядок - залог здоровья. Соблюдение правил личной гигиены девочки и девушки. | 1 | Беседа с медсестрой школы |
1.7 | Бурятская национальная одежда девушек. | Ознакомление с национальным женским костюмом | 1 | Презентация |
1.8 | Бурятские национальные украшения девушек. | Беседа об особенностях и символике бурятских украшений | 1 | Практическая работа. Эскиз современной одежды в национальном стиле. |
1.9 | Национальная и современная одежда девушки. | Особенности национальной и современной одежды бурят. | 1 | Практическая работа. Изготовление из бисера изделия с бурятским орнаментом |
ИТОГО | 9ч. | |||
II | Модуль II. «Юные баторы - Гэсэры» 8 класс | |||
2.1 | Роль и значение мужчины в бурятском роду | Мужчина в бурятской традиционной семье. | 1 | |
2.2 | Значение сына в роду у бурят. | Сын- связующее звено поколений бурятского народа. | 1 | Материал, опубликованный на сайте по ссылке http://selorodnoe.ru/history/show/id3630773/ «Приметы и Поверья, связанные с рождением сына» статья В.О. Очирова. |
2.3 | Родословная моей семьи. | Беседа. Знание своей родословной. | 1 | |
2.4 | Мужские имена у бурят. | Значение имен. Почему у бурят давали прозвища сыновьям? | Значение имен мальчиков. | |
2.5 | Бурятская национальная игра. Три игры мужей. | Три игры мужей. Беседа. Национальные виды состязаний; военно-спортивная традиция. | 1 | Презентация |
2.6 | Бурятская национальная борьба. | Знакомство с историей, с правилами, званиями и костюмами бурятской национальной борьбы. | 1 | В дни Сагаалгана посещение спортивных состязаний по борьбе. |
2.7 | Конные скачки у бурят. | Значение «Морин эрдэни» (конь-драгоценность) в жизни бурят. | 1 | |
2.8 | Стрельба из лука у бурят. Охота бурят. Урок-игра | История стрельбы из лука. Искусство поражать цель. Знаменитые лучники Бурятии. Особенности бурятской охоты. | 1 | Презентация |
2.9 | Итоговое занятие. Современный мужчина бурят. | Мини – соревнование среди мальчиков по национальным видам спорта с участием учителя физической культуры школы.
| 1 | Мастер-класс «Три игры мужей» учитель физической культуры МАОУ «СОШ №19» |
ИТОГО | 9ч. | |||
III | Модуль III. «Семь заповедей для девочек и девушек» - 9 класс | 9 ч. | ||
3.1 | Женские образы в бурятской литературе. | Беседа о женщине, о матери на основе произведений бурятских писателей | 1 | |
3.2 | Статус женщины в бурятской семье. | Этапы становления женщины. Обряды. Понятие «девушка»: быстрая, расторопная, умелая, смекалистая. | 1 | Изготовление буклетов с заповедями для девушек. Распространение буклета среди молодежи. |
3.3 | Женщина - продолжательница рода. | Миссия дочери в бурятской семье: продолжать род мужа. | 1 | . |
3.4 | Моя мама-мой идеал | Беседа о матери. Рассказы учащихся о маме. Стихи о маме бурятских поэтов: Н.Дамдинова, Ц-Д. Дондогой, Д. Цынгуевой и др. | 1 | Презентация Сочинение о маме Видеоролик. |
3.5 | Дружба, любовь в жизни человека. | Беседа о взаимоотношениях в семье, о любви, о дружбе между родными людьми. Любовная лирика бурятских поэтов. Поэтический образ бурятской девушки. | 1 | «Эжыдээ» , «ТYрYYшын дуран»-песня, разучивание |
3.6 | «Серебряный наперсток» - шитье и рукоделие бурят | Умение шить и владеть искусством шитья. | 1 | Выставка работ учащихся. |
3.7 | Бурятская национальная кухня. | Понятие о национальной кухне. Традиционные блюда бурятской национальной кухни. | 1 | Урок технологии. Приготовление блюд бурятской национальной кухни |
3.8 | Влияние традиционной национальной еды на здоровье человека. | Правильное традиционное питание. | 1 | |
3.9. | Итоговое занятие. «Я хозяйка» конкурс и защита проекта. | владение основными видами шитья и готовки национальных блюд | 1 | |
ИТОГО | 9ч. | |||
IV | Модуль IV «Девять наук мужчины - бурята» - 9класс. | 9 ч. | ||
4.1 | Девять наук мужчины – бурята | Мужчина – опора рода, семьи. Кодекс чести мужчины – бурята. | 1 | Презентация, видеоролик |
4.2 | Роль отца в традиционной бурятской семье | Отец-опора и образец, пример для подражания сыновьям. | 1 | Песня «Абадаа» Л.Очиров |
4.3 | Мужчина глава семьи | Беседа о роли отца в бурятской семье. Хозяин семьи, глава семьи, добытчик. | 1 | Презентация |
4.4 | Снаряжение для мужчин | Снаряжения для охоты, рыбалки. Ремесло (металлообработка, ювелирное дело, деревообработка) и торговля. | 1 | |
4.5 | Конь в жизни мужчины -бурята. | Буряты - древнейшие коневоды. | 1 | Презентация |
4.6 | Мой отец- мой идеал. (На примере произведения Э.-Х. Галшиева «Зерцало мудрости»). | Эссе «Минии аба» (Мой отец) | 1 | Э.-Х. Галшиева «Зерцало мудрости» |
4.7 | Мужчина -продолжатель рода у бурятского народа. ( на примере улигера «Гэсэр») | Отец, сын, муж, дедушка, глава семейства. Отцовские заветы и наказы. | 1 | https://cyberleninka.ru/article/v/rolevoy-status-muzhchiny-v-semeyno-brachnyh-otnosheniyah-buryat |
4.8 | Современная бурятская молодежь. Вредные привычки и роль здорового образа жизни. | Соблюдение этики. Правила поведения в современном обществе. Уважение к старшим. | 1 | Дискуссия. Фильм «Булаг» -обсуждение |
4.9 | Итоговое занятие: «Богатырь Гэсэр и Арюухан Гоохон». | Конкурс на знание семейных традиций и обрядов бурятского народа. | 1 | Защита проекта |
ИТОГО: | 9ч |
Содержание программы
Программа внеурочной деятельности школьников по бурятскому языку «Абайхан Гэсэр ба Арюухан Дангина» (Гэсэр-батор и нежная Дангина - красавица) разделена на четыре модули.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении двух лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о культуре и традиции бурятского народа, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся.
№ | Название темы | Виды деятельности учащихся | Виды контроля |
Модуль I. «Юные Арюун Гоохон – цветы и украшение семьи» 8 класс | |||
1 | Обычаи и традиции бурятского народа: роль женщины в бурятской семье | Пояснить роль и значение женщины в бурятской традиционной семье. | Предварительный |
2 | Роль девушки в традиционной бурятской семье. | Знакомство с этапами становления девочки в бурятской семье. | Текущий: индивидуальный опрос |
3 | Моя семья, мой род. | Составить генеалогическое древо семьи | Тематический |
4 | 7 талантов девушки. Возраст девочки. | Рассказать о правилах этикета бурятской девушки, о понятии «скромность», умение вести разговор. | Текущий |
5 | Характер и поведение девушки (на примере произведения Ч.Цыдендамбаева «Буряад басаган»). | Какая должна быть девушка : характер и поведение. Сравнение, анализ и выводы. | Текущий |
6 | Соблюдение здорового образа жизни. | Соблюдение гигиены, ведение здорового образа жизни. Рассказать об отношениях к вредным привычкам, влияние на здоровье человека. | Опрос |
7 | Бурятская национальная одежда девушек. | Рассказать о национальных женских костюмах. | Текущий |
8 | Бурятские национальные украшения девушек. | Рассказать об особенностях и символике бурятских украшений | Тематический |
9 | Национальная и современная одежда девушки. | Изучить национальную и современную одежду бурят. | Итоговый контроль |
Модуль II. «Юные баторы - Гэсэры» 8 класс | |||
1 | Роль и значение мужчины в бурятском роду | Рассказать о роли мужчины в бурятской традиционной семье. | Предварительный |
2 | Значение сына в роду у бурят. | Рассказать о роли сына в бурятской семье. | Текущий: индивидуальный опрос |
3 | Родословная моей семьи. | Изучать родословную своей семьи. | Тематический |
4 | Мужские имена у бурят. | Рассказать о значениях имен у бурят. | Опрос |
5 | Бурятская национальная игра. Три игры мужей. | Рассказать о спортивных играх бурят и ее роли в традиционных праздниках. | Текущий |
6 | Бурятская национальная борьба. | Сделать презентацию о национальной борьбе в Бурятии. | Индивидуальный опрос |
7 | Конные скачки у бурят. | Сделать презентацию о конных скачках в Бурятии. | Индивидуальный опрос |
8 | Стрельба из лука у бурят. Охота бурят. Урок-игра | Сделать презентацию о спортсменах лучниках Бурятии. | Индивидуальный опрос |
9 | Итоговое занятие. Современный мужчина бурят. | Три игры мужей в современном обществе бурят. | Итоговый:защита проекта |
Модуль III. «Семь заповедей для девочек и девушек» - 9 класс | |||
1 | Женские образы в бурятской литературе. | Работа с литературой. Подготовить реферат и презентацию по теме . | Текущий: групповой опрос |
2 | Статус женщины в бурятской семье. | Изучить статус женщины в бурятской семье. | Тематический |
3 | Женщина - продолжательница рода. | Рассказать о роли женщины как продолжательницы рода. | Опрос |
4 | Моя мама-мой идеал | Написать сочинение по теме. | Индивидуальный опрос |
5 | Дружба, любовь в жизни человека. | Рассказать об отношениях со сверстниками, о понятии дружба. | опрос |
6 | «Серебряный наперсток» - шитье и рукоделие бурят | Подготовить презентацию об искусстве шитья наших предков | Опрос |
7 | Бурятская национальная кухня. | Рассказать о национальной кухне. Приготовить в кабинете технологии национальную еду- буузы. | Индивидуальный опрос |
8 | Влияние традиционной национальной еды на здоровье человека. | Подготовить презентацию о правильном традиционном питании. | Опрос |
9 | Итоговое занятие. «Я хозяйка» конкурс и защита проекта. | Показать основные виды шитья и готовки национальных блюд | Итоговый: защита проекта |
Модуль IV «Девять наук мужчины - бурята» - 9класс. | |||
1 | Девять наук мужчины – бурята | Мужчина – опора рода, семьи. Кодекс чести мужчины – бурята. | Предварительный |
2 | Роль отца в традиционной бурятской семье | Рассказать о роли отца как опора и образец, пример для подражания сыновьям. | Текущий: индивидуальный опрос |
3 | Мужчина глава семьи | Обсудить понятие о роли отца в бурятской семье. Хозяин семьи, глава семьи, добытчик. | Тематический |
4 | Снаряжение для мужчин | Подготовить презентацию о снаряжениях для охоты, рыбалки. | Тематический |
5 | Конь в жизни мужчины -бурята. | Рассказать о бурятах- древнейших коневодах. | Опрос |
6 | Мой отец- мой идеал. (На примере произведения Э.-Х. Галшиева «Зерцало мудрости»). | Написать эссе «Минии аба» (Мой отец) | Индивидуальный опрос |
7 | Мужчина -продолжатель рода у бурятского народа. ( на примере улигера «Гэсэр») | Подготовить презентацию о Гэсэре. | Опрос |
8 | Современная бурятская молодежь. Вредные привычки и роль здорового образа жизни. | Рассказать о соблюдении этики. Правила поведения в современном обществе. Уважение к старшим. | Опрос |
9 | Итоговое занятие: «Богатырь Гэсэр и Арюухан Гоохон». | Конкурс на знание семейных традиций и обрядов бурятского народа. | Итоговый: защита проекта «Семейные традиции и обряды бурят». |
Темы проектных работ:
- Семейные традиции и обряды бурят.
- Моя родословная.
- Мужчина-муж, отец, глава семьи.
- Семейный статус женщины-бурятки.
- Обычаи и обряды, связанные с традиционной кухней бурят.
- Бурятские национальные украшения и их символика.
- Культ коня в духовной и материальной культуре бурят.
- Традиционные ремесла бурят.
- Традиционное представление бурят о здоровье и о здоровом образе жизни.
- Три игры мужей в современном обществе бурят.
Литература
- Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004.
- Балданова С. Б., Старцуева Ж. Ц., Будаев С. Д. Технология старинного ремесла. Все о войлоке. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2006.
- Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева: Альбом – М.: МИРТ, 1992.
- Быт бурят в прошлом и настоящем. - Улан-Удэ, 1980.
- Гэсэр: Бурятский народный героический эпос // пер. В. Солоухин: в 2-х т. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986. – 288 с., ил.
- Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят. – Новосибирск, 1991.
- Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001.
- Коновалов П. Б. Этнические аспекты истории Центр. Азии: Древность и Средневековье/ П. Б. Коновалов. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999- 214с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва, 2011.
- Материал из ссылки http://selorodnoe.ru/history/show/id3630773/ «Приметы и поверья, связанные с рождением сына» -статья В. О. Очиров
- Материал из ссылки https: //cyberleninka.ru/article/v/rolevoy-status-muzhchiny-v-semeyno-brachnyh-otnosheniyah-buryat.
- Нанзатова Э.П. Мүнгэн туяа. Улан-Удэ, БГУ,2006.
- Соктоева И. И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. – Новосибирск, 1988.
- Цыдынжапов Г. Ц., Бадуева Е. Б. Бурятская кухня. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1991 – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса профильного обучения по английскому языку в старших классах Space Exploration
Данная программа может использоваться в преподавании элективных профильных курсов английского языка в 10-11 классах общеобразовательных школ и гимназиях с углубленным изучением иностранных языко...
Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка»для 11 класса...
Образовательная программа по внеурочной деятельности "Театр на английском языке" (8-10 классы)
Одним из действенных методов является творческий подход к изучению английского языка через литературу и искусство. Это возможность окунуться в язык. Дети погружаются в языковую атмосферу, эпоху поэтов...
Программа элективного курса по выбору по английскому языку для 9 класса «О России с любовью»
Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов.Задачами курса являются:воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине;освоение знаний о культуре России;формирование ценностных ориентаци...
Рабочая программа курса «Проектная деятельность на уроках немецкого языка» для 8 класса
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности по...