Элективный курс по бурятскому языку 10-11 класс
рабочая программа (10 класс)
Программа «ЛИК Бурятии» составлена для учащихся 10-11 классов. Данная программа составлена на основе УМК «Тоонто нютаг» Г.С.Санжадаева – Улан-Удэ, «Бурятский язык интенсивный курс по развитию навыков устной речи» О.Г. Макарова. Программе курса состоит из 4 модулей: Литература, где рассматриваются жизнь и творчество известных писателей, поэтов Бурятии; История Бурятии, где изучается краеведческий материал города Улан-Удэ; Искусство, где учащиеся знакомятся живописью Бурятских художников, расширяют свой круг знаний посещая музеи, театры, выставки; Культура Бурятии, где у детей развивается чувства уважения к традициям и обычаям, культурным ценностям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10kl_lik_buryatii.doc | 210 КБ |
11kl_lik_buryatii.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Литература, искусство, культура Бурятии» составлена для учащихся 10 класса МАОУ СОШ №57 имени А.Цыденжапова. Программа составлена в соответствии с «Региональным стандартом начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия». Данная программа составлена на основе УМК «Тоонто нютаг» Г.С.Санжадаева – Улан-Удэ, 2013 год, «Бурятский язык интенсивный курс по развитию навыков устной речи» О.Г. Макарова Улан-Удэ 2013г. УМК содержит гриф «Допущено Министерством образования и науки Республики Бурятия».
Цель: формирование и развитие у учащихся чувства уважения к традициям и обычаям, культурным ценностям, к художественным произведениям широко известных бурятских писателей.
Задачи:
- способствовать развитию личностной культуры, интереса к искусству, основанному на народных традициях;
- способствовать освоению учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, эмоционально-ценностной компетенций;
- развивать художественный вкус учащихся, учить их понимать прекрасное в искусстве;
- приобщить учащихся к богатствам фольклора бурятского народа;
- расширить словарный запас учащихся:
Общая характеристика курса
Данный курс способствует развитию мышления, самостоятельности суждений, потребности и умения обогащать свои знания, знакомиться с народной мудростью. Учащиеся смогут познакомиться с именами людей, внесших вклад в развитие родного края и всего бурятского русского народа.
Её содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского, русского, монгольского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры, искусства, литературы должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования.
Программа основана на единых подходах и принципах:
- интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
- использование разнообразных форм организации занятий;
- развивающий характер обучения;
- обеспечение психологического комфорта ребенка;
- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.
На изучение данного курса в 10 классе предусматривается 34 учебных часа – из расчета 1 час в неделю.
Требования к результатам обучения.
Предметные результаты изучения ЛИК Бурятии включают в себя:
- знание имен известных писателей, художников, композиторов Бурятии, Монголии (других народов) и их авторские работы;
- овладение информацией о культурных достопримечательностях столицы республики (соседних городов) - города Улан-Удэ;
- знакомство с историей и развитием национальных театров;
- углубление и расширение знаний о народных праздниках и играх
- знание обычаев и традиции людей, населяющих Бурятию.
Метапредметные результаты изучения ЛИК Бурятии включают в себя:
- умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, словарях, справочниках и Интернете, анализировать и оценивать информацию;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
- умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- умение сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности), планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные результаты изучения ЛИК Бурятии включают в себя:
- формирование познавательного интереса к изучению литературы, искусства и культуры Бурятии;
- развитие толерантного отношения к истории, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном обществе;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к фактам прошлого, осознание необходимости их изучения;
- развитие интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Интернет - ресурсы |
10 | «Тоонто нютаг» Г.С.Санжадаева – Улан-Удэ, 2013 год | С.Ц.Содномов, А.А. Надагурова «Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту» Издательство «Бэлиг», 2012 год | Региональный стандарт начального и основного образования Республики Бурятия. У-У, «Бэлиг», 2010 год Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят», У-У, 2004 Бурхинов Д.М., Д.А.Данилов, С.Д.Намсараев «Народная педагогика и современная национальная школа», У-У, 1993 О.А.Дареева «Путешествуем по Бурятии», У-У, 2009 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Календарно-тематическое планирование. 10 класс.
№ | Содержание темы | Кол-во час |
1 четверть | ||
Вводный урок. | 1 | |
Жанровый состав Литературы. | 1 | |
Литература 20-21 века. | 1 | |
Х.Н.Намсараев. Рассказы. | 1 | |
Ч.Цыдендамбаев. Моя первая книга. | 1 | |
Б.Н.Ябжанов. «Хэрмэшэ». | 1 | |
Д.А.Улзытуев. Ая-ганга. | 1 | |
Н.Ш. Нимбуев. | 1 | |
Б.С. Дугаров. Стихи | 1 | |
2 четверть | ||
Религия. Шаманизм. | 1 | |
Бурятский феномен. | 1 | |
Буддийские Притчи. Наказ матери. | 1 | |
Сокровенное сказание монголов. | 1 | |
«Зерцало мудрости» - памятник Бурятской литературы | 1 | |
Бурятский фольклор. Үлегэры | 1 | |
Проверочная работа. | 1 | |
3 четверть | ||
Традиционные праздники народов мира. | 1 | |
Сагаалган. Традиции и обычаи праздника. | 1 | |
12-летний цикл. Календари мира. | 1 | |
Проект по праздникам. | 1 | |
Декабристы в Сибири. | 1 | |
Декабристы в Селенгинске. Н.А.Бестужев, М.А.Бестужев | 1 | |
Братья В.К. Кюхельбекер., М.К. Кюхельбекер. | 1 | |
Просветительская деятельность декабристов в Бурятии. | 1 | |
Наследие декабристов. | 1 | |
Игра – викторина. | 1 | |
4 четверть | ||
От Удинского зимовьё к Верхнеудинску. | 1 | |
Присоединение Сибири и Бурятии к России. | 1 | |
«Моя малая Родина». | 1 | |
Культовые места Бурятии. | 1 | |
Театральное искусство Бурятии. | 1 | |
Современное Бурятское кино. | 1 | |
Сочинение «Моя Бурятия». | 1 | |
Обобщение пройденного материала. | 1 | |
Итого: | 34 часа |
Содержание тем учебного курса
Технологическая карта
Количество часов: 34
Планирование составлено на основе учебника «Тоонто нютаг» Г.С.Санжадаева – Улан-Удэ, 2013 год, «Бурятский язык интенсивный курс по развитию навыков устной речи» О.Г. Макарова Улан-Удэ 2013г.
Всего 34 часа: в неделю 1 час
№ | Наи-ние тем | Кол часов | Понятийный аппарат | Форма урока | Вид контроля | Здоровье сберкомпонент | Проектная деятельность |
1 | Литература | 9 | Б.С.Дугаров Ч.Цыдендамбаев Х.Намсараев Д.Улзытуев Н.Нимбуев Б.Н.Ябжанов | Беседы Игры Лекции Семинары Практикумы Презентации | Проекты Рассказы Сочинения Отзыв Тесты Презентаци | Физминутки, дыхательные упражнения, разминки | Проекты Рассказы Сочинения Тесты Презентации |
2 | История | 7 | Декабристы в Сибири Декабриста братья – Бестужевы Декабриста братья – Кюхельбеккеры Просветительская деятельность декабристов в Бурятии Исследователи. Наследие декабристов. | Уроки – путешествия, Экскурсии Беседы Игры Лекции Семинары Практикумы Презентации | Проекты Рассказы Сочинения Отзыв Тесты Презентации | Физминутки, дыхательные упражнения, разминки | Проекты Рассказы Сочинения Отзыв Тесты Презентации |
3 | Искусство Культура | 16 | Сокровенное сказание монголов. «Зерцало мудрости» - памятник Бурятской литературы Киноискусство Бкрятии, Современное бурятское кино, театральное искусство, Драматургия, Музыкальное искусство. Традиционные праздники народов мира. | Уроки – путешествия, Экскурсии Беседы Игры Лекции Семинары Практикумы Презентации | Проекты Рассказы Сочинения Отзыв Тесты Презентации | Физминутки, дыхательные упражнения, разминки | Проекты Рассказы Сочинения Отзыв Тесты Презентации |
4 | Повторение Обобщение | 2 | Повторение пройденного материала. Обобщение курса ЛИК Бурятии. | Тесты |
Тематическое и поурочное планирование курса
«ЛИК Бурятии». 10 класс (34 ч).
№ | Тема урока | Кол. час | Тип урока | Целевая установка | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
Вводный урок. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы | Познакомить с новым предметом | Повторение пройденного материала | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Формирование устойчивой мотивации к обучению | |
Жанровый состав Литературы. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с новой темой | Познавательные УУД: уметь выслушивать мнение членов класса. Регулятивные УУД: обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | Формирование навыков индивидуальной и коллективной деятельности | ||
Литература 20-21 века. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с творчеством бурятского писателя | Умение отвечать на ключевые вопросы по творчеству писателя, пересказывать прочитанный тест, отвечая на вопросы по тексту. | Познавательные УУД: уметь формировать самостоятельно тему Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения | |
Х.Н.Намсараев. Рассказы. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с творчеством, произведениями писателя | Анализ рассказа | Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в стихотворении. Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. | Формирование навыков анализа | |
Ч.Цыдендамбаев. Моя первая книга. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с творчеством писателя | чтение произведения, уметь выразить своё мнение | Познавательные УУД: умение работать с материалом. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | ||
Б.Н.Ябжанов. «Хэрмэшэ». | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с произведением писателя | Уметь выразительно читать произведение, знать смысл произведения, анализировать | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать | Формирование навыков анализа, коллективного проектирования | |
Д.А.Улзытуев. Ая-ганга. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с творчеством писателя | Уметь выразительно читать произведения на русском и бурятском языке | Познавательные УУД: умение работать с информацией с интернета. Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: учиться слушать мнение других | Формирование навыков анализа, коллективного проектирования | |
Н.Ш. Нимбуев. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с произведением писателя | Уметь выразительно читать произведение, знать смысл произведения, анализировать | Познавательные УУД: умение работать с информацией с интернета. Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме. | Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы | |
Б.С. Дугаров. Стихи | 1 | Закрепление | Закрепление пройденного материала | Уметь принимать полученные знания | Познавательные УУД: умение работать с информацией. Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: учиться слушать мнение других. | Формировать навыки самостоятельного выбора работы | |
Религия. Шаманизм. | 1 | Изучение нового материала | Мировые религии. Буддизм в Бурятии | Иметь представление о религии | Познавательные УУД: умение работать с текстом. Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме. | Формирование навыков анализа | |
Бурятский феномен. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с работой | Знать несколько изречений учения | Познавательные УУД: умение работать с текстом. Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: учиться слушать мнение других, формировать умение правильно оформлять свои мысли в устной форме. | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения | |
Буддийские Притчи. Наказ матери. | 1 | Изучение нового материала | Просмотр фильма, анализ | Письменная работа | Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в стихотворении. Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. | Формирование навыков анализа, коллективного проектирования | |
Сокровенное сказание монголов. | 1 | Изучение нового и совершенствование знаний | Познакомить из какого рода происходил, биография Чингисхана. | Знать историю полководца | Познавательные УУД: умение работать с текстом. Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: уметь правильно оформлять свои мысли в устной форме. | Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы | |
«Зерцало мудрости» - памятник Бурятской литературы | 1 | Повторение и совершенствование знаний | Познакомить с работами | Знать учение ламы | Познавательные УУД: умение работать с информацией интернета. Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: уметь правильно оформлять свои мысли в устной форме. | Формировать навыки самостоятельного выбора работы | |
Бурятский фольклор. Үлегэры | 1 | Изучение нового материала | Музей декабристов | Название улиц, деревень, театров именами известных декабристов | Познавательные УУД: умение работать с информацией Коммуникативные УУД: уметь правильно оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы | |
Проверочная работа. | 1 | Закрепление | Повторение пройденного материала | Уметь принимать полученные знания | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект | Формирование навыка осознанного выбора | |
Традиционные праздники народов мира. | 1 | Повторение | Познакомить с праздниками народов мира | Знать традиционные праздники народов проживающих в Бурятии | Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в произведении. Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме | Формирование навыков анализа | |
Сагаалган. Традиции и обычаи праздника. | 1 | Повторение и совершенствование знаний | Познакомить с национальным праздником | Восточный новый год по лунному календарю | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать | Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы | |
12-летний цикл. Календари мира. | 1 | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков анализа, коллективного проектирования | ||||
Проект по праздникам. | 1 | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме. | Формирование навыков анализа | ||||
Декабристы в Сибири. | 1 | Изучение нового материала | Декабристы в ссылке | Иметь представление о первых декабристах в Бурятии | Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме. | Формирование навыков анализа | |
Декабристы в Селенгинске. Н.А.Бестужев, М.А.Бестужев | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с работами | Исследовательские работы декабристов | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение учиться анализировать | Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы | |
Братья В.К. Кюхельбекер., М.К. Кюхельбекер. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с работами декабристов | Знать работы | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета Коммуникативные УУД: умение учиться анализировать Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке | Формирование навыков анализа, коллективного проектирования | |
Просветительская деятельность декабристов в Бурятии. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с педагогической деятельностью декабристов | Знать первый кто писал про декабристов в Бурятии | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать | Формирование навыка осознанного выбора | |
Наследие декабристов. | 1 | Изучение нового материала | Музей декабристов | Название улиц, деревень, театров именами известных декабристов | Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы | |
Игра – викторина. | 1 | Повторение | Обобщение пройденного материала | Умение применение полученных знаний. | Познавательные: умение работать с текстом, правильно и выразительно читать стихотворении. Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке | ||
От Удинского зимовьё к Верхнеудинску. | 1 | Изучение нового материала | Понимать процесс возникновения Удинского острога и превращения его в г.У-У. | Первые сведения о реке Уде. Население Острога. | Познавательные: умение работать с текстом Коммуникативные: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков анализа | |
Присоединение Сибири и Бурятии к России. | 1 | Изучение нового материала | Понимать процесс присоединения Сибири к России | Место и роль Бурятии в истории России | Познавательные УУД: умение работать с материалами Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы | |
«Моя малая Родина». | 1 | Обобщение пройденного | Обобщить и закрепить знания | Умение и применения знаний | Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в стихотворении. Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. | ||
Культовые места Бурятии. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с достопримечательностями родного края | Знать культовые места Бурятии, места поклонения, горы Бурятии… | Познавательные: умение работать с текстом Коммуникативные: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков анализа | |
Театральное искусство Бурятии. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с историей театрального искусство Бурятии | Знать работы современных режиссеров Бурятии | Познавательные: умение работать с текстом Коммуникативные: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков анализа, коллективного проектирования | |
Современное Бурятское кино. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с первыми работами бурятского кино | Знать В.И. Инкижинов, советский и французский кинорежиссер, актер. | Познавательные УУД: умение работать с материалами Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков анализа, коллективного проектирования | |
Сочинение «Моя Бурятия». | 1 | Обобщение пройденного | Обобщить и закрепить знания | Умение и применения знаний | Познавательные: умение работать с текстом Коммуникативные: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков анализа, коллективного проектирования | |
Обобщение пройденного материала. | 1 | Обобщение пройденного материала | Повторение и обобщение пройденного материала | Умение и применения знаний. | Познавательные УУД: умение работать с материалами Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков анализа, коллективного проектирования |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Литература, искусство, культура Бурятии» составлена для учащихся 11 класса МАОУ СОШ №57 имени А. Цыденжапова. Программа составлена в соответствии с «Региональным стандартом начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия». Данная программа составлена на основе УМК «Тоонто нютаг» Г.С.Санжадаева – Улан-Удэ, 2013 год, «Бурятский язык интенсивный курс по развитию навыков устной речи» О.Г. Макарова Улан-Удэ 2013г. УМК содержит гриф «Допущено Министерством образования и науки Республики Бурятия».
Цель: формирование и развитие у учащихся чувства уважения к традициям и обычаям, культурным ценностям, к художественным произведениям широко известных бурятских писателей.
Задачи:
- способствовать развитию личностной культуры, интереса к искусству, основанному на народных традициях;
- способствовать освоению учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, эмоционально-ценностной компетенций;
- развивать художественный вкус учащихся, учить их понимать прекрасное в искусстве;
- приобщить учащихся к богатствам фольклора бурятского народа;
- расширить словарный запас учащихся:
Общая характеристика курса
Данный курс способствует развитию мышления, самостоятельности суждений, потребности и умения обогащать свои знания, знакомиться с народной мудростью. Учащиеся смогут познакомиться с именами людей, внесших вклад в развитие родного края и всего бурятского русского народа.
Её содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского, русского, монгольского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры, искусства, литературы должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования.
Программа основана на единых подходах и принципах:
- интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
- использование разнообразных форм организации занятий;
- развивающий характер обучения;
- обеспечение психологического комфорта ребенка;
- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.
На изучение данного курса в 11 классе предусматривается 34 учебных часа – из расчета 1 час в неделю.
Требования к результатам обучения.
Предметные результаты изучения ЛИК Бурятии включают в себя:
- знание имен известных писателей, художников, композиторов Бурятии, Монголии (других народов) и их авторские работы;
- овладение информацией о культурных достопримечательностях столицы республики (соседних городов) - города Улан-Удэ;
- знакомство с историей и развитием национальных театров;
- углубление и расширение знаний о народных праздниках и играх
- знание обычаев и традиции людей, населяющих Бурятию.
Метапредметные результаты изучения ЛИК Бурятии включают в себя:
- умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, словарях, справочниках и Интернете, анализировать и оценивать информацию;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
- умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- умение сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности), планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные результаты изучения ЛИК Бурятии включают в себя:
- формирование познавательного интереса к изучению литературы, искусства и культуры Бурятии;
- развитие толерантного отношения к истории, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном обществе;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к фактам прошлого, осознание необходимости их изучения;
- развитие интереса к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
Перечень учебно-методического обеспечения
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Интернет - ресурсы |
11 | «Тоонто нютаг» Г.С.Санжадаева – Улан-Удэ, 2013 год | С.Ц.Содномов, А.А. Надагурова «Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту» Издательство «Бэлиг», 2012 год | Региональный стандарт начального и основного образования Республики Бурятия. У-У, «Бэлиг», 2010 год Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят», У-У, 2004 Бурхинов Д.М., Д.А.Данилов, С.Д.Намсараев «Народная педагогика и современная национальная школа», У-У, 1993 О.А.Дареева «Путешествуем по Бурятии», У-У, 2009 |
Календарно-тематическое планирование. 11 класс.
№ | Содержание темы | Кол-во час | Дата проведения | 11а | 11б |
1 четверть | |||||
Вводный урок. | 1 | 1 неделя | |||
Бурятская письменность. | 1 | 2 неделя | |||
Диалекты бурятского языка. | 1 | 3 неделя | |||
Х.Н.Намсараев. Рассказы. | 1 | 4 неделя | |||
Б.Д.Абидуев. произведения | 1 | 5 неделя | |||
М.Р.Чойбонов. Мои друзья, мои живые боги. | 1 | 6 неделя | |||
Г.Г.Чимитов. стихи, песни. | 1 | 7 неделя | |||
Бурятский героический эпос «Абай Гэсэр» | 1 | 8 неделя | |||
Игра – викторина | 1 | 9 неделя | |||
2 четверть | |||||
Пища как часть культуры народа. | 1 | 10 неделя | |||
Традиционная бурятская одежда | 1 | 11 неделя | |||
Традиционное жилище. Хоймор. | 1 | 12 неделя | |||
Роль огня в культуре бурят | 1 | 13 неделя | |||
Традиционные ремесла бурят. | 1 | 14 неделя | |||
Лошадь в традиционной культуре бурят. | 1 | 15 неделя | |||
Проверочная работа. | 1 | 16 неделя | |||
3 четверть | |||||
Основы культуры бурятского народа. | 1 | 17 неделя | |||
Традиционные праздники народов мира | 1 | 18 неделя | |||
Далай лама. Шаманизм, буддизм. | 1 | 19 неделя | |||
Традиционная культура коренного населения. | 1 | 20 неделя | |||
Тамчинский дацан. Один из первых дацанов России. | 1 | 21 неделя | |||
История Санкт Питер. дацана. | 1 | 22 неделя | |||
Сагаалган – традиционный праздник | 1 | 23 неделя | |||
Народные игры. | 1 | 24 неделя | |||
Повторение. | 1 | 25 неделя | |||
Тестовая работа. | 1 | 26 неделя | |||
4 четверть | |||||
Известные люди Бурятии. Певцы, спортсмены, художники. | 1 | 27 неделя | |||
Творческие коллективы Бурятии. | 1 | 28 неделя | |||
Театральное искусство Бурятии. | 1 | 29 неделя | |||
Киноискусство Бурятии. | 1 | 30 неделя | |||
Современное Бурятское кино. | 1 | 31 неделя | |||
Сочинение «Моя Бурятия». | 1 | 32 неделя | |||
Обобщение пройденного материала. | 1 | 33 неделя | |||
Повторение, закрепление. | 1 | 34 неделя | |||
Итого: | 34 часа |
Тематическое и поурочное планирование курса
«ЛИК Бурятии». 11 класс (34 ч).
№ | Тема урока | Кол. час | Тип урока | Целевая установка | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
Вводный урок. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы | Повторение пройденного материала | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Формирование устойчивой мотивации к обучению | ||
Бурятская письменность. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с историей письменности | Знать основы бурятской письменности | Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в произведении. Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме | Формирование навыков анализа | |
Диалекты бурятского языка. | 1 | Новый материал | Познакомить с основными диалектами бурятского языка | Знать свой род, район, свой диалект | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать | Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы | |
Х.Н.Намсараев. Рассказы. | 1 | Повторение | Познакомить с творчеством основоположника бурятской литературы | Умение отвечать на ключевые вопросы по творчеству писателя, пересказывать прочитанный тест, отвечая на вопросы по тексту. Знание структуры учебника и правил работы с ним. | Познавательные УУД: умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | Формирование устойчивой мотивации к обучению | |
Б.Д.Абидуев. произведения | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с творчеством детского писателя | Умение отвечать на ключевые вопросы по творчеству писателя, пересказывать прочитанный тест, отвечая на вопросы по тексту. | Познавательные УУД: умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | Формирование устойчивой мотивации к обучению | |
М.Р.Чойбонов. Мои друзья, мои живые боги. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с творчеством бурятского писателя | Умение отвечать на ключевые вопросы по творчеству писателя, пересказывать прочитанный тест. | Познавательные УУД: уметь формировать самостоятельно тему Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения | |
Г.Г.Чимитов. стихи, песни. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с творчеством баснописца | Умение отвечать на ключевые вопросы по творчеству баснописца , пересказывать прочитанный тест, отвечая на вопросы по тексту. | Познавательные УУД: умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | Формирование устойчивой мотивации к обучению | |
Бурятский героический эпос «Абай Гэсэр» | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с бурятским героическим эпосом | Знать наизусть отрывок | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков анализа, коллективного проектирования | |
Игра – викторина | 1 | Закрепление | Повторение пройденного материала | Уметь принимать полученные знания | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект | Формирование навыка осознанного выбора | |
Пища как часть культуры народа. | 1 | Изучение нового и совершенствование знаний | Кочевое скотоводство основы возникновения пищи бурят | Знать понимать, в чем особенности кочевого образа жизни | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета Коммуникативные УУД: умение учиться анализировать Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке | Формирование навыков анализа, коллективного проектирования | |
Традиционная бурятская одежда | 1 | Изучение нового материала | Орнаменты, украшения | Иметь представление о бурятской народной одежде | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета Коммуникативные УУД: умение учиться анализировать Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке | ||
Традиционное жилище. Хоймор. | 1 | Повторение | Продолжить знакомство с жилищем. Найти информацию о почетном месте в юрте. | Умение вести диалог обмен мнениями | Коммуникативные: учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием интернет-ресурсов | Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности | |
Роль огня в культуре бурят | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с ролью огня в культуре бурят. | Запреты, связанные с очагом и огнем у бурят. | Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием интернет-ресурсов | Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности | |
Традиционные ремесла бурят. | 1 | Урок практикум | Познакомить с ремеслами бурятского народа | Знать значение основных орнаментов | Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы | |
Лошадь в традиционной культуре бурят. | 1 | Изучение нового и совершенствование знаний | Скотоводство земледелие | Лошадь – драгоценность бурятского народа | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать | Формирование навыка осознанного выбора | |
Проверочная работа. | 1 | Закрепление | Повторение пройденного материала | Уметь принимать полученные знания | Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект | Формирование навыка осознанного выбора | |
Основы культуры бурятского народа. | 1 | Изучение нового материала | Скотоводство Земледелие Жилище | Знать основы бурятского народа | Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в произведении. Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме | Формирование навыков анализа | |
Традиционные праздники народов мира | 1 | Повторение и совершенствование знаний | Познакомить с национальным праздником | Восточный новый год по лунному календарю | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков анализа, коллективного проектирования | |
Далай лама. Шаманизм, буддизм. | 1 | Повторение и совершенствование знаний | Познакомить с религией шаманизм | Традиционная религия Бурятии | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме. | Формирование навыков анализа | |
Традиционная культура коренного населения. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с традициями и обычаями бурятского народа | Знать традиции и обычаи родного народа | Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в произведении. Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме | Формирование навыков анализа | |
Тамчинский дацан. Один из первых дацанов России. | 1 | Повторение и совершенствование знаний | Познакомить с одним из первых дацанов Бурятии | Знать основоположника Тамчинского дацана | Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме. | Формирование навыков анализа | |
История Санкт Питер. дацана. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с основоположником дацана | Знать историю возникновения дацана | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение учиться анализировать | Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы | |
Сагаалган – традиционный праздник | 1 | Повторение и совершенствование знаний | Познакомить с национальным праздником | Восточный новый год по лунному календарю | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект Коммуникативные: учиться слушать, умение правильно оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков анализа, коллективного проектирования | |
Народные игры. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с национальными играми бурят | Традиционные игры бурятского народа | Познавательные УУД: умение работать с материалами с интернета, коллективный проект Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать | Формирование навыков коллективной творческой исследовательской работы | |
Повторение. | 1 | Закрепление | Закрепление пройденного материала | Уметь принимать полученные знания | Познавательные УУД: умение работать с информацией. Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: учиться слушать мнение других. | Формировать навыки самостоятельного выбора работы | |
Тестовая работа. | 1 | Повторение | Обобщение пройденного материала | Умение применение полученных знаний. | Познавательные: умение работать с текстом, правильно и выразительно читать стихотворении. Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке | ||
Известные люди Бурятии. Певцы, спортсмены, художники. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с известными людьми Бурятии | Знать известных людей Бурятии | Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в стихотворении. Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. | ||
Творческие коллективы Бурятии. | 1 | Изучение нового материала | Булжамуур Байкал | Знать визитную карточку Бурятии | Познавательные: умение работать с текстом Коммуникативные: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков анализа | |
Театральное искусство Бурятии. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с историей театрального искусство Бурятии | Познавательные: умение работать с текстом Коммуникативные: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков анализа | ||
Киноискусство Бурятии. | 1 | Изучение нового материала | Познакомить с первыми работами бурятского кино | Знать В.И.Инкижинов, советский и французский кинорежиссер, актер. | Познавательные: умение работать с текстом, правильно формулировать главное в стихотворении. Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. | ||
Современное Бурятское кино. | 1 | Изучение нового материала | Солбон Лыгденов, познакомить с работами режиссера | Знать работы современных режиссеров Бурятии | Познавательные: умение работать с текстом Коммуникативные: умение учиться признавать свои ошибки, анализировать Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска. | Формирование навыков анализа | |
Сочинение «Моя Бурятия». | 1 | Закрепление | Закрепление пройденного материала | Уметь принимать полученные знания | Познавательные УУД: умение работать с информацией. Регулятивные УУД: уметь применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: учиться слушать мнение других. | Формировать навыки самостоятельного выбора работы | |
Обобщение пройденного материала. | 1 | Повторение | Обобщить и закрепить знания | Умение применения знаний. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекния, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | |
Повторение, закрепление. | 1 | Повторение | Закрепление пройденного материала | Умение и применение полученных знаний | Познавательные: умение работать с текстом, правильно и выразительно читать стихотворении. Коммуникативные: формируем умение правильно оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"
Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам: обращение к ...
Программа элективного курса по английскому языку для 9 класса «Практическая грамматика английского языка» 2013-2014г.г.
Владение иностранным языком для ведения полноценной жизни приобретает все возрастающее значение в сферах межнационального и межэтнического взаимодействия. Возможность беспрепятственного общения с людь...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11 класса с углублённым изучением английского языка
Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11 класса с углублённым изучением английского языка. Планирование составлено на основе рабочей программы ...
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....
Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"
Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс,8 класс,9 класс. Литература 7-9 классы. Элективный курс по русскому языку 7-8 классы
Рабочие программы создана для улучшения качества знаний учащихся 7-9 классов порусскому языку...