Программа "Адаптация учащихся при переходе на новую ступень обучения" (для 10 класса)
рабочая программа (10 класс)
Данная программа направлена на работу с учащимися при переходе на новую ступень обучения (10 класс) и для успешной их адаптации в новых условиях. Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей классного коллектива и включает в себя диагностический мониторинг и темы занятий, которые состоят из следующих направлений: адаптационные мероприятия, занятия на снятие тревожности старших подростков, повышение самооценки и уверенности, формирование активной жизненной позиции.
Программа расчитана на 18 часов. занятия проходят 2 раза в месяц по 45 минут. по необходимости корректируются индивидуальными беседами и консультациями.
В процессе занятий у детей снижается тревожность, повышается мотивация и самооценка, формируется самоконтроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Адаптация обучающихся при переходе на новую ступень обучения»
(для учащихся 10-х классов)
на 2014-2025 учебный год.
Составитель: педагог-психолог МАОУ Коменской СОШ Абышева Елена Викторовна
Пояснительная записка
Проблема современных десятиклассников – это социально-психологическая адаптация к новой ситуации обучения. К ней относятся: адаптация к новому коллективу, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке, система деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). При создании профильных классов коллектив формируется из учеников разных классов, выбравших определенное направление обучения. При этом меняются критерии оценок и подростку приходится формировать представления о себе в глазах окружающих. На этот процесс накладывается процесс увеличения учебной нагрузки и требования учителей.
Успешная адаптация взаимосвязана с профессиональными намерениями: лучше адаптируются те учащиеся, кто определился с ними. Необходимо выстроить учебный процесс так, чтобы учащиеся принимали обучение как серьезный шаг к будущей профессиональной деятельности. Необходимо помочь школьникам сформировать цели обучения на ближайшие 2 года и помочь спроектировать дальнейший жизненный путь. Также трудности к процессу адаптации к новым условиям вызваны изменениями в поведении ребенка: чрезмерное возбуждение, агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
Оказание помощи старшекласснику строится из:
- Психологической диагностики, которая направлена на изучение особенностей приспособления детей к новому социальному статусу.
- Консультации с родителями и педагогами.
- Коррекционно – развивающей работы с учащимися по преодолению трудностей в процессе адаптации, а также на сплочение коллектива и создание комфортной атмосферы.
- Аналитической работы, которая направлена на анализ деятельности педагога-психолога.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Цель: создать психолого-педагогические условия для успешной адаптации обучающихся к особенностям образовательной среды школы, сохранение психологического и эмоционального здоровья школьников.
Задачи:
1) выявление особенностей психолого - педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
2) способствование становлению классного коллектива;
3) обеспечение психолого — педагогической поддержки обучающихся в период адаптации, позволяющую им не только приспособиться к новым условиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности;
4) актуализирование процесса профессионального и личностного самоопределения старшеклассников;
5) создание условий для развития прикладных умений (способности действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы, составлять алгоритм достижения цели);
6) содействовать формированию умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке собственных способностей);
7) осуществление развивающей, коррекционной работы с обучающимися, испытывающими различные психолого — педагогические трудности.
Формы работы педагога — психолога
· Профилактические и просветительские беседы.
· Адаптационные занятия с элементами тренинга, ролевые игры.
· Консультирование участников образовательного процесса.
· Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время.
· Разработка рекомендаций в помощь учителю и родителям.
Участники программы:
- педагог-психолог;
-классный руководитель;
-учителя-предметники;
-родители;
-обучающиеся 10 классов.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в течении учебного года 2 занятия в месяц. Сроки были выбраны после бесед и консультаций с детьми.
Ожидаемые результаты:
Сформированность у учащихся психологических свойств и умений, необходимых для успешного развития, обучения и общения на данном этапе обучения.
Диагностический мониторинг учащихся 10 класса
Сроки проведения | Название методик, автор, форма проведения | Форма отчётности | Как использованы результаты диагностики |
Октябрь | Методика “Шкала тревожности”, разработанная по принципу “Шкалы социально-ситуационной тревоги” Кондаша,1973г. Цель: Выявление уровня тревожности у подростков. | Заключение, сводная таблица | Индивидуальные консультации с классными руководителями. Индивидуальные консультации с учащимися. Семинар-практикум “Адаптационный период в школе” |
Октябрь | Опросник Казанцевой Г.Н. “Изучение самооценки” Цель: Изучение общей самооценки учащихся | Заключение, сводная таблица | Индивидуальные консультации с классными руководителями. Индивид. консультации с уч-ся. Семинар-практикум “Адаптационный период в школе” |
Октябрь | “Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности” Айзенка Цель: выявить индивидуальные особенности характера ученика и стратегию воспитательной работы с ним. | Заключение, инд. характерологическое поле ученика и возможныепути коррекции с ним. | Индивидуальные консультации с классными руководителями. Индивидуальные консультации с учащимися. |
Октябрь | “Учебная мотивация” Г.А.Карповой Цель: выявление ведущих тенденций в сфере учебной мотивации учащихся, имеющихся на момент среза проблем и отслеживания динамики изменений в данной сфере учебно - воспитательной работы. | Заключение, сводная таблица | Семинар-практикум “Адаптационный период в школе” Консультация с администрацией школы. Индивидуальные консультации с классными руководителями. |
Ноябрь | “Социометрия” Дж. Морено (социологический опрос). Цель: изучение межличностных отношений в классных коллективах. | Заключение, Социоматрицы. | Индивидуальные консультации с классными руководителями по результатам социометрического исследования. |
декабрь | Анкета рейтинга предметов, отношения к школе, учебе. Цель: Определить уровень значимости и способности усваивать предметы учащимися. | Заключение. Сводная таблица | Индивидуальные консультации с обучющимися, классным руководителем |
январь | Опросник Спилберга личной и ситуативной тревожности. Цель: Определение уровня психоэмоциональной нестабильности и стрессоустойчивости | заключение | Индивидуальная консультация с учащимися и с родителями |
Темы занятий
№п.п | Тема занятий | Цель занятия | Дата проведения |
1 | Знакомство (адаптация) | Способствовать адаптации учащихся. | |
2 | Час «Доверия» (адаптация) | Создание благоприятной атмосферы. | |
3 | Час «Доверия» (адаптация) | Организация взаимодействия в группе. | |
4 | «Автопортрет класса» (Адаптация) | Развитие умений для решения групповых задач, определение своей позиции в среде одноклассников | |
5 | «Автопортрет класса» (адаптация) | Осознание своего «Я» и своего потенциала | |
6 | Час «Общения» (адаптация) | Создание атмосферы взаимопомощи и доверия. | |
7 | Арт-терапия «Мои чувства». (снятие тревожности) | Научиться выражать свои чувства. Поднятие самооценки. | |
8 | «Самого себя любить» (повышение самооценки) | Научиться уважать и принимать себя | |
9 | «Три портрета» (повышение уровня самоуверенности) | Создание условий для оценки своей самоуверенности. | |
10 | «Приручить плохое настроение» | Развитие самоанализа и умения полноценного самовыражения . | |
11 | Арт-терапия «Снижение тревожности в ситуациях проверки знаний» | Знакомство с основными способами снижения тревоги в стрессовых ситуациях. | |
12 | «Успех в трудных жизненных ситуациях» (снижение уровня тревожности) | Формирование индивидуальной стратегии поведения в сложной жизненной ситуации. | |
13 | «Эмоциональное напряжение» | Знакомство с основными техниками снятия напряжения. | |
14 | «Я не как все и все мы разные» (повышение уровня коммуникабельности) | Укрепление уважения к себе и окружающим. Повешение чувства собственного достоинства | |
15 | «Уверен в себе- уверен во всем!» | Формирование навыков уверенного поведения. | |
16 | «Ценность личности» (Формирование активной жизненной позиции) | Формирование отношения к ценностям как важной составляющей личности |
Список литературы
1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер,
2005. – 271 с.
2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
3. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой.
Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. –
Спб.: Речь, 2004. – 120 с.
4. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер,
2008.
5. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.
6. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка
и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
8. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие
для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2001. – 256 с.
9. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003.
10. Адаптация и здоровье. Учебное пособие / Ответственный редактор
Казин Э.М. – Кемерово, 2003.
11. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах
(1,5,10): система работы с детьми, родителями, педагогами. – Волгоград:
Учитель, 2011. – 238.
12. Эксакусто Т.В. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые
игры, упражнения для личностного и профессионального развития – Ростов
н/Д: Феникс, 2015.
13. Селевко Г.К. «Найди свой путь» — 2-е изд., стер. – М.: ООО» ИМЦ
Арскнал образования», 2008.
14. Соловьева О.Ю. Методика изучения курса «Найди свой путь».
Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинги, игры.
Упражнения/О.Ю. Соловьева; под ред. проф. Г. К.Селевко.
15. Школьная дезадаптация. // Школьный психолог, 2010, №12.
16. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционноразвивающие занятия 2-е изд. – Волгоград: Учитель 2011-167.
17. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник
учителя. – М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ОУНН у учащихся при преподавании предметов естественно-математического цикла в свете подготовки к переходу на новые стандарты обучения
Материалы круглого стола в рамках работы ШМО естественно-математического цикла....

Адаптация пятиклассников к новой ступени обучения
В помощь педегогам-психологм в школе. Презентация по теме "Адаптация пятиклассников"...
Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)
В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...

Программа мероприятий по повышению уровня психологической комфортности обучающихся 5Б класса на этапе перехода на вторую ступень обучения
Программа совместной работы педагога-психолога школы и классного руководителя в период адаптации пятиклассников...
Доклад на тему "Развитие психических функций у старших дошкольников посредством игры при переходе на начальные ступени обучения"
Выступление на районном семинаре для педагогов...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов в период адаптации при переходе на основную ступень обучения »
Я в своей работе хотела бы более подробно остановиться на времени кризиса при переходе из начальной школы в среднее звено.Некоторые родители неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начал...
- Мне нравится (1)