Программа "Адаптация учащихся при переходе на новую ступень обучения" (для 10 класса)
рабочая программа (10 класс)

Абышева Елена Викторовна

Данная программа направлена на работу с учащимися  при переходе на новую ступень обучения (10 класс) и для успешной их адаптации в новых условиях. Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей классного коллектива и включает в себя диагностический мониторинг и темы занятий, которые состоят из следующих направлений: адаптационные мероприятия, занятия на снятие тревожности старших подростков, повышение самооценки и уверенности, формирование активной жизненной позиции.

Программа расчитана на 18 часов. занятия проходят 2 раза в месяц по 45 минут. по необходимости корректируются индивидуальными беседами и консультациями.

В процессе занятий у детей снижается тревожность, повышается мотивация и самооценка, формируется самоконтроль. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptatsii_10_klass.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Адаптация обучающихся при переходе на новую ступень обучения»

(для учащихся 10-х классов)

на 2014-2025 учебный год.

Составитель: педагог-психолог МАОУ Коменской СОШ Абышева Елена Викторовна


Пояснительная записка

Проблема современных десятиклассников – это социально-психологическая адаптация к новой ситуации обучения. К ней относятся: адаптация к новому коллективу, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке, система деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). При создании профильных классов коллектив формируется из учеников разных классов, выбравших определенное направление обучения. При этом меняются критерии оценок и подростку приходится формировать представления о себе в глазах окружающих. На этот процесс накладывается процесс увеличения учебной нагрузки и требования учителей.

   Успешная адаптация взаимосвязана с профессиональными намерениями: лучше адаптируются те учащиеся, кто определился с ними. Необходимо выстроить учебный процесс так, чтобы учащиеся принимали обучение как серьезный шаг к будущей профессиональной деятельности. Необходимо помочь школьникам сформировать цели обучения на ближайшие 2 года и помочь спроектировать дальнейший жизненный путь. Также трудности к процессу адаптации к новым условиям вызваны изменениями в поведении ребенка: чрезмерное возбуждение, агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

        Оказание помощи старшекласснику строится из:

  1. Психологической диагностики, которая направлена на изучение особенностей приспособления детей к новому социальному статусу.
  2. Консультации с родителями и педагогами.
  3. Коррекционно – развивающей работы с учащимися по преодолению трудностей в процессе адаптации, а также на сплочение коллектива и создание комфортной атмосферы.
  4. Аналитической работы, которая направлена на анализ деятельности педагога-психолога.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

• установление контакта с учащимися, с учителем;

• формирование адекватного поведения;

• овладение навыками учебной деятельности.

   

Цель: создать психолого-педагогические условия для успешной адаптации обучающихся к особенностям образовательной среды школы, сохранение психологического и эмоционального здоровья школьников.

Задачи:

1) выявление особенностей психолого - педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

2) способствование становлению классного коллектива;

3) обеспечение психолого — педагогической поддержки обучающихся в период адаптации, позволяющую им не только приспособиться к новым условиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности;

4) актуализирование процесса профессионального и личностного самоопределения старшеклассников;

5) создание условий для развития прикладных умений (способности действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы, составлять алгоритм достижения цели);

6) содействовать формированию умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке собственных способностей);

7) осуществление развивающей, коррекционной работы с обучающимися, испытывающими различные психолого — педагогические трудности.

Формы работы педагога — психолога

· Профилактические и просветительские беседы.

· Адаптационные занятия с элементами тренинга, ролевые игры.

· Консультирование участников образовательного процесса.

· Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время.

· Разработка рекомендаций в помощь учителю и родителям.

Участники программы:

педагог-психолог;

-классный руководитель;

-учителя-предметники;

-родители;

-обучающиеся 10 классов.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в течении учебного года 2 занятия в месяц. Сроки были выбраны после бесед и консультаций с детьми.

Ожидаемые результаты:

Сформированность у учащихся психологических свойств и умений, необходимых для успешного развития, обучения и общения на данном этапе обучения.

Диагностический мониторинг учащихся 10 класса

Сроки проведения

Название методик, автор, форма проведения

Форма отчётности

Как использованы результаты диагностики

Октябрь

Методика “Шкала тревожности”, разработанная по принципу “Шкалы социально-ситуационной тревоги” Кондаша,1973г.

Цель: Выявление уровня тревожности у подростков.

Заключение, сводная таблица

Индивидуальные консультации с классными руководителями.

Индивидуальные консультации с учащимися.

Семинар-практикум “Адаптационный период в школе”

Октябрь

Опросник Казанцевой Г.Н. “Изучение самооценки”

Цель: Изучение общей самооценки учащихся

Заключение, сводная таблица

Индивидуальные консультации с классными руководителями.

Индивид. консультации с уч-ся.

Семинар-практикум “Адаптационный период в школе”

Октябрь

“Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности” Айзенка

Цель: выявить индивидуальные особенности характера ученика и стратегию воспитательной работы с ним.

Заключение, инд. характерологическое поле ученика и возможныепути коррекции с ним.

Индивидуальные консультации с классными руководителями.

Индивидуальные консультации с учащимися.

Октябрь

“Учебная мотивация” Г.А.Карповой

Цель: выявление ведущих тенденций в сфере учебной мотивации учащихся, имеющихся на момент среза проблем и отслеживания динамики изменений в данной сфере учебно - воспитательной работы.

Заключение, сводная таблица

Семинар-практикум “Адаптационный период в школе”

Консультация с администрацией школы.

Индивидуальные консультации с классными руководителями.

Ноябрь

“Социометрия” Дж. Морено

(социологический опрос).

Цель: изучение межличностных отношений в классных коллективах.

Заключение,

Социоматрицы.

Индивидуальные консультации с классными руководителями по результатам социометрического исследования.

декабрь

Анкета рейтинга предметов, отношения к школе, учебе.

Цель: Определить уровень значимости и способности усваивать предметы учащимися.

Заключение. Сводная таблица

Индивидуальные консультации с обучющимися, классным руководителем

январь

Опросник Спилберга личной и ситуативной тревожности.

Цель: Определение уровня психоэмоциональной нестабильности и стрессоустойчивости

заключение

Индивидуальная консультация с учащимися и с родителями

Темы занятий

№п.п

Тема занятий

Цель занятия

Дата проведения

1

Знакомство (адаптация)

Способствовать адаптации учащихся.

2

Час «Доверия» (адаптация)

Создание благоприятной атмосферы.

3

Час «Доверия» (адаптация)

Организация взаимодействия в группе.

4

«Автопортрет класса»

(Адаптация)

Развитие умений для решения групповых задач, определение своей позиции в среде одноклассников

5

«Автопортрет класса» (адаптация)

Осознание своего «Я» и своего потенциала

6

Час «Общения» (адаптация)

Создание атмосферы взаимопомощи и доверия.

7

Арт-терапия «Мои чувства». (снятие тревожности)

Научиться выражать свои чувства. Поднятие самооценки.

8

«Самого себя любить»

(повышение самооценки)

Научиться уважать и принимать себя

9

«Три портрета»

(повышение уровня самоуверенности)

Создание условий для оценки своей самоуверенности.

10

 «Приручить плохое настроение»

Развитие самоанализа и умения полноценного самовыражения .

11

Арт-терапия «Снижение тревожности в ситуациях проверки знаний»

Знакомство с основными способами снижения тревоги в стрессовых ситуациях.

12

«Успех в трудных жизненных ситуациях»

(снижение уровня тревожности)

Формирование индивидуальной стратегии поведения в сложной жизненной ситуации.

13

«Эмоциональное напряжение»

Знакомство с основными техниками снятия напряжения.

14

«Я не как все и все мы разные»

(повышение уровня коммуникабельности)

Укрепление уважения к себе и окружающим. Повешение чувства собственного достоинства

15

«Уверен в себе- уверен во всем!»

Формирование навыков уверенного поведения.

16

«Ценность личности»

(Формирование активной жизненной позиции)

Формирование отношения к ценностям как важной составляющей личности

Список литературы

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер,

2005. – 271 с.

2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.

3. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой.

Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. –

Спб.: Речь, 2004. – 120 с.

4. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер,

2008.

5. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.

6. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка

и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.

8. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие

для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,

2001. – 256 с.

9. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003.

10. Адаптация и здоровье. Учебное пособие / Ответственный редактор

Казин Э.М. – Кемерово, 2003.

11. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах

(1,5,10): система работы с детьми, родителями, педагогами. – Волгоград:

Учитель, 2011. – 238.

12. Эксакусто Т.В. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые

игры, упражнения для личностного и профессионального развития – Ростов

н/Д: Феникс, 2015.

13. Селевко Г.К. «Найди свой путь» — 2-е изд., стер. – М.: ООО» ИМЦ

Арскнал образования», 2008.

14. Соловьева О.Ю. Методика изучения курса «Найди свой путь».

Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинги, игры.

Упражнения/О.Ю. Соловьева; под ред. проф. Г. К.Селевко.

15. Школьная дезадаптация. // Школьный психолог, 2010, №12.

16. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционноразвивающие занятия 2-е изд. – Волгоград: Учитель 2011-167.

17. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник

учителя. – М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация пятиклассников к новой ступени обучения

В помощь педегогам-психологм в школе. Презентация по теме "Адаптация пятиклассников"...

Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)

В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...

Программа мероприятий по повышению уровня психологической комфортности обучающихся 5Б класса на этапе перехода на вторую ступень обучения

Программа совместной работы педагога-психолога школы и классного руководителя в период адаптации пятиклассников...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов в период адаптации при переходе на основную ступень обучения »

Я в своей работе хотела бы более подробно остановиться на времени кризиса при переходе из начальной школы  в среднее звено.Некоторые родители неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начал...