Адаптация пятиклассников к новой ступени обучения
презентация к уроку по психологии по теме
В помощь педегогам-психологм в школе. Презентация по теме "Адаптация пятиклассников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 915 КБ |
![]() | 38.5 КБ |
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
социальная психическая УЧЕБНАЯ Адаптированность – осознанная способность активно взаимодействовать с новой внешней средой Адаптация – приспособление.
Что затрудняет адаптацию? Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов ; На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами ; В 5 классе многие дети ощущают одиночество, так как первой учительницы рядом нет ; С мена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней .
ДЕЗАДАПТАЦИЯ (неадаптированность) Появление признаков тревожности ухудшение здоровья Отчуждение от школы, семьи Снижение интереса к обучению, успеваемости Неблагоприятный социальный статус ДЕСТРУКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Нарушение взаимоотношений со сверстниками, учителями
Средние значения показателей общей тревожности в школе
Средние значения показателей тревожности пятиклассников
Рейтинг страхов: 1. Страх ситуации проверки знаний 2. Страх самовыражения 3. Страх несоответствия ожиданиям окружающих 4. Страхи в отношениях с учителями
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям пятиклассников.
Уважаемые родители!
В ваших руках сделать период адаптации своего ребенка к школе менее болезненным.
Вот несколько рекомендаций:
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.
3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.
4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.
5. Принимайте участие в жизни класса и школы.
6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.
7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.
8. Если ребенок просит о помощи в подготовки домашнего задания, не отказывайте ему в помощи. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.
9. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.
10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.
11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.
12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…».
Рекомендации родителям пятиклассников.
Уважаемые родители!
В ваших руках сделать период адаптации своего ребенка к школе менее болезненным.
Вот несколько рекомендаций:
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.
3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.
4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.
5. Принимайте участие в жизни класса и школы.
6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.
7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.
8. Если ребенок просит о помощи в подготовки домашнего задания, не отказывайте ему в помощи. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.
9. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.
10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.
11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.
12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…».
Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса
- Повышайте самооценку учащихся, особенно “Пренебрегаемых” и “Изолированных”. Для этого следует создавать ситуацию “успеха”: хвалить при всем классе за исполненное дело, говорить что-либо негативное только с глазу на глаз, говорить позитивно о внешности подростка, сравнивать только с собственными результатами (ребенка).
- Привлекайте всех детей к организации и участию в классных мероприятиях.
- Оказывайте поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.
- Помогайте влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах и нивелируя отрицательные.
- Если необходимо дать негативную оценку какой-то деятельности, то обсуждайте проблему ребенка с ним наедине, не вынося на всеобщее обсуждение.
- Не сравнивайте результаты одного с результатами других, а только с его собственными.
- Создавайте условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
- Помните: в этом возрасте ребенок смотрит на себя и своего одноклассника глазами учителя.
- Пригласите родителей к психологу на консультацию.
Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса
- Повышайте самооценку учащихся, особенно “Пренебрегаемых” и “Изолированных”. Для этого следует создавать ситуацию “успеха”: хвалить при всем классе за исполненное дело, говорить что-либо негативное только с глазу на глаз, говорить позитивно о внешности подростка, сравнивать только с собственными результатами (ребенка).
- Привлекайте всех детей к организации и участию в классных мероприятиях.
- Оказывайте поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.
- Помогайте влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах и нивелируя отрицательные.
- Если необходимо дать негативную оценку какой-то деятельности, то обсуждайте проблему ребенка с ним наедине, не вынося на всеобщее обсуждение.
- Не сравнивайте результаты одного с результатами других, а только с его собственными.
- Создавайте условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
- Помните: в этом возрасте ребенок смотрит на себя и своего одноклассника глазами учителя.
- Пригласите родителей к психологу на консультацию.
Предварительный просмотр:
Адаптация пятиклассников к новым условиям образовательного процесса
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в V—IX классах школы.
Родители считают детей этого возраста трудными, педагоги и психологи называют этот период "переходным", "критическим". Многочисленные житейские наблюдения за подростками и не менее многочисленные научные исследования подтверждают действительную сложность происходящих в этом возрасте процессов развития.
Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Раскроем суть понятия адаптация. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Следует обратить внимание на факторы, препятствующие успешной адаптации. Это прежде всего: противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов; На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами; В 5 классе многие дети ощущают одиночество, так как первой учительницы рядом нет; Смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней.
Все эти факторы могут привести к дезадапптации ребенка в новых условиях. Что в свою очередь приведет к деструктивным изменениям личности. Таким как: Снижение интереса к обучению, успеваемости; нарушение взаимоотношений со сверстниками, учителями; появление признаков тревожности, ухудшение здоровья; отчуждение от школы, семьи; неблагоприятный социальный статус.
Интегральной характеристикой адаптированности пятиклассников является показатель тревожности.
С целью выявления текущего состояния пятиклассников было проведено психодиагностическое обследование. В качестве диагностического инструментария применялась методика исследования школьной тревожности Филлипса. В исследовании приняло участие 75 учеников 5-х классов. В ходе проведенного обследования удалось выявить следующее.
В 5А, 5Б, 5В классах ситуация соответствует норме. Можно говорить о том, что общее эмоциональное состояние детей не превышает показателей критических значений. В 5Г классе ситуация сложнее у детей наблюдается состояние повышенной тревожности. Более всего их беспокоит ситуация проверки знаний.
Далее по презентации.
Т.о. в ходе проведенного обследования была выделена группа детей с повышенным уровнем тревожности (5А – 9 человек; 5Б – 4 человека; 5В – 5 человек; 5Г – 7 человек). С этими ребятами будет организована дополнительная работа, по результатам которой будет проведена дополнительная диагностика. 17 ноября пройдет командная игра «Тропа доверия» для повышения скорости адаптации и снижения уровня тревожности среди пятиклассников. Также разработаны рекомендации для родителей и классных руководителей пятиклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование диагностики адаптации пятиклассников к средней ступени обучения
Диагностика педагогической адаптации пятиклассников...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/11/picture-237684-1365685412.jpg)
"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
В докладе представлен материал по изучению классного коллектива 5 класса.Разные виды диагностики в таблицах и диаграммах,выводы и предложения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-734844-1452695198.jpg)
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-755701-1455455237.jpg)
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"
Уважаемые родители!Я рада встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу.Это означает, что нас всех объединяет интерес к данной теме, а она действительно заслуживает внимания.Будет ли...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...