Адаптация пятиклассников к новой ступени обучения
презентация к уроку по психологии по теме

Чесновицкая Елена Александровна

В помощь педегогам-психологм в школе. Презентация по теме "Адаптация пятиклассников"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог Крюкова Е.А.

Слайд 2

социальная психическая УЧЕБНАЯ Адаптированность – осознанная способность активно взаимодействовать с новой внешней средой Адаптация – приспособление.

Слайд 3

Что затрудняет адаптацию? Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов ; На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами ; В 5 классе многие дети ощущают одиночество, так как первой учительницы рядом нет ; С мена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней .

Слайд 4

ДЕЗАДАПТАЦИЯ (неадаптированность) Появление признаков тревожности ухудшение здоровья Отчуждение от школы, семьи Снижение интереса к обучению, успеваемости Неблагоприятный социальный статус ДЕСТРУКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Нарушение взаимоотношений со сверстниками, учителями

Слайд 5

Средние значения показателей общей тревожности в школе

Слайд 6

Средние значения показателей тревожности пятиклассников

Слайд 8

Рейтинг страхов: 1. Страх ситуации проверки знаний 2. Страх самовыражения 3. Страх несоответствия ожиданиям окружающих 4. Страхи в отношениях с учителями

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям пятиклассников.

Уважаемые родители!

В ваших руках сделать период адаптации  своего ребенка к школе менее болезненным.

Вот несколько рекомендаций:

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.

2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.

3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.

4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.

5. Принимайте участие в жизни класса и школы.

6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.

7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.

8. Если ребенок просит о помощи в подготовки домашнего задания, не отказывайте ему в помощи. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.

9. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.

10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.

11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.

12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…».

Рекомендации родителям пятиклассников.

Уважаемые родители!

В ваших руках сделать период адаптации  своего ребенка к школе менее болезненным.

Вот несколько рекомендаций:

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.

2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.

3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.

4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.

5. Принимайте участие в жизни класса и школы.

6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.

7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.

8. Если ребенок просит о помощи в подготовки домашнего задания, не отказывайте ему в помощи. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.

9. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.

10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.

11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.

12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…».

Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса

  1. Повышайте самооценку учащихся, особенно “Пренебрегаемых” и “Изолированных”. Для этого следует создавать ситуацию “успеха”: хвалить при всем классе за исполненное дело, говорить что-либо негативное только с глазу на глаз, говорить позитивно о внешности подростка, сравнивать только с собственными результатами (ребенка).
  2. Привлекайте всех детей к организации и участию в классных мероприятиях.
  3. Оказывайте поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.
  4. Помогайте влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах и нивелируя отрицательные.
  5. Если необходимо дать негативную оценку какой-то деятельности, то обсуждайте проблему ребенка с ним наедине, не вынося на всеобщее обсуждение.
  6. Не сравнивайте результаты одного с результатами других, а только с его собственными.
  7. Создавайте условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
  8. Помните: в этом возрасте ребенок смотрит на себя и своего одноклассника глазами учителя.
  9. Пригласите родителей к психологу на консультацию.

Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса

  1. Повышайте самооценку учащихся, особенно “Пренебрегаемых” и “Изолированных”. Для этого следует создавать ситуацию “успеха”: хвалить при всем классе за исполненное дело, говорить что-либо негативное только с глазу на глаз, говорить позитивно о внешности подростка, сравнивать только с собственными результатами (ребенка).
  2. Привлекайте всех детей к организации и участию в классных мероприятиях.
  3. Оказывайте поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.
  4. Помогайте влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах и нивелируя отрицательные.
  5. Если необходимо дать негативную оценку какой-то деятельности, то обсуждайте проблему ребенка с ним наедине, не вынося на всеобщее обсуждение.
  6. Не сравнивайте результаты одного с результатами других, а только с его собственными.
  7. Создавайте условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
  8. Помните: в этом возрасте ребенок смотрит на себя и своего одноклассника глазами учителя.
  9. Пригласите родителей к психологу на консультацию.



Предварительный просмотр:

Адаптация пятиклассников к новым условиям образовательного процесса

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в V—IX классах школы.

Родители считают детей этого возраста трудными, педагоги и психологи называют этот период "переходным", "критическим". Многочисленные житейские наблюдения за подростками и не менее многочисленные научные исследования подтверждают действительную сложность происходящих в этом возрасте процессов развития.

Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Раскроем суть понятия адаптация. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся  так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Следует обратить внимание на факторы, препятствующие успешной адаптации. Это прежде всего: противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов; На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами; В 5 классе многие дети ощущают одиночество, так как первой учительницы рядом нет; Смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней.

Все эти факторы могут привести к дезадапптации ребенка в новых условиях. Что в свою очередь приведет к деструктивным изменениям личности. Таким как: Снижение интереса к обучению, успеваемости; нарушение взаимоотношений со сверстниками, учителями; появление признаков тревожности, ухудшение здоровья; отчуждение от школы, семьи; неблагоприятный социальный статус.

Интегральной характеристикой адаптированности пятиклассников является показатель тревожности.

С целью выявления текущего состояния пятиклассников было проведено психодиагностическое обследование. В качестве диагностического инструментария применялась методика исследования школьной тревожности Филлипса. В исследовании приняло участие 75 учеников 5-х классов. В ходе проведенного обследования удалось выявить следующее.

В 5А, 5Б, 5В классах ситуация соответствует норме. Можно говорить о том, что общее эмоциональное состояние детей не превышает показателей критических значений. В 5Г классе ситуация сложнее у детей наблюдается состояние повышенной тревожности. Более всего их беспокоит ситуация проверки знаний.

Далее по презентации.

Т.о. в ходе проведенного обследования была выделена группа детей с повышенным уровнем тревожности (5А – 9 человек; 5Б – 4 человека; 5В – 5 человек; 5Г – 7 человек). С этими ребятами будет организована дополнительная работа, по результатам которой будет проведена дополнительная диагностика. 17 ноября пройдет командная игра «Тропа доверия» для повышения скорости адаптации и снижения уровня тревожности среди пятиклассников. Также разработаны рекомендации для родителей и классных руководителей пятиклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование диагностики адаптации пятиклассников к средней ступени обучения

Диагностика педагогической адаптации пятиклассников...

"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

В докладе представлен материал по изучению классного коллектива 5 класса.Разные виды диагностики в таблицах и диаграммах,выводы и предложения....

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"...

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"

Уважаемые родители!Я рада встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу.Это означает, что нас всех объединяет интерес к данной теме, а она действительно заслуживает внимания.Будет ли...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...