Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся
материал

Подваркина Арина Александровна

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся»

(Доклад учителя ИЗО, русского языка Подваркиной Арины Александровны МКОУ Кундуйская СОШ)

В душе каждого ребенка есть струны,

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В.А. Сухомлинский

Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний.

Как же сделать так, чтобы талант детей мог развиваться дальше?

Выявление и обучение талантливой молодежи - актуальная тема в современном мире. Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке талантливых детей является участие в олимпиадах, творческих конкурсов разного направления.

При выявлении талантливых детей в урочное время, я считаю, необходимым обратить внимание на следующее:

  • оригинальные вопросы учащихся учителю;
  • оригинальные подходы к выполнению заданий, предлагаемых учащимся;
  • успехи в различных конкурсах, начиная с самого первого этапа внутри образовательного учреждения;
  • самостоятельные выводы и предложения при изучении соответствующей литературы;
  • быстроту решения заданий и усвоения учебного материала, что выявляется учителем;
  • быстрота реакции на какие-то погрешности или ошибки в действиях учителей и др.

В работе с ребятами обязательно отслеживаю, кто из моих учеников:

  • проявляет лидерство в работе на уроке;
  • проявляет черты соревновательной, поиска вариантов решения проблемы;
  • показывает широту интересов и выходит за рамки обсуждаемого;
  • проявляет эмоциональность в поиске решения поставленного задания;
  • относится с любопытством к заданию, спрашивает дополнительно:
  • проявляет сверхчувствительность к решаемой проблеме, особую заинтересованность в ней;
  • показывает свою склонность к трудным и сложным заданиям, а не простым;
  • показывает гибкость мышления в своих рассуждениях;
  • способен с легкостью генерировать идеи для поиска результата;
  • характеризуется легкостью ассоциирования при коллективной работе;
  • демонстрирует отличную память, поиск аналогий, аналогичных заданий;
  • проявляет умение концентрировать внимание, показывает способность к оценке высказанных мыслей, идей, предложений и др.

Так из занятия в занятие можно выявлять талантливых детей и развивать их способности при последующей индивидуальной или группой работе.

На своих уроках русского языка и литературы я использую современные технологии, проектную деятельность, интеллектуальные игры и конкурсы. Благодаря этим методам можно увидеть и поддержать талантливых детей, у которых интерес к определенным сферам деятельности высоко развит. Особое внимание уделяю развитию творческих способностей, такие как, написание конкурсных сочинений «Живая классика». Участие в конкурсе выразительного чтение текста. В этом году участие в конкурсе «Культура школьников» приняла ученица 2 класса Грибова Анастасия. Читала сказку наизусть А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

При участии в конкурсах сочинений обычно использую всем известный алгоритм написания конкурсного сочинения:

— выбор тематического направления;

— определение и формулировка темы;

— выбор жанра написания конкурсного сочинения;

— отбор информации в соответствии с выбранным тематическим направлением и жанром;

— написание текста в соответствии с рекомендациями, критериями оценивания.

         Особая роль в развитии и одаренности у обучающихся, я считаю, играет Всероссийская олимпиада школьников. На школьном этапе приняло 16 учащихся, из них стали 3 призера и два победителя. На муниципальном этапе приняли участие 6 человек - 2 призера. Ребята активно принимают участие и с радостью ждут конкурсы.

К вне учебным формам работы с талантливыми детьми относятся факультативы, индивидуально-групповые занятия, кружки, конкурсы, предметные недели, интеллектуальные марафоны, олимпиады, социально-педагогические проекты, игры, научно-практических конференций и т. д.

Итак, выявление и поддержка талантливых детей имеет сложный многогранный характер, обнаружение и развитие которого возможно лишь при создании педагогом особых условий, гарантирующих умственное и личностное развитие ребенка. Помимо условий, учитель должен сделать правильный выбор определенных форм индивидуализации и дифференциации обучения, основанных на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед с...

Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Обобщение педагогического опыта по теме "Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...

Приказ № 94 Об утверждении « дорожной карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»

Приказ № 94 Об утверждении « дорожной карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»...

Аналитическая справка по проведению мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов

Аналитическая справка по проведению мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов...

Конкурсное испытание "Педагогический совет". Тема "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у высокомотивированных детей".

Педагогическая дискуссия на тему "Формирование эффективной системы  выявления, поддержки и развития способностей  у высокомотивированных детей"....

Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории

Работа с детьми, проявившими выдающиеся способности, является одним из приоритетных направлений современного образования. Проблема выявления способностей актуальна в настоящее время, потому что сегодн...

статья: Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории и обществознания

доклад на тему Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории и обществознания...