статья: Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории и обществознания
статья
доклад на тему Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории и обществознания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории и обществознания
Самданова Инга Борисовна
«РЖД» лицей № 10
учитель обществознания
Сегодня современная система образования диктует определенные задачи в деле обучения школьников, проявивших выдающиеся способности. Главным направлением в деятельности педагога, в реалиях современной школы, является создание необходимых условий для развития интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, что составляет основу реализации личностноориентированного подхода в образовании. В учебной деятельности ученик развивается творчески, приобретает опыт социального общения и взаимодействия с окружающими его людьми, раскрывает свои природные дарования и способности, тем самым удовлетворяя свои потребности и интересы в получении новых знаний, умений и навыков. Проблема выявления способностей и талантов среди детей наиболее актуальна в настоящее время, поскольку ученики живут в эпоху информационных технологий и динамичного развития общества. Задача учителя состоит в умении выявлении как можно большего количества одаренных детей и развитии их творческих качеств и навыков. Преподаваемые мною предметы – история и обществознание дают огромный простор для развития умственной деятельности учащихся, раскрытия их способностей в самых различных областях деятельности. Средствами предмета исторического и обществоведческого цикла создаю условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться на моих уроках, развивать свои способности, в том числе и интеллектуальные. Это умении мыслить и выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, анализировать ответы сверстников и принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Чтобы научить детей высказывать свою точку зрения, уметь ее формулировать, необходимо использовать эффективные формы работы, которые способствуют развитию творческие способности детей. Таких видов работы по активизации творческих способностей учащихся достаточно много, остановлюсь на описании некоторых форм, которые применяю на своих уроках.
Основной вид творческой работы при обучении – это, прежде всего устные ответы по пройденной теме, формирование навыков публичного выступления и обсуждения сообщений. Также включение в учебный процесс заданий повышенной сложности в формате ОГЭ и ЕГЭ на уроках истории и обществознания, которые побуждающих к углубленному изучению предмета. Предлагаю самостоятельный поиск дополнительного материала обучающимся для решения усложнённых заданий или самостоятельную работу с информационным текстом, и ее анализ, который они должны представить либо в виде плана, либо на основе текста составить кластер, либо составить вопросы к тексту, можно также дать задание ответить на вопросы по тексту. На уроках использую такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где обучающиеся выражают свою позицию по тому или иному вопросу. Разного рода творческие задания, различные формы вовлекают ребят в самостоятельную познавательную деятельность.
Также способствует активному познанию мира и овладению необходимыми компетенциями научно-исследовательская работа обучающихся. Развитие исследовательского компонента у ребят является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и учатся делать выводы.
В рамках поддержки одаренных детей я мотивирую детей принимать участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Особое внимание уделяю участию одаренных детей в предметных олимпиадах.
Таким образом, в обучении интеллектуально одаренных обучающихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Список используемой литературы и источников.
1. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.
2. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
- Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
- Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие /
- Савенков А. И. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы преподавателя истории и обществознания по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
План работы по выявлению и развитию творческих способностей...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания
В работе охарактеризованы основные методы и приемы, используемые для выявления и развития способностей учащихся при обучении истории и обществознания - организация групповой работы, метод мозгов...
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед с...
Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Обобщение педагогического опыта по теме "Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...
Приказ № 94 Об утверждении « дорожной карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»
Приказ № 94 Об утверждении « дорожной карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»...
Аналитическая справка по проведению мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов
Аналитическая справка по проведению мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов...
Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории
Работа с детьми, проявившими выдающиеся способности, является одним из приоритетных направлений современного образования. Проблема выявления способностей актуальна в настоящее время, потому что сегодн...