Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.
методическая разработка
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.
Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренной молодежи сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.
Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренной молодежи сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России.
Что же такое талант?
Талант – это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ СВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ, ХОЧУ ВСПОМНИТЬ
Олимпийские игры в Токио в 2021 с 23 июля по 8 августа ,за честь региона боролись 19 талантливых спортсменов.
Спорт – это не только увлеченье,
Но еще и долгий, тяжкий труд.
Только тех, не знает кто о лени,
Профи и спортсменами зовут.
В Токио завершились XXXII летние Олимпийские игры. Донские спортсмены завоевали 18 медалей: 4 золотых, 10 серебряных и 4 бронзовых. Всего в Олимпиаде участвовали 19 спортсменов.
Позвольте мне в начале своего выступления обратить Ваше внимание на особенности наших детей, которые живут в современном мире и сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века.
Дети нового тысячелетия обладают особыми способностями, потому что родились и живут в новом мире, в котором гораздо больше возможностей для их развития.
Сегодня мы убеждены в том, что «неодаренных» детей нет, все дети талантливы! Они рождаются добрыми, мечтательными, любознательными, открытыми, они общительны, уверенны в себе, хорошо информированы, их отличает смелость суждений, находчивость, активность и оригинальность.
Сегодняшние дети – люди нового поколения. И умение творить себя, свою жизнь в условиях современных реалий – очень важно для них!
Основная задача нас, взрослых, – помочь детям расти, раскрыть их данные природой таланты, создать комфортную современную образовательную среду для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
В нашем городе создание условий для выявления и поддержки одаренных детей и молодежи является приоритетным. Когда-то великий Сократ сказал: «В каждом человеке солнце только дайте ему светить».
Современный учитель – он как Прометей –
Зажигает в сердцах детских пламя знаний.
И старается не отставать от детей,
Совершенствуясь, не прекращая исканий.
Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации творческого потенциала обучающихся. Как сделать так, чтобы талант имел возможность развиваться? Задача выявления и обучения талантливой молодежи приоритетна в современном образовании.
Президент Российской Федерации Путин В.В. среди первоочередных задач в сфере образования назвал «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».
Программа развития предусматривает как одну из задач – создание соответствующей развивающей, творческой среды, способствующей раскрытию и развитию природных возможностей каждого учащегося.
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском общеобразовательном учреждении и продолжаться в школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с родителями.
С целью реализации потенциала особо мотивированных детей, формирования интереса к урокам физической культуры, традиционно проводились школьные и муниципальные олимпиады по физической культуре. На протяжении 7 лет у нас в школе 5-6 призеров на муниципальном уровне.
Ежегодно ребята нашего города участвуют в Региональном этапе олимпиады. Новошахтинск привозит одну из самых многочисленных и сильных команд. И не было еще ни одного года, чтобы не было призеров. В 2020-2021г. участвовало 7 учеников. Итог – 2 призера и победитель – Коростылев Кирилл.
Учащиеся 40 школы в Региональных соревнованиях «Президентские спортивные игры» заняли 2 место. В сентябре во Всероссийских соревнованиях «Президентские спортивные игры» из 86 городов, они были на 7месте.
Кроме предметной олимпиады учащиеся школ принимают участие в различных соревнованиях согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий и добиваются хороших результатов.
Учителя физкультуры в начале года дополняют банк данных одаренных детей, которые с большим интересом и желанием участвуют в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, занимаются в спортивных секциях и кружках. Диагностика уровня физической подготовленности таких детей проводится в начале года и отслеживается в течение всего учебного года.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Основные направления реализации программы:
- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми;
- создание системы диагностики одаренности учащихся начальной школы;
- методическое обеспечение работы с одаренными детьми;
- организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными детьми;
- раннее выявление способных и одаренных детей;
- индивидуальные занятия с одаренными детьми.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
Благодаря комплексу мер по развитию физических способностей учащихся, старшеклассники выполняют нормативы ГТО и получают , в торжественной обстановке золотые знаки отличия: на данный момент 19 человек. И это только в нашей школе . Большая часть учителей физкультуры имеют знаки ГТО. В 2019-2020 году Барабаш О.И. вместе с детьми своего класса сдавала нормы ГТО и получила золотой знак, 10 ступени. Ребята с уважением и интересом пытались соревноваться с классным руководителем.
Анализируя результаты своей работы, я отмечаю, что внедрение системы работы с применением личностно-ориентированного подхода позволило:
1. Эффективно выявлять, поддерживать и развивать способности и таланты у детей.
2.Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
3.Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
4. Создавать систему диагностики одаренности учащихся школы.
5. Создать условия для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
6. Внедрять наиболее эффективные технологии работы с одаренными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Обобщение педагогического опыта по теме "Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...
Приказ № 94 Об утверждении « дорожной карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»
Приказ № 94 Об утверждении « дорожной карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»...
Аналитическая справка по проведению мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов
Аналитическая справка по проведению мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов...
Конкурсное испытание "Педагогический совет". Тема "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у высокомотивированных детей".
Педагогическая дискуссия на тему "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у высокомотивированных детей"....
Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории
Работа с детьми, проявившими выдающиеся способности, является одним из приоритетных направлений современного образования. Проблема выявления способностей актуальна в настоящее время, потому что сегодн...
статья: Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории и обществознания
доклад на тему Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории и обществознания...
Программа по выявлению и развитию способностей и талантов у детей и молодежи «Одарѐнные дети»
Программа по выявлению и развитию способностей и талантов у детей и молодежи "Одаренные дети"...