Рабочая программа. Край наш Смоленский
рабочая программа
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №21 имени Н. И. Рыленкова» города Смоленска
Рабочая программа
курса в рамках внеурочной деятельности
«Край наш Смоленский»
для 6 Д класса
на 2022-2023 учебный год
Составлена учителем
Башмаковой В. А.
Смоленск
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Край наш Смоленский» для 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Положение о рабочих программах и учебных курсах МБОУ «СШ № 21 им. Н.И. Рыленкова».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Край наш Смоленский» создана в соответствии с учебным планом. На внеурочную деятельность в 6 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Для любого человека малая Родина является гордостью и славой. В современном обществе актуальными становятся вопросы патриотизма. Гражданственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных в воспитательной работе. Задачей этой работы в школе является воспитание обучающихся, которые уважают общество, историю и традиции своего края. Гражданин и патриот своего Отечества знает, помнит и гордится прошлым, природой, культурными центрами, народными промыслами, памятными местами, земляками.
Актуальность и ценность данной программы основывается на развитии духовно-нравственных ценностей, которые необходимы для формирования морально-нравственных принципов, необходимых для подготовки молодежи к активному участию в развитии российского общества.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для формирования личностных качеств, подготовка обучающихся к осмысленному и глубокому изучению истории родного края, повышение уровня их культурного наследия.
Задачи программы:
1. Образовательные
- расширить знания обучающихся в истории родного края, географии, природе, промышленности Смоленского края;
- сформировать умения и навыки ориентироваться в исторических событиях, связывать их с историей страны;
- ознакомить с достопримечательностями и святынями городов Смоленской области.
2. Воспитательные
- воспитать у обучающихся чувства уважения к истории России, нашим землякам;
- воспитать гражданскую позицию, бережное отношение к культурному наследию;
- воспитать чувства любви к родному краю, желание приносить пользу и трудиться на благо Родины.
3. Развивающие
- развить мотивацию к познанию и творчеству;
- развить интеллектуальные способности: память, внимание, мышление, речь;
- развить творческие способности учащихся в процессе создания презентации творческих работ.
Формы работы: лекции и практические занятия, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.
Методы и приемы.
Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:
- беседа;
- викторина;
- объяснение учителя;
- экскурсии;
- дидактические игры;
- творческие задания;
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
- творческие мастерские;
- видеофильмы;
- презентации;
- литературные гостиные;
- использование разных каналов поиска информации.
Планируемые результаты факультатива «Край наш Смоленский»
Личностные результаты:
- формирование у учащихся мотивации к обучению и саморазвитию;
- развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания;
- развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты:
- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
- формулировать выводы;
- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
- свободно владеть операционными способами усвоения знаний.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся.
Обучающиеся должны знать:
- положение Смоленской области на карте;
- названия районных центров Смоленщины;
- историю родного края;
- названия крупных водоемов;
- особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края;
- знаменитых людей, героев родной земли, поэтов и писателей, композиторов, путешественников, меценатов Смоленского края;
- представителей флоры и фауны области, занесенных в Красную книгу.
Учащиеся должны уметь:
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- эстетически оформлять свои творческие работы;
- правильно вести себя по отношению к природе;
- работать в команде.
Используемый учебно-методический комплекс и пособия:
- Беляев И.Н. Память огненных лет. Опыт энциклопедического путеводителя по военной истории Смоленщины. - Смоленск, 2000.
- Будаев Д.И. Историки Смоленска XVIII – начала XX в.в.: спецкурс по краевой историографии – Смоленск,1993. – 129 с.
- Древний Смоленск. Археология Пятницкого конца / Г.Н. Пронин, В.Е. Соболь, М.Г. Гусаков. – Смоленск: ИП И.А. Флиманкова, 2011. – 208 с.: ил.
- Кондрашенков А.А. Смоленск в исторических судьбах России: к 400-летию смоленской крепостной стены / А.А. Кондрашенков. – Смоленск: СГПУ, 2002. – 144 с.: ил.
- Красная книга Смоленской области : Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений / отв. ред. Н. Д. Круглов. — Смоленск : Изд-во СГПИ, 1997. — 294 с.
- Литераторы Смоленского района : справочник / ред.-сост. Н.Н. Кеженов. – Смоленск : Принт АП, 2018. – 48 с. : ил.
- Максимов Е.В. Смоленск: страницы героической защиты и освобождения города 1941-1943 / Е.В. Максимов. – М.: Политиздат, 1990. – 240 с.: ил. – (Города-герои).
- Природа Смоленской области : [учебное пособие] / В. А. Шкаликов [и др.] ; под ред. В. А. Шкаликова. – Смоленск: Изд-во «Универсум», 2001. – 424 с. : ил. – Текст : непосредственный.
- Пронин Г.Н. Оборонительные укрепления Смоленска конца XVI-XVII вв у Молоховских ворот / Г.Н. Пронин, В.Е. Соболь. – Смоленск: Свиток, 2012. – 118 с.: ил.
- Смоленская земля в памятниках русской словесности. Т. 1. Смоленщина от Бориса и Глеба / вступ. ст., пер., коммент. В.В. Ильина. – Смоленск: Маджента, 2012. – 271 с.
- Смоленские древности. Вып. 3. Керамика Смоленска / Центр по охране и использованию памятников истории и культуры; гл. ред. Ф.Э. Модестов. – Смоленск, 2004. – 208 с.: ил.
- Трофимов, И. Т. Вонлярлярский Василий Александрович / И. Т. Трофимов. – Текст : непосредственный // Писатели Смоленщины / И. Т. Трофимов. – Москва, 1973. – С. 51-54.
- Трофимов, И. Т. Добровольский Владимир Николаевич / И. Т. Трофимов. – Текст : непосредственный // Писатели Смоленщины / И. Т. Трофимов. – Москва, 1973. – С. 83-87.
- Хенкин М.З. Смоленщина в советской историографии Великой Отечественной войны 1941-1945. - Смоленск, 1974/
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Наш край Смоленский»
Версии происхождения названия города. Первое упоминание о Смоленске. Символика Смоленской области. Границы Смоленской области. Расположение на карте и отдельные города. Достопримечательности районных центров. Святые места Смоленской земли: храм во имя Святых Апостолов Петра и Павла, храм Михаила Архангела, Болдин Троицкий мужской монастырь, храм Введения Пресвятой Богородицы, Смоленский Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы, храм Иконы Божией Матери Казанская, собор Вознесения Господня, храм Иоанна Богослова, Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы. Зодчество, ремесла и промыслы области: вышивка, ювелирное дело, ткачество, производство стекла, художественная резьба, глиняный промысел.
«Природа Смоленской области»
Живописный и удивительный рельеф родного края. Волнистые и холмистые равнины, ледниковые озера. Украшение смоленских ландшафтов – реки. Главное богатство Смоленщины – сочетание хвойных и лиственных пород деревьев. Растительный и животный края. Красная книга Смоленской области.
Природные условия и комфортность среды обитания.
«Город воинской славы»
Смоленск-щит Москвы. Возведение ожерелья всей Руси. История башен крепости. Смоленское сражение между русской армией и армией Наполеона. Оборона города в Смоленском сражении. Героическая защита нашей Армии. Грозное оружие – «Катюша». Награды города-героя. Путешествие в музей.
«Наши земляки»
Смоленская область и ее связь со многими известными людьми привлекает не только местных жителей, но и туристов, людей, интересующихся историей и искусством. Смоленск и космос – Ю.А. Гагарин. Писатели и поэты Смоленщины – В.А. Вонлярлярский, В.Н. Добровольский, Н.И. Рыленков, М.В. Исаковский, А.Т. Твардовский, Б.Л. Васильев, А.С. Грибоедов, А. Азимов, А.Р. Беляев. География и исследования – Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов. Искусство и кино – М.И. Глинка, М.К. Тенишева, М.О. Микешин, С.Т. Коненков, Ю.В. Никулин, А.Д. Папанов, Л.И. Касаткина.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса в рамках внеурочной деятельности «Край наш Смоленский»
для 6 Д класса
Количество часов: 34, в неделю- 1 час.
№ занятия | Содержание курса | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Наш Смоленский край (7ч) | ||||
1 | Здравствуй, Смоленский край! | 1 | ||
2 | История земли Смоленской | 1 | ||
3 | Города Смоленщины | 1 | ||
4 | Малая Родина | 1 | ||
5 | Знакомство с народными промыслами | 1 | ||
6 | По святым местам | 1 | ||
7 | Зодчество Смоленского края | 1 | ||
Природа Смоленской области (7ч) | ||||
8 | Красная книга Смоленской области | 1 | ||
9 | Охрана редких и исчезающих представителей флоры и фауны | 1 | ||
10 | Национальный парк «Смоленское Поозерье» | 1 | ||
11 | Природный парк «Гагаринский» | |||
12 | Речная сеть области | 1 | ||
13 | Смешанные породы деревьев | 1 | ||
14 | Рельеф и полезные ископаемые | 1 | ||
Город воинской славы (5ч) | ||||
15 | Отечественная война 1812 года и Смоленск | 1 | ||
16 | Смоленская крепостная стена | 1 | ||
17 | Смоленщина в годы Великой Отечественной войны | 1 | ||
18 | Священная память о соотечественниках. Сквер Памяти Героев | 1 | ||
19 | Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» | 1 | ||
Наши земляки (15ч) | ||||
20 | Жизнь В.А. Вонлярлярского | 1 | ||
21 | Писатель-этнограф В.Н. Добровольский | 1 | ||
22 | Литературный портрет Н.И. Рыленкова | 1 | ||
23 | Особенности лирики М.В. Исаковского | 1 | ||
24 | Творчество А.Т. Твардовского | 1 | ||
25 | Писатель Б.Л. Васильев | 1 | ||
26 | Дипломат А.С. Грибоедов | 1 | ||
27 | Фантастика в произведениях А. Азимова и А.Р. Беляева | 1 | ||
28 | Музыка М.И. Глинки | 1 | ||
29 | Первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин | 1 | ||
30 | Меценатка М.К. Тенишева | 1 | ||
31 | Художник и скульптор М.О. Микешин | 1 | ||
32 | Творчество С.Т. Коненкова | 1 | ||
33 | Путешественники Н.М. Пржевальский и П.К. Козлов | 1 | ||
34 | Артисты театра и кино. Ю.В. Никулин, А.Д. Папанов, Л.И. Касаткина | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по географии Смоленской области "Край наш Смоленский"
Данный курс обладает определенной содержательной автоматичностью и не предполагает тесной связи с программой какого- либо класса....

Рабочая программа "Край родной" (внеурочная деятельность)
Рабочая программа и планирование для 2 класса по краеведению....

Список участников очного этапа регионального конкурса исследовательских краеведческих работ «Край мой Смоленский».
Список участников регионального конкурса исследовательских краеведчески работ "Край мой Смоленский".....

Исследовательская работа к областной конференции «Край мой Смоленский, край мой родной» на тему: «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ИЗ АГИБАЛОВА»
В работе отражены интересные, ранее неизвестные страницы по истории деревни Агибалово....

Рабочая программа т.о. Феникс к доп. обр. программе "Край мой Смоленский" 2021-2022 уч.год
Тип программы: общеобразовательная (общеразвивающая)Вид программы: адаптированнаяНаправленность программы: туристско – краеведческаяДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ...

Рабочая программа творческого объединения «Край мой Смоленский»
Краеведение – это та область знаний, которая помогает учащимся сочетать практический интерес к истории родного края, своей семьи с общими историческими и социальными понятиями....