Рабочая программа. Край наш Смоленский
рабочая программа

Башмакова Валентина Анатольевна

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma._kray_nash_smolenskiy.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №21 имени Н. И. Рыленкова» города Смоленска

               

Рабочая программа

курса в рамках внеурочной деятельности

«Край наш Смоленский»

для 6 Д класса

на 2022-2023 учебный год

Составлена учителем

                                                                                   Башмаковой В. А.

Смоленск

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа «Край наш Смоленский»  для 6 класса  составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

- Положение о рабочих программах и учебных курсах МБОУ «СШ № 21 им. Н.И. Рыленкова».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Край наш Смоленский» создана в соответствии с учебным планом.  На внеурочную деятельность в 6  классе отводится 1  час в неделю, 34 часа в год.

Для любого человека малая Родина является гордостью и славой. В современном обществе актуальными становятся вопросы патриотизма. Гражданственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных в воспитательной работе. Задачей этой работы в школе является воспитание обучающихся, которые уважают общество, историю и традиции своего края. Гражданин и патриот своего Отечества знает, помнит и гордится прошлым, природой, культурными центрами, народными промыслами, памятными местами, земляками.

Актуальность и ценность данной программы основывается на развитии духовно-нравственных ценностей, которые необходимы для формирования морально-нравственных принципов, необходимых для подготовки молодежи к активному участию в развитии российского общества.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы: создание условий для формирования  личностных качеств, подготовка обучающихся к осмысленному и глубокому изучению истории родного края, повышение уровня их культурного наследия.

Задачи программы:

  1. Образовательные

- расширить знания обучающихся в истории родного края, географии, природе, промышленности Смоленского края;

- сформировать умения и навыки ориентироваться в исторических событиях, связывать их с историей страны;

- ознакомить с достопримечательностями и святынями городов Смоленской области.

2. Воспитательные

- воспитать у обучающихся чувства уважения к истории России, нашим землякам;

- воспитать гражданскую позицию, бережное отношение к культурному наследию;

- воспитать чувства любви к родному краю, желание приносить пользу и трудиться на благо Родины.

3. Развивающие

- развить мотивацию к познанию и творчеству;

- развить интеллектуальные способности: память, внимание, мышление, речь;

- развить творческие способности учащихся в процессе создания презентации творческих работ.

Формы работы: лекции и практические занятия, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.

Методы и приемы.

Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:

  1. беседа;
  2. викторина;
  3. объяснение учителя;
  4. экскурсии;
  5. дидактические игры;
  6. творческие задания;
  7. постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
  8. творческие мастерские;
  9. видеофильмы;
  10. презентации;
  11. литературные гостиные;
  12. использование разных каналов поиска информации.

Планируемые результаты   факультатива «Край наш Смоленский»

Личностные   результаты:

  • формирование  у учащихся мотивации к обучению и саморазвитию;
  • развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания;
  • развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные  результаты.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • умение координировать свои усилия с усилиями других;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты:

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
  • формулировать выводы;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний.

   Основные   требования  к  знаниям,  умениям  учащихся.

         Обучающиеся  должны  знать:

  • положение  Смоленской области на карте;
  • названия районных центров Смоленщины;
  • историю родного края;
  • названия крупных  водоемов;
  • особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края;
  •  знаменитых  людей,  героев родной земли, поэтов и писателей, композиторов, путешественников, меценатов Смоленского края;
  • представителей флоры и фауны области, занесенных в Красную книгу.

          Учащиеся должны  уметь:

  • использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • эстетически оформлять свои творческие работы;
  •  правильно вести себя по отношению к природе;
  • работать в команде.

Используемый учебно-методический комплекс и пособия:

  1. Беляев И.Н. Память огненных лет. Опыт энциклопедического путеводителя по военной истории Смоленщины. - Смоленск, 2000.
  2. Будаев Д.И. Историки Смоленска XVIII – начала XX в.в.: спецкурс по краевой историографии – Смоленск,1993. – 129 с.
  3. Древний Смоленск. Археология Пятницкого конца / Г.Н. Пронин, В.Е. Соболь, М.Г. Гусаков. – Смоленск: ИП И.А. Флиманкова, 2011. – 208 с.: ил.
  4. Кондрашенков А.А. Смоленск в исторических судьбах России: к 400-летию смоленской крепостной стены / А.А. Кондрашенков. – Смоленск: СГПУ, 2002. – 144 с.: ил.
  5. Красная книга Смоленской области : Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений / отв. ред. Н. Д. Круглов. — Смоленск : Изд-во СГПИ, 1997. — 294 с. 
  6. Литераторы Смоленского района : справочник / ред.-сост. Н.Н. Кеженов. – Смоленск : Принт АП, 2018. – 48 с. : ил.
  7. Максимов Е.В. Смоленск: страницы героической защиты и освобождения города 1941-1943 / Е.В. Максимов. – М.: Политиздат, 1990. – 240 с.: ил. – (Города-герои).
  8. Природа Смоленской области : [учебное пособие] / В. А. Шкаликов [и др.] ; под ред. В. А. Шкаликова. – Смоленск: Изд-во «Универсум», 2001. – 424 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  9. Пронин Г.Н. Оборонительные укрепления Смоленска конца XVI-XVII вв у Молоховских ворот / Г.Н. Пронин, В.Е. Соболь. – Смоленск: Свиток, 2012. – 118 с.: ил.
  10. Смоленская земля в памятниках русской словесности. Т. 1. Смоленщина от Бориса и Глеба / вступ. ст., пер., коммент. В.В. Ильина. – Смоленск: Маджента, 2012. – 271 с.
  11. Смоленские древности. Вып. 3. Керамика Смоленска / Центр по охране и использованию памятников истории и культуры; гл. ред. Ф.Э. Модестов. – Смоленск, 2004. – 208 с.: ил.
  12.  Трофимов, И. Т. Вонлярлярский Василий Александрович / И. Т. Трофимов. – Текст : непосредственный // Писатели Смоленщины / И. Т. Трофимов. – Москва, 1973. – С. 51-54.
  13. Трофимов, И. Т. Добровольский Владимир Николаевич / И. Т. Трофимов. – Текст : непосредственный // Писатели Смоленщины / И. Т. Трофимов. – Москва, 1973. – С. 83-87.
  14. Хенкин М.З. Смоленщина в советской историографии Великой Отечественной войны 1941-1945. - Смоленск, 1974/

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«Наш край Смоленский»

Версии происхождения названия города. Первое упоминание о Смоленске. Символика Смоленской области. Границы Смоленской области. Расположение на карте и  отдельные города. Достопримечательности районных центров. Святые места Смоленской земли: храм во имя Святых Апостолов Петра и Павла, храм Михаила Архангела, Болдин Троицкий мужской монастырь, храм Введения Пресвятой Богородицы, Смоленский Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы, храм Иконы Божией Матери Казанская, собор Вознесения Господня, храм Иоанна Богослова, Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы. Зодчество, ремесла и промыслы области: вышивка, ювелирное дело, ткачество, производство стекла, художественная резьба, глиняный промысел.

«Природа Смоленской области»

Живописный и удивительный рельеф родного края. Волнистые и холмистые равнины, ледниковые озера. Украшение смоленских ландшафтов – реки. Главное богатство Смоленщины – сочетание хвойных и лиственных пород деревьев. Растительный и животный края. Красная книга Смоленской области.

Природные условия и комфортность среды обитания.

«Город воинской славы»

Смоленск-щит Москвы. Возведение ожерелья всей Руси. История башен крепости. Смоленское сражение между русской армией и армией Наполеона. Оборона города в Смоленском сражении. Героическая защита нашей Армии. Грозное оружие – «Катюша». Награды города-героя. Путешествие в музей.

 «Наши земляки»

Смоленская область и ее связь со многими известными людьми привлекает не только местных жителей, но и туристов, людей, интересующихся историей и искусством. Смоленск и космос – Ю.А. Гагарин. Писатели и поэты Смоленщины – В.А. Вонлярлярский, В.Н. Добровольский, Н.И. Рыленков, М.В. Исаковский, А.Т. Твардовский, Б.Л. Васильев, А.С. Грибоедов, А. Азимов, А.Р. Беляев. География и исследования – Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов. Искусство и кино – М.И. Глинка, М.К. Тенишева, М.О. Микешин, С.Т. Коненков, Ю.В. Никулин, А.Д. Папанов, Л.И. Касаткина.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса в рамках внеурочной деятельности «Край наш Смоленский»

для 6 Д класса

Количество часов: 34, в неделю- 1 час.

№ занятия

Содержание курса

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Наш Смоленский край (7ч)

1

 Здравствуй, Смоленский край!

1

2

История земли Смоленской

1

3

Города Смоленщины

1

4

Малая Родина

1

5

Знакомство с народными промыслами

1

6

По святым местам

1

7

 Зодчество Смоленского края

1

Природа Смоленской области (7ч)

8

Красная книга Смоленской области  

1

9

Охрана редких и исчезающих представителей флоры и фауны  

1

10

Национальный парк «Смоленское Поозерье»

1

11

Природный парк «Гагаринский»

12

Речная сеть области

1

13

Смешанные породы деревьев

1

14

Рельеф и полезные ископаемые

1

Город воинской славы (5ч)

15

Отечественная война 1812 года и Смоленск

1

16

Смоленская крепостная стена

1

17

Смоленщина в годы Великой Отечественной войны

1

18

Священная память о соотечественниках. Сквер Памяти Героев

1

19

Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.»

1

Наши земляки (15ч)

20

Жизнь В.А. Вонлярлярского

1

21

Писатель-этнограф В.Н. Добровольский 

1

22

Литературный портрет Н.И. Рыленкова

1

23

Особенности лирики М.В. Исаковского

1

24

Творчество А.Т. Твардовского

1

25

Писатель Б.Л. Васильев

1

26

 Дипломат А.С. Грибоедов

1

27

Фантастика в произведениях А. Азимова и А.Р. Беляева

1

28

Музыка М.И. Глинки

1

29

Первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин

1

30

Меценатка М.К. Тенишева

1

31

Художник и скульптор М.О. Микешин

1

32

Творчество С.Т. Коненкова

1

33

Путешественники Н.М. Пржевальский и П.К. Козлов

1

34

Артисты театра и кино. Ю.В. Никулин, А.Д. Папанов, Л.И. Касаткина

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по географии Смоленской области "Край наш Смоленский"

Данный курс обладает определенной содержательной автоматичностью и не предполагает тесной связи с программой какого- либо класса....

Рабочая программа "Край родной" (внеурочная деятельность)

Рабочая программа и планирование для 2 класса по краеведению....

Рабочая программа «Край родной»

Рабочая программа «Край родной» Внеурочная деятельность...

Список участников очного этапа регионального конкурса исследовательских краеведческих работ «Край мой Смоленский».

Список участников регионального конкурса исследовательских краеведчески работ "Край мой Смоленский".....

Исследовательская работа к областной конференции «Край мой Смоленский, край мой родной» на тему: «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ИЗ АГИБАЛОВА»

В работе отражены интересные, ранее неизвестные страницы по истории деревни Агибалово....

Рабочая программа т.о. Феникс к доп. обр. программе "Край мой Смоленский" 2021-2022 уч.год

Тип программы: общеобразовательная (общеразвивающая)Вид программы: адаптированнаяНаправленность программы: туристско – краеведческаяДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ...

Рабочая программа творческого объединения «Край мой Смоленский»

Краеведение – это та область знаний, которая помогает учащимся сочетать практический интерес к истории родного края, своей семьи с общими историческими и социальными понятиями....