Выступление на деф. семинаре «Школьное обучение и воспитание-основа коррекции, компенсации и развития детей с нарушением интеллекта».
материал
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
«Школьное обучение и воспитание-основа коррекции, компенсации и развития детей
с нарушением интеллекта».
Подготовила : воспитатель Мишанина М.Д.
2024г.
Специальной задачей коррекционной школы является, прежде всего, коррекция недостатков познавательной деятельности и общего психофизического развития школьников. В различных видах учебно-трудовой деятельности корригируются и развиваются все стороны психики ребенка: внимание, наблюдательность, память, мышление и др.
Исправление грубых речевых нарушений и нарушений моторики осуществляется на специальных коррекционных занятиях: логопедических, ритмики.
Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорректировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.
Формы организации школьного обучения умственно отсталых детей.
С 7-8 лет умственно отсталые дети учатся в специальных (коррекционных) школах 8 вида, где обучение ведется по специальным программам на основе отдельного образовательного стандарта. Им также может быть оказана помощь в центрах социально-трудовой реабилитации.
Основными задачами этих школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
Важное место в специальных школах придается трудовому обучению. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.
Большое место в специальной (коррекционной) школе 8 вида отводится работе по социализации умственно отсталого ребенка, основными задачами данной работы являются - выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.
Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ 8 вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны. Лишь небольшая их часть, попав в неблагоприятные социальные условия, ведет аморальный образ жизни. Иногда выпускники специальных школ испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Юноши и девушки, оставшиеся без родителей, выйдя из стен школы, не умеют правильно распорядиться своим имуществом, не всегда в состоянии экономно рассчитать свой бюджет. Они часто становятся жертвами обмана.
Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.
Активные методы обучения строятся на:
- использовании знаний и опыта обучающихся
- вовлечении в процесс всех органов чувств
- групповой форме организации их работы
- деятельностном подходе к обучению
- разнообразных коммуникациях
- творческом характере обучения
- практической направленности
- диалоге
- интерактивности
- игровом действие
- рефлексии
- движении.
Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психофизических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности.
Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов:
- методы формирования знаний
- методы воспитания личности
- методы организации взаимодействия педагога и занимающихся
- методы регулирования психического состояния детей.
В основе их лежат закономерности обучения, возрастного развития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.
Методы формирования знаний
В работе с умственно отсталыми детьми для формирования знаний используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.
Метод слова включает:
- объяснение, описание, указание, суждение, уточнение, замечание,
устное оценивание, обсуждение, совет, просьбу, беседу, диалог и т. п. - сопряженную речь — проговаривание хором
- невербальную информацию в виде мимики, пластики, жестов, условных знаков
- зрительно-наглядную информацию
- иллюстрации схемы,плакаты, видеофильмы и т. п.
Методы воспитания личности
Основными факторами воспитания умственно отсталого ребенка являются окружающая среда, воспитывающая деятельность и осмысление ребенком себя в реальной жизни. Эти факторы связаны между собой в каждом акте жизни ребенка.
Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающим миром. Умственно отсталые дети, воспитывающиеся в замкнутом пространстве коррекционных учреждений, детских домов, имеют узкую однородную среду обитания и общения, скудные представления об окружающем мире, бедный поведенческий опыт. Естественно, эти факторы ограничивают воспитание личности.
Воспитывающая деятельность означает вовлечение ребенка в различные виды деятельности, поскольку деятельностью утверждается активное отношение к реальности. Любая конкретная деятельность инициируется потребностями, мотивами, интересом, ценностными ориентациями, которые у детей с нарушением интеллекта слабо выражены и с трудом формируются.
Осмысление, самоощущение себя в реальной жизни также имеет осложнение, так как дети имеют меньшую мобильность, ограниченные возможности коммуникации и социальных отношений. Формирование собственной самооценки, выбор ценностных ориентации для умственно отсталого ребенка — одна из нерешенных социальных проблем.
Методы обучения учащихся с умственной отсталостью
Средства обучения- это содержание обучения, наглядность, технические средства и т.д. Методы состоят из приемов. Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Требования к рассказу: это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно изложение учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки.
В сюжете рассказа должно быть несложные рассуждения. При рассказе обязательно применение наглядности. В рассказе иногда можно использовать небольшой диалог, а после рассказа желательно провести обобщающую беседу с выделением главной идеи. Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний.
Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися содержания учебного материала. При объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах содержания материала, применять интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении.
Ценным в методическом плане является проблемное изложение в виде вопросов-задач, рассуждений на поиск ответов. Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией. Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося.
Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство. В беседе со школьником воспитатель исправляет неточности речи, наращивает словарный запас ученика, требует от детей полных, выразительных ответов.
Благодаря беседе можно выявить пробелы в знаниях учащихся, недостатки их умственного развития. Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они должны быть краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль умственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен вытекать из второго. Большое значение для результативности беседы имеет ее темп.
Ответ для умственно отсталого ученика всегда большой труд и дети пытаются его избежать. Из-за этого часто отвечают невпопад. Эффективность беседы также зависит от качества речи взрослого. Речь должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Ученик специальной школы 8-го вида мыслит прямолинейно и сказанное воспитателем он воспринимает как истину, выраженную в речевой форме. Поэтому свои мысли необходимо выражать адекватно, без двусмысленности.
В специальной школе 8-го вида словесные методы обучения являются наиболее распространенными (по данным Луценко В.С. - 49,4% из всех применяемых методов). А беседа побуждает воспроизведению усвоенных знаний.
Наглядные методы:
Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей. Сочетание словесных методов с наглядными переводят образы в знания, предметы в слова, обеспечивают предметную отнесенность понятий (как можно говорить о пустыне, не показав ее картину?).
Показ - это предъявление образа действия . Условие: обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть.
Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения Демонстрация - показ предметов в движении. Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми детьми по ходу занятия.
Заключение
В зависимости от степени умственной отсталости можно добиться больших или меньших результатов.
В обучении и воспитании осуществляется принцип индивидуального подхода к учащимся с учетом положительных сторон личности и возможностей к обучению каждого умственно отсталого ребенка. Большое значение в специальной школе VIII вида придается подготовке детей и подростков к самостоятельной жизни. Она начинает осуществляться уже в младших классах – в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности – во время экскурсий и на предметных уроках, в старших классах – реализуется в общей системе учебно-воспитательной работы и на специальных занятиях.
У детей с умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культурного поведения, умение общаться с людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение, уметь защитить себя. Необходимо работать над пробуждением у них чувства жалости, радости, сострадания. В то же время большое внимание следует уделять и чисто внешним формам поведения. Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, обучающиеся с нарушением интеллекта тем не менее благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепринятым в обществе нормам, умеют общаться с людьми, не вызывая у них неприязненных чувств. Разумеется, такое поведение умственно отсталого ребенка — результат огромной работы педагогов.
Список литературы
1.Астапов, В.М., Микадзе, Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/ В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. Хрестоматия, 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 256 с.: ил. – (Серия «Хрестоматия»). – 3000 экз.
2.Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С.Ю. Бородулина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 315 с.
3. Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт. //Журнал практического психолога №2, 1997.
4. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис ,2003
5.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта
виды внимания, нарушения внимания, пути коррекции...

Активизация мыслительной деятельности на уроках геграфии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта
Вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке....

Коррекция познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта
Говоря о структуре урока нельзя не обратить внимание на то, что она всецело зависит от логики учебно-познавательной деятельности, которая в свою очередь определяется доминирующей триединой дидактическ...

« Коррекция развития с нарушением интеллекта. »
Материал для обучающихся на курсах повышения квалификации "Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика"...

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...

Дидактические игры как средство развития и коррекции познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта
Дидактическая игра (обучающая) – это разновидность игр с правилами. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Это одно из средств обучения детей.Особенности дидактических игр:...