УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
картотека по математике
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Задания на коррекцию и развитие внимания
В данный раздел включены содержательно- логические задания, направленные на коррекцию и развитие различных характеристик внимания: его объёма, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
Это могут быть задания на отыскание ходов в обычных лабиринтах, например:
1. Прочерти путь из пункта А в пункт Д, пройдя через пункты В и С.
Опыт работы учащихся по отысканию путей в лабиринтах уже достаточно большой, и дети без особого труда справляются с такими заданиями.
Большой интерес для совершенствования навыков устных вычислений и развития внимания представляют числовые лабиринты.
Степень трудности таких лабиринтов достаточно велика, так как в них имеется разветвленная сеть дорожек, продвигаясь по которым, необходимо выполнить определённые задания вычислительного характера, например:
2. Пройди путь от вершины пирамиды к её основанию, переходя из клетки в одну из двух, расположенных под ней, и набери по дороге сумму 35.
Это задание выполняется методом проб, учащиеся используют простой карандаш.
Этот же лабиринт может быть использован через определённое время с несколько изменённым заданием: «Набрать по пути суммы 45; 55».
С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения его объёма и развития воображения учащиеся выполняют задания на пересчёт предметов, изображённых неоднократно пересекающимися контурами, что затрудняет его выполнение и поэтому требует ещё большей сосредоточенности. Например,
3. Сколько звеньев в каждой цепочке? Сосчитай и напиши их число в соответствующих квадратах.
4. Сколько двоек на рисунке?
При выполнении таких заданий очень важно, чтобы учащиеся поняли, что необходимо каким-то знаком отмечать уже сосчитанный предмет или цифру: это может быть крестик, галочка, точка и т.д.
После выполнения такие задания обязательно проверяю и помогаю увидеть и исправить допущенные ошибки.
На уроках присутствуют и комбинированные лабиринты, которые представляют собой объединение числового лабиринта и задания на пересчёт предметов, изображенных пересекающимися контурами, например:
5. Помоги рабочему пройти по числовому лабиринту справа налево так, чтобы по дороге набрать сумму 60. После этого пересчитай, сколько молотков ему прислали с завода. Сравни два полученных числа. Запиши, какое из них больше и на сколько.
Выполнение заданий такого вида требует, несомненно, сосредоточенности и на более продолжительное время.
Большое внимание уделяю проведению различных дидактических игр с целевой установкой на внимание, например:
Умножить или разделить?
Проведение этой игры преследует две важные цели: совершенствовать умение переключать и правильно распределять внимание на разные цвета, числа и арифметические действия и закреплять знания по программному материалу, в данном случае – по таблице умножения и соответствующим случаям деления. Игра может проводится с разными числами.
Допустим, мы выбрали число 9, умножение и деление на которое закрепляем. У меня в руках картонный круг, который с одной стороны голубого цвета, а с другой – розового. На обеих сторонах круга написано число 4. Поясняю, что, когда я показываю круг голубой стороной и называю некоторое число, например 6, учащиеся должны его умножить на 9, если же я показываю круг розовой стороной, то названное мною число дети должны разделить на 9. Круг показывается достаточно быстро, то одной, то другой стороной, а иногда два – три раза подряд одной и той же стороной. Дети записывают ответы в тетради. Примеры могут быть такими: 9х9; 81:9; 9х5; 9х4; 72:9; и т.д.
По окончании провожу проверку правильности выполнения игры, выясняю не только уровень усвоения учащимися табличных случаев умножения девяти и деления на 9, но и уровень развития внимания. Игру можно проводить на любом этапе урока, используя различные модификации.
Задания на коррекцию и развитие памяти
В среднем звене продолжается работа по коррекции и развитию зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти учащихся. С этой целью использую различные дидактические игры. Число включённых в игру «Запомни изученные слова» математических терминов и слов увеличивается, примерно, до 12 – 14, а их состав пополняется новыми для учащихся терминами: тысяча, трёхзначное, миллион, разряд, класс, километр и др.
В игру «Цепочка слов» включаю уже не менее восьми троек слов, объединённых в эти тройки по смыслу и охватывающих новый материал.
Так, для воспроизведения учениками предлагаю такие тройки слов: «внетабличное умножение чисел», «деление с остатком», «единицы, десятки, сотни», «остаток меньше делителя», «порядок выполнения действий» и др.
Примерно один раз в месяц провожу зрительные диктанты. Их содержание обогащаю изученным математическим материалом. Иногда их содержание может быть, например, таким, как показано на рисунках (показываю в течение одной минуты одновременно все фигуры, изображённые на рисунке, а затем прошу учащихся воспроизвести их в тетради по памяти).
Задания на развитие и коррекцию мышления.
Как уже говорилось выше, развитию мышления учащихся с интеллектуальной недостаточностью уделяю особое внимание, и в старшем звене включаю систему содержательно-логических заданий, направленных на развитие и коррекцию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации, решение логических задач.
Так, умение сравнивать отрабатываю при проведении сравнения двух чисел, примеров, задач, уравнений, двух фигур, а затем и группы чисел, группы примеров, группы задач и т.д. Это задания вида:
1. Напиши два числа: сто и тысяча. Сравни эти числа.
Чем похожи числа? Чем отличаются числа?
2. Вычисли значения выражений: 280 : 4= 240 : 4=
Подчеркни подмеченные различия.
3. Найди сумму длин сторон заданных квадратов. Покажи сумму длин сторон каждого квадрата с помощью отрезка. Скажи, чем задания и их решения похожи.
4. Реши задачи. Отметь сходство и различие в задачах и их решениях. Сделай вывод.
• Витя сделал из дерева лодку длиной 36 см, а Миша – в 4 раза короче. Какой длины лодка у Миши?
• Гале 18 лет, а сестра моложе её в 3 раза. Сколько лет сестре?
• Масса тыквы 14 кг, а арбуза в 2 раза меньше. Какова масса арбуза?
5. Раздели числа на две группы: 15, 24, 25, 28, 30, 32, 35, 36, 40.
При выполнении данного задания обращаю внимание учащихся на то, что признак разделения заданных чисел на группы не задан и им предстоит определить его самим. Числа могут быть разделены на две группы по разным признакам: в одну группу записать чётные числа, в другую – нечётные;
в одну группу записать двузначные числа, оканчивающиеся цифрой 5 и нулём, т.е. числа, которые делятся на 5, в другую – числа, которые не делятся на 5. При этом необходимо следить за тем, чтобы все числа были распределены по группам и не случилось так, что одно и то же число попало в обе группы.
6. Вставь недостающую фигуру.
Ω
Δ
║
Δ
║
Ω
║
Δ
7. Четыре девочки из детского сада Аня, Варя, Галя, Даша играли с мячами.
Подпиши, каким из мячей играла каждая девочка, если мяч Вари не самый маленький но меньше, чем у Ани и Даши, а мяч у Ани не меньше, чем мяч у Даши.
8. В саду распустилось 15 астр и 17 георгинов. Девочка сорвала 16 цветов из них. Ответь на вопросы, подчеркнув нужное слово «Да» или «Нет»:
• Был ли среди них хотя бы один георгин?
• Была ли среди них хотя бы одна астра?
Несколько усложняю задачи комбинаторного характера за счёт увеличения количества предметов, из которых образуются соединения, например:
9. Используя только цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, напиши четыре двузначных числа, чтобы они в сумме составили число 100. Найди несколько способов, и т.д.
«Интеллектуальные минутки», развивающие внимание, память, мышление:
1. Что находится в середине тыквы?
Если откусить половину яблока, то останется…
Как называется круглый хлеб?
Назовите 15-ю букву алфавита.
Какой месяц будет после января?
На чём мы сидим?
Назови числа, стоящие перед 90; 40; 33.
2. Сколько крыльев у мухи?
Дом для машины?
Карандаш для классной доски?
Назови 5 видов головных уборов.
Наряд для ёлки?
3. Что забивают в хоккейные ворота?
Какого цвета вода?
Посчитай тройками до 30.
Любимая еда гусеницы?
18 – это 9 и …; 25 – это 10 и …; 40 - это 25 и …
Спортивная обувь?
Дорога, покрытая асфальтом?
4. Идут, идут, а с места не сдвинутся.
Твёрдая вода?
Бывают молочными и коренными?
Назови 5 дней, не указывая число и день недели.
Дополните до 100 числа: 40, 60, 55, 82.
Семицветный мост?
Многодневный фильм?
Приведённые задания способствуют, с одной стороны, коррекции и развитию познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, а, с другой, помогают глубже и прочнее овладевать программными знаниями, способствуют расширению их математического кругозора, что создаёт условия для успешного продолжения математического образования в старшей школе.
Задания на развитие речи
1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, миллиметр, сложить, наименование, т.п.
2. Прочитайте: прибавить к числу 95, вычесть из числа 89, к числу 139 прибавить 234, прибавить к 95, вычесть из 89, к 132 прибавить 234 и т.п.
Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание.
1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:
• Объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, вычитаемое, разрядные слагаемые, т.д. (термины берутся из программы соответствующего года обучения).
• Прочитайте выражения: 18 х 4= 345 + 3= 600 – 500=
2. Упражнения на правильное написание терминов:
• Запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум…рация, выч…таемое, ед…ница, кил…грамм, т.д.
• Исправьте ошибку в записи слов: дилить, еденица, т.д.
3. Упражнения на составление правильных связных высказываний:
• Прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: От …слагаемых … не изменится. Сумма углов … равна 180 ْ.
• Используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.
Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.
Формирование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложениях и т.п.
1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:
• Устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное число в выражении х + 2 = 35, надо к 35 прибавить 2».
2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как на уроках чтения, только используется математический материал. Их можно выполнять как на уроках математики, так и на уроках русского языка, что усилит межпредметные связи.
В частности, полезны такие упражнения:
• Пример 295 + 12 = 307 Саша прочитал так: «К двести девяносто пять прибавим двенадцать и получим триста семь». Правильно ли прочитал Саша?
Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с требованиями методики развития связной речи на уроках чтения.
1. Составьте текст, используя набор карточек со словами:
• чтобы, многозначное, двузначное, на, число, умножить, сначала, на, единицы, умножить, надо, потом, и, на, полученные, десятки, сложить, результаты, его.
- 1 день – 15 ящиков
2 день – на 35 ящиков больше
2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение: «Значит, 48:4=12. Это число 12. Разделить 48 на 4, значит найти число, которое при умножении на 4 даёт 48».
3. Закончите предложение: «Чтобы многозначное число умножить на двузначное, надо…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта
Работа представляет собой обобщение опыта по данной теме...
Коррекция познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта
Говоря о структуре урока нельзя не обратить внимание на то, что она всецело зависит от логики учебно-познавательной деятельности, которая в свою очередь определяется доминирующей триединой дидактическ...
Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на этапе устного счета
“Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,убивает в учении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем, учение требует и черновой работы и волевого усилия”К. Д. ...
Доклад по теме "Использование коррекционно-развивающих заданий, способствующих активизации познавательной деятельности и развитию внимания учащихся с нарушением интеллекта, на уроках математики".
Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения созда...
Реферат на тему "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения"
В реферате раскрыты особенности игровой деятельности у учащихся с нарушениями интеллекта, дано психолого-педагогическое обоснование использования дидактических игр для активизации познавательной деяте...
«Активизация познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта на уроках математики»
В данной работе рассмотрены: - признаки высокой и низкой заинтересованности и активности обучающихся в процессе изучении учебного материала; - причины низкой активности обучающихся на ...
Дидактические игры как средство развития и коррекции познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта
Дидактическая игра (обучающая) – это разновидность игр с правилами. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Это одно из средств обучения детей.Особенности дидактических игр:...