Развитие мыслительной деятельности с детьми ОВЗ
материал

Развитие мыслительной деятельности  по обучению детей с ОВЗ

 

Работая с детьми ОВЗ VIII вида уроки и занятия проводятся учитывающие особенности познавательной деятельности детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного мира. 

 

Необходимо так организовать процесс обучения, чтобы максимально повысить для каждого ученика уровень его обучаемости, создать ему комфортные условия для развития личности и самосовершенствования, компенсировать и скорректировать нарушения в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narabotki.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы в работе учителя-дефектолога по обучению детей с ОВЗ

Работая с детьми ОВЗ VIII вида уроки и занятия проводятся учитывающие особенности познавательной деятельности детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного мира.

Необходимо так организовать процесс обучения, чтобы максимально повысить для каждого ученика уровень его обучаемости, создать ему комфортные условия для развития личности и самосовершенствования, компенсировать и скорректировать нарушения в развитии.

Так для

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • мелкой моторики кистей и пальцев рук;
  • зрительно-моторных координаций;
  • навыков каллиграфии;
  • артикуляционной моторики.

В работе применяю (графические диктанты, перерисовывание фигур по точкам. узнавание контурных, силуэтных, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв)

Анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв.

Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «колечко», «кулак - ребро - ладонь», «зеркальное рисование», «ухо - нос», «змейка»; игра «волшебный мешочек».

Упражнения можно использовать на любом этапе урока, предварительно заготовив образец на бумаге или устно, под диктовку.

2. Развитие основных мыслительных операций:

  • соотносительного анализа;
  • сравнения, сопоставления;
  • обобщения, группировки и классификации;
  • умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • планирование деятельности;

Дидактические игры и упражнения: анализ инструкции к заданию, образца: «что сначала, что потом?»; «сравниваем с образцом»; игры «найди и исправь ошибки»; игры на внимание.

3. Коррекция нарушений в развитии:

  • зрительного восприятия и узнавания;
  • зрительной памяти и внимания;
  • пространственных представлений и ориентации;
  • представлений о времени;
  • слухового внимания и памяти;
  • фонетико-фонематических представлений, звукового анализа.

Здесь помогу такие упражнения и игры как «Что изменилось» на развивитие произвольного внимания, «Нарисуй» развиваем навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

«Картинки»для развития зрительной памяти (кратковременную и долговременную).

Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

«Игра в слова» на развитие слуховой памяти.

Инструкция:

- Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….Попросить повторить через 15-20 секунд.

4. Развитие речи, коррекция нарушений речи

Работа с детьми с речевыми проблемами ведется в основном логопедом, но и на своих уроках я уделяю достаточно внимания развитию речи учащихся.

  • В работе по преодолению нарушений речи можно использовать следующие приемы: игровые упражнения на вычленение, сравнение звуков;
  • использование предметных и сюжетных картинок;

Алгоритм составления связного высказывания отрабатывается постепенно. Схема, которая составляется по мере работы с рассказом, помогает воспринимать, анализировать и воспроизводить рассказ.

Использовать занимательные задания: «Найди ошибку» (среди расставленных по порядку сюжетных картинок найти ошибку в расположении), «Найди лишнюю картинку» (среди сюжетных картинок найти картинку, которая не соответствует теме рассказа), «Дополни предложения» (незаконченные предложения дополнить сюжетными картинками).

«Почемучка»: Почему пришѐл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться?

«Скажи наоборот»: чистый - грязный, широкий, здоровый, весѐлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лѐгкий,

. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сфере

У детей с ОВЗ наблюдаются различные эмоциональные реакции - от заторможенности, вялости, безразличия до резких негативных вспышек эмоций. Таким детям требуется особое педагогическое внимание и дополнительные приемы и подходы.

5 Коррекционное воздействие на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

- Сигнальные карточки «чувств» – учащимся предлагается повесить на доску карточки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт

Одни нуждаются в дополнительной стимуляции: более частые вызовы к доске, индивидуальные задания, требующие помощи со стороны одноклассников, вовлечение в совместные игры.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Так же считаю важным чаще хвалить и поощрять успехи детей, мотивировать их способности , силы и возможности

В своей работе использую нетрадиционные методы коррекционной работы. Такие как:

  • Музыкотерапия (пение, прослушивание классической музыки, пластические движения, отдельные звуки и звукосочетания применяются с лечебной и восстановительной целью.)
  • Элементы Ароматеропии (с помощью обонятельных ощущений человек воспринимает внешний мир ярче, полнее, многообразнее. Исследование детей, отстающих в развитии, показывает, что у многих из них наряду с другими дефектами присутствуют нарушения обоняния.)

Неотъемлемой частью на уроках соблюдение здоровьесберегающих технологий

  • Динамические паузы (Профилактика утомляемости. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики и другие в зависимости от вида занятия)
  • Гимнастика пальчиковая (развитие мелкой моторики рук, развитие памяти, внимания, речи. Рекомендуется всем детям, особенно с нарушение речи)
  • Гимнастика для глаз (рекомендуется наглядный пример, показ учителя)
  • Гимнастика дыхательная (развивает дыхательные пути)

Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач с разных сторон: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности обучающихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории

в данном материале рассказывается о некоторых приёмах развития мыслительной деятельности на уроках истории: сравнении, беседе, планировании, самостоятельных письменных работах...

Игра как одна из форм развития мыслительной деятельности и речевой культуры при работе с детьми ЗПР.

Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности икаждый из них по- своему активизирует (этот процесс) учащихся,пробуждает их самостоятельность, творческую мысль, воспитывает. Один из...

Контрольная работа по отслеживанию уровня развития мыслительной деятельности учащихся

Контрольные работы по отслеживанию уровня развития мыслительной деятельности учащихся 9 и 10 хлассов. Учебный предмет ХИМИЯ...

Развитие мыслительной деятельности на уроках математики

Доклад, в котором рассматриваются формы и методы развития мыслительной деятельности на разных этапах урока....

Развитие мыслительной деятельности у обучающихся 8класса на уроках русского языка и литературы

Данная работа пригодится тем, кто проходит курсы повышения квалификации...

Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики...