Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики
опыты и эксперименты по алгебре по теме
Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г.Гулькевичи
Краснодарского края
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:
«Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики»
Учитель: Никитина Т.В.
Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.
Личностно ориентированное обучение предполагает:
- признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру;
- признание способности ребенка к саморазвитию;
- смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика;
- приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика.
Несомненно, что при личностно ориентированном обучении математики на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения – процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
Можно ли говорить об индивидуализации обучения математики в связи с содержанием образования? Конечно, ведь все элементы содержания образования имеют не только социальную, но и личностную составляющую. Знание – это личностно трансформированная информация, которую усваивает в процессе обучения. Оно зависит от субъективного опыта ученика, от его интересов, способностей, уровня обученности, обучаемости, даже предполагаемой профессии.
Второй элемент содержания – опыт деятельности в знакомых ситуациях, те умения, которые необходимо приобрести в процессе обучения. Однако сам путь формирования тех или иных умений в значительной степени зависит от индивидуальности школьника, от его психофизиологических характеристик, особенностей мышления, памяти и т.д. То есть мы можем утверждать, что сам процесс приобретения опыта действия в знакомой ситуации требует индивидуализированного обучения, в то время как результат этого процесса является социально заданным.
Третий элемент содержания образования – опыт творческой деятельности – изначально ориентирован на каждого отдельного ученика, так как в процессе учебной творческой деятельности школьники приобретают субъективно новые знания и способы деятельности.
Четвертый элемент – опыт эмоционально-ценностного отношения к миру – связан с личностью конкретного человека. Конечно, выделены ценности, являющиеся общечеловеческими, определены те качества личности, которыми должен обладать современный человек. Однако у каждого ученика формируется своя «версия» этих качеств, которая зависит только от его социально-психологических особенностей.
Индивидуализация в рамках личностно ориентированного обучения касается каждого компонента содержания образования, требуя «адаптировать» его к потребностям и возможностям каждого ученика.
Системное представление о содержании образования определяет несколько уровней его формирования. Каким же образом на каждом уровне можно приблизить содержание образования к ученику?
I. Уровень общего теоретического представления, на котором содержание фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе, структуре и общественных функциях передаваемого социального опыта в его педагогической интерпретации. На этом уровне формирования содержания мы должны решить такой вопрос, как «цель индивидуализации в ее связи с содержанием образования». Ответ на этот вопрос содержится в Законе РФ «Об образовании», где в статье 14 говорится, содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Более конкретно и приближенно к практике данный уровень индивидуализации реализуется в методических темах. В них определяется, каким составляющим содержания образования будет уделяться большее внимание. Например, работаю над реализацией концепции разноуровневого обучения математики на основе личностно ориентированного подхода.
В центр образовательной деятельности ставится личность ученика с его интересами, склонностями, способностями, собственной системой ценностей. Основное внимание уделяется развитию стремления личности к самосовершенствованию, саморазвитию на основе самопознания и учета собственных возможностей и ресурсов развития.
На этом же уровне исходя из общей цели образования определяю задачи, решаемые в рамках индивидуализации обучения:
>> повышение эффективности процесса обучения;
>> развитие, а в некоторых случаях формирование специальных способностей учащихся;
>> развитие дополнительных (по отношению к процессу усвоения знаний) возможностей учеников.
Эти задачи связаны с общими направлениями индивидуализации обучения математики и предполагают различные ее основания, виды и формы организации.
II. Уровень учебного предмета, сформировано представление об определенных частях содержания образования, выполняющих специфические функции, что позволяет определить особый состав и структуру содержания для каждого учебного предмета.
В рамках учебного предмета индивидуализация обучения реализуется несколькими способами. Они различаются по целям и степени ориентации на личность учащихся.
Первый способ связан с включением в программу предметов, направленных на самореализацию личности, на адаптацию ребенка в существующем обществе. В основе их конструирования лежат два подхода.
Первый подход. Задается определенная система ценностей, принятие которой позволит ребенку адаптироваться в обществе. Примерами могут служить «Мой мир и я. Путь к единению», «Мой мир и я. Путь к любви» под редакцией Б.П.Битинаса. В них проповедуются ценности семьи, целомудрия, здорового образа жизни. В качестве заданий предлагаются ситуации для обсуждения. В таких курсах индивидуализация происходит за счет вариативности способов решения предложенных ситуаций, которые выбираются или создаются на основании личностного опыта учащихся, они не могут быть спрогнозированы заранее. Задача педагога – использовать новую информацию для подведения учащихся к социально одобренному выбору.
Второй подход. Предлагаются способы самоопределения, овладев которыми ребенок может сам выбрать систему ценностей для существования в обществе. Данный подход предполагает, что существуют ценности самопознания и саморазвития, личностного выбора, в силу которых человек сам определяет для себя моральные и этические ценности. В этом случае педагог просто предлагает учащимся расширить видение себя, других, мира в целом, за счет чего и происходит адаптация в социуме. Естественно, учитель и в этом случае обладает своей системой ценностей, однако я ни в коей мере не навязываю их школьникам. Примером может послужить курс психологии саморазвития, разработанный Г.А.Цукерман. Его задачей является обучение школьников постановке задач саморазвития и поиску средств их решения.
Не менее важно включить в учебный план предметы, ориентированные на развитие школьника как будущего субъекта деятельности. Они позволяют формировать личностные качества, которыми должен обладать человек, участвующий в современной трудовой деятельности.
Второй способ индивидуализации обучения на уровне учебного предмета заключается в отборе готового содержания образования самим учеником. Конкретное решение этой задачи часто приводит к необходимости создания условий для выбора учеником своей образовательной траектории.
III. На уровне учебного материала определяются подлежащие усвоению элементы содержания образования, фиксируемые в учебной и учебно-методической литературе. Учитываются потенциальные возможности материала учебного предмета для индивидуализации обучения, включается особое содержание, связанное с самопознанием и самореализацией учащихся.
Можно выделить несколько направлений, по которым проектируется индивидуализированное обучение, и которые вне его не могут быть реализованы в полной мере:
=> развитие эмоционально-чувственной сферы за счет создания условий для изучения программного материала, при которых учащиеся оказываются в эмоционально окрашенной ситуации. Это может быть ситуация научного поиска при организации проблемного обучения, а может быть задание, совмещающее приобретение знаний о каком-либо объекте и о себе самом;
=> развитие воображения, образного мышления, целостного восприятия мира. Подобная деятельность предполагает использование изобразительного движения, музыки, драматизации и т.д.;
=> развитие рефлексии, понимаемой как обращение индивида к своему внутреннему миру, своему опыту – мышления, деятельности, переживаний и т.д. Ученику предстоит осознать, как и почему он так делал, думал, чувствовал. Это направление индивидуализации обучения связано с тем, что каждый школьник «смотрит» именно на свое ощущение, познание, действие в чувственном мире. Он «видит» себя ощущающего, себя познающего, себя действующего;
=> развитие коммуникативных умений, связанных не просто с передачей действий или знаний, но и с описанием словами собственных ощущений.
Рассмотренные направления индивидуализации способствует гуманитаризации образования – одной из важнейших тенденций личностно ориентированного обучения. Она рассматривается как процесс формирования у учащихся представлений о ценности каждой человеческой индивидуальности, осознания себя как личности и одновременно своей принадлежности к обществу, социуму и природе в целом. Каким же образом это происходит?
1. Индивидуализация позволяет помочь учащимся в познании и развитии своих природных задатков, присущих им как биологическим существам. Для этого процесс обучения необходимо строить с опорой на анатомо-физиологические, сенсорные и перцептивные особенности учеников. Мы неоправданно мало уделяем внимания использованию, например, органов чувств школьников. Это естественно при массовых формах работы. Но можно строить учебный процесс таким образом, чтобы чувства, эмоции учеников были так же важны, как факты и концепции. Рассмотрим задание: «Почувствуй природу». Ученики исследуют окружающий мир с помощью глаз, ушей, носа и рук. Они могут потрогать землю, увидеть птиц, облака, здания, прислушаться к звукам – услышать птиц, животных, шум машин, самолетов, ощущать запахи. Через некоторое время ребята делятся впечатлением, описывают свои ощущения. Конечно, использование органов чувств не является самоцелью этого задания. Но оно позволяет ученикам прислушаться к себе, зная, что любой из вариантов окажется правильным и дополнит общую картину, складывающуюся из мнений их товарищей.
Существуют и другие задания. Это может быть классификация объектов по цвету, весу, и т.д., описание собеседнику своих ощущений при исследовании какого-либо предмета для того, чтобы он смог опознать его.
2. Поддержка в развитии «Я» – личности учащихся. Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Именно здесь особое значение приобретает рефлексивная деятельность школьников. На рассматриваемом уровне формирования содержания образования осуществляется помощь учащимся в создании своего образа как социального субъекта, обладающего определенными аксиологическими предпочтениями, независимого, уверенного в себе, способного отстоять собственное мнение, приспособиться к изменяющимся условиям социальной среды без утраты имеющихся ценностей. Известно, что Я-концепция является одним из факторов, определяющих эффективность обучения. Необходимо создание среды и организация учебно-познавательной деятельности учащихся, утверждающие позитивное отношение к себе, ведущие к самоуважению, принятию себя, сознанию собственной ценности.
В данном случае индивидуализированное обучение позволяет учащимся независимо от педагога и соучеников определить свое мнение, выразить и попытаться отстоять его.
3. Формирование у учащихся представления о целостности мира, единстве человека и природы, человеке как части природы, за которую он, единственное существо, наделенное разумом, несет ответственность. Индивидуализация позволяет сделать акцент на личностном восприятии человеком природы.
IV. На уровне процесса обучения определяется, каким образом учитываются его закономерности непосредственно в деятельности учеников и преподавателей.
1. Повышение эффективности процесса обучения. Эта задача решается в основном при следующих видах индивидуализации:
- индивидуализация, связанная с доминирующими проявлениями личности. Она предполагает прежде всего учет уровня интеллектуального развития. Наиболее значимым признается уровень умственного развития, который является и предпосылкой успешного учения (обучаемость или способность к учению), и показателем качества усвоенных знаний (обученность);
- индивидуализация на основе наиболее значимых видов деятельности (игра, труд, познание, общение). Основаниями, определяющими данный вид индивидуализации, являются те качества личности, которые связаны с успешностью обучения, с умениями репродуктивной и творческой деятельности, самостоятельной работы. Иногда сюда же относятся и организаторские, лидерские качества ученика.
2. Развитие (а в некоторых случаях формирование) специальных способностей школьника. Решение этой задачи осуществляется при:
- индивидуализации по учебным предметам. Детально изученные математические, музыкальные, лингвистические способности, способности к художественному творчеству привели к появлению учебных предметов, которые направлены на развитие только конкретных способностей и редко затрагивают другие характеристики личности. Особенно часто это происходит в школах, где созданы профильные классы и основания индивидуализации и дифференциации совпадают;
- индивидуализация на основе проектируемых достижений и выбранной специальности, связанной с формированием или развитием симптомокомплекса специальных способностей. Она осуществляется с учетом выявленных профессионально важных качеств, а также тех элементов содержания образования, которые являются значимыми для определенного вида деятельности. Наиболее ярко это проявляется в профессионально ориентированной учебной деятельности, например, при предпрофессиональной подготовке в школе.
3. Развитие дополнительных (компенсаторных) возможностей учащегося, присущих ему как человеческому существу и опосредованно влияющих на успешность процесса обучения, связано с обращением к таким характеристикам, как эмоциональная и чувственная сферы, навыки общения, самопознание и саморазвитие.
Решение этой задачи предполагает индивидуализацию образования с учетом индивидуально-физиологических свойств учащихся. Она затрагивает наиболее общие и часто неизменяющиеся психолого-педагогические и анатомо-физиологические особенности, которые определяют темп мыслительной деятельности, преобладающие виды мышления (наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактное, теоретическое), пределы продуктивной деятельности на уроке математики, особенности памяти, внимания.
Особое значение при личностно ориентированном обучении приобретает взаимопонимание учителя и ученика. На уроке математики они находятся в ситуации учебной, познавательной коммуникации. По словам М.Н.Скаткина, в обучении участвуют два субъекта – учитель и ученик, ни один из участников коммуникации не выступает для другого в роли объекта. Каждый из них обладает своим личностным опытом, наделяет получаемую информацию личностными смыслами. Уже поэтому мы не можем рассматривать ученика как пассивного воспринимающего объекта.
Чтобы учебная коммуникация позволила сформировать у школьников верные представления о предметном материале, необходимо учитывать субъектный опыт ученика. Его содержание, по мнению И.С.Якиманской, –предметы, представления, понятия; операции, приемы, правила выполнения умственных и практических действий; эмоциональные коды в виде личностных смыслов, установок, стереотипов.
Совместное открытие знаний, в ходе которого рождается понимание, происходит в ситуации, где присутствует и эмоциональное сопереживание, вчувствование, встреча личностных смыслов педагога и ученика. Целесообразно представлять не только результат процесса познания – готовые научные теории, но и сам процесс их открытия. Так, Эйнштейн для понимания физических явлений пользовался и кинестезическими ощущениями, и отождествлял себя с физическим объектом и т.д.
Субъект-субъектная коммуникация на уроке, необходимая для достижения взаимопонимания участников процесса обучения, осуществляется при работе с любым предметным материалом. Ведь даже для того, чтобы логически объяснить ученикам, как выводятся следствия из законов, требуется добиться верного понимания ими смысла используемых терминов. Естественно, мы не можем требовать от учителя, чтобы он ориентировался на каждого конкретного ученика – это невозможно. Однако рассматривать учащихся как коллективного субъекта, формировать у них необходимый для адекватного восприятия педагогических воздействий опыт необходимо.
Собственно, именно с этим и связаны многие принципы и методы обучения. Например, золотое правило для учащихся, которое предложил Я.А.Коменский: все, что можно, представлять для восприятия чувствами, а именно видимое – для восприятия глазом, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – осязанием. Если рассматривать это правило с точки зрения субъект-субъективных отношений на уроке, то оно касается невербального контекста в обучении, передачи неявного знания и направлено на создание у учащихся вполне конкретного субъектного опыта.
На это нацелены действия учителя при реализации принципа наглядности. Педагог, демонстрируя обучаемым модели, картины, опыты, сочетая слово и наглядность, организуя наблюдения учащихся, развивает систему их личностных смыслов. В противном случае мы получаем хорошо известные результаты обучения, при которых «партия большевиков работала в глубоком подвале», а «кузовок», в котором несла пирожки Машенька, – это не что иное, как маленький кузов от грузовичка.
Да и усвоение знаний при сочетании слова и наглядности значительно выше, чем при использовании слова и образа отдельно. Известно соотношение: 15+25=>65. Оно показывает, что при восприятии информации на слух, без использования образов, коэффициент усвоения равен приблизительно 15%, при восприятии информации только с помощью образов он повышается до 25%, а вот при сочетании слова и наглядности он составляет 65% и больше.
В личностно ориентированном обучении содержание образования рассматривается состоящим из двух элементов: дидактически переработанного социально-культурного опыта, существующего независимо от реального процесса обучения и выраженного в образовательных стандартах, и личностного опыта, приобретаемого на основе субъект-субъективного общения и обусловленных им ситуаций, проявляющегося в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития. Не случайно при этом диалог выступает как особая дидактико-коммуникативная среда, позволяющая усвоить заданное содержание субъектно-смыслового общения, рефлексии, самореализации личности участников диалога. В соответствии с личностной парадигмой обучения коммуникация в форме диалога является не только методом, но и неотъемлемым компонентом обучения. Диалогичность выступает одной из сущностных характеристик учебного процесса, показателем его перехода на личностно-смысловой уровень.
Существуют приемы индивидуализации обучения при работе и с информационными текстами. В них читатель вступает в диалог не с писателем, а с самим собой, осуществляя рефлексию. Например, при чтении текста можно отмечать в нем те места (предложения, слова, факты, мысли, концепции и т.д.), которые были известны ранее, и те, о которых хотелось бы узнать более подробно. Закончив чтение и просмотрев свои заметки, следует определить, на все ли вопросы получен ответ, не осталось ли что-то непонятным, нужно ли дополнительно искать в литературе информацию о заинтересовавшем факте, явлении. Для удобства использования этого приема можно предложить графическую форму в виде таблицы с тремя колонками: Знаю (З); Желаю узнать (Ж); Узнал (У). Попробуйте прочитать отрывок текста, используя данный прием.
V. Уровень сознания личности, усваивающей данное содержание образования.
З | Ж | У | |
Индивидуализация обучения, осуществляемая на этом уровне, ориентируется на ученика – активного субъекта процесса обучения. Поэтому на одно из первых мест выходит проблема выбора оснований индивидуализации. О различиях в познавательных возможностях учеников писал еще Я.А.Коменский. Призывая учить «всех всему», он тем не менее говорил, что существуют ученики:
Признавая, что ученики отличаются друг от друга, Я.А.Коменский предлагал различные варианты обучения их в рамках классно-урочной системы. В настоящее время педагогика и психология рассматривают гораздо большее число оснований, которые необходимо учесть при организации индивидуализированного обучения. Все большее значение придается функциональной асимметрии мозга. Она проявляется не только в том, правша или левша ваш ученик, преобладает у него наглядно-образное или абстрактное мышление. Установлено, что у правшей левое полушарие «отвечает» за речь, письмо, счет, память на слова, логическое рассуждение. Правое – обладает музыкальным слухом, воспринимает пространственные отношения, определяет, что есть часть, а что целое, осознает форму и структуру. Установлена прямая зависимость между степенью асимметрии мозговых полушарий и умственными способностями. А ведь давно известно, что правши и левши требуют различной организации процесса обучения. И прежде всего для них характерны разные когнитивные стили, разные способы познания – интуитивный и рациональный, логический. Но говорить о ведущем полушарии исключительно на основе того, какой рукой пишет ученик, невозможно. Поэтому ориентироваться при организации обучения только по этому признаку нецелесообразно. А более тщательная диагностика не всегда возможна в рамках школы. |
Можно за основание индивидуализации обучения принять хорошо известные характеристики.
Показатели силы-слабости нервной системы, ее инертность-лабильность, характеристики нервных процессов, определяющие реактивность, тревожность, темперамент, специфику протекания мыслительных и перцептивных процессов, экстраверсии-интраверсии и многие другие – все так или иначе влияют на протекание и успешность процесса обучения.
Как видно, психологических оснований индивидуализации обучения очень много. Учесть их все практически нереально. Каким же образом можно выйти из создавшейся ситуации? Предлагается использовать педагогические основания, то есть определить, как те или иные психологические и психофизиологические качества индивида отражаются на деятельности ученика на уроке. И исходя из этого строить свою работу. Одним из таких оснований является индивидуальный способ учения школьников (ИСУ), который рассматривается как комплексная характеристика, включающая значимые для развития личности и усвоения знаний индивидуальные особенности школьников. Он позволяет решать задачу повышения эффективности процесса обучения именно за счет индивидуальных возможностей учащихся.
ИСУ складывается из:
1) широких познавательных интересов школьников;
2) особенностей учебной деятельности:
- предпочитаемые виды учебных занятий;
- предпочитаемые способы работы с учебным материалом;
- особенности усвоения учебного материала;
- предпочитаемые виды учебной деятельности;
3) особенностей взаимодействия в учебной группе, места учащегося в ней;
4) особенностей взаимодействия с учителями в процессе учебно-познавательной деятельности;
5) значимых для процесса учения характеристик субъектного опыта ученика.
Для учета ИСУ каждого ученика можно использовать матрицу следующего вида, где степень предпочтения тех или иных видов деятельности оценивается в баллах, например, от 1 до 5:
Фамилия ученика Составляющие ИСУ школьников | А | В | С | D | Е | F | G | H | I |
Предпочитаемые виды занятий | |||||||||
Лекции | 1 | 2 | 2 | 4 | 5 | 2 | 1 | 1 | 5 |
Беседы | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 5 | 1 | 1 |
Работа с текстом | 4 | 4 | 1 | 3 | 1 | 4 | 2 | 2 | 1 |
Семинары | 3 | 1 | 4 | 1 | 2 | 5 | 3 | 1 | 3 |
Практические работы | 5 | 1 | 5 | 1 | 2 | 3 | 1 | 4 | 2 |
Экскурсии | 4 | 2 | 2 | 3 | 5 | 1 | 3 | 5 | 1 |
Предпочитаемые виды взаимодей-ствия в классе при усвоении учебного материала | |||||||||
Индивидуально | |||||||||
В парах постоянного состава | |||||||||
В парах переменного состава | |||||||||
В группах | |||||||||
Ответы на вопросы учителя | |||||||||
Совместно с учителем | |||||||||
Предпочитаемые способы работы с учебным материалом | |||||||||
Рабочие тетради | |||||||||
Образный материал | |||||||||
Самостоятельное изучение | |||||||||
Творческий поиск | |||||||||
Экспериментирование | |||||||||
Предпочитаемые виды учебной деятельности | |||||||||
Обсуждение | |||||||||
Творческий поиск | |||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||
Воспроизведение | |||||||||
Использование знаний | |||||||||
Эвристические беседы |
Использование такой матрицы позволяет проектировать урок по нескольким наиболее значимым как содержательным, так и процессуальным. Если вы посмотрите на строчки, то сразу увидите, для кого из учеников предполагаемая работа может оказаться сложной, а кто может выступать в качестве консультанта, помощника учителя. Возможно, следует организовать работу в парах, а возможно, почти все ученики лучше усвоят предлагаемый материал при работе с текстом, но некоторых следует объединить в проблемные группы для совместного творческого поиска. Вариантов очень много. И это многообразие позволяет найти место на уроке для каждого.
Учет ИСУ – одно из приоритетных направлений организации учебно-познавательной деятельности, позволяющее повысить качество учебного процесса в школе. Однако он требует значительных изменений в процессе обучения. Так, исследования показали, что полноценно усваивать информацию, полученную в ходе лекции, могут чуть больше половины учащихся; примерно треть обучающихся предпочитает творческие задания; четверть учащихся наиболее эффективно работает в малой группе и т.д. Следовательно, возникает потребность в вариативной, индивидуализированной организации содержания образования и всего обучения в целом. Таким образом, мы возвращаемся на самый первый уровень проектирования содержания образования и индивидуализации обучения – уровень общего теоретического представления – и должны пройти по всем остальным уровням для систематического, целенаправленного превращения учебного процесса в личностно ориентированный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики через игровые формы обучения
Применение игровых форм обучения на уроках математики позволяет включиться каждому ученику в процесс обучения, делает его интересным, доступным, предусматривает возможность эффективной организац...
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке математики.
Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения, только в процессе активной мыслительной деятельности ученики могут понять и усвоить учебный материал....
Применение технологии уравнений дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики
Применение технологии уравнений дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики...
«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».
Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения активности мыслительной деятельности учащихся. И она реализуется посредством ...
"Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики" Презентация.
Учитель сегодня должен не только хорошо владеть учебным материалом, но и творчески подходить к каждому уроку, постоянно находиться ...
Различные методы решения задач как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики
Показать влияние решения задач различными способами на уроках математики на развитие мыслительной деятельности, познавательной активности школьников, логического мышления....
статья "Учебник как помощник мотивации учения и развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики"
В формировании мотивации учения и активной мыслительной деятельности учащихся на уроках математики не последнюю роль играет учебник...