Игра как одна из форм развития мыслительной деятельности и речевой культуры при работе с детьми ЗПР.
методическая разработка (6 класс) по теме
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности и
каждый из них по- своему активизирует (этот процесс) учащихся,
пробуждает их самостоятельность, творческую мысль, воспитывает. Один из
таких видов деятельности- игра. Она способствует как приобретению знаний,
активизируя этот процесс, так и развитию таких качеств личности, как
коммуникабельность, ответственность, самостоятельность. Именно игра
способствует привитию интереса к предмету. Известный русский педагог
Н.Ф. Бунаков в книге «Школьное дело» писал: «Если с первого раза
школьное дело представится, во-первых, серьезным, во- вторых, интересным,
занимательным, если учитель затем сумеет, как можно чаще, повторять такое
впечатление- в душе маленького ученика накопится масса таких следов,
которые в результате дадут представление об учении, как о деле важном и
занимательном...
Игра обеспечивает повышенный интерес к предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра как одна из форм развития мыслительной деятельности и речевой культуры при работе с детьми ЗПР. Учитель: Малышева Л.В. |
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности и
каждый из них по- своему активизирует (этот процесс) учащихся,
пробуждает их самостоятельность, творческую мысль, воспитывает. Один из
таких видов деятельности- игра. Она способствует как приобретению знаний,
активизируя этот процесс, так и развитию таких качеств личности, как
коммуникабельность, ответственность, самостоятельность. Именно игра
способствует привитию интереса к предмету. Известный русский педагог
Н.Ф. Бунаков в книге «Школьное дело» писал: «Если с первого раза
школьное дело представится, во-первых, серьезным, во- вторых, интересным,
занимательным, если учитель затем сумеет, как можно чаще, повторять такое
впечатление- в душе маленького ученика накопится масса таких следов,
которые в результате дадут представление об учении, как о деле важном и
занимательном...
Игра обеспечивает повышенный интерес к предмету.
Вначале я расскажу об отдельных игровых элементах на уроках русского
языка.
Почти ни один урок русского языка не обходится без словарной работы, как
сделать, чтобы этот вид работы увлекал учащихся.»
Иногда, чтобы проверить насколько богат словарный запас школьников,
провожу игру.
1 «Десять слов» Ученики заготовили большие карточки, на которых
написано 10 слов, обозначающих общеразовые понятия:
- Цветок 4. Животное 7. Река 10. Имя
- Овощ 5. Птица 8. Город
- Фрукт 6 Дерево 9. Страна
Эти карточки, можно использовать в течении года для самодиктанта,
основное условие: слова должны начинаться с одной буквы, которую
называет учитель, можно разрешить пользоваться орфографическим
словарем, учащиеся могут проконтролировать написание слова.
2 Игра «Телеграммы» более сложная. На доске записываю любое
небольшое слово, например ПОЧТА. Учащиеся составляют телеграмму так,
чтобы первые буквы всех слов составили слово ПОЧТА. Одновременно
учащиеся учатся, как правильно оформлять телеграммы. Очень нравится
учащимся.
3 Игра «Загадочное слово» в основе ее знание омонимов. Ведущий выходит
из класса. Ученика задумывают слова- омонимы. Возвратившись, ведущий
начинает задавать три вопроса:
Где вы его видели?
Что с ним делали?
Каков он?
Отвечая на вопросы учащиеся имеют в виду разные слова- омонимы.
Например, задумана слово ШАШКА «Где вы его видели?» один говорит: у
Чапаева, второй отвлекает: «В рудоуправлении» (имея в виду взрывчатые
вещества, применяемые в каменном карьере). Эта игра способствует
воспитанию выдержки, помогает отучить ребят от подсказок. Подсказывать
здесь нельзя, иначе игра сорвется.
4 Игра «Смотри в корень» Получив в руки корень, ученик должен назвать
слово с данным корнем, все записывают, после этого корень передается
следующему.
5 Игра «По щучьему веленью...» Произнося волшебное заклинание,
учащийся просит записать слово на определенное правило.
Орфографические игры.
6 Большой интерес представляет словарный диктант на основе загадок. Дети
записывают отгадки:
Костяная спинка,
Желтая щетинка,
С мятной пастой
Дружит, нам усердно служит.
(Щетка)
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки,
И считают громко вслух
Только слышно: стук да стук.
(Счеты)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь)
Зубастая пила
В лес густой с утра пошла
Весь лес исходила,
Ничего не спилила
(Расческа)
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(Пчелы)
- Игра «Справочное бюро» Предполагает работу с орфографическим
словарем. Кто быстрее и правильнее напишет слова: винегрет, бинокль,
трибуна, футбол, волейбол. - Игра «Орфографическое лото» Учащиеся получают карты на них
написаны слова. На маленьких карточках пишем грамматические правила-
нужно знать. Ведущий вынимает из коробки маленькие карточки, читают
правила, учащиеся кружочками закрывают слова с данными орфограммами.
Выигрывает тот, кто первый закрывает карту.
9 Игра «Помоги Незнайке».
Ребята не просто исправляют ошибки, но и исправляют объяснение Незнайки
Въюга- (объяснение Незнайки: после приставки
в перед гласной ю пишу ъ).
Саленный- (объяснение Незнайки :
проверочное слово сало).
Не навидел- ( не с глаголом пиши отдельно).
Циган - (после ц в корне пиши и).
Шопот- (после шипящих под ударением о).
10 Игра «Зоркий глаз» При изучении собственных и нарицательных
существительных. Преврати нарицательные в собственные:
Птица орел
Цветок роза
Воздушный шарик
Наша школа
Плодородная земля
(город Орел)
(девочка Роза)
(собака Шарик)
(повесть «Школа»)
(планета Земля).
К каждому сектору прикрепляется конверт с вопросами.
геометр- сообра -
ическая зительная
истори- практи-
ческая ческая
Учащиеся бросают кубик и вытаскивают вопрос из выпавшего номера
конверта.
1. Вопросы в конверте исторической станции:
а) Происхождение слова словосочетание.
б) История слова вежливость.
в) История слова богатырь.
г) Из какого языка слово абажур?
д) Каково происхождение названия месяца августа?
е) Из какого языка слово астра?
2. Вопросы практической станции:
а) Разобрать по составуб: застеклить.
б) Назвать однокоренные слова к слову растение.
в) Назвать слова с корнем кос-кас.
г) Назвать способ образования слов спецкор, привокзальная.
д) Написать три слова с приставкой при, обозначающей
неполноту действия.
е) Объяснить написание слов загоревший, загар.
3. Вопросы теоретической станции:
а) Что такое окончание?
б) Дать определение корня.
в) Дать определение суффикса.
г) Какие слова называем сложносокращенными?
д) Назовите способы образования сложносокращенных слов?
11 Игра «Эхо» Когда ходишь в лес, кричишь, а тебе отзывается эхо. Я буду
называть слова, а вы должны найти в нем отзвук эха, произнести, а затем
записать. Называются лова:
снаряд - ряд рассказ - сказ
град - рад подсказка - сказка
парад - рад На какие правила данные слова?
отряд - ряд Подберите к данным словам проверочные,
паровоз - воз
порог - рог
Учащиеся очень любят игры, связанные с движением, поэтому часто
провожу игру, которая называется
12 «Живой чайнворд» Эта игра помогает овладеть элементами
морфологического разбора. При проведении игры все учащиеся садятся на
один ряд, парты второго ряда освобождались. Объявляется цель игры:
«Подбираем существительные 2 склонения». Учитель называет любое
существительное 2 склонения, например, конь, следующий учащийся
подбирает существительное 2 склонения на букву н, например, навес,
следующий придумывает на букву с и так далее.
Важно, чтобы все соблюдали условие и назвали существительные 2
склонения, если кто ошибается, идет на пустой ряд.
Победитель тот, кто оставался последним. При обучении культуре речи
полезны игры практического характера. Так, например, изучая тему
«Родительный падеж множественного числа», можно провести игру
- Игра «Я продавец» В игре принимают участие учащиеся и продавец.
Делается 10-15 рисунков или аппликаций с изображением овощей и фруктов
(мандарины, яблоки, лимоны, апельсины, помидоры, огурцы). Каждый
ученик обращается те или иные овощи и фрукты. Учащиеся принимают
участие в диалоге, учатся культурнее общения и одновременно усваивают
нормы употребления тех или иных слов в речи. - Игра «Кукла наряжается» Цель этой миниигры; научить употреблять
глаголы одеть и надеть в речи. Ставлю цель: расскажите, как кукла
собирается на прогулку, используя слова: одеть, надеть, пальто, кашне.
Ученица наряжает куклу и рассказывает: «Я надеваю на куклу сапожки,
кашне. Пальто кукла одевает сама. В пальто ей не страшен холод.»
Игровые ситуации можно использовать, как на уроках объяснения нового
материала, так и на обобщающих уроках. Рассмотрим такие типы уроков с
элементами игры по теме «Лексика и фразеология».
15 Тема: Устаревшие слова.
Цели: 1. Дать понятие об устаревших словах.
2. Показать роль устаревших слов для характеристики эпохи.
Ход урока.
1. Постановка целей, задач.
2.Вступительное слово учителя:
Сегодня мы совершили путешествие в прошлое, мы отправимся с вами в
путешествие по нашему дореволюционному городу. Выйдем пораньше.
Только рассвело, в городе мало народу. Вот мы видим, как человек
приставил к столбу лестницу и взбирается по ней. Что за профессия у этого
человека? На этот вопрос мы ответим, познакомившись со стихотворением
Ю.Яковлева.
III.Осложненное списывание
Ты помн.. .ш (?) ф.. .нарщика,
Старый ф...нарь!
К тебе прих.. .дил
Вечерами он встарь
С огнем и с твоею ровесницей,
С такою же старою ле (с, ст)ницей.
Как вы думаете, чем занимался фонарщик?
Город совсем проснулся. Открывались лавки. Зайдем в одну из них, за кассой
восседает- купец, около покупателей' суетятся приказчики.(Найдите в
«Словаре устаревших слов» значение этих слов). Составьте предложения с
этими словами.
На улице все больше народу, запись под диктовку: Городовой приветствует
проезжающего в карете начальника полиции - полицмейстера. Спешит на
работу мастеровой люд. (Подчеркните в тексте устаревшие слова, найдите их
значение).
Вот мимо нас пробежал паренек с картонкой, а вон другой что-то, почему
они не учатся. Запишем отрывок из стихотворения Ю. Яковлева, расставим
знаки препинания:
Мальчик не бегает с мячиком,
И не смеется он весело.
Мальчик работает «Мальчиком»
«Мальчик»- такая профессия
Закрепление: С какими устаревшими словами вы познакомились?
Что обозначали эти слова?
Почему эти слова устарели?
16 Тема Обобщающий урок- игра по теме «Лексика и фразеология»
I.Сообщение цели : Сегодня мы совершим путешествие, конечная цель
нашего путешествия - город Крылатых Выражений, а начнем это
путешествие в пещере архаизмов. Попадет в эту пещеру только тот, кто
назовет 3 устаревших слова.
В пещере мы обнаружили надписи и стертый рисунок, что там было
изображено, нам помогут слова, значение которых мы найдем в «Словаре
устаревших слов»: око, чело, ланиты, выя, уста, десница (Соревнование
команд).
П.Штурм пика Неологизмов. На доске прикреплен рисунок с изображением
остроконечной вершины, имеющей название- пик Неологизмов. На пути к
пику интригующие названия пунктов : долина Октября, грот Изменений,
селение Словоискателей, уступ Достижений.
В долине Октября путешественники познакомились с историей слов,
рожденных Октябрем (субботник, колхоз, тракторист, ударник).
В Гроте изменений учащиеся нашли карточки на слова дружина, каникулы,
пионер, на карточках записан путь каждого слова от рождения до наших
дней. В селении словоискателей побывали на улицах Гоголя, Маяковского.
Какие слова здесь живут, пройдем по улице Маяковского, здесь живут слова
созданные поэтом (Чтение отрывков Маяковского, поиск неологизмов).
Конечный пункт «Город Крылатых Выражений».
Здесь нас встречает грозная стража, на вопрос: «В чем дело?» они отвечают:
«Дело в шляпе.»(Нужно рассказать, откуда произошло это выражение).
В городе Крылатых Выражений мы попадаем на «Поле чудес», там мы
обнаруживаем предметы: калоша, тарелка, камень, палка, пояс, доска,
шишки.
Придумайте фразеологические обороты с этими словами.
Вот мы на улице ремесленников: Здесь живут выражения: бить баклуши,
попасть впросак, блоху подковать, тянуть канитель. (Работа со словарем
фразеологизмов).
На обратном пути ребят снова задержали стражи. На вопрос: «В чем дело?»
Им ответили: «Дело табак», надо было рассказать о происхождении
выражения, чтобы выйти из города.
е) Что называется приставкой?
4. Сообразительная станция:
а) Загадка: С буквой к бери на покос, а без к ужалю в нос.
б) Слова, зашифрованные в ребус.
На уроках литературы содержание любой игры определяется особенностями
произведения. Так изучение произведения, в котором много терминов или
новых слов начинаю словарной игрой, игрой- конкурсом
- «Лучший толкователь слов» Победитель тот, кто понятнее и интереснее
объяснит больше слов, разрешаю обращаться к толковым словарям.
Обогащению речи способствует изучение темы «Пословицы и поговорки». И
опять без игры не обойтись, именно она позволяет создать нужные речевые
ситуации. Раздаю карточки с пословицами. Установка: определить тему
пословицы, придумать к отдельным пословицам случай. Здесь уместны игры. - «Подскажи словечко», отгадай пословицу, «Закончи пословицу» эти
игры помогают показать, что пословицы имеют ритм, рифму.
Ученики должны усвоить функцию различных изобразительных средств
.языка. Здесь тоже помогает игра, которая заключается в поиске нужных слов.
С этой целью часто провожу 20 «Игру в эпитеты и сравнения», для этого
использую неполный текст. Самостоятельные поиски слова обостряют
внимание к писательскому.
Очень часто школьники читают, не останавливая внимания на деталях,
увлекаясь ходом событий. Придумываю игру, развивающую внимание к
деталям. Так изучая сказку- быль М. Пришвина «Кладовая солнца», провожу
21 «Игру в отсутствующего». Игровая установка: «В сказке- были, есть
герои, которые, кажется, отсутствуют. Однако о них много говорится. Вот
мы и поиграем в «отсутствующих. Вы должны рассказать, какими были эти
герои. Наблюдая за привычками Насти и Митраши, их высказываниями о
родителях, ребята делают вывод, какими же были «отсутствующие».
Рассказывание- самое распространенное задание, но если настроить ребят_на
игру, то можно выявить творческие способности детей. Пытаюсь отыскивать,
открывать игровой характер многих опробованных элементов на уроке. Для
этого важен особый микроклимат, кроме этого, нужно помнить об
особенностях возраста учащихся. В кого любят играть детей 5-6 классов,
преимущественно во взрослых: в разведчиков, художников, сценаристов.
Часто обращаюсь к игре 22 «Кинооператоры и звукооператоры» как при
изучении лирических произведений, так и праздничных. Изучая лирику
Есенина, учащиеся получили установку не просто прослушать
стихотворение, а разделившись на две группы: кинооператоры и
звукорежиссеры, одни, используя элементы устного рисования, составить и
словесно нарисовать картины для будущего фильма, звукорежиссеры
должны озвучить эти кадры (Очень удачна для этой игры работа над
стихотворением «Топи да болота»). Очень часто бывает, что ребята, уже по
собственному желанию превращаются дома в «художников» и воплощают
сценарный замысел в рисунки.
Сделать выразительное чтение игрой - наша задача. Хочется, чтобы дети
общались с помощью художественного текста. А для этого надо создать
игровое самочувствие. Например, после того, как закончен разговор пролога
к «Руслану и Людмиле» А.С. Пушкина, предлагаю ребятам поиграть в игру
23 «Сказочник» Установка: Прочитать стихотворение так, чтобы
заинтересовать слушателей сказочной страной Лукоморье, чтобы слушатели
представили себе сказочных героев.
У зрителей и слушателей свои задачи, они должны обратить внимание:
- Представил ли исполнитель то, о чем говорил?
- Старался ли передать мысль автора?
- Понятно ли было, как исполнитель относится к героям.
Воспитывая внимательного читателя, чуткого к авторскому слову, нужно
учить школьника передавать свои впечатления от прочитанного. Этому
помогает ролевая игра 24 «Изобрази героя» Использую чтение по ролям с
листа с дополнительным заданием: передать движения, жесты, мимику
героя.(Благодатный материал для этого произведение Н.В. Гоголя «Вечера на
хуторе близ Диканьки», Лескова «Левша», Пришвина «Кладовая солнца).
Использование игровых ситуаций на уроках помогают лучше понять автора,
понять учащихся, а им, в свою очередь, понять нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.
В статье приводится опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт применения экологических знаний в конкретных жиз...
Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)
Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной орга...
Проектная технологиия как одна из форм организации исследовательской деятельности учителя математики ( из опыта работы)
Данный материал обобщает опыт организации исследовательской деятельности с использованием различных педагогических технологий. Особый акцент- проектная деятельность , в условиях работы в сельско...
Доклад на тему: «Развитие мыслительной деятельности учащихся с недостатками слуха на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения»
Опыт, описанный в докладе будет интересен педагогам коррекционных школ первого и второго вида...
Игра как одно из средств активизации мыслительной деятельности на уроках английского языка.
Дидактические игры на уроках английского языка....
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ
Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разн...
Доклад на тему: «Ансамблевая игра как одна из форм развития творческих способностей домбриста»
Тема: «Ансамблевая игра как одна из форм развития творческих способностей домбриста»...