Методическая разработка
методическая разработка
Создание условий в группах по реализации образовательной области «Развитие речи» по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска центр развития ребенка - детский сад №44 «Золотой ключик»
Сообщение на тему:
«Создание условий в группах по реализации образовательной области «Развитие речи» по ФГОС»
Подготовила учитель-логопед
Бекетова О. Б.
г. Нижневартовск 2022 год
Создание условий в группах по реализации Образовательной области «Развитие речи» по ФГОС
1 слайд
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач :
2 слайд
• Овладение речью как средством общения и культуры
• Обогащение активного словаря
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
• Развитие речевого творчества
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Организационное обеспечение введения ФГОС До направлено
на:
Доступность для воспитанников всех помещений детского сада, где осуществляется образовательный процесс;
Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающему все основные виды деятельности;
Обеспечение возможности предметно-пространственной среды наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности;
Обеспечение гендерной направленности предметно-пространственной среды;
Обогащение предметно-пространственной среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей;
Обеспечение наличия большого количества «подручных» материалов которые призваны творчески использоваться для решения различных игровых проблем
В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы :
Наглядные:
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
-Чтение и рассказывание художественных произведений;
-Заучивание наизусть;
-Пересказ;
-Обобщающая беседа;
-Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
-Дидактические игры;
-Игры-драматизации;
-Инсценировки;
-Дидактические упражнения;
-Пластические этюды;
-Хороводные игры.
Для развития речи используются разнообразные средства :
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Рассмотрим более подробно раздел
«Подготовка детей к обучению грамоте».
(Современные подходы. Гризик Татьяны Ивановны)
3 слайд
Основные понятия
4 слайд
Что считалось одним из важнейших средств развития ребенка.
Это письменность
5 слайд
Определение основных понятий
- Грамота –это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
- Грамотность – это определённая степень владения человеком навыками и умениями чтения и письма в соответствии с нормами родного (изучаемого) языка, один из базовых показателей социально-культурного развития человека.
- Подготовка к обучению грамоте- этап в процессе непосредственного обучения чтению и письму
6 слайд
Этапы обучения грамоте
- 1 этап добуквеный (подготовка к обучению грамоте)
(работа со звуками, слогами, словами, предложениями)
- 2 этап- гласные звуки и буквы (6 или 10)
- 3 этап –согласные звуки или буквы (+4 гласных), формирование механизма чтения.
7 слайд
Предпосылки к обучению грамоте
8слайд
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих
9 слайд
Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы
10 слайд
Рассмотрим каждое направление.
Звуки речи
Дети учатся:
-узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина и конец)
-анализировать особенности произнесения и звучания звука (анализ артикуляции): положение губ, зубов, языка, участие голоса, прохождение воздушной струи– знакомство с гласными и согласными, твердыми и мягкими звуками
- устанавливать последовательность звуков в слове
11 слайд
Условные обозначения при работе со звуками
12 слайд
Следующее направление
Образ буквы
- Буква- знак (образ) звука или звуков
- Буква демонстрируется детям в виде заглавной и строчной (большой и маленькой), черного цвета
Аа Бб Вв Гг Дд
- В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта
13 слайд
- Изучение буквы предполагает восприятие и запоминание её целостного образа
Особое внимание уделяется умениям детей соотносить буквы с соответствующим звуком.
14 слайд
Дидактические игры на закрепление
образа буквы
(показ игры «Моя азбука» на закрепление образа буквы)
15 слайд
- Подготовка к обучению письму включает в себя:
- Подготовки руки к письму
- Аналитико- синтетическую деятельность
- Подготовка к технике письма
- Формирование элементарных графических умений
16 слайд
Первоначальное чтение
С введением согласных звуков и букв детям дается практическое представление об основном механизме чтения слогов- позиционном чтение, то есть путем упражнений дошкольники учатся ориентироваться на гласную в слоге при его чтении. Они определяют, как читать впереди стоящую согласную(твердо или мягко)
17 слайд
Предложение. Слово
В содержание обучения грамоте включено первоначальное ознакомление с предложением и словом. Сюда входит:
- составление нераспространенных и распространенных предложений
- правильное и отчетливое их произнесение
- умение слышать отдельные предложения в потоке речи
- членение предложений на слова, последовательное выделение их из предложений
- определение количества слов в предложение
В методике детям даются первоначальные представления о слоге и ударении.
18 слайд
Схемы предложений
19 слайд
Выделяя в словах слоги, дети разделяют линии – слова вертикальными штрихами. Ударный слог обозначается маленькой черточкой (поставленный над слогом или над соответствующей гласной)
20 слайд
Подготовка к обучению письму включает в себя:
Письмо- сложный навык и в полном объёме не доступен ребенку- дошкольнику
21 слайд
Подготовка руки к письму
Включает в себя:
- Развитие мелкой моторики осуществляется на занятии и в основном в свободной деятельности детей
- Широко используются пальчиковые игры (3-4 раза вдень), ручной труд
Аналитико- синтетическую деятельность
Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов
22 слайд
Подготовку к технике письма
Включает в себя:
- Развитие пространственной ориентировки
- Написание «горизонтальных» линий с лева направо и «вертикальных» линий сверху вниз
- Развитие чувства ритма в упражнениях на слух и в практических заданиях типа «бордюр»
23 слайд
Уголок по развитию речи
Перечень игр:
1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания:
«Покатай карандаш»,
«Загони мяч в ворота»,
«Подуй на одуванчик»,
«Насос» (Картотека дыхательных упражнений).
2. Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата (работа над дикцией):
«Артикуляционная гимнастика»,
«Сказка о веселом язычке»
скороговорки,
чистоговорки,
загадки,
мирилки,
считалки,
пословицы и поговорки.
3. Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения:
«Составь предложение» - упражнять в употреблении простых, сложносочённеных и сложноподченнёных предложений.
«Что с начало, что потом» - развивать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
«Весёлый паровозик»- обучать детей делить слова на слоги.
«Составь слово» - учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
«Антонимы» - упражнять детей в подборе антонимов.
«Четвёртый лишний»- развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
«Весёлые улитки» - развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
«Что к чему» - расширение словаря, обогащение речи сущ., прилагательными.
«Плохо-хорошо»- обогащать речь прилагательными характеризующими эмоции, чувства, переживания.
«Что куда?»- учить детей правильно употреблять предлоги.
«Кто где живёт?» - расширение словаря, уточнить знания об окружающем, упражнять в составление предложений, в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок ).
«Кто как двигается?» - учить детей согласовывать существ. с глаголами, составлять предложения.
«Что для чего?» - расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.
«Что из чего?»- расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.
4. Для обучению детей составлению рассказов по плану или образцу применяем мнемотаблицы:
«Зима»,
«Домашние животный»,
«Дикие животные»,
«Что это?» и д.р.
5. Альбомы на закрепление обобщающих понятий, на согласование существительных с числительными и прилагательными:
«Осень»,
«Что растёт в огороде»,
«Дикие животные»,
«Домашние животные»,
«Времена года»,
«Настроение человека»,
«Герои сказок» и д.р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...