Конвергентное образование
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Почему междисциплинарность стала важна сейчас? Как привнести конвергенцию в обычный урок?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konvergentnoe_obrazovanie.docx13.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конвергентное образование:

как применять новый подход на обычных уроках

Конвергентный подход вызывает большое количество вопросов. Что это? Почему междисциплинарность стала важна сейчас? Как привнести конвергенцию в обычный урок?

Чтобы лучше понять важность междисциплинарного подхода, нужно начать от развития научного знания. В мере развития науки и техники постоянно сменяются два противоположных процесса: интеграция и дифференциация. Дифференциация возникает, когда появляются новые области знания, которые нужно исследовать, а интеграция – когда возникает необходимость обобщить и надежно обосновать знания, добытые в узких областях.

Это нормальный процесс для научного знания. Так, например, интеграция наук проходилась в эпоху Возрождения, а за ней в XVII – XX веках последовала масштабная научная дифференциация. Сейчас снова начался процесс интеграции научных теорий и подходов в самых разных областях, ученые хотят разработать единую теорию поля – теорию, которая смогла бы объединить все фундаментальные взаимодействия на физико-математическом уровне.

Таким образом, конвергентность или междисциплинарность – это отражение процесса объединения научных знаний и интегративного характера современного научного знания. И школа должна обучать именно этому новому научному знанию, однако важной составляющей конвергентного подхода является неразрывность предмета и способов его подачи: описывать природный мир «как он есть сам по себе», вне учета его восприятий людьми, почти невозможно. Научные знания обретают смысл, преломляясь в сознании личности конкретного человека.

Однако применить междисциплинарный подход в школе сложно в том числе и из-за дифференцированного подхода к освоению учебных предметов: выигрывая в узких знаниях одной науки, мы можем проигрывать в создании целостной картины мира у обучающихся.

Валентина Смелова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования, основываясь на собственных научных разработках и многолетнем педагогическом опыте предложила схему междисциплинарного подхода, которая может помочь учителю сделать уроки более конвергентными, не изменяя при этом фундаментальных основ преподавания и методики

Междсциплинарный подход включает в себя самостоятельные, но взаимосвязанные модули:

Междпредметные связи – наиболее разработанная в педагогической теории и практике методическая область. Например, это рассмотрение одного явления с точек зрения разных наук: функционирование гормонов в теле человека с точки зрения и биологии, и химии.

Межпредметная интеграция – это создание целостных учебных дисциплин, в которых будет отражены системы фундаментальных закономерностей развития науки. Так, во время занятий с детьми в Центре проектного творчества «Старт-Про» были проведены уроки, сочетающие в себе и взгляд на предметы искусства, и биологию: «Сытый голодному не товарищ. Изобразительное искусство на уроках биологии», «Свет бел, да люди черны: Птицы в картинах В. Васнецова», «Все боятся пауков больше всех на свете! Коррекция эмоционального фона на уроках биологии».

Конвергенция в образовании – это построение целостных учебных дисциплин, в которых интегрируются научные знания и технологические достижения на основе фундаментальных закономерностей развития естественных наук и NBIC-технологий (нанотехнологий, биотехнологии, информационных и когнитивных технологий) и в которых будут отображаться взаимопроникновения наук и технологий в ходе прогрессивного развития человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по биологии 5 класс для реализации конвергентного непрерывного естественнонаучного образования.

Календарно-тематическое планирование  для учащихся 5 классов составленно на основе Рабочей программы учебного курса биологии 5-9 классов (ФГОС ООО). УМК И.Н.Пономаревой. Реализуется в рамках инно...

Понятие и определение конвергентного образования

Понятие и определение конвергентного образования...

Доклад "Зачем нужны программы с межпредметным содержанием при конвергентном подходе"

Данная информация поможет педагогам ответить на вопрос "Зачем нужны программы с межпредметным содержанием при конвергентном подходе"...

Развитие конвергентного мышления на уроках английского языка

Презентация для выступления на педсовете по вопросу развития конвергентного мышления учащихся...

Статья: КОНВЕРГЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Конвергентное образование – это процесс, направленный на формирование междисциплинарной образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а не как школьное изуч...

Конвергентное образование.

Конвергентное обучение - это процесс взаимодействия субъектов конвергентной образовательной среды, формирующий знания, умения и навыки в области конвергентных технологий. Конвергентно-ориент...