Доклад "Зачем нужны программы с межпредметным содержанием при конвергентном подходе"
методическая разработка на тему
Данная информация поможет педагогам ответить на вопрос "Зачем нужны программы с межпредметным содержанием при конвергентном подходе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем нужны программы
с межпредметным содержанием при конвергентном подходе.
Выступление на педсовете
учителя русского языка и литературы
И.Н.Михайловой
Конвергентный подход означает сближение образовательных технологий, чтобы учащиеся освоили новое содержание образования.
Новое содержание образования выводит ученика за рамки учебных предметов, помогает синтезировать предметное знание с опытом деятельности.
В логике конвергентного подхода школа активно осваивает социокультурную среду региона, вовлекает учеников в индивидуально значимые проекты и социальные практики.
Какие основные направления конвергентного подхода учитывать в системе образования
В общем образовании складывается пять направлений конвергентного подхода, в каждом из которых можно выделить ключевую идею:
– конвергенция межотраслевая – школа выступает интегратором социокультурной среды региона;
– конвергенция уровней – школа обеспечивает преемственность содержания образования;
– конвергенция образовательной деятельности – урочную и внеурочную деятельность объединяют федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) общего образования с помощью понятия «учебное занятие»;
– конвергенция основного и дополнительного образования – школы развивают у себя сектор дополнительного образования;
– конвергенция образовательных технологий – педагоги сближают технологии формирования понятий, развития критическогомышления, развития рефлексивных механизмов познавательного опыта и технологии проектирования внутри Программы формирования/развития универсальных учебных действий, Программы воспитания и социализации учащихся.
Какую роль играют межпредметные связи
Межпредметные связи экономят время ученика, поскольку сразу дают целостное представление об окружающей реальности.
Межпредметные связи – инструмент конвергентного подхода.
Конвергентный подход усилил роль межпредметных связей в образовании и придал межпредметности новые характеристики
(табл. 1).
Критерий | Межпредметные связи на этапе инноваций 1980–1990-х годов | Межпредметные связи в логике конвергентного подхода |
Главная цель | Формирование у учащихся целостной картины мира; внедрение интегрированных учебных курсов | Достижение учащимися метапредметных образовательных результатов в единстве межпредметных понятий и универсальных учебных действий |
Область применения | Учебная деятельность учащихся | Социальный опыт учащихся, самореализация в урочной и внеурочной деятельности |
Педагогические задачи | Приобщить ученика к новому,интегрированному, знанию; создать средствами межпредметных связей условия для самостоятельного познания окружающей реальности | Формировать навыки мыследеятельности; обеспечить средствами межпредметных связей освоение метапредметов; воспитывать культуру учения и саморазвития |
Межпредметность объединяет разнородное предметное содержание.
Сегодня она нужна, чтобы внедрять в образовательную деятельность достижения науки и осваивать социокультурную среду региона; обновлять с учетом интересов учащихся и родителей формы образовательной деятельности; обеспечивать индивидуальные образовательные маршруты учащихся; усиливать преемственность
в содержании и средствах обучения по уровням общего образования.
Межпредметная составляющая в структуре образовательных результатов.
ФГОС основного общего образования включает в требования к метапредметным образовательным результатам освоенные учениками меж-
предметные понятия, универсальные учебные действия и способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Одновременно с этим ФГОС основного общего образования требует от учителя:
– формировать научный тип мышления ученика;
– развивать научные представления о ключевых теориях, типах и видах отношений;
– развивать владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами (п. 8 разд. II ФГОС основного общего образо-
вания).
Какие организационные решения реализовать
Организационные решения в контексте конвергентного подхода
применительно к учебному плану – это интегрированные учебные
курсы, элективные курсы, межпредметные погружения.
Межпредметное погружение – цикл учебных занятий, которые объединяет общая тема. Готовят межпредметное погружение учителя разных предметов. Совместно они прорабатывают информационное ядро межпредметных связей и выстраивают логику их переходов от одного учебного предмета к другому.
Возможные темы для межпредметных погружений:
– «Ресурсы и возможности» (экология, основы безопасности жизнедеятельности);
– «Вода и водные стихии» (физика, биология, литература, изобразительное искусство);
– «Что такое дом» (литература, изобразительное искусство, астрономия, психология, музыка, история, русский язык);
– «Граждане или проживающие» (обществознание, право, история, география, литература, изобразительное искусство);
– «Движение в жизни и поэзии» (физика, литература, изобразительное искусство, биология, география);
– «Путешествие в любовь» (биология, литература, изобразительное искусство, история, обществознание, экономика, право);
– «Будем здоровы» (физическая культура, биология, физика, русский язык, психология, основы безопасности жизнедеятельности, экология, обществознание, изобразительное искусство).
Во внеурочной деятельности межпредметные погружения возможны как самостоятельные интегрированные курсы. Для таких курсов разрабатывают специальные рабочие программы. Цель таких программ – помочь учащимся в целостном постижении окружающей реальности, развить мыследеятельностные навыки и формировать опыт самореализации.
В разработке участвуют педагоги, которые подготовили межпредметные
погружения. Если кадровых ресурсов для межпредметного погружения недостаточно, организуйте разовый проект на межпредметную тему.
Принцип будет тем же: педагоги объединяются для создания
конвергентного образовательного продукта, который позволит ученикам по-новому увидеть привычные им предметы.
Как конвергентный подход влияет на результаты деятельности школы
Конвергентный подход только начинает внедряться. Вам важно связать новое содержание образовательных программ с требованиями ФГОС общего образования и системой оценки образовательных результатов учащихся.
Прокомментировать таблицу №2 на слайде.
- Работа с новыми понятиями.
- Образовать прилагательное - конвергентный.
- Образовать словосочетание – конвергентный подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории.
Модуль «Туристические маршруты города Россошь», разработан на 10 часов и направлен на знакомство с историей родного города. Работа по модулю организуется путем формирования универсальных у...
Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «История семьи в истории Великой Отечественной войны»
Модуль «История семьи в истории Великой Отечественной войны» разработан на 10 часов и направлен на знакомство с историей родного города. Работа по модулю организуется путем формирования универсальных ...
Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «Россошь в годы Великой Отечественной войны» для учащихся 6 х классов I четверть
Модуль «Россошь в годы Великой Отечественной войны» разработан на 9 часов и направлен на знакомство с историей родного города в годы войны, участием земляков в разгроме фашистских захватчиков. Работа ...
Рабочая программа Модуль межпредметный «Юный краевед» 5 класс (1ч)
Предлагаемый модуль разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”. При изучении курса реализуются межпредметные связи: би...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К БИОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ СЛУХА
В статье говорится о проблеме биологического образования обучающихся с патологией слуха. Освещаются подходы к определению содержания материала по курсу биологии (на примере 5 класса), а также ос...
Задание с межпредметным содержанием
Задание предполагающее его выполнение с основой на различные науки (химия, история, литература, математика)...
Построение современного урока на основе практико-ориентированного содержания и компетентностного подхода
Рассматривается построение современного урока на основе практико-ориентированного содержания и компетентностного подхода...