КТП по биологии 5 класс для реализации конвергентного непрерывного естественнонаучного образования.
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование  для учащихся 5 классов составленно на основе Рабочей программы учебного курса биологии 5-9 классов (ФГОС ООО). УМК И.Н.Пономаревой. Реализуется в рамках инновационного проекта "Конвергентное непрерывное естественнонаучное образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КТП Биология 5 класс (ФГОС)109.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Межпредметные связи

Виды контроля и обратной связи

Демонстрации, дидактический материал

Основные виды деятельности

ДЗ

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей

УНЗ

Физика, химия, география, экология, медицина, история, математика: связь с биологией

Беседа, устный опрос

ММТ,

Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника.

 Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

Давать определение наукам биологии, ботанике, зоологии, микробиологии, микологии.

Характеризовать задачи, стоящие перед учёными-биологами

Отличительные признаки живых организмов

КУ

Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос

ММТ, интерактивный модуль ОМС

Называть  свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого.  

Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника.

Рассматривать  изображение живого организма и выявлять его органы, их функции

Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности.

 Формулировать вывод о значении взаимодействия органов  живого организма

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

КУ

Химия, физика: эксперимент

Устный опрос,

Раздаточный материал, ММТ, демонстрация эксперимента

Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.

Различать  и характеризовать методы изучения живой природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Обсуждать способы оформления результатов исследования

Увеличительные приборы

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

КУ

Физика: линза, преломление

Устный текущий индивидуальный опрос

Лабораторное оборудование, ММТ

Объяснять назначение увеличительных приборов.  

Различать  ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение.

Характеризовать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа.

Находить части микроскопа и называть их.

Изучить и запомнить правила работы с микроскопом.

Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы

Клеточное строение организмов. Ткани.

Лабораторная работа№2 «Знакомство с клетками растений»

КУ

Физика: диффузия

Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос

ММТ

3D Структура клеток кожицы лука и пробки

Лабораторное оборудование

Называть  части клетки по рисункам учебника.

Характеризовать назначение частей клетки.

Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.

 Называть ткани животных и растений по рисункам учебника,  характеризовать их строение,  объяснять их функции.

Химический  состав клетки: неорганические и органические вещества, их роль в организме

КУ

Химия: органические, неорганические вещества.

Физика: физические свойства

Тест, Устный фронтальный

ММТ, видеоролик, демонстрация эксперимента

 Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя.

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную  на них информацию о результатах опытов

Процессы жизнедеятельности клетки

КУ

Физика: диффузия, осмос

Химия: химические явления

Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос

ММТ, видеоурок, презентация

Оценивать значение питания, дыхания, размножения.

 Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение.

Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события.

 Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и  цитоплазмы клетки.

 Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема)

Контрольная работа №1 по теме «Биология – наука о жизни»

УПЗ

Контрольная работа

Раздаточный материал

Уметь воспроизводить знания и применять их в новой ситуации.

Великие естествоиспытатели

УЗ

Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос

ММТ, видеоурок

Знакомиться с  именами и портретами учёных, слушая сообщения одноклассников.

Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий.

Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии.

Формулировать вывод о вкладе учёных  в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.

Царства живой природы

УНЗ

Устный индивидуальный опрос

ММТ, презентация

 Объяснять сущность термина «классификация».

Давать определение науке систематике.

Знать основные таксоны классификации – «царство»  и «вид».

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

Рассматривать схему  царств живой природы, устанавливать связь между царствами.

Называть отличительные особенности строения  и жизнедеятельности вирусов

Бактерии: строение и жизнедеятельность

КУ

Химия: синтез веществ, реакции разложения,

Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос

ММТ, интерактивный модуль ОМС

 Выделять и называть главные особенности строения бактерий, используя рисунок учебника.

Характеризовать разнообразие форм тела  бактерий по рисунку учебника.

Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Различать свойства прокариот и эукариот.

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе

Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека

КУ

География: биосфера

Химия: химические реакции, протекающие в клетках хемосинтезирующих бактерий

Устный индивидуальный опрос

ММТ, видеоролик

Характеризовать важную роль бактерий в природе.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника,   объяснять термин «симбиоз».

Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты.

Различать  бактерий по их роли в природе.

Приводить примеры полезной деятельности бактерий.

 Характеризовать использование процесса брожения  в народном хозяйстве.

Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и  человеку, делать выводы о значении бактерий

Растения. Значение растений в природе и жизни человека

КУ

География: природные зоны,  материки, растительный покров

Тест

Фронтальный  устный опрос

ММТ, презентация

3D  Растение

Характеризовать главные признаки растений.

Различать  части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

Сравнивать  цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие.

Характеризовать  мхи, папоротники, хвощи плауны как споровые растения, знать термин «спора».

 Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических  групп.

Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.

Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека

Знакомство с внешним строением побегов растений.

Лабораторная работа№3 «Знакомство с внешним строением растений»

КУ

Физика: солнечное излучение, трение, испарение, диффузия, осмос, капиллярные явления

Устный индивидуальный опрос

ММТ,  презентация

лабораторное оборудование, натуральные объекты

Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части.

Определять расположение почек на побеге цветкового растения.

Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге.

Устанавливать  местоположение шишки.

Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны).

Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений

Животные. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

КУ

География: природные  зоны, материки, зооценоз.

Физика: простые механизмы, диффузия

Химия: реакции разложения, окисления

Фронтальный письменный опрос

ММТ, презентация

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных.

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие,  называть части их тела.

Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Называть многоклеточных животных, изображённых  на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

Наблюдение за передвижением животных

Лабораторная работа№4« Наблюдение за передвижением животных

КУ

Физика: движение, трение

Устный индивидуальный опрос ---

ММТ, презентация, Лабораторное оборудование

Готовить микропрепарат  культуры инфузорий.

Соблюдать правила работы  с микроскопом.

Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении  

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость  и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей.

Зарисовать общий облик инфузории.  

Формулировать вывод о значении  движения для животных.

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Грибы  Общая характеристика грибов.

КУ

Физика: диффузия, осмос

Химия: реакции разложения, окисления

Биологический диктант,

Фронтальный устный опрос

ММТ,   презентация, натуральные объекты

Устанавливать сходство гриба с растениями  и животными.

Описывать  внешнее строение тела гриба, называть его части.

Определять место царства  Грибы среди эукариот.

Называть знакомые виды грибов.

 Рассказывать о своих встречах с грибами в лесу.

Характеризовать питание грибов.

Давать определения терминам:  «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень,  пояснять их примерами.

Многообразие и значение грибов

КУ

География: природные зоны, материки.

Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация, натуральные объекты

Характеризовать строение шляпочных грибов.

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

 Знать значение терминов  «антибиотик», «пенициллин».

Различать съедобные и ядовитые грибы.

Обсуждать правила сбора и использования грибов.

 Характеризовать значение грибов для человека и для природы

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека

КУ

География: природные зоны, материки.

Химия: вещества органические, неорганические, органические кислоты,  химические свойства

Тест

Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов -  гриба и водоросли.

Различать   типы лишайников на рисунке учебника.

Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

 Выявлять преимущества  симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

УЗ

География: Красная книга

Фронтальный устный опрос

ММТ, презентация

 Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений,  определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.

 Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом

Контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов»

УПЗ

КР

Раздаточный материал

Отвечать на итоговые вопросы по темам 1, 2.

Выполнять итоговые задания по материалам темы.

Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала

Среды жизни планеты Земля.

УНЗ

География: среды жизни, материки, природные зоны, климат

Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация

 Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

 Называть и характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника.

Приводить примеры обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

Составлять и защищать мини-проект.

Экологические факторы среды.

КУ

География: природные зоны, климат, факторы неживой природы

Физика: радиоактивность,  солнечное излучение (инфракрасные, ультрафиолетовые лучи)

 Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация

Давать определения  понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы»,  «антропогенный фактор».

Выявлять и различать действие факторов среды на организмы.

Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.  

Приспособления организмов к жизни в природе

КУ

Физика: трение, испарение

 Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация

 Выявлять  взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.

Называть примеры сезонных изменений у организмов.

Характеризовать по рисункам учебника  приспособленность животных и растений к среде обитания.

Природные сообщества

КУ

География: климат, природные зоны, материки.

Физика: масса

Химия: реакции синтеза и распада, органические, неорганические вещества.

 Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация, атлас

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь».

Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ.

Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Объяснять сущность  понятий: «производители», «потребители», «разрушители», «природное сообщество».

Различать и характеризовать разные природные сообщества.

Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе.

Характеризовать значение природного сообщества для жизни  его обитателей

Природные зоны России

КУ

География: природные зоны, климат, геоботаника, зоогеография

 Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, презентация, атлас

Объяснять сущность понятия «природная зона».

Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи.

Различать и объяснять особенности животных разных природных зон.

 Приводить примеры редких растений и  животных, охраняемых  государством,  объяснять роль Красной книги в охране природы

Жизнь организмов на разных материках. Понятие о материке как основной части суши

КУ

География: материки, природные зоны, климатические зоны, характеристика воздушных масс, Красная книга

Физика: плотность, трение, движение, температура

 Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, презентация, атлас

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике.

Объяснять сущность понятия «местный вид».

Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.

Описывать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

Жизнь организмов в морях и океанах

КУ

География: материки, природные зоны, климатические зоны, Мировой океан, Красная книга

Физика: плотность, трение, движение, температура

 Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, презентация, атлас

Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Объяснять  причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и  особого строения тела у рыб.

Оценивать роль планктона для других живых организмов.

 Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания

Контрольная работа №3 по теме

«Жизнь организмов на планете Земля»

УПЗ

 Фронтальный письменный опрос

Раздаточный материал

Отвечать на итоговые вопросы  темы. Высказывать и аргументировать  своё мнение по заданному утверждению.

Обсуждать проблемные вопросы темы в малых группах.

Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе.

 Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы

Как появился человек на Земле. Место чело века в системе органического мира.

УНЗ

География: материки, антропогенез

Физика: сила тяжести, механическая работа

 Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация, раздаточный материал

Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.

 Характеризовать особенности строения тела и  жизнедеятельности неандертальцев.

Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.

Устанавливать  связь между развитием головного мозга и поведением древних людей.

Характеризовать существенные признаки современного человека.

 Объяснять роль речи и общения  в формировании современного  человека.

Приводить примеры деятельности человека в природе.

Формулировать вывод о том,  что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

Как человек изменял природу

КУ

География: материки, природные зоны, климатические зоны,  Красная книга.

Химия: вещества, химические свойства веществ, разрушающих природу

Физика: радиоактивность

 Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация

Анализировать пути расселения человека по карте  материков Земли.

Приводить примеры  негативного воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр.

Обсуждать причины  сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок.

Аргументировать необходимость охраны природы.

Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле

Последствия деятельности человека в экосистемах

КУ

География: Красная книга, заповедники, заказники, национальные парки разных стран,

 Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация

Называть животных, истреблённых человеком.

Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.

Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся в охране.

 Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на  охоту как мероприятие по охране животных

Роль человека в биосфере Экологические проблемы

УЗ

География: биосфера

Химия

 Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация

Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе.

Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным.

Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул.

Объяснять значение Красной книги ЯНАО.

 

Контрольная работа №4 по теме Человек на планете Земля

УПЗ

Фронтальный письменный опрос

Раздаточный материал

Отвечать на вопросы итогового теста, знать термины, уметь работать с рисунками и схемами.

Экскурсия

«Весенние явления в природе

отчет

Раздаточный материал

Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Рабочая программа по биологии для 5 класса основное общее образование 5-9 класс срок реализации 2015-2020 год

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего о...

Проектирование урока по биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Проектирование урока по биологии в 5 классев условиях реализации ФГОС основного общего образования...

мастер-класс Роль ИОС в непрерывном профессиональном образовании педагога (часть 1)

Мастер-класс дает учителю возможность обобщить накопленный материал по вопросу использования информационно-образовательной среды в работе....

мастер-класс Роль ИОС в непрерывном профессиональном образовании педагога (часть 2)

Мастер-класс дает учителю возможность обобщить накопленный материал по вопросу использования информационно-образовательной среды в работе....

Профессиональная компетенция учителя биологии в условиях реализации ФГОС Основного общего образования.

Профессиональная компетенция учителя биологии в условиях реализации ФГОС Основного общего образования. Выступление на Вебинаре.как в условиях реалзации ФГОС второго покаления повысить профессиональный...

Доклад на тему: "Система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей в сфере естественнонаучного образования в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка».

    В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный  проект «Образование», в рамках которого  предусмотрена реализация        нацио...