Профессиональная ориентация воспитанников детского дома на выбор рабочих профессий, востребованных на региональном рынке труда.
статья
Предварительный просмотр:
Профессиональная ориентация воспитанников детского дома на выбор рабочих профессий, востребованных на региональном рынке труда.
Соц.педагог МКОУ «Детский дом»
Осинниковский городской округ
А.А.Елисеева
Современные условия жизни в нашей стране, а именно социально-экономическая и политическая нестабильность привели к низкому уровню жизни населения. Особенно негативно это отразилось на судьбе социально незащищенных его слоев, прежде всего детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сегодня в нашем детском доме находится 50 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По статистическому анализу, проводимому сотрудниками нашего учреждения из нашего детского дома последние несколько лет ежегодно выпускается от 5 до 10 детей-сирот. Из них около 97% поступают в средние специальные учебные заведения, остальные 3% трудоустраиваются, случайно выбирая профессию без учета своих склонностей и способностей. Наши дети чаще других испытывают проблемы как с профессиональным, так и с личностным самоопределением. Причинами этому являются:
- условия жизни в детском доме: замкнутость и ограниченность пространства, и как следствие однообразность социальных контактов.
- отсутствие общения с родственниками, следовательно, отсутствие примера самореализации предков. Потеря контактов с родителями – это потеря личной истории, возможности построения собственной жизни на примере предыдущего поколения. Дети не мечтают стать «врачами или учителями, как мама или дедушка», а начинают мыслить проблемами сегодняшнего дня «хочу закончить школу, а дальше будет видно».
Отдельной проблемой стоит выделить отсутствие важной особенности в отношениях к себе со стороны взрослых – это безусловной любви со стороны родителей и родственников. Поэтому дети живут в ситуации постоянной оценки своих действий и поступков, и их не всегда положительной критики. Следовательно, не могут оценивать себя адекватно.
Наличие этих факторов приводит к проблемам профессиональной ориентации воспитанников детского дома. А именно сужение круга выбираемых профессий и ограничение мотивации выбора. Этим обусловлено выбор важнейшего направления работы педагогического коллектива детского дома - организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников.
Профориентационная работа с воспитанниками нашего учреждения начинается гораздо раньше, чем ребенок достигнет возраста, в котором для него станет актуальным профессиональный выбор. Данная работа осуществляется в рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению будущего профессионала. Развитие необходимых качеств начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда происходит формирование понятия необходимости труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполненной работы и любви к ней.
Профессиональное просвещение начинается в младших классах и является первым этапом профессиональной ориентации воспитанников.
На следующем этапе среднего школьного возраста(11-13лет) у детей формируются умения ориентироваться в мире профессий, интересы к конкретной сфере профессиональной деятельности через включение в общественно-полезный труд; знакомство с содержанием труда той или иной профессии.
На следующем возрастном этапе (13-15лет) основное внимание направлено на социально-профессиональную направленность выбора профессии с учетом психических и физических возможностей и склонностей воспитанников. В этот период проводятся трудовые пробы, которые предполагают попробовать воспитанника в различных видах труда непосредственно в учебных мастерских.
Важной особенностью работы сотрудников учреждения по профессиональной ориентации воспитанников детского дома является направленность профессиональных интересов детей на рабочие специальности, востребованные на рынке труда в нашем регионе. Это обусловлено несколькими причинами.
Первой причиной является невысокий уровень знаний выпускников детского дома. А так как вопрос профессионального определения не является в работе нашего учреждения формальным, его прорабатывание необходимо для принятия оптимального решения по каждому ребенку.
Низкий уровень знаний, не оправдывает однообразия устройства выпускников в однотипные учреждения профессионального образования. Ведь зачастую у ребят есть способности к творчеству, есть таланты в рукоделии. И возможно именно это и может стать первым шагом при выборе профессии, надо лишь подтолкнуть ребенка. К выпуску из детского дома дети должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет достаточную профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдержать конкуренцию при наличии безработицы.
В связи с этим структура профориентационных занятий опирается на познавательные интересы детей, на то, что им действительно интересно.
Вторая причина – это психологические особенности детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А именно дети должны ощущать конкретный результат своей деятельности. Видеть итог своих действий. Тогда наступает психологическое удовлетворение и понимание цели выполняемой работы.
На психологических профориентационных занятиях большое внимание уделяется стратегии выбора профессии, человеческому фактору (эмоциональный интеллект, конструктивное взаимодействие), планированию профессиональной карьеры. Педагог - психолог использует такие формы работы, как: тренинг (где присутствуют элементы самодиагностики, ролевые игры, упражнения, направленные на формирование психологической готовности к обоснованному выбору профессии и развитию навыков планирования профессиональной карьеры).
Третья причина – это неосознанное отношение и непонимание серьёзности выбора профессии для будущей успешной социализации в обществе воспитанниками детского дома. Дети в силу своего детского мышления, живя в ситуации, когда за тебя всё решают взрослые, решают вопрос выбора профессии, не опираясь на потребности рынка труда с перспективой иметь работу и постоянный заработок. А осуществляя выбор по правилу «а я хочу».
По решению данной проблемы у детского дома налажена тесная взаимосвязь с центром занятости. Встречи, занятия, организованные специалистами службы центра занятости направлены на информирование воспитанников о рынке труда в Кемеровской области, на выявление расположенности интересов детей к какой – либо профессии.
Таким образом, работа по профессиональной ориентации воспитанников детского дома необходима и важна и решает главную проблему, с которой приходится сталкиваться каждому выпускнику интернатного учреждения, социального самоопределения в обществе и адаптации в новых жизненных условиях.
Список литературы.
- Бендюков, М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда?/ М.Бендюков, И.Соломин, М.Ткачев. - СПб.: Литера плюс, 1997.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий./ Э.Ф.Зеер.- Екатеринбург: УГППУ, 1997.c.57
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения./ Е.А. Климов. -М.:Academia, 2007г.c.104
- Кормакова, В. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий / В.Н. Кормакова //Воспитание школьников. – 2010. - №1. - С. 34-38.
- Тихонцева Н. Г. Особенности социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения воспитанников детского дома в условиях малого города // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 172-178. — URL https://moluch.ru/archive/8/561/ c/15
- Тоистева, О. С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / О.С. Тоистева //Народное образование. - 2010. - №1. - С.257-259.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выбор професии (рекомендации воспитаннику детского дома)
Дидактический материал, который может использовать воспитатель в работе по профессиональному самоопределению воспитанников...
Профессиональное и личностное самоопределение воспитанника детского дома - важное звено в подготовке к самостоятельной жизни.
Главная задача нашего детского дома - изучить и развить у воспитанников способность к профессиональному и личностному самоопределению, подготовить их к самостоятельной жизни после выхода из детского д...
ПРОГРАММА РАБОТЫ «Самоопределение воспитанников детского дома как основа их профессиональной ориентации»
Целями данной работы являются исследование особенностей самоопределения детей-сирот и составление программы профориентации для них....
Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Кот в мешке или типичные ошибки при выборе профессии"
Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В резу...
Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Есть такая профессия - инженер"
Знакомство воспитанников с профессией инженера, рассказ о истории и значимости профессии, её плюсах и минусах, о многообразии её специализаций....
Презентация «Развитие творческой активности и интереса у воспитанников детского дома в процессе ручного труда»
Развитие творческой активности и интереса у воспитанников детского дома проходит в практической деятельности, особенно на занятиях ручного труда. Работа с различным материалом позволяет ребенку непоср...
«Профориентация школьников на профессии, востребованные на региональном рынке труда».
В нашей жизни с вами уже много было всего: модернизация, реорганизация, оптимизация, ЕГЭ, ГИА, ФГОСы, стандарты и в будущем нас ждут всё новые и новые изменения в образовании и всякий раз, когда на ва...