Районные педагогические чтения «Формирование естественнонаучной грамотности средствами ресурсов центра «Точка роста»»
методическая разработка (8 класс)
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кумарейская средняя образовательная школа
«Формирование естественнонаучной грамотности средствами ресурсов центра «Точка роста»»
Н. В. Орлова
Учитель химии
МБОУ Кумарейская СОШ
Кумарейка 2023
О функциональной грамотности сегодня говорят все больше и больше и это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией и детей нужно учить ориентироваться в нем.
Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957г. Функциональная грамотность понималась, как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни.
Современное понятие «функциональной грамотности» понимают, как способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.
Особенности понятия функциональной грамотности:
- Направленность на решение бытовых проблем;
- Основа-базовый уровень навыков чтения и письма;
- Возможность решения стандартных стереотипных задач.
Функциональная грамотность делится на составляющие: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции.
Целью функциональной грамотности является развитие функциональной грамотности личности, которая способна применять и использовать постоянно приобретенные знания, навыки и умения для решения жизненно-практических задач в различных сферах деятельности человека, социальных отношений и общения.
Основная задача функциональной грамотности – это адаптация к жизни личности, через проектирование и проведение уроков, направленных на развитие функциональной грамотности у школьников.
Функциональная грамотность, как базовое определение личности включает:
- Готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и самим собой;
- Способность решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности;
- Совокупность умений строить социальные отношения в соответствии нравственным ценностям социума;
- Наличие рефлексивных качеств обеспечивающих стремление к дальнейшему образованию и духовному развитию.
Функционально грамотный человек должен обладать такими качествами, как:
- Самостоятельный человек ( умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации, умеющий отвечать за свои решения);
- Человек познающий ( обладающий сформированной целостной картиной мира, обладающий набором компетенций (ключевых и предметных));
- Человек умеющий жить среди людей (владеющий речью, как средством взаимодействия, умеющего соотносить свои действия с действиями других людей).
Функциональную грамотность в школе можно представить в виде картины, которая разбита на пазлы: математическая функциональная грамотность формируется на уроках математики, геометрии; финансовая грамотность активно используется и формируется на уроках финансовой грамотности и экономики; креативное мышление и глобальные компетенции развивают на уроках технологии, дизайна; естественнонаучная финансовая грамотность представлена на уроках биологии, географии и химии.
В данной работе будет представлена отрасль естественнонаучной грамотности. Естественнонаучная финансовая грамотность позволяет школьнику участвовать в аргументированном обсуждении проблем по средствам следующих компетенций:
1. Научно объяснять явления;
2. Понимать особенности естественнонаучного исследования;
3. Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Формирование данной отрасли финансовой грамотности будет представлено на примере урока химии посредством применения оборудования центра «Точка Роста».
Предмет «химия» включает не только химическое значение, но и так же сведения философского и социального характера, эмоционально –нравственной категории, проблемы технологии, охраны окружающей среды, здоровья человека и множество других вопросов.
В содержание учебного курса включаются лабораторные опыты и практические работы, предназначенные для ознакомления учащимися с вопросами и химическими процессами и формирования у них экспериментально-практических умений, а также различные виды расчетных и качественных задач. Предметное обучение химии следует рассматривать в качестве необходимого компонента школьной воспитывающее-развивающей среды, формирующие личностные предметные знания и опыт личности учащихся, способный выступить в качестве основы выработки жизненных позиций, гуманистических ценностных ориентиров личности как основа поведения в настоящем и в будущем развитию умений самореализации и само выдвижений. Этому должны служить разнообразные методы и формы организаций занятий.
Центр образования естественнонаучной технологической направленности «Точка роста» на МБОУ Кумарейская СОШ создан в 2021 году в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образования». Он призван обеспечить повышение охвата обучающихся программ основного общего и дополнительного образования естественнонаучной и технологической направленностей с использованием современного оборудования.
В рамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение школ современным оборудованием центра «Точка роста». Для химико-биологической лаборатории было предоставлено оборудование:
Химическая посуда, химические реактивы, микроскоп «Эврика», цифровые наборы «Архимед»( химия, биология), ноутбук. Внедрение этого оборудования позволяет качественно изменить процесс обучения. Появляется возможность количественных наблюдений и опытов для получения достоверной информации о химических процессах и объектах. Данное оборудование предоставляет возможность развивать естественнонаучную функциональную грамотность через демонстрацию мастер-классов, практические и лабораторные работы. Ресурсы «Точки роста» очень обширны и предоставляют такую возможность, как выполнение работ, которые не прописаны в предметной учебной программе, что является большими возможностями для развития детей во внеурочной деятельности и расширения знаний не только в рамках учебника. Без химического эксперимента не может быть хорошего и качественного обучения предмету. Определяющим в качестве и количестве школьных экспериментов является мастерство и креативность мышления педагога, главным помощником в этом вопросе отлично подходят сборники лабораторных и практических работ «Точка роста», в которых подробно описаны работы с заданными целями, задачами, ходом работы и самоконтроля. В результате экспериментов и опытов школьники овладевают познавательными, коммуникативными, регулятивными, универсальными учебными действиями, применяя знания в повседневной жизни. У детей возникают устойчивые ассоциации между знаково-символической системой параграфов учебника и конкретными веществами и их свойствами.
Учебный химический эксперимент можно разделить на две группы демонстрационный и ученический. Демонстрационный эксперимент включает в себя исследовательский и иллюстративный методы. Ученический эксперимент подразделяется на: лабораторные опыты, практические занятия, практикумы и домашние опыты.
Лабораторные опыты-это вид самостоятельной работы, которая направлена на выполнение химических опытов на любом этапе урока для более продуктивного усвоения материала и получение конкретных, осознанных и прочных знаний. Опыты позволяют наглядно показывать связь теории и эксперимента и на практике убедиться в действительности законов химической науки и возможности научного предвидения. Использование лабораторных работ в обучении позволяет ознакомить обучающихся не только с самими явлениями, но и методами химической науки.
Дидактическая цель лабораторных опытов состоит в приобретении новых знаний, так как они проводятся при изучении нового материала. А по форме организации лабораторные опыты можно разделить на:
- Индивидуальные;
- Групповые;
- Коллективные.
Оформление результатов опытов ведется в рабочих тетрадях.
Правильно поставленный лабораторный опыт и четкие выводы из него-важнейшее средство формирования научного мировоззрения обучающихся. В соответствии с Федеральным государственным стандартом в курсе изучения предмета химии, учащиеся, проводя различные опыты, познают целостную картину мира. В процессе изучения химии опыт является своеобразным объектом обучения, методом исследования, источником и средством нового знания.
Как показывает опыт педагогической деятельности, обучающиеся могут знать суть вопроса, но не всегда могут поделиться своими знаниями , т.е их коммутативная компетентность сформирована не полностью.
С одной стороны, хорошо известно, что глубокое, основательное понимание предмета формируется тогда, когда ты можешь донести очень сложную информацию доступным собеседнику языком. С другой стороны, при решении заданий, обучающемуся, приходится все чаще опираться на свой жизненный опыт, привлекать знания, полученные на других предметах естественнонаучного цикла, уметь высказывать предположения, принимать решения или отвергать их.
Список литературы:
Уроки функциональной грамотности (работаем по ФГОС общего образования) / сост.: А_ Н. Величко, А_ Н. Москвина. — Новосибирск: Изд-во НИМРО, 2021. — 180 с.
Методические рекомендации «Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по химии» Составитель: Червонец _Л., старший преподаватель центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ТОИПКРО, 2022 - 22л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Реализация дополнительного образования учащихся МБОУСОШ №6 с.Вольного муниципального образования Успенский район в Центре «Точка Роста» по направлению « 3D- моделирование»
Реализация дополнительного образования учащихся МБОУСОШ №6 с.Вольного муниципального образования Успенский район в Центре «Точка Роста» по направлению « 3D- моделирование»...

СТАТЬЯ " СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ"
Цель моего выступления - показать возможности использования кейс - технологии как эффективного средства формирования естественнонаучной грамотности. Попытаемся раскрыть н...
Использование внеурочного чтения для формировании естественнонаучной грамотности
Использование внеурочного чтения для формировании естественнонаучной грамотности...

приказ об итогах заседания ресурсного центра "Организация деятельности центров "Точка роста"
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«КУТЬ – ЯХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»Ханты – Мансийского автономного округа-Югры Нефтею...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Увлекательный мир химии» «Точка Роста»
Данная программа «Увлекательный мир химии» создана с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Она ориентирован на учащихся 12-15 лет, то есть такого возраста, ко...

Дополнительная общеразвивающая программа как инструмент развития научно-технического творчества детей в образовательном центре «Точка роста» Карталинского муниципального района
пример дополнительной общеразвивающей программы технической направленности(Из опыта работы педагогов Челябинской области)...