СТАТЬЯ " СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ"
статья по биологии (8 класс)
Цель моего выступления - показать возможности использования кейс - технологии как эффективного средства формирования естественнонаучной грамотности. Попытаемся раскрыть некоторые особенности образовательных кейсов, проанализировать эффективность использования данной технологии в формировании естественнонаучной грамотности, познакомимся с практикой применение кейса на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrochenko_s.m._408.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема моего выступлении: « Кейс - технологии как средство формирования естественнонаучной грамотности».
Восточная мудрость гласит : « Приобретать знания - храбрость, приумножать их - мудрость, а умело применять - великое искусство.»
Наши учащиеся уверенно и успешно выполняют задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затрудняются применить их в ситуациях, близких к реальной жизни.
осуществлять поиск информации по ключевым словам
анализировать процессы проведения исследований
составлять прогнозы на основе имеющихся данных
интерпретировать научные данные и данные исследований , лежащих в основе доказательств и выводов
интерпретировать графическую информацию
проводить оценочные расчеты и прикидки
Цель моего выступления - показать возможности использования кейс - технологии как эффективного средства формирования естественнонаучной грамотности. Попытаемся раскрыть некоторые особенности образовательных кейсов, проанализировать эффективность использования данной технологии в формировании естественнонаучной грамотности, познакомимся с практикой применение кейса на уроках биологии.
Важными составляющими функциональной грамотности являются способность человека активно действовать, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции.
Известно, что «естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками его готовность интересоваться естественнонаучными идеями».
Современно мыслящий человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся, в том числе, и к естественным наукам, что требует от него следующих компетенций:
научно объяснять явления,
оценивать и планировать научные исследования,
научно интерпретировать данные и доказательства.
Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:
1. «Общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.
2. Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.
Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:
- использование естественнонаучных знаний в жизненных ситуациях;
- выявление вопросов, на которые может ответить естествознание;
- понимание специфики, особенностей естественнонаучного исследования;
- умение описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.
Привлекательность данной технологии в объединении деловых и ролевых игр, метода проектов и практики ситуативного анализа.
Специфика учебных кейсов заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для успешного решения необходимо не только конкретное предметное знание, но и интегративное знание нескольких дисциплин. Во всех случаях решение учебных кейсов направлено на достижение межпредметных и метапредметных результатов.
Кейс включает в себя:
1.Сюжетную часть – случай, проблема, история из реальной жизни;
2. Методическую часть –задания и вопросы для работы с кейсом;
3. Информационную часть – приложения (глоссарий, параграф учебника, научная статья и т.д.)
В практике моей работы учебные кейсы на уроках биологии в 8 классе разработаны на основе :
-построения заданий к тексту параграфов учебника
- применения заданий в рабочей тетради на печатной основе к учебнику
-построения задач на основе дополнительной литературы
-применении заданий ОГЭ из открытого банка заданий ФИПИ.
Кейсы представлены в форме текстов , видео-кейсов ,таблиц ,графиков ,рисунков.
Предлагаю вашему вниманию 2 варианта кейсов по теме «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней».
Первый кейс составлен на основе статьи журнала «Твое здоровье». Работа с кейсом может быть организована в мини-группах . Учащимся предлагается объяснить с научной точки зрения почему при чтении в транспорте наступает ухудшение зрения. Учащиеся смогут согласиться или не согласиться с высказыванием автора статьи , аргументировать свою позицию на основе полученных знаний по изучаемой теме.
Второй кейс «На приеме у офтальмолога» выполнен на основе видеоролика .Учащимся предлагается просмотреть небольшой видеофрагмент и затем выполнить задание .
Работу с кейсом можно организовать в группах сменного состава . Итогом работы будет принятый ряд правил сохранения зрения. Кейс имеет яркую практическую направленность, учит осознанному следованию правилам гигиены, а так же направлен на развитие метапредметных компетенций учащихся.
(Предлагаю работу с видеокейсом : просмотр видео-2минуты, изучение кейс-задания -1 минута)
Применение кейс-технологий на уроках биологии позволяет создавать ситуации, формирующие новые знания, обеспечивает развитие у учащихся коллективных навыков сотрудничества, товарищеской взаимопомощи, что является очень важным мотивирующим фактором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Современная педагогическая технология в практике обучения математике"
Доклад по теме: "Технология мастерских"...
Творческая мастерская "Современная педагогическая технология в практике обучения математике"
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как пр...
Внедрение современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей
Рекомендация для педагогов ДОД...
Выступление на тему: "Современные педагогические технологии в практике учителя"
Современные педагогические технологии в практике учителя.Цель работы – теоретический обзор современных педагогических технологий.Задачи работы:1. Рассмотреть современные ...
задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».
В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...
Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"
Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...
Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...