СТАТЬЯ " СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ"
статья по биологии (8 класс)

Петроченко Светлана Михайловна

Цель моего выступления - показать  возможности  использования кейс - технологии как эффективного средства формирования естественнонаучной грамотности. Попытаемся    раскрыть некоторые особенности образовательных кейсов, проанализировать эффективность использования данной технологии в формировании естественнонаучной грамотности, познакомимся с  практикой  применение кейса на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrochenko_s.m._408.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего выступлении: « Кейс - технологии как средство формирования естественнонаучной грамотности».

 

Восточная мудрость гласит : « Приобретать знания - храбрость, приумножать их - мудрость, а умело применять - великое искусство.»

Наши учащиеся уверенно и успешно выполняют задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затрудняются  применить их в ситуациях, близких к реальной жизни.

осуществлять поиск информации по ключевым словам

анализировать процессы проведения исследований

составлять прогнозы на основе имеющихся данных

интерпретировать научные данные и данные исследований , лежащих в основе доказательств и выводов

интерпретировать графическую информацию

проводить оценочные расчеты и прикидки

Цель моего выступления - показать  возможности  использования кейс - технологии как эффективного средства формирования естественнонаучной грамотности. Попытаемся    раскрыть некоторые особенности образовательных кейсов, проанализировать эффективность использования данной технологии в формировании естественнонаучной грамотности, познакомимся с  практикой  применение кейса на уроках биологии.

Важными  составляющими функциональной грамотности являются способность человека активно действовать, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции.

Известно, что «естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками его готовность интересоваться естественнонаучными идеями».

Современно мыслящий человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся, в том числе, и к естественным наукам, что требует от него следующих компетенций:

научно объяснять явления,

оценивать и планировать научные исследования,

научно интерпретировать данные и доказательства.

Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:

1. «Общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.

2. Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:

- использование естественнонаучных знаний в жизненных ситуациях;

- выявление вопросов, на которые может ответить естествознание;

- понимание специфики,  особенностей естественнонаучного исследования;

- умение  описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.

Привлекательность данной технологии в  объединении деловых и ролевых игр,  метода проектов и  практики  ситуативного анализа.

Специфика учебных кейсов заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для успешного  решения необходимо не только конкретное предметное знание, но и интегративное знание нескольких дисциплин.  Во всех случаях решение учебных кейсов направлено на достижение межпредметных и метапредметных  результатов.

Кейс включает в себя:

1.Сюжетную часть – случай, проблема, история из реальной жизни;

2. Методическую часть –задания и вопросы для работы с кейсом;

3. Информационную часть – приложения (глоссарий, параграф учебника, научная статья и т.д.)

В практике моей работы учебные кейсы на уроках биологии в 8 классе разработаны  на основе :

-построения заданий к  тексту  параграфов учебника

- применения  заданий в рабочей  тетради на печатной основе к учебнику

-построения задач на основе дополнительной литературы

-применении  заданий ОГЭ из открытого банка заданий ФИПИ.

Кейсы представлены в форме текстов , видео-кейсов ,таблиц ,графиков ,рисунков.

Предлагаю вашему вниманию 2 варианта кейсов по теме «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней».

Первый кейс составлен на основе статьи журнала «Твое здоровье». Работа с кейсом может быть организована в мини-группах . Учащимся предлагается объяснить с научной точки зрения почему при чтении в транспорте наступает ухудшение зрения. Учащиеся смогут согласиться или не согласиться с высказыванием автора статьи , аргументировать свою позицию на основе полученных  знаний по изучаемой теме.

Второй кейс «На приеме у офтальмолога» выполнен на основе видеоролика .Учащимся предлагается просмотреть небольшой видеофрагмент и затем выполнить задание .

Работу с кейсом можно организовать в группах сменного состава . Итогом работы будет принятый ряд правил сохранения зрения. Кейс имеет яркую практическую направленность, учит осознанному следованию правилам гигиены, а так же направлен на развитие метапредметных компетенций учащихся.

(Предлагаю работу с видеокейсом : просмотр видео-2минуты, изучение кейс-задания -1 минута)

        

Применение кейс-технологий на уроках биологии позволяет создавать ситуации, формирующие  новые знания, обеспечивает развитие у учащихся коллективных навыков сотрудничества, товарищеской взаимопомощи, что является очень важным мотивирующим фактором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Современная педагогическая технология в практике обучения математике"

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как пр...

Выступление на тему: "Современные педагогические технологии в практике учителя"

Современные педагогические технологии в практике учителя.Цель работы – теоретический обзор современных педагогических технологий.Задачи работы:1.      Рассмотреть современные ...

задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».

В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...

Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"

  Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно  важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...