Проектная работа "Береги зрение с детства"
проект
Предварительный просмотр:
Все чаще и чаще на улицах моего города можно встретить школьника, который носит очки. Это говорит о том, что современный мир и новые компьютерные технологии отрицательно влияют на зрение маленьких жителей нашей планеты. С первых дней жизни ребенок видит окружающий его мир, но лишь постепенно начинает разбираться в том, что он видит. С самого зарождения начинается формирование всех элементов глаза, после рождения ребенка оно продолжается и длится на протяжении 5 лет.
Глаза играют роль главного компаса в жизни, хотя о глазах мы вспоминаем лишь тогда, когда они начинают болеть. Зрение позволяет нам наслаждаться красотой природы, заниматься спортом, читать захватывающие книги и смотреть красочные фильмы.
Я хочу рассказать о том, как сохранить зрение школьника, какую роль зрение играет в жизни человека, какие факторы положительно и отрицательно влияют на зрение ребенка. Необходимо на родительском собрании дать рекомендации для поддержания зрения, продемонстрировать упражнения , сделать выводы .Но, вначале, хотелось бы вспомнить о строении глаза.
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. А по сравнению с глазами животных обладает и большими возможностями. Например, голубь видит очень далеко, но только днем. Совы и летучие мыши хорошо видят ночью, но днем они слепы. Многие животные не различают отдельного цвета.
Произведения искусства, литературы, уникальные памятники архитектуры стали возможны благодаря глазу. В освоении космоса органу зрения принадлежит особая роль. Еще космонавт А.Леонов отмечал, что в условиях невесомости ни один орган чувств, кроме зрения, не дает правильной информации для восприятия человеком пространственного положения.
Появление и развитие органа зрения обусловлены многообразием условий окружающей среды и внутренней среды организма. Свет явился раздражителем, который привел к возникновению в животном мире органа зрения.
Зрение обеспечивается работой зрительного анализатора, который состоит из воспринимающей части – глазного яблока ( с его вспомогательным аппаратом), проводящих путей, по которым изображение, воспринятое глазом, передается вначале в подкорковые центры, а затем в кору большого мозга (затылочные доли), где расположены высшие зрительные центры.
Глазное яблоко расположено в костном вместилище – глазнице, имеющей ширину и глубину около 4 см; по форме она напоминает пирамиду из четырех граней и имеет четыре стенки. В глубине глазницы имеются верхне- и нижне- глазничная щели, зрительный канал, через них проходят нервы, артерии, вены. Глазное яблоко расположено в переднем отделе глазницы, отделенном от заднего отдела соединительной перепонкой – влагалищем глазного яблока. В заднем отделе ее расположены зрительный нерв, мышцы, сосуды, клетчатка.
Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя и пыли. Назначение слёз – смачивать поверхность глазного яблока, чтобы она не высохла. Слёзные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз. По строению глаз похож на фотокамеру. Стенка его состоит из трёх оболочек: наружной (белой непрозрачной склеры и прозрачной роговицы); сосудистой – с радужкой; сетчатой. наружной (белой непрозрачной склеры и прозрачной роговицы); сосудистой – с радужкой; сетчатой. Зрачок - отверстие, которое «впускает» световые лучи внутрь глаза Хрусталик – маленькая двояковыпуклая линза. Сетчатка – экран глаза; именно она воспринимает световые волны и преобразует их в электрические импульсы, которые попадают в головной мозг.
Когда мы немножко узнали о строении глаза стоит поговорить о том, какие факторы положительно, а какие - отрицательно влияют на зрение школьника. К отрицательным факторам можно отнести:
1) неправильную посадка за рабочим столом, а именно вредную привычку писать и читать сильно склонив голову над партой;
2) недостаточное освещение рабочего места дома и в школе;
3) мебель, неподходящую по росту и возрасту школьника, которую он использует для подготовки уроков;
4) усиленную зрительную нагрузку на глаза, особенно при просмотре телевизора и компьютера на близком расстоянии.
Но нельзя не сказать о положительных сторонах, потому что именно благодаря им можно поддержать зрение любого школьника в удовлетворительном состоянии. Так, к положительным факторам можно отнести:
1) правильную посадку учеников;
2) использование удобной учебной мебели;
3) достаточное освещение кабинетов;
4) физкультминутки во время уроков;
5) безопасное использование компьютерных средств.
Я применяю на уроках не только подвижные физкультминутки , для мозга, но и анимационные, электронные физкультминутки для глаз. Они сохраняют зрение, снимают усталость с глаз во время работы на уроке, предупреждают утомляемость глаз , формируют навыки здорового образа жизни. Такие физкультминутки как:
«Крошка енот», «Вот оно какое наше лето», «Дом для поросёнка», «Снеговик», «Собачка», «Космос», «Облака», «Радуга», «Осень» и другие. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. Каждому учителю необходимо помнить, что головные боли, раздражительность, апатия и даже депрессия у детей могут быть вызваны обычной усталостью глаз. А от состояния глаз зависит работоспособность детей, умение воспринимать и запоминать информацию.
Данные физкультминутки снимают усталость, повышают настроение, работоспособность.
Гимнастика для глаз по Аветисову Э.С.
1.Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперёд сделать выдох. (5-6 раз)
2.Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз.
3.Руки - на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. (5-6 раз)
4.Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем - против часовой. (5-6 раз)
5.Руки - вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (вдох). Повторить 5-6 раз.
6.Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз
7.Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.
Это комплекс несложных упражнений, каждое из которых поможет школьнику (и его родителям тоже) справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно работать или учиться, выстраивать отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать.
Это далеко не все факторы, а лишь основные. Каждый человек по советам опытных врачей и специалистов сможет контролировать состояние своего зрения, а врачи в свою очередь смогут дать больше рекомендаций, чем я привела в своем списке.
Если же школьник не знает отрицательных факторов, которые влияют на зрение, то в дальнейшем у него могут возникнуть дефекты зрения, такие как: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие, дальтонизм, и куриная слепота. Теперь о каждом из этих дефектов.
Если приходится слишком долго рассматривать предметы на близком расстоянии, хрусталик принимает «меры предосторожности» - удлиняется, - и дальние предметы без очков уже не разглядеть (развивается близорукость).
У пожилых людей хрусталик становится более плоским, тогда трудно рассмотреть близкие предметы (развивается дальнозоркость). Коррекция близорукости и дальнозоркости осуществляется посредством подбора сферических линз.
Астигматизм – асимметрия резкости изображения по вертикали и горизонтали. Коррекция астигматизма осуществляется посредством подбора цилиндрических линз.
Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение. Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение. Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребёнку временно закрывают правильно действующий глаз.
Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона, впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0,5% женщин. Одни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого.
Куриная слепота – потеря зрения при слабом освещении. Этот дефект вызван нехваткой витамина А, вследствие чего в палочках не образуется белок зрительных пурпур (именно он под действием света разлагается, а в темноте восстанавливается).
Вот такие вышеназванные мною дефекты могут появляться у школьника в раннем периоде жизни, а некоторые могут проявляться и в пожилом возрасте.
Для того, чтобы глаза любого школьника могли как можно дольше видеть идеально, врачи и специалисты настоятельно рекомендуют школьникам следовать рекомендациям, о которых я вам сейчас расскажу.
1. "Дозирование" телевизора. Дети до 7 лет могут смотреть телевизор до 40 минут в день, а детям старше 7 лет можно смотреть 2 часа в день, но при этом каждые 30 минут делать перерыв.
2. Компьютерные "сети". Врачи не рекомендуют детям дошкольного возраста пользоваться компьютером. Детям школьного возраста можно пользоваться компьютером не более 30 минут в день.
3. Учебные нагрузки. Необходимо грамотно планировать физическую и умственную работу ребенка в течении дня. Также необходимо ежедневно гулять на улице. Сидя за уроками старайтесь сделать так, чтобы расстояние между тетрадью и глазами было 30-35 сантиметров .
4. Нарушение питания и сна. Необходимо кушать полезную для зрения курагу, морковь, хурму, облепиху. Спать нужно ложиться приблизительно одинаково каждый день около 9-10 часов.
Если каждый школьник будет придерживаться этих советов, то у него никогда не будет проблем со зрением.
Зрение – это один из главных факторов здоровья человека. С самого детства необходимо соблюдать простые правила, чтобы как можно дольше сохранить его на 100% уровне. Зрение - это неотъемлемая часть человеческого здоровья и его необходимо беречь с самого детства. Ведь если с самого начала привыкнуть к тому, что каждый день необходимо прогуливаться по улице, что нужно меньше проводить времени за компьютером и телевизором, что нужно есть полезные продукты, тогда и в дальнейшем эти действия станут для вас важной частью в любом дне. И те, кто бережет свое зрение с самого детства, а именно со школьного возраста, в старости и думать не будет об очках, чтобы прочесть газету или журнал.
Но даже если ваше зрение немного ниже нормы, то именно в школьном возрасте без хирургического вмешательства можно его улучшить.
Зрение - главный компас в жизни, поэтому берегите его, как зеницу ока!
Список используемой литературы:
1. Занимательная физика. Книга 1, Парельман Я.И., Наука, 1979.
2. Улучшаем зрение: книга-тренажер для сохранения детского зрения, Демирчоглян Г.Г., Эксмо, 2003.
3. Энциклопедия для детей – М.: Аванта+, 2001.
4. Энциклопедия современного школьника, Лауро Микеле, Махаон, 2014
5. Источники
Анимация:
- http://s7.rimg.info/7cce0c1ab5aae77297f1bdccb052b35f.gif - звезда
- http://animashky.ru/index/0-21?7-8 - костер (пламя)
- http://animashky.ru/flist/3dpriroda/2/6.gif - летящая звезда
- http://www.yoursmileys.ru/b-fun.php?page=2 – смайлик
- http://smiles.33b.ru/smile.79731.html - космонавт
- http://www.livegif.ru/Gallery/KOSMOS/KORABLI/UFO15.GIF -НЛО
- http://fonegallery.narod.ru/black/black11.htm - фон 3-6 слайдов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по СБО "Зрение.Гигиена зрения"
В ходе занятия учащиеся узнают правила ухода за глазами и как сохранить зрение.Повторят правила личной гигиены.Закрепят знания о гигиене зрения.Мы различаем окружающие нас предметы по форм...
Зрение. Упражнения для глаз и продукты питания полезные для зрения
Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир....
Статья на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"
Статья на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"...
Презентация "Глаз и зрение. Дефекты зрения" (по физике для 8 класса)
В коррекционной школе VII вида обучающиеся привлекаются к самостоятельной работе на компьютере (подготовка реферата, создание презентации по изучаемой теме, построение графиков в графическом редакторе...
Проектная деятельность учащихся с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции учащегося в образовательном проц...
Проектная деятельность учащихся с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции учащегося в образовательном проц...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Технология учебного исследования вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооцен...