Занятие с элементами тренинговой работы для подростков "Я глазами других"
проект

Социально-психологический трениг для проработки уверенности в себе, снижения уровня тревоги среди несовершеннолетних

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_ya_glazami_drugih_lyudey_rafikova_l.r.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект тренинга «Я глазами других»

Цель: самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции, раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения.

Задачи тренинга:

  1. Развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других;
  2. Выработка адекватной оценки по отношению к окружающим;
  3. Обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, преодоление трудностей, мешающих полноценному самовыражению.

Форма занятия: групповая

Методы: игровые методы, групповая дискуссия, арттерапия( работа с рисунком), работа в парах, музыкотерапия, обсуждение.

Возраст участников: 12-16 лет.

Оборудование: столы, стулья, ватман, флипчат, маркеры, карандаши, бейджи, ножницы, музыкальное сопровождение.

Структура занятия.

  1. Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.
  2. Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей.
  3. Третий этап - игровой: система упражнений.
  4. Заключительная часть: рефлексия.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Рада всех вас сегодня видеть! Тема нашего занятия «Я глазами других».

Прежде чем мы начнем наше общение, нам необходимо принять общие правила работы в группе.

- конфиденциальность (все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно становится достоянием третьих лиц).

- активная работа. Каждый должен принимать активное участие во всех вариантах работы группы.

- доброжелательная, открытая атмосфера (недопустимы агрессивные действия и высказывания по отношению друг к другу).

Послушайте притчу:

Осёл и колодец». Упал осёл в колодец и стал призывно кричать, привлекая внимание хозяина. Тот действительно прибежал, но доставать питомца не спешил. В его голову пришла «гениальная» идея: «Колодец высох, его давно пора было закопать и создать новый. Осёл тоже старый, нового пора заводить. Засыплю-ка я колодец прямо сейчас! Сразу 2 полезных дела сделаю». Сказано - сделано, пригласил мужчина соседей, и начали они дружно закидывать колодец и находящегося внутри ослика землёй, не обращая внимания на крики бедного животного, догадавшегося что к чему. Вскоре осёл замолчал. Любопытно стало людям, почему он притих, заглянули они в колодец и увидели такую картину: каждый ком земли, что опускался сверху на спину, ослик сбрасывал с себя, а потом приминал копытами. В итоге, когда мужчины продолжили, животное окончательно добралось до верха и выбралось.

Жизнь посылает людям много неприятностей, сравнимых с комьями земли. Можно ныть и кричать о том, как плоха и несправедлива жизнь, а можно попытаться стряхнуть землю и примять её, чтобы подняться. Главное – не сидеть сложа руки и что-то делать.

Рефлексия:Как вы думаете, почему я рассказала эту притчу? (ответы подростков)

#1059;пражнение «Я люблю фотографироваться вот так»

Цель: знакомство участников тренинга.

Участники тренинга по кругу называют сое имя, и при этом показывают как они любят фотографироваться. Например: «Меня зовут Алена, и я люблю фотографироваться вот так» (и показываю позу).

#1059;пражнение«Части моего Я»

Цель:самопознание, тренировка способности к самораскрытию.

Материалы: бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).

Психолог: предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях в зависимости от обстоятельств (порой действуют так непохоже на себя самих, как будто они другие люди), как они, случается, ведут внутренний диалог, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, как получится, быть может, символически.

После выполнения задания дети и ведущий по очереди показывают свои рисунки группе и объясняют, что на них изображено.

Подростки обмениваются впечатлениями о том, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут оставить их себе) с условием, что они не будут показаны никому из учеников или учителей, но участники могут их посмотреть до и после занятий.

#1059;пражнение «Листок за спиной»

Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как они чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным в том, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение помогает преодолеть барьер: оно анонимно, однако происходит при контакте «глаза в глаза».

У каждого на спине будет прикреплен лист бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около тех людей, которые вас заинтересовали, смотреть на него, чтобы составить о человеке впечатление, и это впечатление записывать на листе бумаги, приколотом на его спине.

Сейчас посмотрите друг на друга. Какие лица привлекают вас? Чем?

К какому человеку вам хотелось бы подойти?

Готовы ли вы быть искренними?

Сейчас вы будете ходить, встречаться друг с другом. Пока вы не будете ничего писать – только смотрите друг на друга: какие вы?

Вперед, вы можете двигаться!

Многим из вас это кажется странным – ходить и смотреть друг на друга.

Да, взрослым часто кажется странным то, что естественно для детей. Дети любят разглядывать людей, просто смотреть на них, рассматривать, любоваться или удивляться.

Рефлексия:пожалуйста, пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что написали ему, а кто хочет, может зачитать одно-два послания ему. А теперь поднимите руки те, кто во время этой игры был действительно искренним. Быть абсолютно искренним очень трудно.

#1059;пражнение «Взаимные презентации»

Цель: умение заявлять о себе.

Инструкция ведущего: Сейчас мы разобьемся на пары. Дается десять минут на то, чтобы вы рассказала друг другу о себе как можно подробнее - ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:

чего я жду от работы на тренинге;

что я ценю в самом себе;

предмет моей гордости;

что я умею делать лучше всего.

После этого организуется работа в парах. Если в группе незнакомые люди, то в этой игре можно предоставить участникам самим выбрать себе партнера. Ведущему лучше зафиксировать для себя, какие образовались пары (как показывает опыт, в таких ситуациях люди интуитивно выбирают тех, кто по многим параметрам- включая биографические данные - имеет с ним сходство). Спустя десять минут ведущий дает дополнительные инструкции.

Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. В течении одной минуты - стоящий говорит, играя роль сидящего. После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнёр. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться и вынужден будет всё время молчать.

Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:

Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

Что ты считаешь самым отвратительным?

Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь?

Кто он?

Назови твоё самое заветное желание.

Чего бы тебе хотелось добиться в жизни?

Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трём аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученные от партнёра сведения о нём и способности «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию. Можно использовать следующие вопросы:

Оцени успешность твоей презентации своего партнёра.

Что ты чувствовал, когда твой партнёр не сумел уложиться в отведённое время (замолчал раньше, чем закончилась минута)?

Удалось ли твоему партнёру верно изложить сведения о тебе?

Получилось ли у твоего партнёра стать твоим двойником?

Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

#1059;пражнение «Закончи предложение»

Цель: показать многообразие возможностей осознания своей внутренней сущности.

Ведущий: Итак, продолжаем предложения (по кругу).

• Я – стакан воды…

• Я – прекрасный цветок…

• Я – кусочек тающего льда…

• Я, словно рыбка…

• Я – песенка…

• Я, словно буква «о»…

• Я – тропа…

• Я – ветер…

• Я – скала…

• Я, словно муравей…

• Я, словно светлячок…

• Я – интересная книжка…

• Я – лампочка…

• Я – доллар…

• Я – мышь…

• Я – желтый лист…

• Я – вкусный завтрак…

• Я – кусочек пластилина…

• Я – луч…

• Я – остров…

• Я – формула…

#1059;пражнение «Уверенность в себе»

Цель: осуществление психологического настроя на уверенность в себе.

Ведущий: Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Прочувствуйте свое тело и расслабьтесь…

Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем.

Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос… Сосредоточьтесь на нем!

Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце.

Я настраиваю вас на энергичную, веселую жизнь – и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете веселыми, энергичными, здоровыми.

Я настраиваю вас на более равнодушное, на более снисходительное отношение к ударам судьбы. Никогда не теряйте мужества, оптимизма! Будьте более стойкими и решительными!

Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни…

Представьте и прочувствуйте, что ваша голова стала сильной, умной. Прочувствуйте – вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! Вы полны сил, энергии, уверенности в себе! У вас все будет получаться!

Вы будете хорошо учиться за счет большой выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти, активного желания быстрее наверстать упущенное.

Прочувствуйте, как повышается ясность вашей мысли, улучшается настроение, обостряется интуиция.

Прочувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас все еще впереди! Вы талантливы! И у вас все получится!

Хорошо… Завершаем нашу работу.

Как только вы почувствуете, что вы завершили размышления о себе, что вы отдохнули, вы откроете глаза.

#1054;бщая рефлексия (см. приложение 1)

Приложение 1

Анкета обратной связи

Тренинг «Я глазами других»

Имя ____________________________________Возраст________

Мое настроение до тренинга 1 2 3 4 5

Мое настроение после тренинга 1 2 3 4 5

Мне больше всего понравилось:________________________________________________________________________________________________________________________

Для меня было новым и полезным:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мне непонравилось: _____________________________________________________________________________

Я бы посетил тренинги на темы: _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие!

Список использованной литературы

1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с. – (Эффективный тренинг).

2. Ежова, Н. Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги / Н. Н. Ежова. – Изд. 2-е. – Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – 250 с. – (Психологический практикум)

3. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками :учебн. пособие для вузов / А. Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

4. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения :учебн. пособие для вузов / сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. – М.: Ин-т психотерапии, 2005. – 128 с.

5. Ромек В,Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях - СПб.: Речь, 20023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде. Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»

В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозмо...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга «Мы понимаем и принимаем друг друга!»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию  предлагается  методическая разработка занятия из цикла коррекционно-развивающих занятий с элементами диагностики и тренинга, направленного на коррекцию по...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 классов «Что мы знаем друг о друге»

Цели: способствовать формированию коммуникативной компетентности и  культуры общения пятиклассников в период адаптации к школе.Задачи:формировать ценностное отношение к общению, развивать коммуни...

Занятие с элементами телесно-ориентированной терапии и йоги «Найти и обезвредить: помогаем друг другу снять последствия стресса»

Теоретической базой для разработки данного занятия послужили работыГанса Селье, Вильгельма Райха, Александра Лоуэна, а также принципы хатха-йоги Цели занятия: - коррекция психо-соматического сост...

тренинговое занятие на формирование антисуицидального поведения в подростковой среде

данное занятие помогает:  - информировать подростков о причинах  суицидов;- формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем;- учить подростков распознавать призна...

Занятие с элементами тренинга. Работа по формированию положительной жизненной позиции.

Самая главная ценность человека-жизнь. Материалы занятия заставляют участников задуматься над тем, как они проживают свою жизнь, что можно скорректировать, чем гордиться......