Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 классов «Что мы знаем друг о друге»
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему

Сургачева Ирина Витальевна

Цели: способствовать формированию коммуникативной компетентности и  культуры общения пятиклассников в период адаптации к школе.

Задачи:

  1. формировать ценностное отношение к общению, развивать коммуникативные навыки (умение слушать, становиться на точку зрения других, работать сообща, и др.), потребность во взаимопомощи;
  2. формировать Эго-компетентность: знание своих ресурсов, слабых и сильных сторон, умение подать себя.
  3. формировать психологический климат в коллективе, способствующий снятию комплексов замкнутости, застенчивости.

Методы: групповой дискуссии,  игрового моделирования.

Возраст участников: учащиеся 5 классов.

Материалы: воздушный шар, мяч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_chto_my_znaem_drug_o_druge.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 классов «Что мы знаем друг о друге»

Разработка педагога-психолога МБОУ «Мариинская гимназия» Сургачевой И. В.

Цели: способствовать формированию коммуникативной компетентности и  культуры общения пятиклассников в период адаптации к школе.

Задачи:

  1. формировать ценностное отношение к общению, развивать коммуникативные навыки (умение слушать, становиться на точку зрения других, работать сообща, и др.), потребность во взаимопомощи;
  2. формировать Эго-компетентность: знание своих ресурсов, слабых и сильных сторон, умение подать себя.
  3. формировать психологический климат в коллективе, способствующий снятию комплексов замкнутости, застенчивости.

Методы: групповой дискуссии,  игрового моделирования.

Возраст участников: учащиеся 5 классов.

Материалы: воздушный шар, мяч.

Структура занятия:

  1. Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе.
  2. Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей; проведение упражнений.
  3. Третий этап - заключительная часть: рефлексия занятия.

Ход занятия:

Первый этап - организационный (5 минут)

    Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Психолог выводит учащихся на воспроизведение  правил поведения на психологическом занятии:

  • Доверительный стиль общения;
  • Общение по принципу "Здесь и теперь";
  • Искренность в общении;
  • Конфиденциальность всего происходящего в группе;
  • Активное участие в происходящем;
  • Оцениваем не участника, а его действия и поступки;
  • Уважение говорящего.

Психолог проводит ритуал принятия правил.

Второй этап. Отработка темы занятия

Упражнение  «То, что я люблю». Цель: знакомство, введение в тренинговую ситуацию, самораскрытие, снятие напряжения. Время – 10 минут.

Подростки рассаживаются по кругу. Один из участников представляется остальным и завершает предложение «Я люблю…».  Второй выступающий сначала повторяет имя и высказывание предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. В конце игры психолог делает вывод: все мы разные, но давайте поищем сходства у участников тренинга.

Упражнение «Мы с тобой одной крови»

Цель игры: направить мышление учащихся на поиск сходства у различных людей по разнообразным вариантам признаков.

Процедура: задача игроков - найти сходство с участниками тренинга и пригласить в круг ученика на основании этого сходства. Примечание: можно передавать друг другу при этом какое-либо движение, например, соприкасаться ладонями. Например: «Я выбираю Олю, потому что мы с ней живем в одном доме». Оля выходит в круг и ищет сходство со следующим учеником в классе (ведущий занимает место Оли). Игра продолжается до последнего участника. Время: 10 минут.

Рефлексия по первым двум упражнениям: поменяйтесь местами, кому понравилось упражнение? Что мы узнали друг о друге? Какие мнения меня впечатлили? К кому я теперь испытываю интерес? Для чего было дано упражнение?

Психолог: Ключевой вопрос является темой занятия: Что мы знаем друг о друге

Упражнение «Бинго».  

Цели: основная – отработка умения работать в команде; второстепенная – продолжить узнавать друг друга. Время: 10  минут.

Процедура: члены группы разбиваются в две-три команды, расходятся в разные стороны и заполняю подготовленный заранее формуляр игры «Бинго». Перед подростками ставится задача: вписать в формуляр себя и запомнить информацию о других участниках команды. Далее проводится соревнование: чья команда была дружнее, участники которой лучше узнали друг о друге.

Рефлексия: Для чего было дано упражнение? Понравилось ли работать в команде? Чувствовали ли вы себя в безопасности? Ваше мнение выслушивали?

Упражнение «Поменяйтесь местами».  

Цель: продолжить поиск сходства, снятие напряжения после тренинга. 

Задача игроков: поскольку количество стульев на 1 меньше, чем участников, по команде ведущего дети называют признак, по которому меняются местами участники тренинга: «Меняются местами те, у кого хорошее настроение, у кого в одежде присутствует белый цвет и т.д.» Ведущим становится тот, кому не хватило стула. Время: 5  минут.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. 

Ритуал завершения. Цель: выход из ситуации тренинга, получение обратной связи, прощание. Ход: участники по очереди делятся впечатлениями о тренинге и упражнениях, которые были использованы в нём.

Литература:

  1. Вачков И. В. Психология тренинговой работы. Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой работы, - М: ЭКСМО, 2007
  2. Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам – М.: Чистые пруды, 2007.
  3. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2002. — 336 с.)

 Приложение

Формуляр игры «Бинго»

Играет на музыкальном инструменте

Занимался дайвингом

Единственный ребёнок в семье

Любит литературу

Блондин/ка

Имеет братьев-сестёр (родных)

Имеет русые волосы (шатен)

Ходит в художественную школу

Любит лето

Умеет играть в шахматы

Любит математику

Любит зиму

Летал/ла на самолёте

Имеет домашнее животное

Имеет  чёрные волосы (брюнет)

Любит осень

Любит историю

Занимается в спорт. секции

Любит весну

Умеет плавать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 7-9 классов "По одежке встречают, по уму провожают".

Данное занятие  предназначено для психологов, классных руководителей. Цель занятия: формирование информационного пространства учащихся, развитие мотивов самоактуализации, формирование навыков раб...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 класса

Занятие с элементами тренинга на сплочение класса (5 класс).Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к личностному и интеллектуальному развитию учащихся, к степени сформированно...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 10-го класса "Подготовка к ЕГЭ"

Данное занятие является одним из серии занятий, направленны на психологическую подготовку учащися 9-11 классов к кзаменам. Представленное тут занятие направлено на работу с  памятью, ее тренировк...