тренинговое занятие на формирование антисуицидального поведения в подростковой среде
тренажёр по психологии на тему
данное занятие помогает:
- информировать подростков о причинах суицидов;
- формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем;
- учить подростков распознавать признаки суицидального поведения сверстников и оказывать им помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации;
- формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинг "Коридор безопасности" | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие для подростков
по профилактике суицидального поведения
«Коридор безопасности».
Цели: - информировать подростков о причинах суицидов;
- формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем;
- учить подростков распознавать признаки суицидального поведения сверстников и оказывать им помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации;
- формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей.
Оборудование: просторное помещение, стулья по количеству участников, шариковые ручки, стикеры, доска, мультимедийное оборудование, карточки с критериями безопасности, разноцветные воздушные шары.
Количество участников: от 15 до 30 чел.
Время : 60 мин.
Ведущий: педагог-психолог.
Ход занятия.
Учащиеся садятся напротив друг друга в два ряда, образуя посередине подобие «коридора».
Ведущий: Здравствуйте! Наше занятие называется «Коридор безопасности». Как вы думаете, о чём оно будет? Какие у вас возникают ассоциации?
(Участники высказываются).
Сегодня мы будем говорить о жизненных трудностях и способах их решения. А ещё о том, как помочь другу, если он оказался в трудной жизненной ситуации и решился на самое страшное — суицид.
Я не случайно посадила вас таким образом. Представьте себе, что это «жизненный коридор», по которому должен пройти человек определённый отрезок своей жизни. Например, период школьной жизни с 1 по 11 классы, т. е. с 7 до 18 лет.
Мне нужен помощник.
(Из желающих выбирается один участник; он становится в начале «коридора»).
Какие трудности могут встретиться на этом отрезке жизненного пути?
Примечание! Это могут быть не только школьные трудности.
(Участники записывают трудности на стикерах и приклеивают их на пол по всему «коридору»).
Ведущий: (зачитывает вслух). Ну, что, Маша, страшно? Как ты будешь преодолевать эти препятствия?
(Маша пытается найти решение каждой трудности).
Ведущий: Итак, мы видим, что все эти проблемы вполне решаемы. Тогда почему же некоторые ваши сверстники-мальчики и девочки - не видят выхода из трудной ситуации и решаются на самоубийство? Как вы думаете?
(Учащиеся высказываются).
Для того, чтобы понять и удержать друга или знакомого от самоубийства, надо владеть информацией и немного разбираться в человеческой психологии.
Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, нам нужно, во-первых, чтобы нас любили, и , во-вторых, нам нужно хорошо к себе относиться.
Потому что от того, как мы к себе относимся, зависит наше поведение. А поведение каждого человека имеет свою цель, т. е.наши поступки не происходят «просто так».
Что же такое «потребность в любви»? (Учащиеся высказываются).
Потребность любви — это:
- потребность быть любимым;
- потребность любить;
- потребность быть частью чего-то.
Если эти три «потребности» присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизненными проблемами.
Подросткам, которых не любят, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчёмность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого что самооценка снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались запросто, теперь становятся для них неразрешимыми.
Маша, давай вообразим, что ты такой подросток. У тебя куча нерешённых — как тебе кажется- проблем; все твои отрицательные события, переживания и эмоции — это многопудовые гири. Попробуй-ка, надень их на шею!
(На шею Маше вешается тяжёлый рюкзак, на руки и ноги тоже. Затем Маша озвучивает своё эмоциональное состояние).
Ведущий: С таким грузом не то чтобы идти, встать невозможно. Психологи называют такие проблемы «три Н»: непреодолимые, нескончаемые, непереносимые; когда человеку кажется, что они не могут преодолеть трудности, когда он думает, что несчастья никогда не кончатся, когда он боится, что не сможет дальше переносить охватившую его тоску и чувство одиночества.
Отчаявшиеся подростки вынуждены также бороться с «тремя Б»: беспомощностью, бессилием, и безнадёжностью.
Но жизнь — это не только «гири», это ещё и воздушные шары: одни тяжким грузом виснут на ногах, другие уносят нас в небо.
Давайте мы дадим Маше эти шарики.
Что ты теперь чувствуешь? (Маша говорит о своих чувствах).
Молодые люди с суицидальными настроениями считают, что в их жизни больше гирь, чем воздушных шаров. Им кажется, что они сгибаются под весом неразрешимых проблем, что проблемам этим не будет конца, и в этот момент им и может прийти мысль о самоубийстве.
Кто может сыграть в такой ситуации роль воздушного шара?
(Участники высказываются).
Ведущий: Есть такие стихи:
Когда в душе полярная зима,
и неизвестно, подойдёт ли лето,
Бывает, очень нужно, чтобы тьма
пересеклась порой полоской света.
Что может просиять таким лучом?
Порой довольно взгляда иль улыбки-
И будто снова провели смычком
по струнам позабытой, старой скрипки...
Действительно, в период, когда жизнь кажется особенно тяжёлой, заботливый друг сыграет роль воздушного шара. Эту же роль друг выполнит, если сведёт тебя с тем, кто сможет оказать профессиональную помощь.
Что ещё воздействует на наше поведение?
Наше поведение целиком зависит от того, как мы настроены.
Когда настроение хорошее, мы терпимее относимся к тому, что, быть может, нам не совсем по душе. Нам кажется, что жизнь складывается хорошо, мы более энергичны. Эта энергия помогает нам хорошо учиться, находить контакт и со сверстниками, и со взрослыми.
Когда настроение плохое, у нас вырабатывается негативное отношение к действительности. В наших словах и поступках отражаются наши страхи, раздражение, у нас почти наверняка возникают проблемы с другими людьми. У нас угрюмый, недовольный вид. В такое время человек ведёт себя так, будто ненавидит весь мир. А окружающим неприятно общаться с таким человеком, и они отворачиваются от него.
(Ведущий просит участников одного ряда сделать угрюмое выражение лица, а другого- доброжелательного).
Маша, к которым из своих одноклассников тебе хочется подойти?
(Маша отвечает).
Как вы думаете, почему человек ведёт себя так или иначе?
(Участники высказываются).
Всякое поведение имеет цель.
Вы наверняка наблюдали когда-нибудь за маленьким ребёнком, который начинает хныкать и капризничать, потому что устал и хочет спать. Так вот подростки, подумывающие о самоубийстве, чем-то напоминают этого уставшего малыша. Они не в состоянии говорить о своих переживаниях и надеются с помощью суицидальной попытки привлечь к себе внимание. Тем самым такой человек хочет сказать: «У меня неприятности. Один я не справлюсь. Я хочу, чтобы мне помогли. Я не хочу умирать!».
!Действительно, 90% тех, кто говорит о желании умереть, на самом деле этого не хочет.
Он просит о помощи!
Как распознать суицидальные намерения вашего друга или знакомого?
(Участники высказываются).
Ведущий называет признаки суицидального поведения и делает краткие комментарии.
1. Угрозы (прямые и косвенные).
2. Резкие изменения в поведении:
- Питание.
- Сон.
- Школа (падает успеваемость).
- Внешний вид.
- Активность (снижается).
- Стремление к уединению.
- Раздача ценных вещей.
- Приведение дел в порядок.
- Агрессия, бунт, неповиновение.
- Саморазрушающее и рискованное поведение.
- Потеря самоуважения.
Если вы заметите подобные признаки у вашего знакомого, возможно, ему требуется помощь.
Как вы можете ему помочь?
(Участники высказываются. Ведущий делает комментарии).
Ведущий: В начале нашего занятия я сказала, что в любом вопросе необходимо владеть информацией. Так вот я хочу дать вам важную информацию по проблеме суицида.
Важная информация №1. Самоубийство может совершить каждый.
Предотвратить суицид можно было бы просто, если бы его совершали определённый тип людей. К сожалению, не существует типа «суицидального человека».
На первый взгляд может показаться, что вашей подруге или другу не грузит суицид, потому что у них всё есть, ивнешне всё благополучно. Но благополучие — это вовсе не гарантия от суицида. Важно только то, что человек говорит и делает.
Важная информация №2. Суицид — следствие не одной неприятности, а многих.
Важная информация №3. Суициденты, как правило, психически здоровы.
Важная информация №4. Суицид не передаётся по наследству.
Важная информация №5. Суицид не происходит без предупреждения.
Важная информация №6. Суицид можно предотвратить.
Информация №7 — самая важная: Друг может предотвратить самоубийство!
Ведущий: Теперь вы знаете, почему человек может оказаться «у последней черты».
Как же прожить школьный отрезок времени так, чтобы не опускались руки, чтобы жизнь приносила удовлетворение и делала тебя сильным?
Я предлагаю сейчас создать своеобразный «коридор безопасности».
(Участники должны написать на листах бумаги факторы безопасной жизни и положить их на пол перед собой. Затем ведущий просит прокомментировать желающих, почему они написали тот или иной фактор, и добавляет ещё: любовь, друзья, семья, оптимизм, увлечения, спорт, здоровье, хорошее настроение).
Ведущий: (обращается к Маше) Ну как, уверенности прибавилось для прохождения этого этапа жизни?
В добрый путь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил...
Социально-педагогические технологии профилактики суицидального поведения в подростковой среде
Материал знакомит с причинами подросткового суицида, алгоритмом оказания ребёнку социально-педагогической поддержки....
«Причина и профилактика девиантного поведения в подростковой среде»
Доклад выступления на заседании ТШ классных руководителей СПО....
Тренинговое занятие: "Пять ключей "починки" поведения ребёнка"
Документ содердит тренинговое занятие на тему: "Пять ключей "починки" поведения ребёнка"...
Аутодеструктивное поведение в подростковой среде. Роль социального педагога в проведении профилактической работы.
Статья посвящена вопросу подросткового суицида в современном обществе, причинам его совершения и способам предотвращения....
Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения
Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения "Умей сказать "НЕТ"...
Выявление причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде
В статье приводится анкета по выявлению причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде....