Эссе на тему:"Творчество А. Пахмутовой"
материал (11 класс)

Топчий Наталья Владимировна

К юбилею Великого композитора XX - XXI века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Произведение искусства, оказавшее на историю России  наибольшее влияние или наилучшим образом отражающее историческую эпоху»

«У её песен самобытная мелодика, потому что она единственный человек в сегодняшнее время, который умеет писать мелодию. На самом деле, мелодия – самое сложное. Это удивительный дар – так владеть своим профессиональным искусством» - так сказал Л. Лещенко о творчестве поистине великого русского советского композитора А. Н. Пахмутовой. С этим нельзя не согласиться. Её творчество, безусловно, отличается мелодичностью, лиричностью и глубокими чувствами, поэтому произведения актуальны и любимы разновозрастными группами.

 Действительно, Александра Николаевна – это символ в российской музыке. Она озвучила огромную эпоху, её песни летописны. Ей удалось в музыкальных произведениях запечатлеть яркие события истории нашей страны, передать атмосферу времени, потому что музыка – вид искусства наиболее доступный для восприятия.

И сегодня её творчество остается актуальным, так как затрагивают вечные темы – любовь, дружба, надежда, мечты. Эти чувства остаются актуальными вне зависимости от времени и места. А.Н. Пахмутова является важной частью русской культурной идентичности. Её произведения исполняют на мероприятиях, посвященных праздникам и памятным датам. Это создает  связь между поколениями и позволяет  новым слушателям открывать для себя богатство советской и российской музыки. Творчество А.Н.  Пахмутовой нельзя рассматривать вне контекста социально – политической жизни страны.

 В 1960-е – 1970-е годы – яркий расцвет её творчества. В этот период наблюдается высокий подъём патриотизма, гордость за страну её достижения. Это период оттепели, характеризовавшийся относительной свободой слова и творческой деятельности. Это время, когда после сталинских репрессий началась либерализация общества, появились новые возможности для самовыражения. Искусство стало открытым  для новых идей, форм, что отразилось на творчестве многих художников, включая  А.Н. Пахмутову. Советский Союз стал первым государством, отправившим человека в космос. Советские ученые сделали множество открытий в разных отраслях науки: физики, химии, биологии, медицины. Работы таких ученых, как Игорь Тамм, Павел Черенков, Лев Ландау получили всемирное признание. Советские писатели, художники, такие как Борис Пастернак, Михаил Шолохов, Александр Дейнека, Александр Самохвалов внесли значительный вклад в мировую культуру. Советское кино стало мировым явлением благодаря таким режиссерам, как Андрей Тарковский и Алексей Герман. Фильмы этих мастеров получили признание на международных кинофестивалях. Советский Союз стал одним из ведущих спортивных лидеров, завоевав множество медалей на Олимпийских играх и других международных соревнованиях. Советские спортсмены добились успехов в таких видах спорта, как легкая атлетика, художественная гимнастика, фигурное катание, хоккей и футбол. Советский спорт прославляли Лев Яшин, Лариса Латынина, Валерий Харламов, Юрий Власов, Людмила Пахомова, Олег Протопопов, Ирина Роднина, Алексей Зайцев и другие. Высокие результаты в спорте достигались благодаря развитию системы физического воспитания и массового спорта.

Именно поэтому в творчестве Пахмутовой звучали такие темы, в которых прославлялись герои космоса, участники строек века, великие советские спортсмены. Песня «На трибунах становится тише» вписана в летопись миллионов россиян и жителей разных стран мира. Она стала символом ХХII Летних Олимпийских игр 1980 в Москве.

Это было время активного освоения таёжных просторов. 1955 год начало строительства Братской ГЭС. Объявлена Всесоюзная  ударная стройка.  И дух этого времени остался в произведениях «Сибирский цикл». Это песни о людях, которые работают – тружениках. Именно эти труженики обращались к А.Н. Пахмутовой: «Дорогая наша сибирская Муза!». В сибирском цикле отражен дух первопроходцев, романтиков и созидателей. Он заставлял молодежь срываться с насиженных мест и ехать в суровые сибирские просторы – возводить линии электропередач, строить электростанции и новые города. Это музыкальное наследие отражает  не только личные переживания композитора, но и более широкие исторические и культурные контексты. Также эти произведения становятся отражением коллективного сознания народа, который переживал различные исторические события. Воспевается природа Сибири, её величие и красота. Это такие произведения как: «Звезды над тайгой», «ЛЭП – 500», «Прощание с Братском», «По Ангаре», «Главное, ребята сердцем  не стареть» и другие.

Это не просто музыкальные произведения, а глубокое отражение истории нашей страны они заставляют переживать историю через призму личных эмоций и переживаний.

Музыка А.Н. Пахмутовой прекрасно сочетается со стихами, образуя единый музыкально – поэтический образ.  Большое значение композитор придает теме и сюжету. В сюжетах раскрываются яркие образы людей. Её привлекают характеры, совершающие смелые поступки, требующие мужества, уверенности в себе. О таких сложили песни: «Герои спорта», «Команда молодости нашей», «Трус не играет в хоккей».  Эти произведения прочно вошли в культуру многих видов спорта в России. Они звучат на открытии  и закрытии соревнований, во время торжественных церемоний и награждений, вдохновляют и вдохновляли на спортивные достижения.  Проблематикой творчества остаются лучшие человеческие качества и высокие нравственные чувства.

Александра Николаевна продолжает свою работу и в наши дни, это неиссякаемый источник творчества, которое является богатым полем для исследований и влияния на культуру.  

Музыкальные произведения А. Н. Пахмутовой выполняют большую просветительскую функцию, раскрывая обстоятельства страниц истории страны, так как ее произведения непосредственно отражают историческую эпоху второй половины ХХ века. Также они помогают вызвать сильные эмоции и помочь учащимся глубже прочувствовать исторические события. Обсуждение лирики может привести к интересным дискуссиям о том, как искусство отражает историческую действительность. Таким образом, использование песен А.Н. Пахмутовой  на уроках истории может быть эффективным инструментом для углубления понимания темы.

Благодаря таланту и самоотверженному труду композитора, музыкальная культура России приобрела редкостное по богатству художественное наследие.

Я горжусь тем, что являюсь современницей этого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему «Досуг и творчество».

методика работы с классным коллективом...

Эссе на тему: «Как я познакомилась с творчеством Марины Бородицкой»

Работа посвящена анализу произведений Марины Бородицкой...

Конкурсное задание «Я - учитель». Эссе на тему "Без творчества нет учителя"

Эссе на тему  "Без творчества нет учителя" к конкурсу "Учитель года Сочи - 2016"...

Конкурсное задание. "Я-учитель". Эссе по теме "Без творчества нет учителя"

Конкурсное задание. "Я-учитель". Эссе по теме  "Без творчества нет учителя"...

Конкурсное задание «Я-учитель». Эссе по теме : «Без творчества нет учителя»

Для меня профессия учителя – это источник человеческого общения. Признание учителя состоит в том, чтобы заинтересовать ребят учебой, создать условия для их личностного развития.    Поче...