Эссе на тему «Досуг и творчество».
статья (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Номинация «Маленькие секреты большого опыта».
Эссе на тему «Досуг и творчество».
Миронова Валентина Евгеньевна
Учитель филиала МКОУ Кудринской ООШ «Пелеговская основная общеобразовательная школа».
2013 г.
Обычно в школе при организации учебной и внеурочной деятельности преобладает творчество. Оно является основой оценки личности. Поэтому развивать творческие способности детей должен каждый воспитатель, каждый учитель. Лучше всего творческие способности выявляются и развиваются в коллективных творческих делах. Важно, чтобы все дела, проводимые в классе, были коллективными и творческими, потому что они совершаются вместе и детьми, и педагогами, и родителями и представляют собой совместный поиск лучших решений этой важной задачи.
Коллективные творческие дела в нашем классе разнообразные: организаторские (собрания, сборы, самоаттестация и т.п.);
трудовые (трудовые десанты, ударные дни); познавательные (конкурсы, турниры, путешествия);
спортивные (эстафеты, соревнования, спартакиады);
эстетической направленности (праздники, вечера).
Все они дают возможность выявить и в процессе воспитательной работы развить творческие способности каждого ребенка.
На 1 этапе, в момент перехода учеников из начального в среднее звено, классный руководитель проводит большую работу по знакомству с их психолого-педагогическими характеристиками, условиями жизни, быта, а в процессе бесед – с их индивидуальными особенностями, после чего переходит к планированию воспитательной работы и, в первую очередь, коллективных творческих дел, что дает возможность решать сразу несколько воспитательных задач, одна из которых – развитие творческих способностей детей через организацию досуговой деятельности, а другая – развитие самоуправления в классе.
Используя методику коллективной творческой деятельности в современных условиях, классный руководитель должен ориентироваться на :
- доминирование целей развития индивидуальности и реализацию личности каждого в коллективной творческой деятельности;
- определение творческих задач, проблем для решения их самими учащимися;
- создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;
- организацию, при которой осуществляется не отбор предложений и идей при планировании работы, а представляется возможность каждому выбирать то, что соответствует его интересам и желаниям.
Для развития индивидуальных творческих способностей ребенка через досуговую деятельность используется методика индивидуального действия в групповой работе, когда каждому ученику предоставляется реальная возможность добровольно участвовать в совместной деятельности с другими учащимися до тех пор, пока это удовлетворяет его интересы и потребности.
Школьник всегда может сменить микрогруппу, войти в контакт с другими детьми, перейти в другое объединение (если это кружок, секция) или группу (если это коллективное творческое дело) для реализации своих способностей и актуальных для него проблем в конкретный момент. Предусматривается возможность индивидуального продвижения ученика в каком – либо виде творческой деятельности, даже если при этом организуется совместная деятельность по достижению групповых целей.
Решению классным руководителем задач по развитию творческих способностей учащихся способствует система планирования и проведения внеклассной работы на основе традиций. Традиционными в нашей школе стали Недели осени, зимы, весны, предметные недели, День семьи, Декада «За здоровый образ жизни», встреча с ветеранами войны, конкурсные программы, участие в районных творческих конкурсах. Именно в процессе подготовки к ним раскрываются и реализуются творческие способности детей, в чем особая роль отводится классному руководителю.
В этом отношении он ведет большую, кропотливую работу, хотя на первый взгляд она кажется незаметной.
Каким же может быть порядок действий, работы классного руководителя в этом направлении? Первое - это планирование работы и постановка конкретных педагогических задач на данное дело. Задачи нужны для того, чтобы их целенаправленно решать, то есть добиваться положительных результатов. И чем точнее определен предполагаемый результат, тем реальнее достижение цели.
Часто задача развития творческих способностей ускользает из вида классного руководителя, главным становится результат. Поэтому перед мероприятием он обязательно проводит коллективные и индивидуальные беседы с учащимися, указывая на значимость творческого дела, выявляя их желания, интересы. На коллективных сборах-стартах выявляются организаторские способности детей. Определившись в этих вопросах, классный руководитель создает для себя примерный «образ» будущего дела. Это поможет следующее дело совершить более осмысленно, целенаправленно.
Далее составляется план организации конкретного дела. Назначаются ответственные за каждый вид работы, например, за художественное оформление мероприятия, подготовку самодеятельности, докладов, рефератов, возможно, материалов и поделок для выставки. Класс делится на группы в зависимости от желаний учащихся, их творческих способностей. Обычно это группы художников – оформителей, артистов, костюмеров, мастеров, кулинаров и т.д. Опять же учитываются возрастные особенности класса. Например, во время традиционной недели осени проводится конкурс на лучшего чтеца («Унылая пора! Очей очарованье!»), конкурс песни («Отговорила роща золотая…»), конкурс рисунков, пословиц и поговорок, конкурс поделок из природного материала, конкурс кулинаров. И если старшеклассницы, уже познавшие азы кулинарного мастерства на уроках технологии, на занятиях кружка «Виринея», сами могут приготовить блюда на конкурс, а юноши самостоятельно приготовить природный материал для поделок, то учащимся среднего звена такую работу выполнять сложно. К ней подключаются родители. Ребята помладше очень любят совместные с родителями мероприятия. Они гордятся мастерством и опытом своих мам, бабушек, радуются собственным успехам. И незаметно, исподволь у них развиваются кулинарные навыки, умение эстетично оформлять изделия. К работе с природным материалом подключаются и папы, так как необходимо применение различных инструментов. В группах каждый находит дело по душе и с удовольствием участвует в нем. Именно на таких занятиях идет развитие творческих способностей учащихся. На помощь классному руководителю приходят руководители кружков. В школе работают кружки «Умелые руки», «Резьба по дереву», художественно – оформительский, «Виринея» (для девушек, где они наряду с другими, постигают азы кулинарного и швейного мастерства). Никогда не отказывают в помощи учителя изобразительного искусства, музыки, технологии.
В процессе подготовки к другим мероприятиям, например, предметным неделям, декаде «За здоровый образ жизни», формируется и группа журналистов, куда привлекаются дети, имеющие склонности к литературе, биологии, истории. Участвуя в работе группы, они пробуют свои силы в подготовке докладов и рефератов, написаний эссе, т.е. познают азы научной деятельности. На помощь им приходят учителя – предметники, библиотекарь, родители. Применяются здесь и современные компьютерные технологии. Составленные доклады и рефераты, творческие работы необходимо эстетично оформить. Поэтому без компьютера не обойтись. Работать с компьютером любят все ребята, но среди них есть такие, у кого навыки обращения с новой техникой развиты лучше, то есть члены компьютерного кружка. Именно они и будут оформлять творческие работы на конкурсы и выставки. А руководит ими учитель информатики (она же руководитель компьютерного кружка).
Классному руководителю важно так спланировать ход работы, чтоб ничего не ушло из вида, не осталось незамеченным. Здесь ему помогают ассистенты – руководители групп из числа учащихся. Очень важно обсудить с ними, как распределить рабочее время и силы, чтобы все успеть и ничего не упустить. За время до следующего сбора - узнать, как начали работу, так ли начали, не нужна ли им какая - либо помощь. В каждый из этих моментов классному руководителю необходимо выбрать правильную позицию, определить свою роль и место в работе группы. Например, любое творческое дело должно обойтись без авральной суеты и спешки. Но и растягивать его чересчур тоже нельзя, ребята могут «перегореть», утомиться. Очень важен общий настрой, атмосфера, настроение каждого. Создать их не так просто, а вот испортить можно даже одной фразой. Гораздо полезнее поддержать, подбодрить ребенка, вместе поискать выход из положения. Главное для учителя здесь – спокойствие, выдержка, доброжелательность, поддержка, уважение и добрый совет. А когда работа закончена, очень важно подвести итог. Например, завершающим звеном Недели осени для восьмиклассников будет осенний бал, а завершающим звеном предметных недель – заключительные линейки, частью которых является подведение итогов, определение и награждение победителей.
Завершающим этапом коллективного творческого дела является коллективный анализ. Именно он заставляет осмыслить сделанное – как удачи, так и ошибки, осознать накопленный опыт, а главное – извлечь уроки на будущее. Классному руководителю предстоит решить, когда проводить такой анализ. Можно сразу, по окончании творческой работы, если ситуация благоприятная. Но иногда такой возможности нет. Тогда анализ следует перенести. Возможно, следует предварительно провести анализ работы какой – то отдельной группы или отдельного ученика, а во время коллективного анализа обсуждать более общие вопросы, чтобы не ранить самолюбие кого – то из представителей той или иной группы. Возможно проведение анализа в форме анкетирования учащихся или письменного ответа на вопрос, записанный на доске:
Мне понравилось это творческое дело, потому что…
Мне кажется, что это дело получилось у нас хорошо, но мне понравилось то, что…, потому что…
Вопросы для анкеты:
1. Что было в день творчества:
а) полезного;
б) удивительного;
в) неожиданного?
2. Что понравилось?
3. Кто (что?) удивил (о) Вас?
4. Что огорчило?
5. Внесите предложения по улучшению проведения таких дней.
6. Нарисуйте эмблему для творчества.
7. Выразите (предложите) ваше настроение в этот день с помощью рисунка.
Для более способных классов можно дать сочинение – рассуждение на тему:
1. День творчества. Что это такое?
2. Каким я представляю день творчества?
Свои собственные суждения и оценки классный руководитель может высказать после анкетирования и проверки творческих работ. Очень важно поддержать ребячье мнение и правильно спланировать дальнейшую работу по развитию их творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 классе по теме "Досуг молодёжи" по УМК В. П. Кузовлева
Личностно-ориентированный урок по совершенствованию лексико-грамматических навыков устной речи по подтеме "Кино. Театр" темы "Досуг молодёжи"...
"Досуг. Общение. Творчество"
Программа досуговой деятельности педагога-орагнизатора для обучающихся 7-12 лет. ...
Эссе на тему: «Как я познакомилась с творчеством Марины Бородицкой»
Работа посвящена анализу произведений Марины Бородицкой...
Конкурсное задание «Я - учитель». Эссе на тему "Без творчества нет учителя"
Эссе на тему "Без творчества нет учителя" к конкурсу "Учитель года Сочи - 2016"...
Конкурсное задание. "Я-учитель". Эссе по теме "Без творчества нет учителя"
Конкурсное задание. "Я-учитель". Эссе по теме "Без творчества нет учителя"...
Эссе на тему: "Без творчества нет учителя" (конкурсное задание "Я - учитель")
Текст эссе по теме: "Без творчества нет учителя"...
Конкурсное задание «Я-учитель». Эссе по теме : «Без творчества нет учителя»
Для меня профессия учителя – это источник человеческого общения. Признание учителя состоит в том, чтобы заинтересовать ребят учебой, создать условия для их личностного развития. Поче...