Конспект бинарного занятия по развитию речи по теме "Посуда"
план-конспект
Конспект бинарного занятия по развитию речи по теме "Посуда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 201».
Бинарное занятие.
Лексическая тема: «Посуда».
Подготовили:
Воспитатель
I категории
Севрюгина Ю.Г.
Учитель-логопед
выс. категории
Сологубова О.В.
г. Оренбург
Лексическая тема: «Посуда».
Коррекционно-образовательные цели:
- Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, деталях и частях, материалах; классификация.
- Совершенствование грамматического строя речи (использование имён существительных в косвенных падежах, закрепление употребления относительных прилагательных, образование от материала, формы, величины).
- Закрепление в речи притяжательных прилагательных (чайная, столовая, кухонная посуда).
- Согласование числительных с существительными по теме.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие связного речевого высказывания.
- Развитие зрительного восприятия и внимания.
- Развитие логического мышления (сравнение, классификация, обобщение).
- Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
- Развитие целенаправленного вдоха и выдоха.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание бережного отношения к посуде.
Оборудование: волшебный мешочек, кукольная посуда, зеркала, стаканчики, трубочки, предметные картинки с изображением посуды, предметные картинки с изображением мебели на кухне, разрезные картинки посуды, символы прилагательных (треугольники), схема-подсказка, логокуб, карточки с цифрами, магнитофон.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед. Посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются с гостями.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в сказку. Успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому что в сказочной стране не любят хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнёмся, как само солнце и поздороваемся друг с другом.
Дети выполняют задание, держась за руки, получается круг доброты.
Стук в дверь, вносится письмо.
- Ребята нам принесли аудиописьмо, давайте послушаем его, и узнаем, в какую сказку нам предстоит путешествие – догадайтесь сами.
Прослушивание аудиозаписи сказки «Федорино горе».
- Как называется сказка? (Сказка называется «Федорино горе».)
- Скажите, кто в этой сказке главный герой? (Федора).
- О чём эта сказка? (Эта сказка о посуде.)
2. Проблемная ситуация.
Входит воспитатель переодетый Федорой.
- Ох, горе у меня, ребята! Жила я вот в волшебной сказке Корнея Ивановича Чуковского. Да я была такая неряха, что даже посуда от меня убежала. И тогда мои соседи из других сказок прогнали меня, а чтобы я могла вернуться, придумали трудные задания. Одной мне никак не справиться, а ведь я хорошей стать хочу и в сказку свою хочу вернуться.
Логопед. Ребята, поможем Федоре выполнить задания, чтобы она стала доброй, опрятной и посуда к ней вернулась.
Дети. Поможем.
Логопед. Хорошо Федора мы с ребятами тебе поможем. А ты пока сходи, поищи свою посуду.
Федора уходит.
3. Игра «Волшебный мешочек».
Логопед. Ребята, давайте узнаем какая же посуда убежала от Федоры. Садитесь на ковёр удобнее. Вы будете, опускать руку в мешочек, нащупывать один предмет и не называя его говорить форму и детали этого предмета.
Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о нём: называя форму и детали. А другие ребята угадывают что это. При возникновении затруднения, спрашивается, для чего предназначена эта посуда.
1-ый ребёнок. Он круглый. У него есть носик и ручка. Он с крышкой. Что это?
Дети. Это чайник.
2-й ребёнок. Она круглая, плоская, гладкая. Что это?
Дети. Это тарелка.
3-й ребёнок. Она круглая. У неё есть ручка. Что это?
Дети. Это чашка.
4-й ребёнок. Она круглая, низкая. У неё есть длинная ручка. Что это?
Дети. Это сковородка.
5-й ребёнок. Он круглый, высокий, неровный. Что это?
Дети. Это стакан.
И т.д.
Логопед. Молодцы. Вы все угадали предметы и хорошо рассказали. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом.
Дети. Посуда.
Логопед. Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете?
Дети. В посуде готовят еду, из посуды едят.
Логопед. О посуде, её назначении, материалах, из которых её делают; о частях, из которых она состоит, мы будем говорить сегодня.
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Скажите, почему же вся посуда убежала от Федоры? (Ответы детей.)
- Да, у Федоры на кухне порядка не было. Зато у нас в наших домиках-ртах – всегда порядок. Давайте пройдём к столам и сядем на свои места.
Дети проходят к столам, где лежат зеркала. Выполнение артикуляционной гимнастики.
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет,
Язычок знаком всем детям.
Мы его улыбкой встретим.
Язык в ротике живёт
Никогда не устаёт.
Очень любит чистоту.
В домике своём – во рту.
Двери шире открывает.
Свежий воздух он впускает.
А теперь наш язычок –
Моет нёбо – потолок.
Моет двери он вторые,
Наши зубы – ротик шире.
Время даром не теряет,
Губы-двери вытирает.
Чистит стены – это щёки
Взял щетинистые щётки.
Вот теперь он всё убрал,
На лошадке поскакал.
5. Игра «Поможем Федоре».
Логопед. Порядок должен быть у бабушке Федоры на кухне – все предметы на своих местах.
Давайте ей поможем и расставим.
Логопед помещает на доску плоскостные изображение буфета, стола, плиты.
Логопед. Какую посуду мы можем поставить в буфет?
Дети. Мы можем поставить в буфет чайную посуду.
Логопед. А почему мы её так называем?
Дети. Потому что из неё пьют чай.
Логопед. Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. А какую посуду мы можем поставить на стол?
Дети. На стол мы можем поставить столовую посуду.
Логопед. А почему мы её так называем?
Дети. Потому что эта посуда нужна для обеда.
Логопед. Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. И, наконец, какая посуда должна стоять на плите.
Дети. На плите должна стоять кухонная посуда.
Логопед. А почему мы её так называем?
Дети. Потому что эта посуда нам помогает готовить еду на кухне.
Логопед. Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. А теперь по одному выберите картинки с изображением посуды и поставьте их на своё место на кухне, рассказывая, что вы делаете.
1-й ребёнок. Я поставил чашку в буфет, потому что это чайная посуда.
2-й ребёнок. Я поставила кастрюлю на плиту, потому что это кухонная посуда.
3-й ребёнок. Я поставил тарелку на стол, потому что это столовая посуда.
И т.д.
6. Игра, «Какой, какая, какое». Игра с мячом.
Логопед. Вы знаете, у Федоры на кухне много посуды. Каждая посуда сделана из определённого материала. Давайте пройдём на коврик и поиграем.
Логопед детям бросает мяч, называет предмет и материал, из которого он сделан.
Чашка из фарфора, какая? – фарфоровая чашка.
Стакан из стекла, какой? – стеклянный стакан.
Ложка из дерева, какая? – деревянная ложка.
Вилка из металла, какая? – металлическая вилка.
Нож из стали, какой? – стальной нож.
Тарелка из пластмассы, какая? – пластмассовая тарелка.
Сервиз из серебра, какой? – серебряный сервиз.
Кувшин из глины, какой? – глиняный кувшин.
Самовар из железа, какой? – железный самовар.
7. Физкультминутка.
Логопед берёт волшебный зонтик и предлагает детям встать под него. Выполняется упражнение.
Волшебный зонтик: Раз, два, три повернись – и в чайник превратись.
Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот. Я чай кипячу, клокочу и кричу: - Эй, люди, я с вами чай пить хочу. | Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе. Животик надут. Топают обеими ногами. Делают призывные движения правой рукой. |
Вокруг себя повернись и обратно превратись.
8. Дыхательная гимнастика.
Логопед. Дети, посуда очень хрупкая. Относиться к ней надо бережно, а не как Федора.
- Скажите, что пьют из чайной посуды?
- Сегодня я предлагаю вам изобразить, как кипит вода в чайнике. Подойдите к столам. Поставьте трубочки в стаканчики.
- Сделайте глубокий вдох носом, а затем подуйте в соломинку, не раздувая щёк.
Звучит медленная музыка.
- Сначала вода закипает потихоньку, и появляются маленькие пузырьки. Потом чуть-чуть сильнее, а затем очень сильно закипела и забурлила. Всегда помните, что кипяток очень горячий. С чаем всегда нужно быть осторожным.
Ребята уберите осторожно стаканы на стол.
9. Игра «Разбитые чашки».
Приход Федоры (воспитатель): (приносит конверты с разрезной посудой).
- Ой, ой, ой, - что нам делать, кот, с тобой?
Логопед:
- Федора, что у тебя опять случилось?
Федора (воспитатель):
- Вся посуда поломалась,
И разбилась, и сломалась,
Вы, друзья, мне помогите,
И посуду соберите!
Логопед:
- Конечно, Федора, мы тебе поможем и посуду соберём.
- Ребята давайте соберём посуду для Федоры.
Дети собирают разрезные картинки за столами.
Логопед:
- Вот, Федора, посмотри, какая посуда получилась у детей. Они тебе сейчас и про неё расскажут.
10. Описание посуды по схеме. (Закрепление в речи относительных прилагательных).
Логопед. Чтобы рассказ получился полным и красивым, добавим в предложения слова-признаки и обозначим их треугольниками. (∆)
Дети берут в руки по пять треугольников. И по очереди говорят, что у них получилось, откладывая треугольники в сторону. На доске висит схема – подсказка.
1-й ребёнок: У меня чашка, чайная, она круглая, красная, маленькая, фарфоровая. Она нужна, для того чтобы пить чай.
2-й ребёнок: У меня кастрюля, столовая, круглая, зелёная, большая, железная. Она нужна, для того чтобы готовить суп.
И т.д.
Федора (воспитатель):
- Я посуду соберу
Всё по полкам разложу.
И на чай вас приглашу.
11. Развитие тонкой моторики.
Воспитатель в роли Федоры. Ребята, а вы мамам помогаете ухаживать за посудой? Как вы это делаете? (Звучат ответы детей).
Ребята помогите мне помыть посуду, чтобы она была чистой.
Дети проходят на коврик и выполняют упражнение.
Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли:
Чашку даже не разбили,
Ковшик тоже не сломался,
Нос у чайника остался
Ложка чудом уцелела.
Мы посуду моем смело.
12. Игра «Посчитай посуду».
Федора (воспитатель). Вот сколько посуды мы с вами перемыли. Теперь мы поиграем и посуду посчитаем. Вспомните, пожалуйста, какую посуду мы перемыли, перечислите.
Дети перечисляют. Федора вносит Логокуб, на котором прикреплены предметные картинки посуды. Детям раздаёт цифры.
Федора (воспитатель). Посчитайте предметы посуды и назовите её.
Федора даёт образец: «У меня один кофейник». Далее дети выполняют задание.
13. Упражнение «Чаша доброты» (Эмоциональное развитие).
Звучит медленная музыка.
Федора (воспитатель). Сядьте удобно на ковёр. Закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку. Мысленно наполните её добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброту. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в неё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!».
14. Итог занятия. Сюрпризный момент.
Федора (воспитатель). – Ребята, вы все молодцы, справились со всеми заданиями.
За своё плохое обращенье
Я попросила у посуды прощенье.
А вас хочу отблагодарить.
И чаем вкусным угостить.
Вносится на подносе самовар с угощением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия по развитию речи вне класса по теме "Я и мои права"
на занятии идет закрепление знаний учащихся об ООН и принятых ею документах, о Конвенции прав ребенка, о единстве прав и обязанностей в обществе. Занятие проводится в форме игры КВН...
Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте ПТИЧЬИ ТАРАТОРКИ
Конспект комплексного логопедического занятия по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе....
Конспект логопедического занятия по развитию речи ГОСТЯХ У ЗВЕРЕЙ
Открытое логопедическое занятие по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития "Нужные профессии"
Интегрированное занятие проводилось в рамках реализации окружного проекта «Профессиональная ориентация дошкольников»....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»
В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического и речевого развития....
Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Тема: «Формирование познавательных процессов у детей дошкольного возраста при автоматизации звука Р в слогах и сло...
Конспект бинарной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ. Инклюзивное образование.
Данное, разработанное мной, занятие содержит идею взаимодействия логопеда и воспитателя в старшей группе комбинированного вида при обучении детей умению составлять рассказ по сюжетной картине с исполь...