Отчет по реализации Программы социальной активности учащихся 5-х классов «Я -ТЫ - ОН - ОНА - вместе целая страна» (Апробация)
материал (5 класс)

Карпова Людмила Анатольевна

Цель Программы: приобщение обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_programmy_ya-ty-on-ona_-_vmeste_tselaya_strana.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

по реализации Программы социальной активности учащихся 5-х классов

 «Я -ТЫ - ОН - ОНА - ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯСТРАНА»

(Апробация)

Место проведения: МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа».

Дата проведения: 16.02.2024 г.

Классный руководитель: Карпова Л.А.

В 2023 году в школе начал работать просветительский проект по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-Ты-Он-Она-вместе целая страна». Данная программа разработана Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» и в продолжение реализации программы развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России», ориентирована на создание благоприятных условий для адаптации при переходе на следующий уровень образования. Направлена на формирование мировоззрения младших подростков и служат инструментом реализации рабочих программ воспитания образовательных организаций.

Цель Программы: приобщение обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей.

Задачи Программы:

  • создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовно-нравственных ценностей, традиций;
  • формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
  • приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений;
  • развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания, ответственности, умения работать в коллективе;
  • обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при переходе на следующий уровень образования, в том числе при помощи 6-9-х классов.

Актуальность программы заключается в том, что воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из которых является внеурочная деятельность обучающегося.

 В рамках проекта было предложено пройти апробацию по 5 направлениям (5 классных событий года):

  • «Моя школа — мои возможности» (I четверть) направлено на развитие представлений ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
  • «Моя семья — моя опора» (I четверть) направлено на сохранение семейных ценностей и традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
  • «Мой выбор — моя ответственность» (II четверть) направлено на развитие умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.
  • «Мои знания — моя сила» (III четверть) способствует приобщению детей к миру научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
  • «Моя страна — моя история» (IV четверть) направлено на развитие патриотических чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
  • События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех частей.

Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события.

Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются практические задания, выполнение которых способствует формированию отношения к транслируемой ценности.

Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных результатах.

Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события для группы

Приведу примеры проведенных событий первого полугодия.

  1. «Моя школа — мои возможности» входит семь занятий.

На первом занятии по теме «Какие мы?»

В классе была проведена командная игра. Целью игры было создание условий для сплочения ученического коллектива. Дети рассказали, каким видят свой класс в будущем, играли в игру «Алфавит»- направленную на знакомство учеников класса между собой. Данные занятия помогают ребятам узнать друг друга получше, сплотиться и легче адаптироваться к школьному ритм пятиклассников. Самое главное, что каждый понял, что необходимо научиться понимать друг друга и взаимодействовать между собой.

По следующему направлению «Маршруты нашей школы» запланировано два занятия. Класс был разделен на команды, в каждой команде выбран спикер. команде было выдано задание узнать информацию о школе. История школы, сколько выпусков выпустила школа, информация о выпускниках, о спортивных достижениях выпускников, библиотечный фонд, создание школьного музея и т.д. Узнали интересные факты о школе.

По направлению «Школьные старты», запланировано три занятия, команды выполняли проект «Наше любимое место в школе». Перед ребятам стояла задача, составить план, нарисовать и рассказать о самом любимом месте нашей школы. Каждая команда подошла к выполненному заданию добросовестно. Они не только рисовали план своего любимого места, но на итоговом занятии, инсценировали проделанную им работу.

  1. «Моя семья — моя опора», по плану 5 занятий. Направлено на сохранение семейных ценностей и традиций, актуализирует у детей представления о семье как о важнейшем социальном институте. На занятиях воспитанники знакомились с терминами: что такое генеалогическое дерево, генеалогия, поколение, предок, род, родоведение. Отвечали на вопросы. Рисовали генеалогическое древо. Домашним заданием было подготовить вместе с родителями рассказы о своей семьи (родителях, братьев, сестрах, бабушках и т.д.), подготовить правила счастливой семьи. На заключительном занятии ребята защищали свое семейное древо.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочной.

  • Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным проблемам современного мира. Данные занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения.
  • Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро- и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания обучающимися зон личного влияния на уклад школьной жизни.
  • (см. рис. 1).

Реализуемые мероприятия в рамках данного Проекта очень насыщенны полезным для школьников материалом. Ребята с большим интересом принимают данную информацию, на занятиях каждый старается высказывать свое мнение, оказать поддержку однокласснику. Проект не просто назван «Я – Ты – Он – Она – Вместе целая страна». Так как он, в первую очередь, помогает в адаптации детей, особенно на этапе основной школы, что очень важно для современного школьника для успешной мотивации в учебе и творческих активностях.

После каждого проведенного занятия по предложенным методическим разработкам по подготовке пяти событий оформлялась обратная связь с организаторами проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень важным на наш взгляд, в процессе реализации модели внеурочной деятельности является получение обратной связи, т.е. проведение мониторинга.

Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности:

  • рост личностных достижений всех субъектов деятельности;
  • удовлетворенность участников внеурочной деятельности;
  • востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности;
  • расширение познавательных интересов;
  • положительная динамика участия школьников в творческих коллективах, кружках и т.п;
  • положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п. школьного / районного / городского уровней;
  •  успешность участия школьников в проектах различного уровня;
  • повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок;  
  • расширение социально-педагогического партнерства;
  • общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, благодарности и т.п.);
  • расширение использования материально-технического и ресурсного обеспечения внеурочной деятельности школы;
  • сохранность контингента всех направлений внеурочной работы.

Успешная реализация внеурочной деятельности предполагает:

- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ «Мы вместе» в рамках ФГОС»

    В  связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках  ФГОС возникла  необходимость разраб...

Самоуправление в классе как способ развития социальной активности учащихся

опыт работы по развитию классного самоуправления...

Повышение мотивации школьников к активным занятиям физической культурой и спортом как результат реализации этнокультурного компонента программы физического воспитания учащихся V-ХI классов

С 1999 года на базе МОУ «Оленекская средняя общеобразовательная школа им. Х.М. Николаева» реализуется Программа физического воспитания с этнокультурным компонентом для учащихся V-ХI классов МОУ «Олене...

Отчет по реализации программы Социально-значимого проекта на тему: «Отголоски войны»

Отчет по реализации программыСоциально-значимого проекта на тему:«Отголоски войны»...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...

Программа по развитию социальной активности учащихся в условиях образовательной организации

Особую значимость в формировании социальной активности личности приобретает воспитательная работа в рамках осуществления профессиональной деятельности образовательной организацией. Цель программы...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...