Презентация "Формирование смыслового чтения –необходимое условие развития метапредметных компетенций."Выступление на педагогическом семинаре
презентация к уроку
Презентация посвящена проблеме сформированности у старшекласссников навыков смыслового чтения. Задача- вынести проблему на пед.обсуждение и найти пути ее решения.Актуальность проблемы связана с введением устного собеседования в 9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie.pptx | 976.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Актуальность вопроса Без овладения смысловым чтением проблематичным становится дальнейшее образование и самообразование . Данное умение выходит далеко за рамки образовательного процесса в школе, т.к . отсутствие навыка смыслового чтения порождает безоговорочное доверие людей средствам массовой информации (как телевизионным, так и печатным), фактическое отсутствие критичности в восприятии информационного потока.
Сформированность навыка смыслового чтения у российских школьников . Анализ результатов международных тестирований( результаты России в турнирной таблице из 65 стран – участниц оказались статистически ниже среднего балла: 41 – 44 место /2010г.) показывает, что пока отечественная система обучения не обеспечивает отвечающую современным мировым требованиям достаточную готовность школьников к жизни в постиндустриальном информационном обществе.
При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений. Но ещё более парадоксальным стало невнимательное отношение к формулировкам самих заданий, что приводило учеников к выполнению какого-то “своего задания ”. Таким образом, очевидным стал факт несформированности смыслового чтения у выпускников .
Пути решения проблемы На данный момент это введение новой формы экзамена, в частности устное собеседование по русскому языку , куда входит -чтение текста; -пересказ текста.
« Подводные камни» Существует стереотип: вдумчиво читать текст должны учить на уроках литературы . Следствием такого понимания являются проблемы: 1.Выпускники не умеют читать учебные и научно- популярные тексты; не умеют выделять главную мысль; не умеют соотносить прочитанное со своим личным опытом; чтение механическое. 2.Проблемы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ . Преодолеть их можно только в случае , если формированию смыслового чтения будет уделяться должное внимание на всех предметах школьного курса!
Что делать ??? Осмыслив важность проблемы, уделять время формированию смыслового чтения на каждом уроке в рамках всех учебных дисциплин.
Как это сделать? Ответьте на вопросы: 1.Как часто на уроках вы используете данные методы: -чтение текста вслух с контролем его понимания; -пересказ знакомого текста; -пересказ самостоятельно прочитанного текста на уроке; 2.Дайте оценку достаточности проводимой работы : -применяю все формы регулярно; -применяю все формы нерегулярно; -применяю не все формы нерегулярно.
Этапы формированию умений и навыков смыслового чтения. Какие основные этапы нельзя пропускать ? 1. Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов). Читающий зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?».
Существующая в школе практика разбора слов , недостаточно эффективна , так как дети иногда не понимают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений . В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.
2 Работа с ключевыми словами. Серьезно страдает понимание текста от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста .
3.Использование на уроке разных виды чтения: - ознакомительного чтения (просмотровое чтение ) / основная идея/. изучающее (аналитическое) чтение- полное содержание ). поискового чтения( ответ на вопрос)
Прием «Усовершенствование учебника» Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Данные задания носят творческий характер. Отличительной чертой этой группы заданий является их конструирование на основе нетекстовых ситуаций .. Учащимся предлагается обратить внимание на рисунки учебника и предложить свой (более полный) вариант иллюстраций к данной теме.
Прием «Инфо – карусель» . Данный прием может заменить работу с таблицей. Учителем заранее готовится раздаточный материал: на листе А4 чертится круг с определенным количеством секторов (по количеству изучаемых разделов темы). В центре круга записывается изучаемая тема. Секторы заполняются учащимися по ходу изучения материала. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа. Пример «Инфо – карусели» представлен в схеме 2.
Прием « Гипертекст . Текст разбивается на крупные смысловые блоки по отдельным частям темы, с которыми на уроке работают разные ученики . Структурирование гипертекста (деление на смысловые части и выделение основных мыслей) проводит сам ученик.
Прием «Пять предложений» – помогает кратко сформулировать основные идеи по определенной теме. Можно использовать как домашнее задание или для его проверки, а также для закрепления нового материала. Текст предлагается преобразовать в пять тезисов: тезис 1 – введение (поясняет, о чем идет речь в тексте; составляется в виде общей фразы, часто с использованием названия статьи); тезис 2 – раскрывает суть проблемы, изложенной в тексте (более узкий контекст, более конкретный круг вопросов); тезис 3 – может быть в виде вопроса или призыва (заставляет задуматься, почему данная проблема актуальна); тезис 4 – новый аргумент (повторяться нежелательно) в пользу значимости изучаемой проблемы или ответ на вопрос, поставленный в тезисе 3; тезис 5 – заключение (подведение итогов задания).
Из методической копилки. П риемы, ориентированные на формат ОГЭ: - выраз . чтение, пересказ под аудиозапись( с послед. а нализом); Самопроверка и взаимопроверка(оценивание речевых, орфоэпических, грамматических ошибок в процессе ответа) « я учитель» ( индивид. сообщение); Составление плана ответа( время подготовки 2 минуты); Пересказ под аудиозапись ( с анализом микротем ); « полный ответ»; Описание фотографии /иллюстраций( 10 предложений) 4
Подводя итог… Принцип- работает ученик. Учитель организует работу. Задача -увеличить общее время чтения /говорения отдельного ученика в течение учебного дня. Условие- осознание важности работы с текстом учителем и учеником.
Успехов в работе! Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии как необходимое условие формирование метапредметных компетенций".
Статья является конспектом выступления на городской научно-практической конференции "На пути к реализации ФГОС ООО: тенденции, проблемы, перспективы", которая состоялась 14.03.2015 в ГБОУ гимназия №61...
Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания через технологию смыслового чтения
мастер- класс. Опыт работы по данной технологии...
Материал методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие для формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся»
Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения как необходимого условиядля формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся Задачи:...
Доклад на педагогическом совете 09.01.2020 г. на тему«Формирование смыслового чтения - необходимое условие развития метапредметных компетенций»
Смысловое чтение является метапредметной компетенций. В самом начале доклада я сформировала понимание данной темы в общем смысле слова. А далее попыталась обобщить применение наиболее известных приемо...
Смысловое чтение -необходимое условие развития метапредметных компетенций
quot;Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, раз...
Технология смыслового чтения как средство формирования метапредметных компетенций.
Работа по развитию культуры чтения очень сложная. Именно поэтому проблемы чтения и грамотности осознаны как приоритетные в большинстве развитых стран.В практике преподавания чтения, в течение длительн...
Опыт работы "Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития предметных и метапредметных результатов"
Методы и приемы, используемые на уроках для формирования смыслового чтения как метапредметного образовательного результатаЦель смыслового чтения состоит в максимальном точном и полном понимании ...