ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
статья
Финансовая грамотность в современном обществе является частью его экономической культуры, под которой понимают систему ценностей и мотивов экономической деятельности, качество и уровень экономических знаний, действий и оценок человека, а также традиций и норм, которые занимаются регулированием хозяйственных отношений и поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_finansovoy_gramotnosti.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева Ольга Сергеевна,
учитель истории и обществознания
Уварова Наталья Борисовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа №65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»,
г. Улан-Удэ. Республика Бурятия
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
АННОТАЦИЯ
Финансовая грамотность в современном обществе является частью его экономической культуры, под которой понимают систему ценностей и мотивов экономической деятельности, качество и уровень экономических знаний, действий и оценок человека, а также традиций и норм, которые занимаются регулированием хозяйственных отношений и поведения.
Но, к сожалению, не каждый задумывается о важности финансовой грамотности, не все пользуются всевозможными финансовыми услугами, и не потому, что нет такой потребности, а из-за недостатка знаний этой области экономики. Но в современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Недостаток финансовой грамотности у современного человека может привести не только к неэффективному управлению личными средствами, но и увеличению долговой нагрузки, разным финансовым проблемам.
Поэтому, повышение финансовой грамотности школьников является актуальной задачей современного образования. От экономических и финансовых знаний зависит качество жизни человека, благосостояние населения. Основы финансовой грамотности во многом помогают человеку стать успешным. Однако, развитие таких навыков и умений требует постоянной, систематической работы.
Ключевые понятия: финансовая грамотность, функциональная грамотность, финансовая культура
Андреева Ольга Сергеевна,
учитель истории и обществознания
Уварова Наталья Борисовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа №65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»,
г. Улан-Удэ. Республика Бурятия
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
«…фактором формирования более современного и жизнеспособного общества
является развитие финансового просвещения населения».
Президент РФ В.В. Путин
Понятие «финансовая грамотность» имеет несколько определений.
Одно из определений финансовой грамотности – это уровень знаний и умений в финансовой сфере, который позволяет адекватно оценивать экономические процессы и принимать обоснованные решения в таких областях, как сбережения, инвестиции, страхование, управление недвижимостью, налоги и планирование пенсии. Другое - финансовая грамотность – это способность к эффективному управлению личными финансами и осознанному принятию финансовых решений. Финансовая культура - это также знания, необходимые для эффективного планирования бюджета, сохранения и приумножения средств в нестабильной экономике, чтобы обеспечить достойный уровень жизни.
Наконец, финансовая грамотность – это комбинация теоретических и практических знаний и навыков, позволяющих человеку рационально управлять деньгами и увеличивать их, используя различные финансовые инструменты. Так или иначе все они сводятся к тому, что финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приумножать. Фактически, финансовая грамотность - это планирование своей жизни, это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Проявлением финансово грамотного поведения человека является:
1) знание основ экономики, понимание экономических процессов, влияющих на личные финансы;
2) способность зарабатывать, находить способы для получения дохода, используя доступные ресурсы;
3) управление бюджетом и умение планировать и ставить финансовые цели, рационально распределять свои доходы;
4) умение расходовать и оптимизировать расходы, распределяя затраты в зависимости от их необходимости;
5) способность экономить;
6) пользование финансовыми услугами - современному человеку необходимо разбираться в банковских продуктах и услугах, чтобы избегать невыгодных сделок и потерь;
7) финансовая независимость, которая означает материальную свободу, отсутствие долгов и независимость от экономических условий в стране.
Таким образом, финансовая грамотность помогает людям всех возрастов управлять своими доходами и расходами.
Статистические данные свидетельствуют, что по уровню финансовой грамотности население нашей страны занимает 9 место среди стран «Большой двадцатки» (G20) с индексом финансовой грамотности 12.12 из 21 балла. Чтобы стать финансово грамотным человеком необходимо получить ключевые знания основ экономики и финансов. Таким образом, повышение финансовой грамотности школьников стало актуальной задачей современного образования. Для этого министерство финансов России, совместно с министерством образования и науки РФ включила финансовую грамотность в школьные программы. Однако, развитие финансовых навыков и умений требует постоянной, систематической работы.
Формирование базовых знаний финансовой грамотности в основной школе начинается с изучения курса «Обществознание». Обучающиеся 6-7 классов, знакомясь с основами экономической деятельности общества, усваивают на теоретическом уровне такие основные понятия, как деньги и их функции, источники доходов семьи, культура потребительского поведения, сбережения, налоги. На уроках обществознания формируются первоначальные навыки составления долгосрочного финансового плана, способов ведения домашнего хозяйства и формирования семейного бюджета, а также осваиваются правила финансовой безопасности.
В 8-9 классах финансовая грамотность является одним из шести компонентов функциональной грамотности, с помощью которого у подростков формируется активная жизненная позиция, основанная на приобретенных знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения. Исходя из того, что подростки 14-15 лет являются частично дееспособными и могут самостоятельно распоряжаться личными денежными средствами, необходимо сформировать у них навыки управления своими финансами и принятия эффективных финансовых решений в сфере накоплений и личных сбережений.
На данном этапе формирования основ финансовой грамотности у школьников необходим переход от теоретических знаний к практическим навыкам, который реализуется через решения ситуационных задач разного уровня сложности. Например, нахождения способов накопления средств с помощью банковских услуг. При выполнении ситуационных задач обучающиеся получают возможность научиться грамотно распоряжаться денежными средствами, выбирать финансовые учреждения, познакомиться с банковскими услугами, применить свои знания в сфере финансовой безопасности. Так же они демонстрируют умение анализировать предлагаемые банком финансовые услуги, сравнивать условия их предоставления и выбирать самый оптимальный вариант для удовлетворения своих потребностей.
Помимо изучения учебного курса «Обществознание», обучающиеся 8-11 классов имеют возможность расширить свои знания на онлайн-уроках по финансовой грамотности для школьников, которые организованы Центральным банком РФ (https://dni-fg.ru/), пройти курс «Азбука финансов» на «Лекториуме».
Имея начальные теоретические знания и практический опыт распоряжения денежными средствами, обучающиеся старших классов могут определять и корректировать свой уровень финансовой грамотности.
Первым шагом для старшеклассников может стать оценка своих знаний в области экономики, личных сбережениях, доходах и расходах на платформе ФинТестирование, созданной по инициативе министерства финансов РФ.
Следующим шагом для улучшения навыков управления личными финансами может стать финансовый дневник. Данный инструмент поможет школьникам контролировать свои доходы и расходы, ставить реалистические финансовые цели и составлять план их достижения. Финансовый дневник, позволяет проследить влияние принятых решений на финансовое состояние, что повышает осведомленность о значении планирования бюджета и ответственного отношения к деньгам. Его можно приобрести уже в готовом виде, а можно разработать самостоятельно. Работая с «Дневником финансов», можно научиться не только отслеживать финансы, но и анализировать расходы и доходы, улучшать финансовое планирование и принимать более обоснованные финансовые решения. Ведение дневника может стать первыми шагами на пути к становлению финансово грамотным человеком, а знание основ экономики и финансов повысит качество жизни и благосостояние.
Таким образом, владение финансовыми знаниями и умениями, учат школьника не просто эффективному управлению и приумножению своих денежных средств, но формирует умения ставить четкие цели, укрепляет самоуважение и мотивирует помогать другим. Вместо страха перед возникающими финансовыми проблемами, у человека появляются конкретный план действий.
Сформированная на уроках обществознания у школьников финансовая грамотность и культура финансового поведения способствует эффективности и успеху в любой сфере деятельности, позволяет повысить качество жизни и благосостояние населения. Основы финансовой грамотности во многом помогают школьнику в будущем стать успешным человеком.
Список использованной литературы.
- Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа – Москва: изд Поппури //. Богатый папа. – 2022.- С. 352
- Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Липсиц И.В., Рязанова О.И. - Министерство финансов Российской Федерации, 2018.
- Основы финансовой грамотности: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.В. Чумаченко, А.П. Горяев – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2018.
- Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л. Ю. Панариной, И. В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е. А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.
- https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-molodezhi-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki Быстрова Н. В., Уракова Е. А., Назарова Е. Н. Финансовая грамотность молодежи в условиях цифровой экономики // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №. 77-1. – С. 87-90.
- https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti-formirovaniya-finansovoy-gramotnosti Грязнов С. А. О необходимости формирования финансовой грамотности // Научные известия. – 2022. – №. 27. – С. 200-202.
- https://naukaru.ru/ru/nauka/article/52570/view Карелина Ю. А. Формирование финансовой грамотности у младших школьников // Далевские чтения молодых исследователей. – 2020. – С. 145-147.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы VIII вида»
Методическая разработка «Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы VIII вида»...
Задачи по финансовой математике, как средство формирования финансовой грамотности у школьников
финансовая грамотность...
Формирование финансовой грамотности личности школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Воспитание нового поколения финансово грамотных людей. Из опыта работы....
Отмена крепостного права в России. Выкупная операция (методическая разработка урока истории с элементами формирования финансовой грамотности), 9 класс
Урок ориентирован на детальное изучение процесса отмены крепостного права в России. Особый акцент сделан на формировании финансовой грамотности школьников, изучение теории о вкладах и кредитах, знаком...
Мастер - класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"
Данный материал раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования...
Статья педагога дополнительного образования Филипповой Ирины Павловны "Экономическое образование как фактор формирования экономической компетенции школьника"
Статья "Экономическое образование как фактор формирования экономической компетенции школьника...