Выписка из протокола №3 заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла
материал

Выступление по теме «Активные методы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию в 9 классе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypiska_iz_protokol1.docx506.09 КБ

Предварительный просмотр:

     Выписка из протокола № 3 заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла, начальных классов, физической культуры, ОБЖ, МХК, изобразительного искусства, музыки  от от 24.03.2023г.

Присутствовали: Протасова Е.В., Карцева Н.А., Цупова И.Е., Сѐмина Н.И.,Кузнецова С.Н., Родина Т. П.,Мальчикова В.Е., Горбачѐва О.А.

Повестка дня:

 I.Слушали:1)Сёмину Н.И, учителя русского языка и литературы, которая выступила с сообщением на тему «Активные методы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию в 9 классе».

Основные положения выступления:

Структура устного собеседования

  • 1. Чтение текста
  • 2.Подробный пересказ прочитанного текста с введением цитаты
  • 3. Монологическое высказывание
  • 4. Участие в диалоге

Экзамен прошлого года выявил следующие проблемы.

Типичные ошибки учеников при чтении текста:

  • неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
  • искажения в чтении имён собственных;
  • наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных, особенно в родит. Падеже ( например, ПятиСТА вместо ПятиСОТ).

К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении пересказа текста можно отнести:

  • неоправданно длинные паузы в речи;
  • искажения в произношении имён собственных и терминов;
  • фактические ошибки при пересказе;
  • сжатый пересказ вместо подробного;
  • пропуски важных микротем текста;
  • неумение логично включать высказывание в пересказ;
  • неумение использовать способы цитирования в речи.

К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 3 и 4 можно отнести:

  • ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
  • маленький объём монологического высказывания (5-7 фраз), тогда как требуется не менее 10 ;
  • большое количество неоправданных пауз в речи;
  • большое количество речевых и грамматических ошибок.

К числу психологических проблем относится волнение, которое усугубляется тем, что ведется аудиозапись. Не всем удавалось с этим волнением справится.

Какие же пути решения обозначенных проблем?

Что делаем мы, учителя русского языка и литературы?

Во-первых, мы начали обращать более пристальное внимание на проверяемые виды устной речи и активно работать в этом направлении решили с 5 класса.

Во-вторых, уже не первый год мы используем в качестве промежуточной аттестации форму билетов, которая предполагает владение не только языковой, но и коммуникативной компетенциями. В этом году 6 классы будут сдавать экзамен по билетам.

Во- вторых, с прошлого учебного года промежуточная аттестация по русскому языку в 8 классе проходит в два дня: устная и письменная часть.  Устная часть состоит из чтения и пересказа с включением цитаты. Таким образом, уже 8 классе мы работаем над снятием психологического барьера перед экзаменом и отрабатываем первые два задания собеседования.

В 9 классе на внеурочных занятиях отыгрываем ситуацию экзамена, работая в парах. И обсуждаем возникающие проблемы. На эту работу уходит 30-40 минут еженедельно.

            Да, итоговое собеседование является собеседованием по русскому языку, но специфика его говорит о том, что успешность прохождения этого испытания выпускниками не может зависеть только от нас, учителей русского языка. Так как  устная речь обладает надпредметностью и   междисциплинарностью, то должна быть системная работа всех учителей - предметников, помогающая улучшению качества устной речи обучающихся и соответственно уменьшению названных ошибок. Поэтому мы, учителя русского языка и литературы, призываем своих коллег использовать следующие формы работы:

  1. Чтение вслух с корректировкой ошибок, особенно искажений слов.
  2. Подробный пересказ текста объемом 150-170 слов  при минимальной подготовке ( 5 минут).
  3. Монологическое высказывание (описание фотографии, ответ на проблемный вопрос) объемом не менее 10 фраз при подготовке не более 3 минут.
  4. Диалог с развернутыми ответами обучающихся на разные темы. Для этого можно зайти на сайт РЕШУ ОГЭ - УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ - КАТАЛОГ ЗАДАНИЙ - ДИАЛОГ. И вы увидите, что темы диалогов связаны с окружающей действительностью.

Давайте все вместе помогать детям и  делать их речь лучше, пусть и через подготовку к экзамену.

     Выписка из протокола № 3 заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла, начальных классов, физической культуры, ОБЖ, МХК, изобразительного искусства, музыки  от от 24.03.2023г.

Присутствовали: Протасова Е.В., Карцева Н.А., Цупова И.Е., Сѐмина Н.И.,Кузнецова С.Н., Родина Т. П.,Мальчикова В.Е., Горбачѐва О.А.

Повестка дня:

 I.Слушали:1)Сёмину Н.И, учителя русского языка и литературы, которая выступила с сообщением на тему «Активные методы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию в 9 классе».

Основные положения выступления:

Структура устного собеседования

  • 1. Чтение текста
  • 2.Подробный пересказ прочитанного текста с введением цитаты
  • 3. Монологическое высказывание
  • 4. Участие в диалоге

Экзамен прошлого года выявил следующие проблемы.

Типичные ошибки учеников при чтении текста:

  • неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
  • искажения в чтении имён собственных;
  • наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных, особенно в родит. Падеже ( например, ПятиСТА вместо ПятиСОТ).

К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении пересказа текста можно отнести:

  • неоправданно длинные паузы в речи;
  • искажения в произношении имён собственных и терминов;
  • фактические ошибки при пересказе;
  • сжатый пересказ вместо подробного;
  • пропуски важных микротем текста;
  • неумение логично включать высказывание в пересказ;
  • неумение использовать способы цитирования в речи.

К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 3 и 4 можно отнести:

  • ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
  • маленький объём монологического высказывания (5-7 фраз), тогда как требуется не менее 10 ;
  • большое количество неоправданных пауз в речи;
  • большое количество речевых и грамматических ошибок.

К числу психологических проблем относится волнение, которое усугубляется тем, что ведется аудиозапись. Не всем удавалось с этим волнением справиться.

Какие же пути решения обозначенных проблем?

Что делаем мы, учителя русского языка и литературы?

 Мы начали обращать более пристальное внимание на проверяемые виды устной речи и активно работать в этом направлении решили с 5 класса.

В 9 классе на внеурочных занятиях отыгрываем ситуацию экзамена, работая в парах. И обсуждаем возникающие проблемы. На эту работу уходит 30-40 минут еженедельно.

            Да, итоговое собеседование является собеседованием по русскому языку, но специфика его говорит о том, что успешность прохождения этого испытания выпускниками не может зависеть только от нас, учителей русского языка. Так как  устная речь обладает надпредметностью и   междисциплинарностью, то должна быть системная работа всех учителей - предметников, помогающая улучшению качества устной речи обучающихся и соответственно уменьшению названных ошибок. Поэтому мы, учителя русского языка и литературы, призываем своих коллег использовать следующие формы работы:

C:\Users\user\Pictures\2024-12-21\008.jpg

Руководитель  школьного МО : Мальчикова В.Е. _____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Пример того. как можно составить план работы учителей гуманитарного цикла....

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год...

План работы Школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Тематика заседаний школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год в рамках ФГОС ООО....

Перспективный план работы методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ «СОШ с. Луговское» на 2013 – 2014 учебный год

 Направления деятельности  МО:Изучение нормативно-правовой базы по введению ФГОС.Обобщение педагогического опыта  учителей.Поиск наиболее эффективных форм и методов преподавания для оптимизации образо...

Материал методического объединения учителей гуманитарного цикла

Материал методического объединения учителей гуманитарного цикла...

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"

В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....

ПРОТОКОЛЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРОТОКОЛЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД ...