Доклад на ТМО. «Проектная технология – основа обеспечения эффективного личностного роста обучающихся»
материал на тему
Доклад на тему: «Проектная технология – основа обеспечения эффективного личностного роста обучающихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.g.miroshnik_doklad_na_15.02.2018_2.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Проектная технология – основа обеспечения эффективного личностного роста обучающихся».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Елена Геннадьевна Мирошник. Тема моего выступления: «Проектная технология – основа обеспечения эффективного личностного роста обучающихся».
Почему проектная технология? Ответ прост. Вот уже несколько лет я вплотную занимаюсь проектной деятельностью с учениками разного возраста. И эта технология, как никакая другая на мой взгляд, при правильной организации позволяет наблюдать за довольно короткий промежуток времени личностный рост ребят по многим аспектам (умение планировать работу, умение делать выводы, ставить цели и задачи и т.д.).
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом и рассказать, какие приемы использую в работе.
Первым делом давайте определимся: от чего зависит личностный рост ученика? (ответы учителей) Этот вопрос важно задавать перед любой запланированной совместной работой. Ведь успех – это то, к чему мы стремимся всю нашу жизнь. Немного позже, раскрыв суть проблемы на примере проектной технологии, мы дадим ответ на этот вопрос.
Каждый из нас хоть раз в жизни работал над проектом. Но эффективный личностный рост, к сожалению, наблюдается не во всех случаях. В чем же причина? Нет интереса детей заниматься исследованием? Дети и руководитель проектов неправильно структурируют свою деятельность? Мало времени на реализацию замысла? Обучающийся не понимает что делать, к чему стремиться, и не видит конечный результат своей деятельности? В ходе создания проекта ребенок потерял интерес?
Как следствие заброшенную работу доделывает сам педагог, доверив обучающемуся только презентовать свой труд. Все это и многое другое является причиной того, что образовательная технология не приносит эффективного личностного роста обучающихся. Работа проделана зря! Какая же причина?
Я думаю, что многие из вас согласятся с тем, что наблюдая личностный рост ученика и положительные результаты работы, мы профессионально растем сами, а, получая удовольствие от своих трудов – стремимся достичь большего. У меня есть несколько минут, чтобы высказать свои идеи на тему того, как можно добиться успеха, используя проектную технологию. Если в ходе моего выступления у вас появятся вопросы, пожалуйста, запишите их, чтобы задать после выступления.
Итак, у нас есть обучающийся, с которым нам необходимо начать работу. Что же необходимо сделать для дальнейшего успешного сотрудничества?
Какова истинная цель предстоящей работы? На этот вопрос может быть множество ответов. Допустим, выступить на научно-практической конференции. Тогда у меня возникает вопрос: «А зачем? Ради какой цели?» Многие лидеры по своей натуре ответят: «Идти к победе, занять какое-то место».
И вот она ошибка многих руководителей проектов, в том числе и меня на первом этапе своей деятельности. Ребенок в результате получил приз зрительских симпатий, а не первое место, как вы оба планировали!
Он ощущает поражение, позор, стыд и никогда больше не захочет продолжать работать в этой сфере, помимо этого еще долго будет ощущать чувство вины и разочарование, вспоминая свой провал и несбывшиеся надежды руководителя, ошибочно возложенные на него. Цель утеряна. Нет цели – нет энтузиазма, нет энергии, нет результата.
Цель любого проекта всегда должна формулироваться как ответ на вопрос, чего вы хотите добиться в ходе выполнения проекта. Пример: написать книгу, нарисовать картину, сконструировать устройство и т.д.. То есть, ребенок, выполняя проект уже добился цели – научился чему-либо – вырос личностно, умея извлекать нужную информацию или форматировать текст, или создавать продукт проекта. А потом уже можно нацеливать обучающегося на то, чтобы поделиться своим успешным опытом, своей достигнутой целью публично и идти к новым. Но это не в том случае, когда в ходе проекта мы хотим научиться чему-либо.
И тут встает одна из главных задач проектной деятельности: выбор темы, интересной для обучающегося. Если руководитель помог найти правильную тему проекта – можно сказать, что полдела сделано!
Для решения данной задачи я очень часто пользуюсь схемой вопросов, чтобы все, как говорится, встало на свои места, и мы оба видели ЧТО, и КАК, мы будем делать.
Метод прост. Для начала вспомним основные части речи. Это СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ и ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ! На какие вопросы отвечают эти части речи?
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – Кто? Что?
ГЛАГОЛ – Что делают? Что сделают?
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – Какой? Какая? Какие?
Часто бывает, что мы никак не можем приступить к подготовке проекта. Схема, которая на мой взгляд является удачной, позволяет сразу приступить к работе. Притом без терзаний и долгих раздумий. А когда руководитель сам четко видит к чему идти – он правильно направляет идущего рядом.
Всякий врач, прежде чем приступить к лечению, не спеша выслушивает больного, задает вопросы. Каждый дизайнер желает знать, где будут сидеть работники офиса, который он оформляет, чем они занимаются, чем занимается сама фирма.
Прежде чем приступить к созданию объекта проектирования, зададим несколько вопросов прежде всего самим себе (и только позже обучающемуся, направляя ход его мыслей в нужном направлении). Эти вопросы будут весьма похожи на те, на которые отвечают основные части речи. Итак…
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Прежде всего, нам необходимо ответить на вопрос КТО? Кто будет писать проект? Сколько ему (ей) лет? Чем он (она) занимается, увлекается кроме учебы? ЧТО? Что заинтересует его (ее)? Чего он (она) ждет от создания проекта? Что он (она) будет делать с полученным проектом? Что их пугает (очень важно!!!)? Каковы опасения? Что радует? К чему стремится?
Есть что-то, что любого ребенка очень интересует. Остается только найти, что же это.
ГЛАГОЛ. Самое главное, как вы понимаете, ЧТО СДЕЛАЕТ? Что сделает в ходе выполнения проекта? Здесь, как раз и место недавно сформулированной вами цели предстоящей работы – увидеть продукт своей деятельности.
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Следующий вопрос, разумеется, КАКИЕ? Какие методы помогут добиться этой цели?
Легко заметить, что ответ на каждую последующую группу вопросов будет возможен, только если вы ответите на предыдущую.
Пользуясь данной методикой, вы сможете сами формулировать бесчисленное количество вопросов, руководствуясь конкретной ситуацией и особенностями обучающихся. Главное, чтобы первая группа вопросов была об обучающихся, вторая – о цели проекта, а третья – о том, какие методы для ее достижения использовать.
Помимо этого, важно помнить, что для любого ребенка важны рамки времени – это их дисциплинирует. Поэтому, ответив на все вопросы, мы составляем план работы с четко обозначенным временем для выполнения каждого его пункта.
Например:
1. Выбрать тему проекта – до 10 сентября;
2. Написать титульный лист – 12 сентября;
3. Написать содержание проекта - 18 сентября и т.д.).
Выполнения каждого пункта – это маленькая цель, а значит после ее достижения должно быть поощрение - хвалим и акцентируем внимание на достижение (например: «Выполнив этот пункт подготовки проекта ты научился добывать необходимую информацию и форматировать текст, или пользоваться методом анкетирования» и т.д.).
Это и есть один шаг личностного роста обучающегося. Для детей важно, что они сами добились поставленной цели, а ваша поддержка словами будет только нацеливать их к дальнейшему росту. Необходимо видеть в своих наставниках только хорошее (подчеркивайте то, что им особенно удалось в работе и в дальнейшем делайте акцент на этой особенности), восхищайтесь их результатом искренне: очень часто самая дорогая награда для них – знать, что вы верите в их успех. В этом и заключается профессиональный успех, рост и становление руководителя определенной сферы деятельности.
Итак, еще раз повторим составляющие успеха:
- Определение субъекта деятельности, объекта, на который направлена деятельность и методов, с помощью которых будет осуществлена данная деятельность;
- Четкое планирование этапов работы и временных рамок для выполнения каждого пункта деятельности;
- Привлечение учащихся к целеполаганию и постановке задач проекта;
- Поощрение педагогом каждого шага работы ученика.
Я очень рада, что сегодня мне выпала честь поделиться с вами своим опытом работы в достижении эффективного личностного роста обучающихся. Структуру проектной технологии я разместила в презентации, которую оставила у организаторов заседания, кому будет интересно – можете воспользоваться, и я надеюсь, что данная информация для вас окажется полезной. Если у Вас возникли вопросы, буду рада на них ответить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социальные проекты по историческому краеведению как путь личностного роста обучающихся».
Чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в стране, необходимо заботиться о создании таких условий, которые будут способствовать становлению гражданской п...
Как обеспечить личностный рост обучающихся на уроках английского языка.
Как обеспечить личностный рост обучающихся на уроках английского языка....
Нравственное воспитание как основа личностного роста обучающихся
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.Что...
Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"
Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.
Профессия педагога особая – она предполагает высокую степень ответственности, ведь от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и о...
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога....
Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога
Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...