Технологическая карта урока "Шерсть. Шерстяное волокно"
план-конспект занятия (7 класс)

Технологическая карта урока "Материаловедение". Тема "Шерсть и шерстяное волокно"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя

Назарова Светлана Викторовна

Предмет / Класс / Автор УМК

Технология, 7 класс, В.В. Воронкова

Место урока по теме

Урок № 1, Тема: Материаловедение

Тема урока

Шерсть. Шерстяное волокно.

Тип урока

комбинированный, адаптивный урок с использованием элементов модульного обучения.

Цели урока

Познакомить с волокном шерсти.  Научить распознавать шерстяное волокно.

  • Коррекционно-развивающие: формировать целенаправленную познавательную деятельность, развивать мыслительные, информационные навыки в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся;
  • Образовательные: развивать и закреплять понятия по теме, познакомить со свойствами шерстяного волокна;
  • Воспитательные: развивать любознательность и формировать самостоятельность в познавательной деятельности

Технологическая карта урока

Планируемые результаты

УУД

базовые

познавательные

коммуникативные

личностные

Формирование знаний о волокнах, основные свойства шерстяного волокна

Извлечение необходимой информации из рассказа, презентации о шерстяном волокне

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

 Личная ответственность за результаты своей деятельности. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия

ХОД УРОКА

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

1

Организационный

организовать рабочую обстановку на уроке, воспитание привычки к быстрому переходу от отдыха во время перемены к рабочему состоянию во время урока.

фронтальная

1 слайд

Организует  взаимное  приветствие.

Проверяет  готовность учащихся к уроку.

Проводит инструктаж по раздаточному материалу.

Проверяет  готовность мастерской.

Организует работу по листу «Задания для учащихся» – подготовительный этап (см. приложение №1)

Проверяют свою готовность.

Приветствуют учителя.

Знакомятся с раздаточным материалом. Работают по подготовительному этапу.

Проводят самооценивание.

Личностные:

самоорганизация

Регулятивные:

способность регулировать  свои действия

Организована рабочая среда

2

Актуализация знаний

Закрепить знания учащихся о волокнах.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

индивидуальная

  1. Организует повторение во фронтальной беседе
  • Из чего состоит ткань? ( из нитей)
  • Как называются нити, входящие в состав ткани?

(нить основы и утка)

  • Назовите простейшее переплетение?

( полотняное)

  • Из чего состоит нить? ( из волокон) слайд 2
  1. Организует исследовательскую деятельность

Убедимся в этом. Проведем опыт, (используя лупу)

( Выдерните ниточку из ткани, расщепите её. Что вы видите? Она состоит из крошечных тонких и коротких волосков - волокон, в х/б - это растительные волоски, в льняной- волокна льняного стебля - называются прядильными волокнами.)

  1. Организует фронтальную работу по составлению схемы: слайд 3

В 5 и 6  классах мы знакомились с волокнами и говорили, что все волокна делятся на ...(продолжите) ( по ходу ответов детей на доске составляется схема

Слайд 4

Итог: Волокна бывают натуральные и химические.  Натуральные волокна это те, которые существуют в природе. Натуральные подразделяются на растительного и животного происхождения. Растительные это лен и хлопок. Волокна хлопка – короткие, матовые, мягкие, прочные, хорошо пропускают воздух, впитывают влагу.  Волокна льна -  толстые, прямые, очень прочные, жесткие на ощупь, быстро впитывают влагу, пропускают воздух.

  1. Организует оценочную деятельность

Отвечают на вопросы делают выводы.

Зарабатывают жетоны за правильные ответы

Записывают в листы свои наблюдения

Проводят исследование, делают выводы

Слушают учителя отвечают на вопросы, наблюдают за составлением схемы

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение  регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Слушают учителя смотрят презентацию

Подсчитывают заработанные жетоны и записывают в листы

Актуализация знаний по теме.

Закрепление понятий выявленных в исследовательской деятельности.

Умение работать в группе, понимание информации представленной в схеме

Умение подсчитывать свои баллы

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

обеспечить осознание цели урока, вызвать личную заинтересованность в предстоящей деятельности

Фронтальная

  1. Организует вводную беседу для определения темы и целей урока:

 Программа предмета «Швейное дело» состоит из модулей.  Сегодня мы будем работать по модулю который называется «материаловедение». Это модуль  по изучению  свойств волокон и ткани. В 5 и 6 классах вы уже знакомились с такими волокнами как лен и хлопок. Сегодня мы познакомимся еще с одним видом волокна.

 А вот какое волокно мы сегодня будем изучать попробуйте догадаться разгадав загадки.

Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет?

(Овца)

5 слайд________________________________

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет,                            

А лаптей не плетет                          (Коза)

_6 слайд__________________________________________

Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

7 слайд

  1. Организует определение темы урока и целеполагание

-Какое отношение имеют все эти животные к нашему уроку?

С овцы получают шерсть, а шерсть - натуральное волокно.

8 слайд

-  Определите тему нашего урока.

  • Тема урока «Шерсть. Шерстяное волокно» (учащиеся записывают тему
    урока в листы)

- Правильно, сегодня мы с вами изучим, натуральное волокно  животного происхождения – шерсть и как получают пряжу из шерстяного волокна.

9  слайд

Подумайте и определите цели урока.

Цель урока: Познакомиться с шерстяным волокном и научиться его определять

  1. Организует оценочную деятельность

Слушают учителя отгадывают загадки, смотрят презентацию

Коммуникативные УУД    владение речью, умение выражать мнение. вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;

Отвечают на вопросы

Определяют тему и цели урока, записывают в листы

Подсчитывают заработанные жетоны и записывают в листы

Умение сотрудничать, работать в группе, понимать информацию, отгадывать загадки, соотносить представленный материал с учебной задачей.

Умение определять тему и цель урока

Умение производить подсчеты своих баллов

4

Первичное усвоение новых знаний

подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер познавательной деятельности учащихся,.

.

Фронтальная

индивидуальная

10 слайд

  1. Организует объяснение нового материала с показом презентации:

С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло.

В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма. Чтобы не ошибиться вам нужно знать состав ткани и её свойства.  

Ткани из шерстяных волокон   являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

11 слайд

С незапамятных времен люди использовали для изготовления тканей шерсть. С той самой поры, как стали заниматься скотоводством. В дело шли шерсть овец, коз, верблюдов, кроликов, собак, ламы, альпака.

12 слайд Шерсть —собранный для переработки волосяной покров животных. По названию животного шерсть называют овечьей, верблюжьей и козьей.  Основную массу шерсти получают с овец. Овец стригут один раз или в некоторых случаях дважды в год. С одной овцы получают от 2 до 10 кг шерсти.  Шерстяной покров с овец снимают специальными ножницами или машинками состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном. 

( новое слово вывешивается на доску)

 Для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, получаемую стрижкой или вычесыванием во время линьки верблюдов

13-14 слайд

А еще шерсть можно получить с ангорских кроликов. Ангорская шерсть; Ангорское волокно или  «ангора»  — очень мягкая на ощупь шерстяная ткань с характерным нежным ворсом, которую получают из волосков ангорского кролика, который был так назван за свою длинную шерсть по аналогии с одноимённой козой.  Ангорская коза так называется потому что  живет она в  турецком местечке Ангора.

15 слайд.

Что же  из себя представляют шерстяные волокна?

(образец шерсти неочищенной, очищенной, пряжи)

16 слайд  волокна имеют следующие свойства: они короткие, цвет волокна зависит от природного цвета  шерсти животного, бывают толстые и тонкие, мягкие, пушистые, сильно извитые,  обладают высокой гигроскопичностью, то есть хорошо впитывают в себя влагу и медленно сохнет, упругие (изделия мало мнутся), стойкие к  воздействию солнца (выше, чем у хлопка и льна), а вот прочность их ниже, чем у хлопка.

17 слайд

После стрижки шерсть подвергают первичной обработке:  её дезинфицируют, сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой для удаления жира, сушат в сушильных машинах горячим воздухом. Затем полученное шерстяное волокно упаковывают в кипы и отправляют на прядильные фабрики, где из него вырабатывают пряжу.  

2.Организует оценочную деятельность

Слушают учителя смотрят презентацию

Слушают учителя, вспоминают этапы обработки волокон

Умение сотрудничать, анализировать, делать выводы из представленной информации.

Умение производить подсчеты своих баллов

5

Первичная проверка понимания

 закрепить и систематизировать представления учащихся о шерстяном волокне и его свойствах, формировать запланированные умения и навыки.

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Фронтальная

Индивидуальная

1. Организует  работу учащихся на этапе  «Моё исследование» (см. приложение 1).

2. Организует  индивидуальную  работу  с учащимися

3.Организует проведение  исследования по плану.

4. Организует взаимопроверку

4. Организует обобщающую  беседу по результатам исследований.

Вывод: Волокна шерсти короткие, длинной от 1до 4,5 см. Цвет волокна зависит от природного цвета шерсти животного. Шерстяное волокно хорошо окрашивается в любой цвет. По толщине волокна бывают толстые и тонкие. Волокна шерсти мягкие, пушистые, сильно извитые, упругие, прочность их ниже, чем у хлопка. Шерстяное волокно отличается хорошими гигроскопическими свойствами:   впитывает влагу и медленно сохнет. От действия тепла и влаги волокно шерсти приобретает способность к сильному растяжению. Это позволяет при влажно-тепловой обработке придавать необходимую форму изделиям из шерстяной ткани. Отрицательным свойством шерстяного волокна является его пылеемкость и способность к сильному уплотнению – сваливанию. Шерстяное волокно горит слабо, на конце образуется шарик – спек черного цвета, при горении чувствуется запах жженого пера.

5.  Организует оценочную  работу  с жетонами.

6.Организует проведение физминутки

Физминутка:

Гимнастика для глаз: Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5-7 раз.

  1. Вертикальные движения глазами вверх (считать до трёх), вниз (считать до трёх).
  2. Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
  3. Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  4. Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.

Слушают учителя, знакомятся с листом «Моё исследование»

Проводят исследование

Проводят взаимопроверку

Слушают, запоминают

Познавательные УУД: умение анализировать, извлекать информацию из учебника, применять полученные знания на практике

Регулятивные УУД: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Коммуникативные УУД:  слушать и слышать собеседника, учителя.

Подсчитывают жетоны, записывают в листы

Выполняют упражнения

Умение работать самостоятельно , принимать помощь учителя, работать в парах, выполнять взаимопроверку

6

Первичное закрепление

 добиться повышения уровня осмысления материала, глубины его понимания. Развитие соответствующих навыков и умений.

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Фронтальная

Индивидуальная

  1. Организует установку на индивидуальную работу, объясняет  алгоритм выполнения задания
  2. Организует индивидуальную работу по заполнению  схемы «Свойства шерстяного волокна»
  3. Организует проверку выполнения задания по листу проверки
  4. Обобщает полученные результаты и выполнение задания
  5. Организует оценочную деятельность

Слушают учителя

Выполняют задание

Проверяют себя по листу проверки

Слушают учителя

Подсчитывают жетоны, записывают в листы

Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение работать по алгоритму, самостоятельно, проводить самопроверку

7

Подведение итогов занятия

Рефлексия

подведение итогов работы на уроке.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

  1. Организует оценочную деятельность

Действия: Сосчитай сложением все баллы  в знаках. Определи оценку.

Если у тебя от 15 до 12 баллов, твоя оценка «5».

Если у тебя от 11 до 9 баллов, твоя оценка «4».

Если у тебя от 8 до 3 баллов, твоя оценка «3».

  1. Организует определение положительных моментов и недостатков в работе на уроке.

Считают свои баллы и определяют оценку

Отвечают на вопросы:

Что понравилось?

Что нового узнали?

Интересно было работать по такой схеме?

Личностные УУД: умение провести самооценку

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение оценивать свою деятельность, высказывать свое отношение к деятельности

Задания для учащихся группы

Этапы урока

Цель и действия

Подсказки и результаты

Подготовительный

Цель: подготовить рабочее место и подготовиться самому к уроку.

Действия:

Проверь на своём столе дневник, задания, ручку, карандаш, резинку.

Оцени свою готовность.

Если всё на месте и ты подготовился в перемену – поставь себе 2 балла.

Повторение

Цель: повторить сведения о волокне.

Действия:

Отвечай на вопросы.

ОПЫТ:

Выдерните ниточку из ткани, расщепите её. Что вы видите? Выбери единственно правильный ответ:

  1. Она состоит из ватки
  2. Она состоит из стебельков
  3. Она состоит из крошечных тонких волосков - волокон

 Отвечай на вопросы и зарабатывай жетоны.

Сосчитай жетоны и запиши их количество.

Определительный этап

Цель: определить направление.

Действия: слушай учителя. Запиши тему урока и подумай над целью.

Тема урока:

Цель: 

___________________________________________________________________

Старайся чаще отвечать, поднимай руку и зарабатывай жетоны.

Сосчитай жетоны и запиши их количество.

Моё исследование

Цель: Определить волокно шерсти.

Действия:

  Открой план проведения исследования. Внимательно читай и отвечай на вопросы.

Ответь на вопросы:

1.Как определили волокно шерсти?_________________________________________

2.Что называют шерстью?         

3.Какое животное дает самое большое количество шерсти?         

Внимание! Если затрудняетесь ответить, вам поможет учебник на стр. 82

Проверочный

Цель:  применить свои знания,  определить, какие свойства имеет волокно шерсти.

Действия:  Заполни таблицу используя,  материал на стр.82-83 учебника

Вид волокна

цвет

упругость

длина

толщина

мягкость

извитость

прочность

шерсть

Слова для записи: толстые, упругие, мягкие, пушистые, сильно извитые, цвет зависит от природного цвета шерсти животного, прочность ниже чем у хлопка, длина от 1 до 4,5 см.

Работай аккуратно.

Проверяй свою работу по листу проверки

Оцени каждое задание.

Сосчитай жетоны и оцени свою работу.

Оценочный

Цель: оценить себя.

Действия: Сосчитай сложением все баллы  в знаках. Определи оценку.

Если у тебя от 15 до 12 баллов, твоя оценка «5».

Если у тебя от 11 до 9 баллов, твоя оценка «4».

Если у тебя от 8 до 3 баллов, твоя оценка «3».

План исследования.

Тема: «Свойства шерстяного волокна».

Цель: определить  шерстяное волокно

Оборудование: образцы волокон.

Ход работы:

  1. Рассмотреть образцы волокна. Определить шерстяные волокна по внешнему виду и на ощупь. Разложить на две группы. В первую группу шерстяные волокна, во вторую все остальные.
  2. Проверить волокно на разрыв. Рассмотреть как выглядит разрыв в виде  ватки или кисточки.
  3. Ответь на вопросы.

Внимание: Тебе может помочь учебник открой на стр.82. Внимательно прочитай. Если есть вопросы спроси у учителя.


Проверочный лист.

Свойства волокон шерсти.

Вид волокна

Цвет

упругость

Длина

Толщина

Мягкость

Извитость

Прочность

шерстяное

Зависит от природного цвета шерсти животного

упругие

От 1 до 4,5 см

Толстые и тонкие

мягкие

Сильно извитые

Прочность ниже чем у хлопка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Натуральные волокна животного происхождения. Технологическая карта урока в 6 классе.

В материале содержится технологическая карта урока с приложениями, а также презентация по теме урока....

Технологическая карта урока технологии 5 класс Текстильные волокна

Знакомство с основами материаловедения, с видами растений, используемых для получения тканей, классификацией волокон, этапами производства ткани....

Технологическая карта урока: «Материаловедение. Натуральные волокна. Изготовление куклы-Крупяницы».

Технологическая карта урока – 7 класс (для детей с ОВЗ).  Тема урока: «Материаловедение. Натуральные волокна. Изготовление куклы-Крупяницы»Цель: Обобщение знаний о видах на...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...