Технологическая карта урока "Шерсть. Шерстяное волокно"
план-конспект занятия (7 класс)
Технологическая карта урока "Материаловедение". Тема "Шерсть и шерстяное волокно"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя | Назарова Светлана Викторовна |
Предмет / Класс / Автор УМК | Технология, 7 класс, В.В. Воронкова |
Место урока по теме | Урок № 1, Тема: Материаловедение |
Тема урока | Шерсть. Шерстяное волокно. |
Тип урока | комбинированный, адаптивный урок с использованием элементов модульного обучения. |
Цели урока | Познакомить с волокном шерсти. Научить распознавать шерстяное волокно.
|
Технологическая карта урока
Планируемые результаты
УУД | |||
базовые | познавательные | коммуникативные | личностные |
Формирование знаний о волокнах, основные свойства шерстяного волокна | Извлечение необходимой информации из рассказа, презентации о шерстяном волокне | Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала. | Личная ответственность за результаты своей деятельности. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия |
ХОД УРОКА
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | |
1 | Организационный | организовать рабочую обстановку на уроке, воспитание привычки к быстрому переходу от отдыха во время перемены к рабочему состоянию во время урока. | фронтальная | 1 слайд Организует взаимное приветствие. Проверяет готовность учащихся к уроку. Проводит инструктаж по раздаточному материалу. Проверяет готовность мастерской. Организует работу по листу «Задания для учащихся» – подготовительный этап (см. приложение №1) | Проверяют свою готовность. Приветствуют учителя. Знакомятся с раздаточным материалом. Работают по подготовительному этапу. Проводят самооценивание. Личностные: самоорганизация Регулятивные: способность регулировать свои действия | Организована рабочая среда |
2 | Актуализация знаний | Закрепить знания учащихся о волокнах. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная индивидуальная |
(нить основы и утка)
( полотняное)
Убедимся в этом. Проведем опыт, (используя лупу) ( Выдерните ниточку из ткани, расщепите её. Что вы видите? Она состоит из крошечных тонких и коротких волосков - волокон, в х/б - это растительные волоски, в льняной- волокна льняного стебля - называются прядильными волокнами.)
В 5 и 6 классах мы знакомились с волокнами и говорили, что все волокна делятся на ...(продолжите) ( по ходу ответов детей на доске составляется схема Слайд 4 Итог: Волокна бывают натуральные и химические. Натуральные волокна это те, которые существуют в природе. Натуральные подразделяются на растительного и животного происхождения. Растительные это лен и хлопок. Волокна хлопка – короткие, матовые, мягкие, прочные, хорошо пропускают воздух, впитывают влагу. Волокна льна - толстые, прямые, очень прочные, жесткие на ощупь, быстро впитывают влагу, пропускают воздух.
| Отвечают на вопросы делают выводы. Зарабатывают жетоны за правильные ответы Записывают в листы свои наблюдения Проводят исследование, делают выводы Слушают учителя отвечают на вопросы, наблюдают за составлением схемы Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание Слушают учителя смотрят презентацию Подсчитывают заработанные жетоны и записывают в листы | Актуализация знаний по теме. Закрепление понятий выявленных в исследовательской деятельности. Умение работать в группе, понимание информации представленной в схеме Умение подсчитывать свои баллы |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | обеспечить осознание цели урока, вызвать личную заинтересованность в предстоящей деятельности | Фронтальная |
Программа предмета «Швейное дело» состоит из модулей. Сегодня мы будем работать по модулю который называется «материаловедение». Это модуль по изучению свойств волокон и ткани. В 5 и 6 классах вы уже знакомились с такими волокнами как лен и хлопок. Сегодня мы познакомимся еще с одним видом волокна. А вот какое волокно мы сегодня будем изучать попробуйте догадаться разгадав загадки. Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца) 5 слайд________________________________ С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова, Лыко дерет, А лаптей не плетет (Коза) _6 слайд__________________________________________ Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд) 7 слайд
-Какое отношение имеют все эти животные к нашему уроку? С овцы получают шерсть, а шерсть - натуральное волокно. 8 слайд - Определите тему нашего урока.
- Правильно, сегодня мы с вами изучим, натуральное волокно животного происхождения – шерсть и как получают пряжу из шерстяного волокна. 9 слайд Подумайте и определите цели урока. Цель урока: Познакомиться с шерстяным волокном и научиться его определять
| Слушают учителя отгадывают загадки, смотрят презентацию Коммуникативные УУД владение речью, умение выражать мнение. вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные УУД: давать определения новым понятиям темы Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; структурировать знания; Отвечают на вопросы Определяют тему и цели урока, записывают в листы Подсчитывают заработанные жетоны и записывают в листы | Умение сотрудничать, работать в группе, понимать информацию, отгадывать загадки, соотносить представленный материал с учебной задачей. Умение определять тему и цель урока Умение производить подсчеты своих баллов |
4 | Первичное усвоение новых знаний | подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер познавательной деятельности учащихся,. . | Фронтальная индивидуальная | 10 слайд
С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло. В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма. Чтобы не ошибиться вам нужно знать состав ткани и её свойства. Ткани из шерстяных волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. 11 слайд С незапамятных времен люди использовали для изготовления тканей шерсть. С той самой поры, как стали заниматься скотоводством. В дело шли шерсть овец, коз, верблюдов, кроликов, собак, ламы, альпака. 12 слайд Шерсть —собранный для переработки волосяной покров животных. По названию животного шерсть называют овечьей, верблюжьей и козьей. Основную массу шерсти получают с овец. Овец стригут один раз или в некоторых случаях дважды в год. С одной овцы получают от 2 до 10 кг шерсти. Шерстяной покров с овец снимают специальными ножницами или машинками состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном. ( новое слово вывешивается на доску) Для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, получаемую стрижкой или вычесыванием во время линьки верблюдов 13-14 слайд А еще шерсть можно получить с ангорских кроликов. Ангорская шерсть; Ангорское волокно или «ангора» — очень мягкая на ощупь шерстяная ткань с характерным нежным ворсом, которую получают из волосков ангорского кролика, который был так назван за свою длинную шерсть по аналогии с одноимённой козой. Ангорская коза так называется потому что живет она в турецком местечке Ангора. 15 слайд. Что же из себя представляют шерстяные волокна? (образец шерсти неочищенной, очищенной, пряжи) 16 слайд волокна имеют следующие свойства: они короткие, цвет волокна зависит от природного цвета шерсти животного, бывают толстые и тонкие, мягкие, пушистые, сильно извитые, обладают высокой гигроскопичностью, то есть хорошо впитывают в себя влагу и медленно сохнет, упругие (изделия мало мнутся), стойкие к воздействию солнца (выше, чем у хлопка и льна), а вот прочность их ниже, чем у хлопка. 17 слайд После стрижки шерсть подвергают первичной обработке: её дезинфицируют, сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой для удаления жира, сушат в сушильных машинах горячим воздухом. Затем полученное шерстяное волокно упаковывают в кипы и отправляют на прядильные фабрики, где из него вырабатывают пряжу. 2.Организует оценочную деятельность | Слушают учителя смотрят презентацию Слушают учителя, вспоминают этапы обработки волокон | Умение сотрудничать, анализировать, делать выводы из представленной информации. Умение производить подсчеты своих баллов |
5 | Первичная проверка понимания | закрепить и систематизировать представления учащихся о шерстяном волокне и его свойствах, формировать запланированные умения и навыки. | Фронтальная Индивидуальная Парная Фронтальная Индивидуальная | 1. Организует работу учащихся на этапе «Моё исследование» (см. приложение 1). 2. Организует индивидуальную работу с учащимися 3.Организует проведение исследования по плану. 4. Организует взаимопроверку 4. Организует обобщающую беседу по результатам исследований. Вывод: Волокна шерсти короткие, длинной от 1до 4,5 см. Цвет волокна зависит от природного цвета шерсти животного. Шерстяное волокно хорошо окрашивается в любой цвет. По толщине волокна бывают толстые и тонкие. Волокна шерсти мягкие, пушистые, сильно извитые, упругие, прочность их ниже, чем у хлопка. Шерстяное волокно отличается хорошими гигроскопическими свойствами: впитывает влагу и медленно сохнет. От действия тепла и влаги волокно шерсти приобретает способность к сильному растяжению. Это позволяет при влажно-тепловой обработке придавать необходимую форму изделиям из шерстяной ткани. Отрицательным свойством шерстяного волокна является его пылеемкость и способность к сильному уплотнению – сваливанию. Шерстяное волокно горит слабо, на конце образуется шарик – спек черного цвета, при горении чувствуется запах жженого пера. 5. Организует оценочную работу с жетонами. 6.Организует проведение физминутки Физминутка: Гимнастика для глаз: Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5-7 раз.
| Слушают учителя, знакомятся с листом «Моё исследование» Проводят исследование Проводят взаимопроверку Слушают, запоминают Познавательные УУД: умение анализировать, извлекать информацию из учебника, применять полученные знания на практике Регулятивные УУД: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные УУД: слушать и слышать собеседника, учителя. Подсчитывают жетоны, записывают в листы Выполняют упражнения | Умение работать самостоятельно , принимать помощь учителя, работать в парах, выполнять взаимопроверку |
6 | Первичное закрепление | добиться повышения уровня осмысления материала, глубины его понимания. Развитие соответствующих навыков и умений. | Фронтальная Индивидуальная Парная Фронтальная Индивидуальная |
| Слушают учителя Выполняют задание Проверяют себя по листу проверки Слушают учителя Подсчитывают жетоны, записывают в листы Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Умение работать по алгоритму, самостоятельно, проводить самопроверку |
7 | Подведение итогов занятия Рефлексия | подведение итогов работы на уроке. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная |
Действия: Сосчитай сложением все баллы в знаках. Определи оценку. Если у тебя от 15 до 12 баллов, твоя оценка «5». Если у тебя от 11 до 9 баллов, твоя оценка «4». Если у тебя от 8 до 3 баллов, твоя оценка «3».
| Считают свои баллы и определяют оценку Отвечают на вопросы: Что понравилось? Что нового узнали? Интересно было работать по такой схеме? Личностные УУД: умение провести самооценку Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Умение оценивать свою деятельность, высказывать свое отношение к деятельности |
Задания для учащихся группы
Этапы урока | Цель и действия | Подсказки и результаты | ||||||||||||||||||
Подготовительный | Цель: подготовить рабочее место и подготовиться самому к уроку. Действия: Проверь на своём столе дневник, задания, ручку, карандаш, резинку. Оцени свою готовность. | Если всё на месте и ты подготовился в перемену – поставь себе 2 балла. | ||||||||||||||||||
Повторение | Цель: повторить сведения о волокне. Действия: Отвечай на вопросы. ОПЫТ: Выдерните ниточку из ткани, расщепите её. Что вы видите? Выбери единственно правильный ответ:
| Отвечай на вопросы и зарабатывай жетоны. Сосчитай жетоны и запиши их количество. | ||||||||||||||||||
Определительный этап | Цель: определить направление. Действия: слушай учителя. Запиши тему урока и подумай над целью. Тема урока: Цель: ___________________________________________________________________ | Старайся чаще отвечать, поднимай руку и зарабатывай жетоны. Сосчитай жетоны и запиши их количество. | ||||||||||||||||||
Моё исследование | Цель: Определить волокно шерсти. Действия: Открой план проведения исследования. Внимательно читай и отвечай на вопросы. Ответь на вопросы: 1.Как определили волокно шерсти?_________________________________________ 2.Что называют шерстью? 3.Какое животное дает самое большое количество шерсти? Внимание! Если затрудняетесь ответить, вам поможет учебник на стр. 82 | |||||||||||||||||||
Проверочный | Цель: применить свои знания, определить, какие свойства имеет волокно шерсти. Действия: Заполни таблицу используя, материал на стр.82-83 учебника
Слова для записи: толстые, упругие, мягкие, пушистые, сильно извитые, цвет зависит от природного цвета шерсти животного, прочность ниже чем у хлопка, длина от 1 до 4,5 см. | Работай аккуратно. Проверяй свою работу по листу проверки Оцени каждое задание. Сосчитай жетоны и оцени свою работу. | ||||||||||||||||||
Оценочный | Цель: оценить себя. Действия: Сосчитай сложением все баллы в знаках. Определи оценку. Если у тебя от 15 до 12 баллов, твоя оценка «5». Если у тебя от 11 до 9 баллов, твоя оценка «4». Если у тебя от 8 до 3 баллов, твоя оценка «3». |
План исследования.
Тема: «Свойства шерстяного волокна».
Цель: определить шерстяное волокно
Оборудование: образцы волокон.
Ход работы:
- Рассмотреть образцы волокна. Определить шерстяные волокна по внешнему виду и на ощупь. Разложить на две группы. В первую группу шерстяные волокна, во вторую все остальные.
- Проверить волокно на разрыв. Рассмотреть как выглядит разрыв в виде ватки или кисточки.
- Ответь на вопросы.
Внимание: Тебе может помочь учебник открой на стр.82. Внимательно прочитай. Если есть вопросы спроси у учителя.
Проверочный лист.
Свойства волокон шерсти.
Вид волокна | Цвет | упругость | Длина | Толщина | Мягкость | Извитость | Прочность |
шерстяное | Зависит от природного цвета шерсти животного | упругие | От 1 до 4,5 см | Толстые и тонкие | мягкие | Сильно извитые | Прочность ниже чем у хлопка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Натуральные волокна животного происхождения. Технологическая карта урока в 6 классе.
В материале содержится технологическая карта урока с приложениями, а также презентация по теме урока....
Технологическая карта урока технологии 5 класс Текстильные волокна
Знакомство с основами материаловедения, с видами растений, используемых для получения тканей, классификацией волокон, этапами производства ткани....
Технологическая карта урока по технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока: «Материаловедение. Натуральные волокна. Изготовление куклы-Крупяницы».
Технологическая карта урока – 7 класс (для детей с ОВЗ). Тема урока: «Материаловедение. Натуральные волокна. Изготовление куклы-Крупяницы»Цель: Обобщение знаний о видах на...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...