Народные игры -как средство нравственного воспитания в ДОУ
статья

Матвеева Дэжэд Владимировна

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами бурятской народной культуры, отдает предпочтение бурятским народным играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Матвеева Дэжэд Владимировна

Учитель бурятского языка

МБДОУ «Детский сад № 89 «Журавлёнок» компенсирующего вида

Город Улан-Удэ

Аннотация и ключевые слова: В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами бурятской народной культуры, отдает предпочтение бурятским народным играм.

Дети,игры, культура, традиции, развитие, воспитание.

Народные игры –как средство нравственного воспитания в ДОУ

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами бурятской народной культуры, отдает предпочтение бурятским народным играм.

Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр принимают участие не только воспитатели и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому воспитанию продумывает комплекс разучиваемых движений; логопед формирует сенсомоторную сторону речи, корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания.

На праздниках и развлечениях также используем народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок». «Юрта»; хороводные – «Ёхор»,«Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка», «Варюжки»; игры-состязания – перетягивание каната,борьба, стрельба из лука, конные  скачки, игра в лодыжки  и т.д. в такие игры вовлекаются не только дети, но и воспитатели и родители воспитанников.

В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Телефон».

Мы считаем, что использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность бурятского народа, колорит его обычаев, своеобразие бурятского языка, сформировать интерес к бурятской народной культуре, к ее традициям.

Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Редко встречаются оригинальные идеи в играх, интересные повороты в их сюжетах. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое.

Большинство родителей убеждены, что просто играть, баловать, разговаривать с ребенком совершенно недостаточно. Чтобы идти в ногу со временем, с малышом «надо заниматься». Таким образом, в тот период, когда у ребенка в норме должно развиваться правое (художественное, синтетическое) полушарие головного мозга, то есть формируется целостная картина мира, его загружают ненужными на тот момент знаковыми системами (буквами, цифрами), стимулируя тем самым левое (аналитическое) полушарие, на работе которого и так построена система школьного образования.

Важно развивать у дошкольников  внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов. Приобретенные навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями. И формировать эти навыки надо незаметно для ребенка, в игре. Поэтому в детском саду широко используем игры на становление познавательных процессов.

Например:

Игры на развитие различных видов памяти: «Запоминалки», «Чего не стало», «Телеграмма», «Художники» и другие.

Игры на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребенка: «Ласковые шаги», «Подарок», «Добрые волшебники», «Паровозик с именем», «Комплименты» и другие.

Игры на развитие мыслительных операций: «Лишнее слово», «Говори наоборот», «Четвертый лишний», «Хитрые задачки», «Подбери словечко», «Быль и небыль», «Загадочные слова» и другие.

Игры на развитие воображения: «Что было», «Что будет», «Кто придумает конец, тот и будет молодец» и другие.

Игры на снятие эмоционального напряжения.

В такие игры дети играют с удовольствием и интересом, они становятся увереннее в себе, своих силах. Причем это сказывается как в общении со сверстниками, так и в поведении на других занятиях. У них развиваются навыки общения, формируются предпосылки дальнейшей успешной учебной деятельности.

 Весёлые подвижные игры  - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как и сказки и песни.

Народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей,  водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки и салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и с плясками. Для всех народных игр характерна любовь человека к веселью, удальству.

        Народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Народные игры" как средство воспитания

Проект "Народные игры" содержит описание подготовительной работы, участников. Можно использовать игры, своего региона, игры народов,проживающих в вашей местности....

Компьютерная игра как средство нравственного воспитания младших школьников

Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование....

Героические страницы нашей истории на примере Народного Ополчения 1612 года (Дня Народного Единства), как средство патриотического воспитания учащихся.

На мой взгляд, основной проблемой, является реализация патриотического воспитания в массах, а также заинтересованность детей этим вопросом. На практике мною не единожды выяснено, что если стараться во...

Мальцева Т.В. Методические рекомендации. Русский народный танец как средство нравственно-эстетического воспитания детей.

Одним из средств развития и формирования двигательных навыков у детей выступает занятие хореографией. Хореография способствует не только развитию навыков здорового образа жизни ребенка, но и позволяет...

Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников"

проект в подготовительной группе воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны...

Ознакомление с народными традициями как средство нравственного воспитания дошкольников

Одна из проблем дошкольного образования заключается в том, что воспитание детей проводится без соблюдения исторической преемственности поколений, без ознакомления с историческим прошлым народов, идеям...

«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...