Ознакомление с народными традициями как средство нравственного воспитания дошкольников
статья
Одна из проблем дошкольного образования заключается в том, что воспитание детей проводится без соблюдения исторической преемственности поколений, без ознакомления с историческим прошлым народов, идеями народного воспитания. Только народное воспитание, как отмечал К.Д. Ушинский, является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает чрезвычайную влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_narodnye_traditsii.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Евстигнеева Елена Александровна,
Титовская Анжелика Эдуардовна,
воспитатели
МБДОУ Детский сад № 2
Россия, Ростовская область, г. Таганрог
Ознакомление с народными традициями как средство нравственного воспитания дошкольников
Одна из проблем дошкольного образования заключается в том, что воспитание детей проводится без соблюдения исторической преемственности поколений, без ознакомления с историческим прошлым народов, идеями народного воспитания. Только народное воспитание, как отмечал К.Д. Ушинский, является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает чрезвычайную влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека.
Происходящие серьезные преобразования в экономической, политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть содержание дошкольного образования. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времен, народная точка зрения на мир, на место человека в этом мире. Не случайно во всех странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре и традициям – отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранении и укреплении национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, способность к общению, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой придерживаются сотрудники нашего ДОУ.
Применение народных традиций в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения находит свое выражение в ознакомлении с такими средствами народной культуры как: родной язык, фольклор, национальные обычаи и культурно-исторические традиции народа, народное искусство, ремесла и промыслы, народные праздники, обряды, символы и народный календарь, мудрые заповеди народной морали, детские игры.
Личный опыт работы убеждает, что введение в образовательный процесс разнообразных мероприятий, посвящённых ознакомлению с традициями родного народа имеет большое воспитательное значение: помогает выявлению общих закономерностей, приводит к диалогу культур в поликультурном пространстве, вносит разнообразие в воспитательный процесс и оказывает положительное влияние на отношения дошкольников к культуре своего и других народов.
Малые фольклорные формы: частушки, сказки, песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки – это кладезь, несущий познавательный и воспитательный потенциал. Они сохраняют для нас особенные черты, присущие только русскому характеру, нравственные ценности, представления о красоте, доброте, храбрости, трудолюбии, правде, верности. Поговорки и пословицы – это сжатые, краткие изречения, которые сложились на основе векового жизненного опыта. В них очень точно и кратко оценивают жизненные ситуации и позиции, восхваляют положительные качества, подвергают высмеиванию человеческие недостатки. Они являются незаменимым, богатейшим источником как нравственного, так и познавательного развития детей.
Душа народа в народных песнях – это целый философский мир, выраженный поэтическими формами. Их главная цель – выработать эстетические вкусы и взгляды, привить любовь ко всему прекрасному. Все события жизни народа сопровождались песней, поэтому в ней собрано все: радость, горе, переживания, гордость. В этом и есть педагогическая ценность народной песни.
Важнейшее воспитательное средство – народные сказки. Русские педагоги всегда высоко оценивали воспитательный и образовательный потенциал народных сказок и рекомендовали широко использовать их в своей работе.
Народные игры – это неотъемлемая часть воспитания. В игре дети проживают, проигрывают различные роли, развиваются физически и нравственно. Народные игры имеют многовековую историю: из глубокой старины дошли они до наших дней, хранимые и передаваемые из поколения в поколение, вбиравшие в себя все самое лучшее из национальных традиций.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из первых праздников встречи весны является «Масленица», затем «Жаворонки» (22 марта в день Весеннего равноденствия). Организуя проект, мы поставили перед собой цель познакомить детей с обычаями и традициями, дать детям возможность понять всю глубину, широту и смысл встречи весны.
Народные праздники, традиции должны использоваться в работе с детьми. Это клад, накопленный и сохраненный для потомков, вобравший в себя ценные наблюдения за тем, что нас окружает: погодные изменения, поведение животных и птиц, особенности времен года и связанные с этим труд, жизненный уклад, различные стороны жизни человека. Это история народа, народная мудрость. Народные праздники с песнями, хороводами, обрядами и, конечно же, играми – это источник внутренней энергии понимания и познания жизни нашего народа. Праздники впитали в себя веселье и отдых, сказания и предания, по сути, это и есть история нашего народа. Многие праздники мы продолжаем отмечать, даже не отвечая на вопрос – почему? Генетически это нам близко, у нас есть потребность почувствовать себя частичкой чего-то значимого.
Представляем вашему вниманию проект «Как на Руси Весну встречали – величали», в котором представлена система работы по организации с детьми дошкольного возраста духовно-нравственного воспитания, культурного и творческого развития на основе традиций русской культуры.
Ведущей идеей нашего проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России, с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, произведениями устного народного творчества, народной музыкой, народными подвижными и хороводными играми.
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители воспитанников, воспитатель группы, музыкальный руководитель
Сроки реализации проекта: Среднесрочный
Актуальность:
Реализация данного проекта познакомит детей с народными традициями, обрядами встречи Весны на Руси, откроет возможность для эстетического и нравственного воспитания, поможет воспитывать в детях наблюдательность, умение замечать и объяснять изменения в природе, способность понимать, любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Цель: Формировать эмоциональную сферу ребенка, осваивая ценный опыт поколений.
Задачи:
- Знакомить детей с народными традициями встречи Весны на Руси
- Воспитывать интерес к старинным русским обрядам встречи весны на Руси в различных видах деятельности.
- Активизировать творческий потенциал каждого ребенка.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
-Постановка целей и задач;
-Изучение имеющихся условий для реализации проекта, подбор наглядно-дидактического материала;
-Создание развивающей предметно-пространственной среды;
-Информирование и привлечение родителей к проектной деятельности.
2 этап – основной
Дата | Виды деятельности | Ответственные |
На протяжении всего проекта | Слушание музыки:
| Воспитатель, музыкальный руководитель |
март | Презентация: «Весна» Цель: расширить представление детей о народном празднике – проводах Зимы и встрече весны. | Воспитатель |
март | Консультации для родителей «Как изготовить куклу – Мартиничку вместе с ребенком», «Лепим из соленого теста жаворонка». | Воспитатель |
март | Просмотр познавательного мультфильма «Песня жаворонка» Цель: расширить знания детей о первых вестниках весны на Руси- жаворонках | Воспитатель |
март | Занятие «День птиц» Цель: Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями встречи весны на Руси. | Воспитатель |
Февраль-март | Беседа «Что такое Веснянки - заклички» | Музыкальный руководитель |
Слушание и разучивание Веснянок Цель: познакомить детей с обрядовыми песнями – закличками Весны. | Музыкальный руководитель | |
март |
| Музыкальный руководитель |
апрель | Коллективная работа «Изготовление обрядовой березы» Цель: воспитывать интерес к народным обрядам | воспитатель |
апрель | Разучивание русской народной песни - хоровода «Травушка- муравушка» Цель: воспитывать любовь к русским народным танцам и хороводам | Музыкальный руководитель |
апрель | Изготовление кукол - мартиничек Цель: Познакомить детей с историей создания кукол и техникой изготовления Мартиничек.. | воспитатель |
апрель | Просмотр отрывка мультфильма «Снегурочка» - «Песня и пляска птиц» Цель: расширение кругозора детей | воспитатель |
апрель | Изготовление птиц - тестопластика Цель: воспитывать интерес к старинным русским обрядам, формировать знания об обрядах встречи весны на Руси. показать приемы лепки из слоёного теста жаворонков | воспитаель |
апрель | Выставка совместных работ детей и родителей «Мартинички и жавороночки» из ниток и соленого теста | воспитатель |
апрель | Интегрированное занятие «Весну встречаем» | Воспитатель, музыкальный руководитель |
3 этап – заключительный
- презентация проекта.
В результате проведенного проекта:
- Развивающая среда группы пополнилась дидактическим материалом по данному проекту (папка передвижка «Весна», памятки для родителей по тестопластике и работе с нитками), иллюстрации по теме;
- Дети приобрели новые знания и познакомились с народными традициями встречи Весны на Руси.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей и родителей общими положительными эмоциями, способствуют формированию коллективных отношений. Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Таким образом, только целенаправленная систематическая и последовательная работа позволяет сформировать у детей глубокие знания и
представления о традициях русского народа, расширить их кругозор, познакомить с обычаями и традициями народа, проникнуться духом старины,
вызвать интерес и глубокое уважение к жизни и быту людей в прошлом, желание не только уважать, но и изучать и передавать новым поколениям накопленный опыт и традиции своего народа и вырасти настоящими патриотами своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"
Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...
Сценарий праздника, направленного на духовно-нравственное воспитание дошкольников в православных традициях «Пасху радостно встречаем, Вас на праздник приглашаем!».
Данное мероприятие рассчитано на детей средних и старших возрастных групп дошкольного учреждения, а также разновозрастных групп малокомплектных детских садов....
"Использование лучших традиций народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Консультация для педагогов и родителей...
«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»
Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...
Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника
Мы с вами живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети расту...
Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников"
проект в подготовительной группе воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны...
П Л А Н Воспитателя по самообразованию «Русская народная сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»П Л А НВоспитателя по самообразованию«Русская народная сказка – средство ду...