Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников"
проект по краеведению
проект в подготовительной группе воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2022-2023.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко»
Ибресинского района Чувашской Республики
Подпроект
в подготовительной группе
воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны
Тема: Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников.
Ибреси, 2022 г.
ПАСПОРТ ПОДПРОЕКТА
Тема подпроекта: «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников».
Автор подпроекта: Яковлева Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района Чувашской Республики.
Место реализации подпроекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района Чувашской Республики.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к нравственным ценностям посредством использования чувашских народных праздников.
Задачи:
- Повысить интерес дошкольников к чувашским народным праздникам.
- Сформировать представление педагогов о значении чувашских народных праздниках в нравственном воспитании дошкольников.
- Пополнить предметно-развивающую среду в группе детского сада в соответствии с выбранной темой.
- Повысить педагогическую компетентность родителей по ознакомлению детей с чувашскими народными праздниками. Привлечь родителей к участию в праздниках.
Участники проекта: Подпроект предусматривает участие родителей, детей старшего дошкольного возраста и педагогов.
Сроки проведения: октябрь 2022 – апрель 2023 г.
Гипотеза проекта – изучение традиций своего народа, совместное проведение с родителями и детьми чувашских праздников сформируют у участников интерес к традициям, любовь и уважение к народу.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформирован повышенный интерес к чувашским народным праздникам.
- У педагогов сформированы представления о значении чувашских народных праздниках в нравственном воспитании дошкольников.
- В группе пополнен уголок «Родная культура – неотъемлемая часть души ребёнка» (подобран наглядный и иллюстративный материал, оформлена картотека чувашских народных праздников, разработаны сценарии праздников, оформлена презентация для воспитателей).
- У родителей сформирована педагогическая компетентность по ознакомлению детей с чувашскими народными праздниками. Родители привлечены к участию в праздниках.
АКТУАЛЬНОСТЬ
На современном этапе задача всех образовательных учреждений - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от его интеллектуального, нравственного и культурного уровня развития во многом зависит будущее общества.
Решение проблемы духовно нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (2012). В данном документе и в « Национальной доктрине образования Российской Федерации» (2000) отмечается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, развитие культуры межэтнических отношений.
В 1993 году в Чувашской Республике вышел закон «О языках в Чувашской Республике», в котором указано, что граждане республики должны бережно относиться к родным языкам, как к хранилищу духовного и культурного наследия предков, взаимно уважать языки и традиции.
Г.Н. Волков, впервые в науке применивший термин «этнопедагогика», отмечал: «… без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа».
Первой ступенью в механизме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные образовательные учреждения.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Именно в дошкольном возрасте, как отмечает Б.И.Неменский, - «Необходимо привязать ребёнка всеми чувствами, эмоциями к дереву культуры своего народа».
В ФГОС дошкольного образования в качестве основополагающих принципов дошкольного образования определены принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёта этнокультурной ситуации развития ребёнка, что предполагает введение этнокультурной составляющей в содержание образования.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 1 – Этапы реализации проекта
Наименование этапа | Целевая аудитория | Содержание |
Подготовитель-ный этап | С педагогами, муз. рук. | -создание творческой группы для разработки проекта; -подбор кадров для реализации проекта; -утверждение проекта; -изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы; -анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по тематике проекта. |
С детьми | -рассматривание иллюстраций, открыток; -беседа с целью выявления уровня знакомства с чувашскими народными праздниками. | |
С родителями | -проведение анкетирования с целью изучения готовности принятия участия в проекте; -проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом. | |
Основной этап | С педагогами, муз. рук. | -проведение консультаций, педагогических советов; -разработка методических рекомендаций. |
С детьми | -непосредственно-образовательная деятельность («В деревне у бабушки», «Гуляй, Масленица!», «Пасха», «Кукла – Масленица») -экскурсия в детскую библиотеку п. Ибреси; рассказ библиотекаря с показом слайдов «Народные праздники и традиции» -чтение художественных произведений «Как весна зиму провожала», пословиц, поговорок, загадок, легенд; -проведение тематической недели, посвященной дню чувашской культуры; -организация чувашских народных праздников («Рождество», «Масленица», «Пасха») -разучивание песен «Масленица идет» и т.д.; игр «Передача платочка», «Разорви цепь», «Каравай». | |
С родителями | -проведение родительских собраний; -участие в совместном мероприятии с детьми («Рождество», «Масленица»); | |
Заключительный этап | С педагогами, муз. рук. | -выступление на педагогическом совете (обсуждение результатов реализации проекта). |
С детьми | -проведение повторной беседы с целью выявления уровня знакомства с чувашскими народными праздниками; -организация выставки детских работ; | |
С родителями | -общее родительское собрание (подведение итогов). |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 2 – План реализации проекта
Этапы проекта | Наименование мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
Подгото-вительный | 1.Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы. 2.Разработка перспективных планов НОД по формированию у детей нравственных ценностей через использование чувашских народных праздников. | 1-2 неделя октября, 2022г. | Воспитатель |
Беседа с целью выявления уровня знакомства детей с чувашскими народными праздниками. | 3 неделя октября, 2022 г. | Воспитатель | |
Проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом. | 4 неделя октября, 2022г. | Воспитатель | |
Основной | 1.Презентация проекта для педагогов ДОУ «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников». 2. Презентация проекта для родителей «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников» | 1 неделя ноября, 2022г. | Воспитатель |
Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с нравственными ценностями через использование чувашских народных праздников: - «В деревне у бабушки»; - «Гуляй, Масленица!» - «Пасха» -«Кукла – Масленица» | в течение реализации проекта | Воспитатель | |
Проведение тематической недели, посвящённой дню чувашской культуры | 1 неделя апреля, 2023 г. | Воспитатель Муз. рук. | |
-Показ непосредственно образовательной деятельности «Пасха». | 2 неделя апреля, 2023 г. | Воспитатель | |
Совместное проведение чувашского народного праздника «Рождество» | 1 неделя января, 2023 г. | Воспитатель Муз. рук. | |
Совместное проведение праздника «Масленица» | 3 неделя февраля, 2023г. | Воспитатель Муз. рук. | |
Заключи-тельный | Проведение повторной беседы с детьми с целью выявления уровня знакомства с чувашскими народными праздниками | 3 неделя марта, 2023г. | Воспитатель |
Общее родительское собрание (подведение итогов) | 2 неделя апреля, 2023г. | Воспитатель |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформирован повышенный интерес к чувашским народным праздникам.
- У педагогов сформированы представления о значении чувашских народных праздниках в нравственном воспитании дошкольников.
- В группе пополнен уголок «Родная культура – неотъемлемая часть души ребёнка» (подобран наглядный и иллюстративный материал, оформлена картотека чувашских народных праздников, игр, разработаны сценарии праздников).
- У родителей сформирована педагогическая компетентность по ознакомлению детей с чувашскими народными праздниками. Родители привлечены к участию в праздниках.
Критерии оценки эффективности:
1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
3. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Богатеева З. А. Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья. – Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2015. – 123с.
- Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа: метод.пособие / под ред. И. В. Михайловой, Е. И. Николаевой. – Чебоксары, 2013. – 255с.
- Праздники на земле Улыпа: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ под ред. Р.Б. Кузьминой. – Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006. – 204 с.
- Культура Чувашского края.учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др.; сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 1995.– 350 с.
- Парамонова, Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – 155с.
- Программа От рождения до школы под ред. Н. Е Вераксы, Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
- Проектная деятельность в детском саду: метод.пособие / авт.-сост. Н.А. Васильева.- Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 200с.
- Харченко Т. Без прошлого нет будущего / Т. Харченко. // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 2. — 121с.
- Чувашские легенды и сказки. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. – 190 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника, направленного на духовно-нравственное воспитание дошкольников в православных традициях «Пасху радостно встречаем, Вас на праздник приглашаем!».
Данное мероприятие рассчитано на детей средних и старших возрастных групп дошкольного учреждения, а также разновозрастных групп малокомплектных детских садов....
Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника
Представленный материал познакомит педагогов ДОУ с системой работы по приобщению детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству....
«Народные праздники – как средство нравственного и познавательного развития дошкольников»
«Народные праздники – как средство нравственного и познавательного развития дошкольников»Музыкальный руководитель МДОБУ №17 «Родничок» п. Восход Чуевская Наталья Ивановна...
«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»
Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...
Ознакомление с народными традициями как средство нравственного воспитания дошкольников
Одна из проблем дошкольного образования заключается в том, что воспитание детей проводится без соблюдения исторической преемственности поколений, без ознакомления с историческим прошлым народов, идеям...
П Л А Н Воспитателя по самообразованию «Русская народная сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»П Л А НВоспитателя по самообразованию«Русская народная сказка – средство ду...
Народные игры -как средство нравственного воспитания в ДОУ
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами бур...