“Методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек PECS”
статья
Предварительный просмотр:
“Методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек PECS”
Методика альтернативной коммуникации с использованием картинок, известная как PECS (Picture Exchange Communication System), представляет собой эффективное средство для развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
Карточки PECS - это альтернативный способ коммуникации, способ, который даёт возможность выразить ребенку свои желания и потребности, а педагогу донести до ребёнка слова и их значения.
С карточками PECS формируется понимание речи у ребёнка, а благодаря этому ребенок начинает понимать значение слов, просьб и намерений.
Из своей практике с детьми с ОВЗ могу сказать, что PECS - это самый наглядный и простой способ коммуникации с аутичным неговорящим ребенком. В сложных случаях, речь может запускаться годами, а общаться с помощью карточек он может хоть завтра. С их помощью ребенок с сенсорной или сенсомоторной алалией должен понять, для чего вообще люди общаются.
PECS снимает негативизм, убирает часть истерик, которые происходят из-за того, что ребенок хочет что-то, но не может этого объяснить словами.
Это развивает понимание речи и пассивную речь. Ребенок видит картинку, видит подпись, слышит название предмета - и все это связывается в один образ. И это подталкивает к развитию устной речи.
В тяжелых случаях, когда речи и или ее понимания нет совсем, и не ожидается в перспективе, такой ребенок сможет общаться с окружающими людьми сначала через PECS, а потом через чтение и письмо. У PECS много уровней сложности, с их помощью можно строить довольно длинные предложения.
Это позволяет ребенку сообщать о жизненных потребностях: пить, болит голова и т. п.
Ребенок, обученный работать с коммуникативными карточками, как правило, более управляем. А педагоги также могут описывать свои инструкции и просьбы, обращенные к ребенку, карточками. Даже если ребенок понимает речь, в работе с ним часто используются педагогами визуальные подсказки, визуальное расписание, поведенческие карточки.
Целью использования карточек PECS в работе педагога, считаю создание условий для коррекции речевых и неречевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Но так как работа дефектолога с детьми с расстройством аутистического спектра предполагает только индивидуальные занятия, для своих занятий я разработала карточки с этапами индивидуального занятия. Это, своего рода, визуальное расписание, набор карточек с наглядными изображениями деятельности, которую необходимо выполнить.
Визуальное расписание — наиболее эффективный способ упорядочить учебную и бытовую деятельность детей с РАС. Поэтому визуальное расписание широко используется педагогами, ABA терапевтами и другими специалистами, которые работают с аутичными детьми. Визуальное расписание позволяет наглядно выстроить распорядок дня или последовательность заданий, которые необходимо выполнить.
Для детей с аутистическим спектром развития визуальное расписание не только полезно, но и крайне необходимо. Визуальное расписание в первую очередь подскажет вашему ребенку порядок событий, научит переходить от одного задания к другому, поможет самостоятельно структурировать свою деятельность.
Одна из основных целей карточек с этапами занятия - это предоставление ребенку с РАС выбора и возможности контролировать ситуацию.
По мере выполнения заданий, карточки с выполненными заданиями убираются педагогом. В конце цепочки карточек обязательным и неизменным остается изображение поощрения.
Методика PECS, первоначально предназначенная для детей с аутизмом, с течением времени продемонстрировала свою универсальность и эффективность и была успешно адаптирована для работы с детьми с различными нарушениями речи и развития. Ее преимущества заключаются не только в развитии базовых коммуникативных навыков, но и в улучшении эмоционального состояния детей, снижении агрессии и фрустрации, а также в стимулировании социальных взаимодействий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
система работы по развитию речи на уроках русского языка
Чтение является необходимым компонентом обучения русскому языку в школе, на базе которого развивается и совершенствуется умение излагать собственные мысли. Формируя у учащихся навыки чтения, учи...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»
конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...
Рекомендаций для родителей. "Ответы Почемучкам", «О методике М.Монтессори», Игры для развития речи (2-3 года).
Мгновенный ответОдной из главных рекомендаций для родителей является создание позитивной установки для ребенка.Мгновенный ответОдной и...
Авторская методика "Система работы по развитию речи глухих учащихся на уроках биологии"
Анализ данных об особенностях развития речи глухих учащихся на уроках естественнонаучного цикла позволяет сделать следующие выводы: речевое недоразвитие отрицательно ...