Финансовая грамотность у обучающихся
материал
Предварительный просмотр:
Формирование финансовой грамотности у обучающихся
Преподаватель информатики: Барменкова Оксана Николаевна,
2021-2022г.
Можно ли отказаться от использования денег? Имеют ли деньги цену? Кому выгоден кредит? Куда вкладывать деньги? Что такое инвестиции? Что такое кэшбэк? Как его копить? Новые времена ставят перед нами новые задачи. Для российского общества, с приходом рыночной экономики, стало необходимостью повышение финансовой грамотности. Рано или поздно любой человек задается вопросом, как же ему правильно обращаться с финансами, как увеличить его благосостояние? Почему у одних людей получается не только достойно зарабатывать, но и приумножить свои доходы, а у других любая сумма уходит, как вода в песок. Что нужно знать о деньгах и как правильно ими распоряжаться, чтобы их всегда и на всё хватало.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что финансовый аспект в наше время является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, который должен обладать знаниями и навыками управления финансовыми инструментами, способностью принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.
К сожалению, в настоящее время в России финансовая грамотность находится на низком уровне, большинство граждан не планируют доходы и расходы на ближайшее время и на перспективу; не умеют грамотно обращаться с активами; плохо осведомлены о потребительском и ипотечном кредитах, рынке ценных бумаг российских компаний; банковские карты держатели используют, в основном, для снятия наличных денег и т.д.
Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.
Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в колледже, поскольку в современном мире обучающиеся сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, колледж должен помогать студентам начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.
Цели изучения основ финансовой грамотности в колледже состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, социальной ответственности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации: свобода и многообразие форм собственности, единство экономического пространства, свобода экономической деятельности;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению экономических дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, 24 самоконтролю;
повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об экономической сфере человеческой деятельности, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей труженика и потребителя;
• овладению студентами умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни современного общества;
- формированию у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений, а также в семейно-бытовой сфере.
Финансовая грамотность формируется среди обучающихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика.
В «Методических рекомендациях для работников общеобразовательных учреждений по вопросам формирования финансовой грамотности у обучающихся», предлагают оптимальный способ конструирования содержательной линии по основам финансовой грамотности для студентов:
Уровень образования | Основные содержательные линии |
1 курс |
|
2 курс |
|
3 курс |
источниками экономической и финансовой информации |
4 курс |
Инвестирование и сбережения |
В нашем колледже отдельных тем для изучения финансовой грамотности не предусмотрено. Возможно внедрение в занятия по математике и информатике заданий, направленных на формирования этих навыков.
Обучающимся предлагаются следующие задания:
Задание 1.
Задание 2.
Данные задания формируют компетенции:
- -понимать общие принципы управления финансами;
- уметь давать оценку потребностям;
Закрепить работу с этими заданиями мы можем выполняя следующие задания:
На занятиях можно рассмотреть задания на тему: «Человек в экономический отношениях». Для этого рекомендуется использовать контекстные задачи, квесты, сюжетно-ролевые игры. Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом обучающихся (известное, данное); требованием (неизвестным), задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.
Для примера рассмотрим задание «Обмен, торговля, реклама»:
Контекстная задача:
Семья Петровых решила купить новый холодильник. Они обратились в магазин
«ТехДом», продавец-консультант предложил два холодильника.
Помоги выбрать холодильник для Петровых, используя данные в таблице технические и экономические параметры двух холодильников:
Показатели | Холодильники | |
«СТИНОЛ» | «Атлант» АКЦИЯ!!! | |
Технические: | ||
объём камеры, л | 200 | 250 |
срок службы, лет | 17 | 15 |
энергопотребление, квт:час/год | 230 | 200 |
стабильность температуры, баллы | 7 | 8 |
дизайн, баллы | 7 | 6 |
гарантийный срок работы без ремонта,лет | 2 | 3 |
Экономические: | ||
розничная цена | 250 | 300 |
стоимость доставки | 10 | 15 |
затраты на ремонт | 150 | 150 |
затраты на электроэнергию | 100 | 80 |
Какой холодильник лучше выбрать?
Почему ты так считаешь?
Задача направлена на понимание их финансовых сбережений и формирование принципов грамотного расхода своих денежных средств.
Можно рассмотреть тему: «Формирование семейного бюджета». Для этого предлагаются задания о структуре семейного бюджета, составление баланса доходов и расходов в форме игры, которая проходит в 4 этапа:
- 1-й этап Студенты: Составляют характеристику семьи, обсуждая вместе игровое имя, возраст, профессию, заработную плату (пособия, стипендия, пенсия) каждого члена семьи, возможные источники других доходов, итоговую сумму доходов всей семьи. Все эти данные заносятся в таблицу. Представляют свою семью.
- 2-й этап. Необходимо спланировать близко к реальной жизни предстоящие расходы за один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Данные вносят в таблицу.
- 3-й этап. Каждая «семья» получает индивидуальную ситуацию (см. Приложение 3). Необходимо принять решение и изыскать дополнительные доходы. «Семьи», обсуждая, принимают решения и рассказывают о них.
- 4-й этап. Подведение итогов и рефлексия. Высказывается «глава семьи» о поведении каждого «члена семьи». Обсуждают игру и проводят мониторинг игры.
Игра направленна на формирование основ финансовой грамотности, основ эффективного управления личным и семейным бюджетом. В рамках игры студенты начинают осваивать практические навыки составления семейного бюджета, постановки и достижения финансовых целей. А также сформируется понимание терминов «планирование семейного бюджета», «разумные потребности», «экономия», «накопления», «финансовые услуги»
В закреплении изучения темы «Виды и формы бизнеса», предлагаю дать домашнее задание: «Мой Start-up»:
Домашнее задание по теме «Виды и формы бизнеса»
«Мой Start-up».
- Нужно написать бизнес-проект своего start-up по критериям.
Start-up - это только что созданная молодая компания, фирма или проект, которая имеет уникальную идею или продукт и благодаря привлечению денег инвесторов желает заработать большую прибыль.
Что нужно рассказать о своем проекте:
- актуальность для территории (нет похожим бизнесов\фирм и т.д.)
- конкретные цели, задачи и результат
- разработанная схема реализации (можно пофантазировать)
- смета проекта (можно пофантазировать)
- трудности для реализации.
Данная работа познакомит обучающихся с основами создания бизнеса, позволит разработать конкретную смету для своего «бизнес-проекта, а также понимать общие принципы управления финансами, различать обязательные и дополнительные расходы.
Для обучающихся можно использовать, кейс-технологию. Например, тема
«Инфляция и семейная экономика».
Кейс «Семейный совет по смене работы одного из родителей»
Задача: Что делать в такой ситуации? Представим, что на вашем семейном совете предстоит обсудить, стоит ли маме переходить на новую работу. Дело в том, что она работает в одной фирме уже три года и получает зарплату 20 тыс. р. в месяц. Сейчас ей предложили такую же работу с такой же зарплатой, но пообещали ежегодно её увеличивать на процент инфляции. Теперь на семейном совете предстоит решить, стоит ли менять работу ради не очень понятного повышения зарплаты.
Термины: заработная плата, индексация заработной платы, уровень инфляции, уровень цен.
Дополнительные условия: изменение транспортных расходов, смена коллектива, изменение времени проезда до работы, уровень инфляции.
Это задание начинает формировать следующие компетенции:
- определять ресурсы, которые могут приносить доход, и находить способы увеличения доходов семьи;
- грамотно составлять семейный бюджет с учётом возможных рисков и финансовых потерь.
- оптимизировать расходы семейного бюджета;
- оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей семьи;
Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у обучающихся финансовой грамотности на занятиях является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику. А значит, финансовая грамотность обучающихся – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций. Классный час «Поговорим о деньгах»
Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций.Классный час «Поговорим о деньгах»...
Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций. Викторина "Угадай-ка"
Викторина "Угадай-ка" для учащихся 5 (6) класса Цели:1. Развитие интереса школьников к экономическим процессам, показанным в мультфильмах;2. Формирование экономического мышлени...
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЦЕЯ № 6 Г. НЕВИННОМЫССКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Экономическое образование является одним из важнейших факторов успешной социализации обучающихся....
Практика реализации программы дополнительного образования «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 8-9 классов
Данная статья написана по материалам моего выступления на научно - практической конференции для Восточной зоны Красноярского края от 30. 03. 2021 г....
Методическая разработка урока по финансовой грамотности для обучающихся 7 класса по теме Домашнее хозяйство
Цель урока - рассмотреть особенности организации домашнего хозяйства Задачи урока -образовательные:-рассмотреть понятия относящиеся к домашнему хозяйству и семейному бюджету;-познакомить уча...
Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год по учебному курсу «Финансовая грамотность » для обучающихся 5- 7 классов
Название курса: «Основы финансовой грамотности»Класс: для учащихся 5-7 классов ( в том числе детей ОВЗцели данного курса:- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обос...
Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся
Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся...